В каждом обзоре, предваряющем предыдущие части книги, содержалось пожелание перечитывать все предшествующие. Последний обзор — обзор к третьей части (в первом издании) заканчивался заявлением о том, что Глава 15 «весьма похожа на последнюю» и что она звучит «слегка метафизически». Словно для опровержения этих утверждений довелось мне работать в Чили, и результаты этой работы, касающиеся кибернетики, легли в основу подготовки рукописи тогда ещё не опубликованной четвёртой части книги. Поэтому теперь Глава 20, а не Глава 15 выступает в качестве «заключительной». Что же касается «метафизики», то невозможно представить себе ничего более реального, чем «чилийский процесс». Первые четыре из последующих глав описывают основные события в их хронологическом порядке. Работа над проектом, в котором я участвовал, началась в Чили в конце 1971 года под эгидой президента Сальвадора Альенде, и Глава 16 посвящена вступлению его в должность руководителя государства. Главы 17 и 18 раскрывают ход нашей работы и продолжают его описывать вплоть до экстраординарных событий октября 1972 года, которые (если обернуться назад) выглядят как каскад водопадов. Повествование заканчивается Главой 19. В заключительной главе дана перспектива использования кибернетики в качестве инструмента управления в будущем. В ней не содержится никаких предложений просто потому, что не делается никаких предсказаний. Вместо этого в Главе 20 вводятся две модели, которые, как утверждается, являются основой нового подхода к управлению любым будущим. Во-первых, следует предполагать, что побудительные мотивы для радикальных перемен возникают в критических ситуациях. Если это так, то следует понимать природу кризиса в том обществе, которое характерно для заключительной части XX века. Во-вторых, с учётом текущих общественных тенденций в высшей степени важно определить, что в действительности означает «прогресс», к которому все так стремятся. Предлагаемая для этого модель основана в большей мере на аристотелевском представлении энтелехии (Энтелехия (законченный, завершённый; нахождение в состоянии полной осуществлённости) — один из терминов философии Аристотеля (наряду с «энергией») для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности. (Философский энциклопедический словарь. — М., Советская энциклопедия. 1983). — Прим. пер.), чем, например, на доходе на душу населения или ожидаемой продолжительности жизни. Книга заканчивается рассмотрением опасного будущего нашей планеты, уже разрываемой на части почти невообразимыми раздорами и жестокостями, порождёнными, вероятно, больше всеобщими недостатками в управлении, чем необузданной жадностью. Конечно, разрушение демократии в Чили, на чём основана эта часть книги, представляет собой пример антипродуктивной политики (вероятно, вполне преднамеренной), когда одна сверхдержава явно неверно использовала свою мощь и погубила эту жизнеспособную систему. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|