Формулировкой принципа обратной проекции как высшей ступени развития человеческого духа можно было бы закончить рассмотрение поднятой Николаем Гартманом проблемы существования и взаимной связи четырёх уровней человеческого бытия. Нельзя, однако, не видеть, что противоречие между телесным и духовным в этой связи остаётся не только нерешённым, но и таким, которое вроде бы раз и навсегда задаёт человеку естественные (природные) условия этого противоречия. Но наш внутренний мир с трудом воспринимает эту заданность, и тот устрашающий разрыв между новым, духовным рождением человека, дарующим ему неограниченные возможности бесконечно развивающейся жизни, и его временным пребыванием в своих телесных границах поражает наше воображение. Мало того, такое пребывание представляется именно неестественным и требующим необходимой коррекции, прежде всего, такого понятия, как жизнь тела. Мы уже знаем, что живыми называются такие системы, которые способны самостоятельно поддерживать и увеличивать свою очень высокую степень упорядоченности за счёт отрицательной энтропии, без которой эти системы гибнут. Тело способно к поддержанию своей упорядоченности только Мы не можем сказать, каким образом поддерживает и увеличивает свою отрицательную энтропию духовная жизнь, восходя к своим всё новым и всё более совершенным формам, но великая мысль слома механизма старения, которой озабочены современная наука и новейшие технологии, видимо, вскоре уже сможет решить, каким образом это можно сделать относительно тела человека. Вместе с этим, надо полагать, появятся совершенно новые принципы сосуществования духа и тела, каждое из которых будет обладать истинной жизнью, а вместе они обозначат начало невиданного прежде этапа человеческого развития. Новизна этих принципов прежде всего проявится в том, что уйдёт в прошлое столь нам сейчас привычное противопоставление духа и тела, материального и идеального, объекта и субъекта как тех понятий, с помощью которых мы в своём сознании раздваиваем целостный в своих основах мир. Такое объединение взаимоисключающих понятий, если только оно возможно в перспективе, будет ещё одной демонстрацией плодотворности принципа дополнительности, который Н. Бор предложил для объяснения квантово-механических явлений. В результате применения этого принципа стало, в частности, понятным, что электроны и фотоны представляют собой не волны и не частицы, а особенную реальность, природа которой не может быть описана в терминах нашего повседневного опыта. Такую же особенную реальность, возможно, будет представлять и человек, в котором уже будет излишним выделять материальное начало и его идеальную сущность и который будет творить не цивилизацию тела с противостоящим ей духом, а цивилизацию нового человека. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|