- Jung C. G. Memories, Dreams, Reflections. — L., 1963. Р. 62–64.
- Jung C. G. Bewussnes und Unbewustes. Olten, 1971. S. 24.
- Манн Т. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. С. 307.
- Jung C. G. Memories, Dreams, Reflections. P. 130.
- Jung C. G. Uber die Psychologie des Unbewusten. — Frankfurt am Main, 1975. S. 72–73.
- Jung C. G. Psychologiy and East. — L., 1978. Р. 99.
- Jung C. G. Symbole der Wandlung. Zurich, 1952. S. 23., 1978. Р. 99.
- Jung C. G. Psychology and Religion. New Haven, L., 1938. Р. 58.
- Jones H. The Gnostic Religion. Boston, 1963. P. 328.
- Jung C. G. Psychology and Religion. P. 64.
- Jung C. G. Uber die Psychologie des Unbewussten. S. 119.
- Юнг впервые использовал термин «мистическое участие», заимствовав его у антрополога Леви-Брюля, в 1912 году для обозначения таких отношений между субъектами, при которых один человек стремится добиться влияния на другого. Мистическое участие, или проективная идентификация, представляет собой вид психологической зашиты, в особенности в детском возрасте, но встречается также и во взрослой патологии. В повседневной жизни мистическое участие может проявляться в ситуации, когда, скажем, два человека могут предвосхищать желания друг друга, заканчивать начатую другим мысль и тому подобное.
- Комплекс — важное понятие аналитической психологии, основанное на опровержении идеи о «многоликости» личности. По определению самого Юнга «комплексы суть психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно несовместимых друг с другом тенденций». Комплексы влияют на поведение человека, как правило, сопровождаются известным аффектом вне зависимости от того, сознает ли их присутствие в себе человек или нет. Наличие комплексов у человека — явление вполне естественное и сами по себе комплексы являются необходимыми составляющими психической жизни.
- Питекантроп Дюбуа — представитель группы древнейших людей-архантропов, костные останки которого найдены на острове Ява. Впервые скелетные остатки питекантропа были открыты в 1890–1892 годах голландским учёным Эженом Дюбуа.
- В начале века в ряде районов Северной Германии (в частности, в местечке Блейкеллер) были обнаружены так называемые болотные трупы. Это были останки доисторических людей, либо утонувших в тамошних болотах, либо похороненных там. Местная болотная вода содержит гуминовую кислоту, растворившую кости и одновременно задубившую кожу, в результате чего кожа, а также волосы прекрасно сохранились. Произошёл процесс естественной мумификации.
- Экстраверт, интроверт — типы личности. Экстраверту присуще обращение интересов вовне, в окружающий его социальный и природный мир, к другим людям, в то время как интроверт в большей мере поглощён внутренними заботами, мыслями и чувствами собственного «Я».
- Тень — термин введён Юнгом. Обозначает бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в своём сознании; сумма всех личностных психических элементов в силу несовместимости с избранным сознательным отношением их носителя, не допущенная к жизненному проявлению. Тень всегда выступает компенсаторно по отношению к сознанию, следовательно, её эффект может быть как негативным, так и позитивным.
- Апокатастасис — всеобъемлющее просветление и возвращение к первозданному состоянию благости, окончательное восстановление всего и всех, несмотря на греховную природу происхождения и независимо от воли сотворённых существ.
- Ориген (185–253) — античный философ и теолог, один из авторов учения об Апокатастасисе, окончательном «восстановлении» всякого творения в первоначальной чистоте, то есть, выражаясь церковным языком, его спасении.
- Кватерность — один из архетипов, выделенных Юнгом. Образует логическую основу для любого сколько-нибудь целостного суждения, сводя её к четырёхкратности. К примеру, четыре времени года, четыре части света и так далее.
- Коан — понятие из дзэн-буддистской практики. Означает краткий текст, содержащий неразрешимую проблему, который используется в беседе мастера с учеником в форме быстрых вопросов и ответов. Пример такого текста-коана. Мастер спрашивает ученика: «Если хлопнуть двумя руками, возникает звук. Каким будет звук, если хлопнуть одной ладонью?» Требуется быстрый ответ ученика.
- Паттерн — функциональная единица, состоящая из различимых частей, но действующая как единое целое. Термин заимствован из психологии.
- Раймунд Луллий — философ, богослов, каталонский писатель. В тридцать лет оставил жизнь блистательного придворного и поэта, вступил в орден францисканцев, став миссионером. Проповедовал в Северной Африке, где, согласно легенде, претерпел мученическую смерть. Крупнейший знаток иудейской и мусульманской теологии, Луллий явился одним из основоположников европейской арабистики.
- Элевсинские мистерии — религиозные празднества в Аттике (Древняя Греция) в честь богинь Деметры и её дочери Персефоны (Коры), культ которых относится к числу древнейших аграрных культов.
- Осирис в египетской мифологии — Бог производительных сил природы, царь загробного мира. Гор в египетской мифологии — Божество, воплощённое в соколе. Сын Исиды и Осириса.
- Великая Мать — название общего архетипического образа, извлечённого из коллективного культурного опыта. Теория архетипов привела Юнга к гипотезе о том, что влияние, оказываемое матерью на своего ребёнка, не обязательно исходит от неё самой как личности и от реальных черт её характера. Младенец стремится организовать свой опыт ранней уязвимости и зависимости от матери вокруг позитивных и негативных полюсов. Позитивный полюс сводит воедино такие качества, как материнская забота и симпатия, магический женский авторитет, мудрость и другие. Это всё сводится к Хорошей Матери. На негативном полюсе сосредоточено всё, что сводится к Плохой Матери.
- Мана — меланезийское слово для обозначения сверхобыденной силы, исходящей из человеческого бытия, либо из другого объекта (в частности, духов). Обозначает также здоровье, престиж, способность совершать волшебство и исцелять.
- Индивидуация — понятие аналитической психологии. Юнг определяет индивидуацию как становление единого, гомогенного бытия; насколько «индивидуальность» охватывает нашу сокровенную, окончательную и неразрешимую неповторимость, настолько она включает также и становление Самости. Поэтому индивидуацию можно представить как «путь к себе», или «самореализацию».
- Самость — центральный архетип, суммативность личности. Юнг пишет о самости, что она «включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие… самость является центром суммативной целостности, подобно тому, как Эго есть центр сознательного разума… самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершённое выражение той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью».
- В своих поздних работах Фрейд несколько изменил упомянутую здесь позицию: инстинктивную психику он назвал «Оно», а его термин «Сверх-Я» стал обозначать частью осознаваемое, частью бессознательное (вытесненное) коллективное сознание.
- Для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое представление». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется «раttern of behavior». См. Theoretische Uberlegungen zum Wesen des Psychischen. // Von den Wurzeln des Bewusstseins. Zurich, 1954.
- Аллегория есть парафраза сознательного содержания; символ, напротив, является наилучшим выражением лишь предчувствуемого, но ещё не различимого бессознательного содержания.
- Cp. Jung und Kerenyi. Einfuhrung in das Wesen der Mythologie. 1942.
- Blanke Fr. Bruder Klaus von Flue. 1948. S. 92 f.
- См. Alban stokli P. Die Visionen des seligen Bruder Klaus. 1933.S. 34.
- См. Lavaud M. B. Vie Profonde de Nicolas de Flue. 1942. Здесь прекрасно показана параллель с текстом Генриха Сеузе Ноrologium Sapientiae, в котором апокалиптический Христос является, в противоположность Иисусу Нагорной проповеди, яростным и гневным мстителем.
- См. Blanke Fr. Op. Cit. S. 95 ff.
- Ср. Gastaltung des Unbewussten. 1950.S. 96. Таf.2.
- Речь идёт о получившей распространение в нацистской Германии пропаганде древнегерманских языческих культов, противопоставляемых «расово чуждому» христианству. Напомним, что первое издание статьи относится к 1934 году.
- Имеется в виду стихотворение Гёте «Ученик чародея» — переработка сказки.
- Бюфос — первый из 30 Эонов в гностической космологии Валентина — «бездна», нерождённая монада, беспредельный, невыразимый, трансцендентный Бог, ничего не знающий о мире и не вмешивающийся в его дела. София — последний, тридцатый Зон. Её грех заключался в попытке проникнуть (из любопытства) в божественную «бездну». За это София наказывается падением. Хотя она и не выходит за пределы плеромы, но, соединившись с желанием, она порождает вожделение, бесформенную материю, изгнанную из плеромы. Для искупления греха и возвращения её в плерому всеми Зонами порождается Спаситель — Христос, миссией которого является создание «кеномы», звёздного царства — по образу и подобию высшего мира плеромы.
- «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью» (Иоанн, V, 4).
- Термин «нуминозное» (от «пишем Божество») Юнг берёт у Р. Отто, автора книги «Священное», в которой феноменологически описывается опыт «божественного» как ужасающего, всемогущего, подавляющего страхом, но в то же время величественного, дающего полноту бытия. Словом, у Отто речь идёт о восприятии сверхъестественного в духе иудео-христианской традиции, причём в её протестантско-лютеровском прочтении. Перед Богом человек чувствует, что он лишь «прах и пепел», но эта же сила поднимает его. Отто специально подчёркивает трансцендентность нуминозного, это опыт «иного». У Юнга о трансцендентном Боге не говорится ничего, а описание опыта запредельного в большей мере напоминает то, что «философы жизни» писали о вызывающем ужас дионисийски-хтоническом (Ницше, Шпенглер).
- См. Augustin. Confess. Lib. XIII. Cap. XXI.
- «Поднявшаяся из глубин» рыба, ихтос, ещё в первые десятилетия существования христианства расшифровывалась как «Иисус Христос, Божий сын. Спаситель». Так как Рыба является знаком Зодиака, христианство ещё в древности понималось как Эон, стоящий под этим знаком. Наметки поразительной астрологической теологии Юнга содержатся в публикуемой статье. Николай из Флюэ, Якоб Бёме, Ангелус Силезиус видят страшный апокалиптический лик, возвещающий конец христианского Эона. В книге «Ответ Иову» эти мысли были развиты. Бог не только милосерден — таковым он стал в ответ на вопрошание Иова: «Как может человек оправдаться перед Богом?» В процессе боговоплощения на место Отца приходит любящий Сын, но другим ликом Бога является Антихрист, Сатана. В конце Эона, который провиден в самом его начале в «Откровении Иоанна Богослова», Бог вновь обратил к человеку свой полный гнева и ярости лик. Весьма вольно толкуя Ветхий и Новый Заветы, апокрифы, Юнг пытается представить своё эсхатологическое учение как осмысление 2,5-тысячелетней истории человечества. Его последние работы полны предупреждений о «дне гнева» (его символами являются даже НЛО).
- Нет ничего удивительного в том, что мы вновь встречаемся со снововидением теолога, поскольку священник по самой своей профессии имеет дело с мотивом восхождения. Он должен настолько часто говорить о нём, что напрашивается вопрос о его собственном духовном восхождении.
- Замок Святого Грааля — предание о Святом Граале средневековой европейской литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе (та чаша, что была на тайной вечере; или та, в которую Иосиф Ариматейский собрал стекавшую с распятого Христа кровь). В описываемом Юнгом сновидении присутствует волшебный замок Монтсальват, в котором хранится чаша. Этот замок был целью странствующих рыцарей, и сновидение действительно соответствует средневековым представлениям о замке (стоит на скале, отделён пропастью и глубокими водами). В аналитической психологии Юнга Святой Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты существования, движение от Эго к Самости.
- «Велюспа», или «Прорицание вёльвы» — первая книга «Старшей Эдды». Юнг цитирует немецкий перевод, далёкий от русского, в котором нет речи о кипящем источнике: «С черепом Мимира Один беседует. Трепещет Игградсиль, ясень высокий, гудит древний ствол». (См. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. 288 М., 1975. С. 188). Один (Вотан) шепчется с вещим черепом Мимира перед последней битвой, грядущей «гибелью богов». «Кипящий источник» — это источник Урд в корнях мирового древа Игградсиль. Под корнями мирового древа пребывают подземные воды, а в них обитают хтонические чудовища, вырывающиеся на волю перед наступлением конца света, гибелью богов (Рагнарёк).
- См. Rochefoucauld F. De La Pensees. LIV.
- «Калокагатия» — греч. «прекрасное и доброе»; добродетель в античном её понимании, то есть без чёткой границы между красотой и моральностью. Прекрасное лицо, например, могло считаться свидетельством прекрасной души. В новоевропейской философии калокагатия (или её Ренессансный аналог) противопоставлялась христианской морали, начиная с Ф. Ницше, который оказал значительное влияние на Юнга.
- Ср. Linda Feirz — David. Der Liebestraum des Poliphilo 1947.
- Вilder und Symbole aus E. T. A. Hoffmans Marchen. // Gestalltung des Unbewusten. 1950. S. 239 К.
- Я ссылаюсь здесь только на общедоступные литературные примеры вместо клинического материала. Для наших целей литературных примеров вполне достаточно.
- Имеется в виду вообще встреча с содержаниями бессознательного. Она представляет собой главную задачу процесса интеграции.
- Хорошим примером может служить маленькая книжечка: Schmalz G. Ostliche Weisheit und westliche Psychotherapie. 1951.
- «Изображения и лары». Имеются в виду восковые изображения предков, и лары — духи-хранители домашнего очага в Древнем Риме.
- Ср. Zur Phanomenologie des Geistes im Marchen. // Psychologie und Erziehung, 1946.
- Ср. мотив «старого короля» в алхимии.
- Видимо, имеется в виду притча о работниках на винограднике и их плате («Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома…»). Матфей, XX, 1.
- «Поимандрес» — первый трактат корпуса герметических произведений, религиозно-философских сочинений I–III век Новой эры, приписываемых Гермесу Трисмегисту (античный аналог египетского бога Тота). В трактате рассматриваются вопросы о творении вселенной и человека, соединении духа с материей после грехопадения, о пути спасения с помощью гнозиса.
- «Пастух апостолического отца» Гермы (Гермеса), относится к первой половины VI века. В первой части трактата приводятся видения Гермы, а в двух последующих частях излагаются основные принципы христианской этики. Райцсшптайн понимает «Пастуха» Гермы как конкурирующий с «Поимандресом» христианский текст.
- Имя «Люцифер», означающее на латыни «светоносный», «приноситель света», было эпитетом многих античных божеств, чаще всего Венеры — так называлась «утренняя звезда». Поскольку в латинском переводе Ветхого Завета данный эпитет применялся по отношению к вавилонскому царю, а в Евангелии от Луки говорится: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лука, X, 18), то имя Люцифер уже отцами церкви стало употребляться как синоним сатаны.
- Аvalon Arthur. The Serpent Power Being the Shat-Chakre-Nirupana and Paduka-Panchaka. 1919.
- Roussele E. Seelische Fuhrung im lebenden Taoismus. // Eranos-Jahrbuch. 1933. S. 135 ff.
- Таро — древнейшие гадальные карты (колода из 78 карт с символическими изображениями). Точное происхождение неизвестно (впервые были описаны в конце XVIII века), но очевидно присутствие каббалистической и средневековой христианской символики. Существуют различные интерпретации Таро (астрологическая, алхимическая, магическая, мистическая). Юнг предложил свою интерпретацию, видя в Таро два аспекта борьбы человека против других и против самого себя: солнечный путь экстраверсии, рационального знания, действия; и лунный путь интроверсии, созерцания, интуиции. В изображениях карт Таро легко узнаются многие архетипы Юнга.
- Вernoulli R. Zur Symbolik geometrischer Figuren und Zahlen. // Eranos-Jahrbuch. 1934. S.
- Альчерринга — «эра сновидений», стародавняя эпоха первотворения в мифологии австралийских племён Аранда.
- Rulandus. Lexicon Alchemiae. 1612, s.v. meditatio.
- Отсылаю к моим рассуждениям по этому вопросу в «Symbole der Wandlung», 1952.
- Аion. 1951.
- Рsychologie und Alchemie. 2 Aufl., 1952.
- Юнг перечисляет ближневосточные культы, которые в начале Новой эры выступали как соперники христианства. Митраизм — религия римских легионеров и ряда «иллирийских» императоров III веке Новой эры — была преобразованным культом иранского бога Митры: Аттис и Кибела — фригийские божества, вошедшие в греческую мифологию, основные фигуры оргиастического культа Великой Матери; Мани (начиная с III века Новой эры — 273 год) — основатель манихейства, синкретической религии, соединявшей в себе элементы зороастризма, христианства и гностицизма; Гермес Трисмегист — божество позднеантичного герметизма (именуемого иногда «языческим гнозисом»). Он имеет ряд черт египетского бога Тота — изобретателя наук и искусств, которому приписывается авторство тайных книг по магии, астрологии и алхимии. Поскольку для Юнга бессознательное современного человека воспроизводит архетипические образы, встречаемые в трудах гностиков и алхимиков II–IV веках, то все подавленные в своё время христианством религии представляют для него особый интерес — становится понятным содержание бессознательного современности.
- Греческое слово «гордыня», обозначающее дерзость, наглость, вызов, встречается в текстах греческих философов, и характеризует нарушение божественной меры, гармонии какой-то частью, которая несёт за это наказание со стороны целого. Гильгамеш — герой шумеро-аккадского эпоса (возможно, реальное лицо 27–26 века до новой эры). Этот эпический герой стремится обрести бессмертие, недостижимое для человека, в этом его «гордыня».
- Бухман Франк (1878–1961) — американский лютеранский священник, посетил Индию и Дальний Восток. Основал в Англии «Оксфордскую группу»; в 1950-е годы движение получило широкое распространение в высших кругах Англии.
- Юнг неоднократно обращался к дионисийству Ницше, который не только противопоставлял Диониса Христу, но в последних своих, уже полубезумных, письмах отождествлял себя с Дионисом. Вопреки общепринятому диагнозу Юнг считал, что безумие Ницше связано не с прогрессирующим параличом, а с подъёмом из глубин бессознательного расового архетипа, олицетворяемого воинственным германским богом Вотаном. Увлечённый классической филологией, Ницше отождествлял Вотана с античным Дионисом. Германский нацизм, прославлявший арийское язычество, был, по мнению Юнга, также связан с воздействием этого архетипа — Ницше стал пророком этих перемен в сознании немцев первой половины нашего века, но заплатил за это безумием.
- Неканоническая логия, упоминаемая в «Гомилиях» Оршена, входит в гностическое «Евангелие от Фомы», открытое вместе с другими рукописями из Наг-Хаммади в конце 1945 года. В этом варианте логия звучит так: «Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали меня, вдали от царствия» (См. Апокрифы древних христиан. — М., 1989.0.259).
- Quaternarium, или четверица, имеет долгую историю. Она присутствует не только в христианской иконологии и мистической спекуляции, но играет, пожалуй, ещё большую роль в гностической философии, и с тех времён проходит через Средние века вплоть до XVIII века.
- В учении древнегреческого философа Эмпедокла (V век до Новой эры) Бог представляет собой как бы идеальное состояние космического бытия. Идеальная форма пифагорейцев — шар — выражает законченность и совершенство. Эмпедокл называет божество Сфайросом, идеально округлой всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех своих точках. В диалоге Платона «Пир» говорится об андрогинах с «округлым телом» — «страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов», за что были разрезаны пополам Зевсом — так возникли мужчины и женщины, «половинки» прежнего целого, стремящиеся друг к другу.
- Адам Кадмон — «Адам первоначальный», «изначальный человек». В иудаистской мистике первообраз духовного и материального мира. Как «небесный человек» он является образцом для творения «земного человека». Развитые в каббале представления об Адаме Кадмоне вошли в арабо-мусульманскую и христианскую алхимическую литературу.
- По традиции авторы Евангелий изображались следующим образом: Марк — лев, Лука — агнец, Иоанн — орёл, Матфей — человек.
- Карпократ — гностик (II век Новой эры) — основатель гностической секты в Александрии.
- «Соперником» там является не «телесный человек» (как в трактовке Юнга), а один из космических ангелов, который выводит падшие души из мира. Тело мыслилось Карпократом и его последователями как тюрьма. Вероятно, Юнг опирался на приводимый другим отцом церкви, Климентом Александрийским, отрывок из труда сына Карпократа, Эпифания, где телесным влечениям предоставлена полная свобода.
- Апис, священный бык, символ плодородия, почитавшийся в Египте с древнейших времён вплоть до христианской эры. Мумии быков в саркофагах складывались в катакомбах мемфисского некрополя в Саккара.
- Герон Александрийский (около I века) — математик и инженер, изобретатель технических устройств, приводимых в движение нагретым или сжатым воздухом или паром. Эти механизмы употреблялись в основном в конструкциях механических игрушек.
- «Гностическая церковь Франции» — одна из экзотических религиозных организаций начала века.
- Кундалини — духовная энергия, частица божественного начала, которая потенциально присутствует в каждом человеке и может быть активизирована специальными упражнениями. Местом пребывания Кундалини считается чакра Муладхара, расположенная у основания спинного хребта. С помощью особой техники концентрации йога способствует пробуждению и подъёму духовной энергии от чакры к чакре, пока, наконец, не наступает просветление и соединение с универсальным сознанием.
- Культ Разума был введён во время французской революции эбертистами (левыми якобинцами, руководителями клуба кордельеров). По инициативе Шометта в Соборе Парижской Богоматери 20 брюмера (10 ноября) 1793 года происходили празднества, которые должны были заменить христианское богослужение. Парижская актриса, изображавшая Богиню Разума, была возведена на трон. После разгрома эбертистов (март 1794 года) культ Разума был отменён.
- Священный дуб Вотана в Гисмаре, центре германского язычества, был срублен Святым Бонифацием из Кредитона (680–755 годы), распространявшим христианство среди германских племён и принявшим мученическую смерть (его называют иногда «апостолом Германии»).
- А. Г. Анкетиль дю Перрон (1731–1805) — французский востоковед, специалист по иранской религии. В 1755 году отправился в Индию, где сохранилась община парсов-зороастрийцев; перевёл на латинский язык, наряду с «Зенд Авестой», и несколько Упанишад. Этот первый европейский перевод был сделан не с санскрита, а с персидской версии XVII века, отсюда и название «Упнек-хат».
- Блаватская, Елена Петровна (1831–1891) — основательница теософии, Анни Безант (1847–1933) — её последовательница, длительное время возглавляла теософское общество.
- Рудольф Штайнер (1861–1925) — начинал свою деятельность в теософском обществе, но разошёлся с ним (прежде всего в трактовке Иисуса Христа); в 1913 году был вместе со своими последователями исключён из теософского общества и создал своё собственное, антропософское.
- Рамакришна (1836–1886) — индуистский жрец храма Кали в Дакшинешваре, признанный аватарой — воплощением Вишну. Выполнял исламские и христианские обряды, провозглашая Кришну, Будду, Христа и Магомета воплощениями одного и того же божественного начала, проповедовал единство всех вероисповеданий. Религиозная организация «Миссия Рамакришны» была основана в 1897 году учеником Рамакришны — Вивеканандой.
- «Христианская наука» — религиозная организация, основанная М. Бейкер Эдди (1821–1910). «Христианская наука» утверждает, что материальный мир иллюзорен, а единственной реальностью является сознание; страдания и смерть суть результат ложного мышления; исцеление от болезней происходит путём противопоставления иллюзиям правильного мышления — богопознание, осознание универсальной гармонии дают не только ясность мысли, но и телесное здоровье. «Христианская наука» получила широкое распространение в англоязычных странах; издаваемая в Бостоне газета «Христианской науки» является старейшей из общенациональных газет США.
- Имеется в виду созданная в начале нашего века немецким врачом И. Г. Шульцем система аутотренинга и психотерапии; на основе наблюдений за методами йоги он предложил систему упражнений по расслаблению мышц, дыханию и самовнушению.
- «Подвешенность» — другое выражение для «выжидания»; ср. преамбулу к настоящим примечаниям. В герметической традиции — символ обретения самости через смерть.
- Достопримечательно, что один протестантский теолог в своём сочинении по гомилетике имел смелость требовать целостности личности проповедника — исходя из этической точки зрения — как раз со ссылкой на мою психологию.
- Артефакт — искусственно созданная вещь.
- Экхарт Иоганн (Майстер, «Учитель») (1260–1327) — крупный немецкий богослов неортодоксального толка, выдвигал учение об имманентности абсолюта душе.
- Догма богоподобия столь же много значит при оценке человеческого фактора, не говоря уже о догме боговоплощения.
- То, что и чёрт может владеть душой, ни в коем случае не уменьшает её значения.
- Поэтому с точки зрения психологии совершенно немыслимо, что Бог есть просто «совсем иное»; ибо «совсем иное» никогда не может быть кем-то сокровеннейше близким душе, кем Бог как раз и является. Психологически правильны только парадоксальные и антиномические высказывания об образе Бога.
- «Великое таинство» — термин, связывающийся прежде всего с неофициальными традициями богопознания (от гностиков до Якоба Бёме).
- Тертуллиан: «Душа от природы христианка».
- Поскольку здесь речь идёт о вопросах, затрагивающих тему человеческого усилия, я не рассматриваю акты благодати, которые находятся по ту сторону человечески-значимого.
- «Жених» и «невеста» — термины, используемые как христианством, так и алхимиками. В христианстве «жених» — Христос, «невеста» — с одной стороны, душа (особенно у мистиков), а с другой — церковь как совокупность верующих (но она же — мистически — земное тело Христа).
- По-немецки «богоборец» также означает «штурмующий небеса».
- Амплификация — усиление; здесь может означать «возвеличивание».
- Пробабилизм — от лат. «вероятный». Пробабилизм был свойствен также античным скептикам, но в смысле оценки истинности суждений.
- Цёклер даёт такое определение: «Пробабилизмом называют, вообще говоря, образ мыслей, который в ответах на научные вопросы удовлетворяется большей или меньшей степенью вероятности. Рассматриваемый нами здесь моральный пробабилизм заключается в основном положении, согласно которому в актах нравственного самоопределения следует действовать не по совести, а в соответствии с вероятно правильным, то есть по тому, что рекомендовано авторитетом жизни или учения». Иезуитский пробабилист Эскобар (ум. в 1669 году) придерживается, например, мнения, что если исповедующийся ссылается на пробабильное мнение как причину своего поступка, то исповедник вынужден отпустить грех, даже если он не разделяет этого убеждения. По вопросу о том, насколько часто в течение жизни нужно давать обет любви к Богу, Эскобар цитирует ряд иезуитских авторитетов. Согласно одному из мнений, достаточно одноразовой любви к Богу незадолго до смерти, согласно другому, — один раз в год или один раз в каждые три-четыре года. Сам он приходит к выводу, что достаточно любить Бога один раз — при первом пробуждении разума, а затем по разу в каждые пять лет и, наконец, один раз в смертный час. По его мнению, большое число различных моральных наставлений является главным доказательством в пользу благого провидения Божьего, ибо благодаря этому ноша Христа становится легче (1.с., 5.68). Ср. об этом у Гарнака.
- Марии Профетиссе («Пророчице»), или Марии Египетской (III век), приписывается авторство некоторых алхимических текстов.
- Философский Меркурий (в отличие от телесного Меркурия, то есть ртути) — огненный водяной дух, воздушный мировой дух, меркуриальная вода, философское море, — у алхимиков всеобщая мировая субстанция, «первая материя металлов». В алхимическом процессе меркурий выполняет функцию посредничества между противоположностями духа и тела, то есть функцию души. Сам Юнг пользуется этим символом («Правильный путь к целостности»… и так далее).
- «Первая материя» — первоначальный хаос, от которого алхимику предстоит пройти путь к духу, то есть к «философскому камню».
- Tehom (древнееврейск.) в русской Библии упоминается как те «воды», над которыми носился Дух Божий, творя мир. Позднейшей традицией было осмыслено как символ первой, бесформенной материи: в каббалистическом трактате «Сефер Иецира» — линия, извивающаяся вокруг мира.
- Тиамат — в аккадской мифологии богиня, воплощавшая первоначальный хаос; её образ связывался с морем и драконом.
- «Макрокосмическим сыном» — то есть меркурием (архетип младенца у Юнга). В качестве «матери» у алхимиков выступает первичный хаос, или первая материя.
- «Великое дерево» — церковь как источник спасения. «Подвешены на излечении» — то есть вынуждены идти по пути, предлагаемому психологией (и алхимией), чтобы достичь самости («твёрдой опоры») как спасения, ибо в религии они его уже не находят.
- Contritio, «cокрушение», есть «совершенное» покаяние. Attritio, «раскаяние» — есть «несовершенное» покаяние (“contritio imperfecta», к которому относится также «contritio naturalis», «естественное сокрушение»). Первое рассматривает грех как противоположность высокого блага; последнее отвергает грех, потому что он зол и мерзок, и из страха перед наказанием.
- Совершенно естественно, что ввиду трагичности судьбы, которая есть неумолимая часть целостности, пользуются религиозной терминологией как единственно адекватной в этом случае. «Моя неумолимая судьба» означает то же, что демоническая воля к именно этой судьбе, воля, которая не обязательно совпадает с моей «Я» — волей. Но если она противопоставлена этому «Я», то нельзя не ощутить в ней «силу», то есть божественное или инфернальное. Покорность судьбе называется волей Божьей; бесперспективная и изнурительная борьба против предопределённого увидит в ней скорее черта. Во всех случаях эта терминология общепринята и к тому же глубокомысленна.
- Католичность — всемирность, вселенство.
- «Imitatio» — «Только верой (спасётся человек)», лозунг лютеранской Реформации, смысл которого в эмансипации религиозной автономности субъекта: для спасения, «оправдания» нужно не внешнее служение, а вера в искупление греха крестной смертью Христа. Эта позиция существовала в христианстве задолго до Лютера (Тертуллиан, Августин, Бернар Клервоский). Противоположная ей зафиксирована в Новом Завете (Иак. 2:14; 2:17). Она выражает точку зрения католицизма, так что Юнг в этом важном вопросе как бы более консервативен, чем протестантские теологи (его противники и пациенты). Но по смыслу этой формулы он выходит за рамки обеих конфессий.
- Ляпис — лат. «камень», то есть «философский камень» алхимиков. Поздний алхимик (XVIII век) даёт такое определение: «Камень мудрых есть небесная, духовная, всепроникающая устойчивая субстанция, которая делает совершенными все металлы, превращая их в чистое золото, и выдерживает (оно) любую пробу». Алхимия формулирует свою цель как совершенствование, исцеление, излечение несовершенных по природе (больных) субстанций (металлов), почему и называет себя часто медициной. Кстати, этот медицинский аспект алхимии яснее всего выражен в столь любимой Юнгом восточной традиции. У даосских алхимиков выплавление «золотой пилюли бессмертия» (аналога «философского камня») происходит непосредственно в теле человека. Цель этого процесса, как следует из наименования пилюли, — полное одухотворение и приобретение бессмертия, то есть приобщение к Богу. Здесь важно отметить три момента. Первый — некоторая степень апофатизма в характеристике камня: он — камень и в то же время «не камень». Второй — то обстоятельство, что он, говоря словами того же алхимика, «есть в каждом человеке, и его можно найти в любое время и в любом месте». Третий — то, что, в отличие от меркурия, который посредничает между противоположностями, камень является их актуальным совпадением, тождеством. У Юнга камень — архетип Самости.
- Ещё Парацельс говорил о «богах»; так же и сочинение Абрахама Элеамра, находившегося под влиянием Парацельса (XVIII век).
- Часть алхимиков вообще настаивали на нерукотворности процесса.
- «Краеугольный камень» — ещё одно название Абсолюта алхимиков.
- «Нигредо» (лат. «чернота») — первая стадия на пути превращений алхимической субстанции, сублимации — диссолюция (растворение) тела, когда «грубое становится тонким». Этот процесс описывается как столкновение и последующее сочетание («химическая свадьба»), но также и как смерть (уничтожение, «гниение» тела), и по достижении субстанцией полной черноты постепенно идёт к белизне, альбедо (одухотворению субстанции). Алхимики подчёркивают, что именно на стадии нигредо, как нигде, от адепта требуются мужество, терпение и выдержка, чтобы не прийти к сомнению и не погубить всё дело, потому что процесс идёт так же медленно, как наступление ночи. Для достижения полной темноты нужно сорок дней. Ср. «выжидание» у Юнга.
- «Меланхолия» по-гречески «чёрная желчь» (см. гравюру А. Дюрера).
- «Сошествие в преисподнюю» равнозначно не столько всему «деянию», сколько нигредо.
- Следует добавить, что некоторые алхимики прямо заявляли, что алхимия — «благородное искусство познавать себя самого», и что причина неудач на этом пути — «извращённые аффекты».
- Имеется в виду механистически-рационалистический позитивизм XIX века, ассоциирующийся с именами Л. Бюхнера и Я. Молешотта. Юнг относил к этой традиции также и Фрейда.
- Сам Юнг, конечно, относится к «слишком человеческому» без чрезмерного благоговения, следуя в своей радикальной критике современного сознания за Ницше, философию которого он считал лучшей «подготовкой к современной психологии». Ницше в предисловии 1886 года к книге «Человеческое, слишком человеческое» (1878) назвал своё философствование «специфически немецким способом заниматься тем же самым, что существует под названием психологии во Франции и в России».
- Гёте. Фауст. — М., 1975.4.1. С. 74 (строки 2031–2032, пер. Б. Пастернака).
- Нарциссизм был «открыт» психоаналитиками в 1911–1914 годах. Было обнаружено, что многие импульсы, исходящие на первый взгляд от «Я», диктует либидо, которое направляется на саму личность, уподобляющуюся, таким образом, самовлюблённому Нарциссу. Поскольку в состоянии творчества художник остаётся наедине с самим собой, он ярко выраженный «нарцисс». С другой стороны, поскольку художник создаёт образы, выходящие по своему значению за пределы его личности, и способные к самостоятельному существованию, он уже не «нарцисс», а «пигмалион». Это противоречие в рамках психоанализа, по Юнгу, неразрешимо.
- Книга «Так говорил Заратустра» (1883–1884) писалась Ницше уже во время болезни, ранние симптомы которой вынудили его уйти в отставку с кафедры классической филологии Базельского университета в 1879 году.
- Подразумевается миф Платона о тёмной пещере, в которой томятся люди — пленники, не отваживаясь вырваться из чрева Земли к Солнцу (Государство, VII, 514–517).
- Концепция личности у Юнга двойственна. В данном контексте личность понимается как «личина» (персона), «маска», или «социальная кожа» человека, его поверхностная социальная роль. В других случаях Юнг называет личностью «самость», то есть высшую полноту человеческого существа.
- «Самость» автора и его сознание тут как бы ничего не знают друг о друге и действуют автономно. Однако это имеет место только у рядового человека, который из страха перед мощным голосом своей сокровенной природы силится подавить её в себе, расплачиваясь за это психическими комплексами. Гений позволяет своей «самости», или, что для Юнга то же самое, своей подлинной личности, «прорасти» сквозь маску личности наносной. «Невроз есть защита, выставленная против объективной внутренней деятельности души, то есть довольно-таки дорого оплаченная попытка заглушить в себе внутренние голоса с их диктатом. За всяким невротическим извращением кроется призвание, которому человек изменил, его судьба, становление его личности, осуществление врождённой индивиду жизненной воли. Человек без преданности своему року есть невротик; он упускает самого себя…»
- Ницшевский отшельник говорит: «Вокруг меня всегда на одного человека больше, чем нужно… Ведь всегда один на один — это получается в конце концов два!»
- «Божественное неистовство художников» — выражение из платоновского диалога «Ион», где собеседники замечают, что одержимые божественным вдохновением рапсоды «совсем не в своём рассудке».
- Образами коллективного бессознательного Юнг называет универсальные архетипы, присущие национальной, расовой и, наконец, всечеловеческой психике. В силу своей надиндивидуальной природы архетипы не являются самонаблюдением и идентифицируются лишь задним числом из наблюдения повторяющихся символических структур.
|