Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Абстрагирование

Наиме­нова­ние: Абстрагирование (образовано от латинского слова: abstractio — отвлечение, отделение, исключение).
Опреде­ление: Абстрагирование — это мыслительная деятельность, направленная на получение абстракций — идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории и другие, так и их системы.
Текст статьи: Авторы: В. С. Стёпин. М. А. Розов. Ф. И. Голдберг. Подготовка элект­ронной публи­кации и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­мация на этой стра­нице периоди­чески обнов­ляется. Послед­няя редакция: 21.10.2017.

Абстрагирование — это мыслительная деятельность, направленная на получение абстракций — идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории и другие, так и их системы (см. Абстракция). Абстрагирование представляет собой одну из наиболее важных операций мышления (см. Мышление) и необходимое условие познания мира путём формирования «вторичных образов» действительности (которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории, модели и другие абстрактные сущности, так и их системы).

Абстрагирование — универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание. Вместе с тем, будучи широко представленным в человеческом познании вообще, он приобретает статус метода только в научно-познавательной деятельности, наряду с другими методами научного познания (см. Методы научного познания). В европейской философии, науке и логике абстрагирование трактуется как логическая операция поэтапного мысленного членения рассматриваемого объекта или явления, продуцирующая понятия, которые, в свою очередь, образуют всё более общие образы действительности. В методологии науки процесс абстрагирования понимается как теоретическое обобщение, образуемое в результате отвлечения от несущественных сторон рассматриваемого объекта или явления для выявления наиболее существенных его черт. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения, образования понятий и категоризации (см. Категоризация).

В процедуре абстрагирования очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая — на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли абстрагирования: либо оно рассматривается как значимый источник поступления знаний о мире, либо как процедура, приводящая к их искажению и обеднению. Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления являются для них «посторонними» — по сути главный вопрос оперирования с абстракциями.

Применение абстрагирования в качестве метода научного познания, определяется типом ситуации, с которой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологии абстракция связана с представлением об относительной независимости явлений и их свойств и с отделением существенных свойств от несущественных. Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первоначального предмета другим. Перестройка касается либо образа изучаемого объекта (отбрасывание его несущественных свойств), либо эмпирического материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от свойственной ему несущественной информации).

Целевая характеристика абстрагирования может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные задачи и с включением её в более широкий контекст познавательной деятельности. На различении целевых характеристик строится и классификация типов абстракций:

  1. изолирующая абстракция соответствует цели вычленения и чёткой фиксации исследуемого явления;
  2. обобщающая абстракция соответствует цели получения общей картины явления;
  3. идеализация соответствует цели замещения реальной, эмпирически данной ситуации идеализированной схемой для упрощения изучаемой ситуации и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.

Реализация процесса абстрагирования включает два типа операций:

  1. оценка возможности и целесообразности замещения;
  2. акт замещения.

Продуктами процесса абстрагирования являются соответствующим образом преобразованные представления об исследуемом объекте или явлении. Обоснование абстракции осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отдельных явления), так и с точки зрения её целесообразности (которая определяется поставленной задачей).

Библио­графия:
  1. Виленкин Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки. — «ВД», 1974, № 2.
  2. Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. — М., 1961.
  3. Лазарев Ф. В. О природе научных абстракций. — М., 1971.
  4. Лазарев Ф. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5.
  5. Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. — М., 1960.
  6. Новосёлов M. M. Абстракция и научный метод. — В книге: Актуальные вопросы логики научного познания. — М., 1987.
  7. Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. — М., 1967.
  8. Розов М. А. Научная абстракция и её виды. — Новосибирск, 1965.
  9. Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2012.
  10. Стёпин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974.
  11. Стёпин B. C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
  12. Яновская С. А. Методологические проблемы науки. — М., 1972.
  13. Logic and Abstraction. — Goteborg, 1986.
  14. Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, Vol. 21, Ν 2.
  15. Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of Philos. Logic», 1987, Vol. 16, № 3.
  16. Schneider H. J. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. — Erlangen, 1970.
  17. Vuillemin J. La logique et le monde sensiable. Etude sur les theories contemporaines de l’abstraction. — P., 1971.
Источник: Абстрагирование. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7009
Авторы статьи: © В. С. Стёпин. М. А. Розов. Ф. И. Голдберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.