Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Противоположности

Наиме­нова­ние: Противоположности.
Опреде­ление: Противоположности — это парные, взаимосвязанные друг с другом, но взаимоисключающие и разнонаправленные сущности, и именно в силу этого взаимоисключения предполагающие наличие друг друга в рамках некоторого единого основания.
Текст: Авторы: В. С. Швырёв. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 07.12.2017.

Противоположности — это парные, взаимосвязанные друг с другом, но взаимоисключающие и разнонаправленные сущности, и именно в силу этого взаимоисключения предполагающие наличие друг друга в рамках некоторого единого основания. Факт взаимосвязанности противоположностей чаще всего интуитивно очевиден, хотя чёткое осмысление основания той или иной противоположности может представлять известные трудности, во всяком случае для обыденного сознания. Так, например, ясно, что «истина» и «ложь» выступают противоположностями по отношению к знанию и действительности, а «храбрость» и «трусость» представляют собой противоположные черты характера, проявляющиеся в реакции человека на опасность. Однако значительно труднее сформулировать, противоположностью чего является, напрмер, «добро» и «зло», и исследование этого вопроса составляет, как известно, достаточно сложную проблему философии, этики и связанных дисциплин. Иногда, но далеко не всегда, противоположности представляют собой крайние точки некоторого спектра вариации внутри континуума.

В целом, действительность пронизана противоположностями, что отражается как в обыденном сознании (например, «верх — низ», «тьма — свет», «правое — левое» и прочие), так и в научном мышлении (например, в физике — вещество и антивещество, положительный и отрицательный заряд, магнитные полюса, в механике — действие и противодействие, в химии — ассоциация и диссоциация, в биологии — наследственность и изменчивость, в физиологии высшей нервной деятельности — возбуждение и торможение, и так далее).

Уже в ранних мировоззренческих системах, возникавших на основе мифологического сознания, противоположности выступают как исходные начала мироориентации их бинарные оппозиции составляют парные структуры традиционного мировоззренческого сознания (бинарные оппозиции светлого и тёмного, правого и левого, мужского и женского, Инь и Янь в китайской мировоззренческой традиции и другие). Исходные бинарные оппозиции противоположностей выступали в качестве необходимо дополняющих друг друга первоначал универсума, динамики постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восстановления равновесия, которые обеспечивают состояние порядка в универсуме, его гомеостаз. Бинарности, выступавшие в качестве первоначал мифологического сознания, оказались исходным материалом и для формирующейся философской мысли, являвшейся в своих истоках рационализирующей рефлексией над мифологическим сознанием. Проблематика, связанная с пониманием соотношения противоположностей, находилась в центре внимания пифагорейцев, Гераклита, элеатов, впоследствии Платона и Аристотеля. Осмысление соотношения противоположности единого и многого, покоя и движения, подлинного знания и мнения, истины и заблуждения, добра и зла, бытия и небытия, свободы и необходимости и так далее выступили в качестве центральных тем философии. Фиксация подобных основополагающих противоположностей и анализ их соотношения задавали «силовое поле» напряжённости философского сознания на протяжении всей его истории.

Определённая интерпретация значимости движения философской и вообще теоретической мысли в поле исследования соотношения противоположностей содержится в диалектической традиции философии, более того, эта интерпретация определяет специфику самой этой традиции. Диалектика исходит из того, что известным образом понимаемое отношение противоположностей составляет внутреннюю основу существования всей действительности. В отличие от истолкования соотношения противоположностей как сосуществования того или иного типа, воспроизводства и восстановления при возможных изменениях соотношения, взаимодополнения, равновесия полярностей наподобие, например, магнитных полюсов и так далее, диалектика рассматривает отношения противоположностей как динамические противоречия, предполагающие активное взаимодействие, столкновения, «борьбу» противоположных начал, приводящее в конечном счёте к изменению первоначального состояния предмета, сторонами которого выступают эти противоположные начала и к устранению самих этих противоположностей в их исходной форме.

По Г. В. Ф. Гегелю, фиксация («тезис») и столкновение противоположности («антитезис», противоречие), согласно известной диалектической «триаде», сформулированной ещё И. Г. Фихте, должны приводить к «синтезу» противоположности, в котором «снимаются», диалектически отрицаются исходные противоположности. Этот синтез приводит к развитию предмета. Данный цикл повторяется на новой фазе его существования. При этом для Гегеля, в соответствии с его объективно-идеалистической философией, предметом, в рамках которого происходят все эти метаморфозы, выступает идеализированный предмет, предполагающий тождество мысли и реальности. Ф. Энгельс пытался осуществить материалистическую интерпретацию гегелевской диалектики, в частности, спасти гегелевскую «триаду» от обвинений в спекулятивности, рассматривая её в качестве универсального закона природы, общества и мышления, известного как «закон единства и борьбы противоположностей», в рамках которого истолковывались все многообразные формы соотношения противоположностей. Между тем критики этой универсализации, в частности К. Поппер, указывали, что многие примеры действительно существующих бинарностей противоположностей (например, магнитные полюса, ассимиляция и диссимиляция веществ, интеграл и дифференциал в математике и прочие) не могут быть истолкованы в духе «борьбы» противоположностей. В то же время было бы неоправданно априори отрицать возможность диалектической интерпретации соотношения противоположностей в определённых ситуациях. Конструктивный подход к анализу соотношения противоположностей должен, по-видимому, исходить из непредвзятого исследования различных их форм и видов.

Источник: Противоположности. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 07.12.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7355
Авторы статьи: © В. С. Швырёв. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.