Виталий Яковлевич Дубровский — российский и американский методолог, специалист в области информационных систем, почётный профессор Высшей школы бизнеса Университета Кларксон (School of Business Clarkson University), где преподавал более 20 лет. Был активным членом Московского методологического кружка с 1964 по 1978 год. В настоящее время развивает собственную концепцию системо-деятельностной методологии. | |
1. Введение1.1. Контекст разработки онтологии деятельностиОнтология деятельности Именно ценностной принцип практики явился определяющим для переосмысления философии и науки и интеграции их в рамках подхода, как нового типа организации мышления, который характеризуют направленность не на объект, а на ccобственную деятельность; не предметная ограниченность, а универсальный охват всей человеческой деятельности; не познание, а проектирование и программирование; не описание прошлого, а предписание на будущее; не истинность, как соответствие знания объекту, а реализуемость, как соответствие объекта проекту и деятельности предписанию [24, 1.2. Стадии становления методологической рефлексииСнимая философское мышление, методология сохраняет его сущность — мышление о мышлении о мире 4 (cxема 1), то есть сущностью методологии является рефлексия 5. Отличительной чертой методологической рефлексии является её «прожективность» — практическая направленность на предстоящие мышление и деятельность 6. ![]() В своём становлении методологическая рефлексия, проходит несколько стадий. На первой стадии предполагается реальное существования мира 7 и конструируется онтологическая картина, представляющая мир как таковой, независимый от мышления 8 ( На второй стадии само мышление рефлексивно погружается в мир, интерпретируясь в категориях онтологической картины 9 (cxема 2). ![]() На третьей стадии мир рефлексивно погружается в мышление и онтологическая картина интерпретируется теперь как понятийная конструкция 10, как правило, требующая дальнейшего развёртывания (cxема 3). ![]() На четвёртой, завершающей стадии становления, мышление рефлексивно замыкается путём различных рефлексивных отождествлений. В методологии — это взаимные отождествления деятельности, мышления в деятельности, деятельности в мышлении и самой саморефлексии мышления, в результате чего образуется единая «окукленная» действительность методологии 11 (cxема 4). ![]() Таким образом, деятельность оказывается и тем, что познается, и тем, что проектируется, и тем что организуется 12. Оформившись, рефлексивное замыкание создаёт пространство рефлексивных переходов между различными уровнями мышления, позволяя использовать рефлексию не только как средство организации мышления и деятельности, но и как механизм их развития 13. 1.3. Научный метод в методологииИта, к методология снимая философию, остаётся по сути философским типом мышления — особым типом философствования. Одной из главных особенностей этого типа философствования является использование научного метода. Сущность научного метода, по Георгию Петровичу, состоит в представлении объекта мысли, как идеального объекта, выраженного в схематической знаковой форме 14. Это представление является результатом двухэтапного процесса — нисхождения от эмпирически конкретного к логически абстрактному и последующему восхождению от логически абстрактного к логически конкретному [6, Поскольку, в отличие от науки, в методологии научный метод применяется вне ситуативных рамок научно-теоретических предметов 15, это применение приобретает универсальный характер и регулируется общеметодологическими принципами [25, 1.4. Деятельностный подход как методологическая организация мышленияТаким образом, деятельностный подход есть особая методологическая организация мышления. 1.5. Два понятия системыКак известно, основными конструктивными средствами онтологии являются категории. Наиболее общие естественно-научные категории, такие как вещи, свойства, отношения, процессы и другие, показали свою неадекватность в применении к деятельности, породив целый ряд проблем и парадоксов [14, ![]() 1.5.1. Первое понятие системыЕстественно, методология отрицает реальное существование систем. Её, прежде всего, интересуют средства, методы и процедуры мышления, результатом применения которых и является системное представление сложного объекта 21. Первая группа включает процедуры разложения объекта на части и обратную процедуру соединения частей в целое. Ещё Платон в «Кратиле» выделял два типа разложения/соединения и, соответственно, два типа частей — единицы и элементы (термины Вторая группа процедур включает измерение разнородных характеристик, или «сторон» объекта как целого и измерение характеристик составляющих его частей, а также и последующую обратную измерению процедуру — выведение разносторонних характеристик целого из характеристик его частей и их соотношений. Третья группа процедур включает мысленное погружение элемента или структуры единицы в структуру целого и обратную процедуру извлечения элемента или структуры из этого целого. Эти процедуры порождают различение в элементе структурного места и наполнения. Структурное место элемента, определяется набором структурных связей, замыкающихся на данном элементе. Наполнением может служить любой предмет, который может выполнять функции, реализующие связи места. Примером места может служить должность в организационной структуре, на которую объявляется конкурс. Примером наполнения может служить прошедший по конкурсу специалист. Приступив к выполнению соответствующих обязанностей, он становится элементом организации — сотрудником, занимающим эту должность. Использующий эти группы процедур метод анализа сложного объекта, включает: (1) задание объекта, как целого, (2) разложение объекта на части, (3) соединение частей-элементов, с помощью связей, ![]() 1.5.2. Второе понятие системыГлавным недостатком представления системы, изображённого на Решение этой проблемы, было получено на основании анализа мыслительной деятельности системного проектирования и последующей возвратно-рефлексивной ассимиляции полученных результатов системно-структурной методологией [3]. Идея решения проблемы сложного соотнесения состоит в следующем. Между исходно противопоставленными сложным процессом — процессуальной структурой и материалом сложного объекта, независимо структурированного в ином процессе — процессе его происхождения, вводятся два промежуточных системных «слоя». Первым промежуточным слоем является функциональная структура — «остановленный», или «материализованный», процесс. В этой структуре стадиям процесса соответствуют элементы, заданные исключительно через их роль в выполнении соответствующей стадии и их функции по отношению к другим элементам. Вторым промежуточным слоем, является морфология, которая может мыслиться как проекция функциональной структуры на материал. Единицами морфологии служат функциональные «узлы» — связки материальных элементов, соответствующие элементам функциональной структуры. Предполагается, что взаимодействие морфологических элементов между собой В результате полиструктурного анализа должно быть получено представление сложного объекта в виде системы, состоящей из четырёх, рассмотренных выше слоёв, соотнесённых между собой [25, ![]() Организованные в соответствии с системными принципами средства, методы и процедуры полиструктурного анализа и соответствующие способы знакового представления сложных объектов, а также программа дальнейших разработок образуют системный подход. 2. Конструирование онтологической схемы деятельностиИтак, на первой стадии становления методологической рефлексии должна была быть построена единая картина мира, как идеального объекта мысли, зафиксированного в схематической знаковой форме — онтологической схеме. Необходимость предварительного шага полагания существования мыслимого мира вне мышления связана с тем обстоятельством, что рефлексия уже сформировалась в «филогенезе» мышления и философии. На заре древней философии необходимости в полагании мира вне мышления не было, так как до Гераклита и Парменида древние натурфилософы, будучи наивными реалистами, как и нынешние учёные естественники, существование реального мира принимали как само собой разумеющееся [36, ![]() 2.1. Конструирование абстрактной онтологической схемыПри конструировании онтологической картины, на этапе нисхождения, исходя из «общего смыслового облака» [27, Г. П. Щедровицкий начинает построение онтологии деятельности с полагания идеи деятельности как всеобщего онтологического принципа: «мир есть мир деятельности и мышления людей» [29, Г. П. Щедровицкий задаёт этот основной процесс через принцип воспроизводства: «Основным процессом конституирующим саму деятельность как в качестве рамки существования для разных организованностей, так Основной механизм воспроизводства Г. П. Щедровицкий характеризует связку «норма — реализация» как «как одно из наиболее важных категориально-онтологических определений всех без исключения явлений нашего деятельностного мира» [33, ![]() Конечно, процесс актуализации не протекает в вакууме, но захватывает различные материальные и нематериальные сущности или предметы — людей, вещи, машины, знаки, знания, способности, и так далее. Эти предметы должны быть сорганизованы таким образом, чтобы процесс деятельности мог осуществиться в соответствии с нормами. Но это означает, что и сама эта организованность, называемая ситуацией, и составляющие её предметы должны быть реализацией соответствующих норм [33, Вышеприведённые соображения позволяют представить процессуально ориентированную онтологическую схему деятельности следующим образом: воспроизводство есть единство (целостность) сложного процесса деятельности, включающее два элемента-процесса — актуализацию и трансляцию, объединённые связью «реализации-нормировки» ( ![]() Эта схема может рассматриваться как исходная онтологическая схема деятельности, и употребляться как абстрактная единица деятельности [33, 2.2. Конкретизация онтологической схемы деятельностиГлавным недостатком абстрактной онтологической схемы деятельности является её неприменимость в эмпирических исследованиях и практических приложениях [3 В качестве очевидного механизма актуализации полагается деятельность людей, или индивидов, осуществляемая в соответствии с нормами, Обучение является основным механизмом нормирования деятельности индивида. Учитель, как живой носитель норм, владеющий средствами деятельности, а также обладающий способностью обучать и владеющий средствами обучения, учит ученика, который усваивает нормы и овладевает средствами деятельности, формируя соответствующие способности [5, Необходимость второго промежуточного механизма — нормировки связана с тем, что условия деятельности с течением времени изменяются и прежние деятельность и её нормы становятся неадекватными, и, следовательно, должны быть заменены новыми [14 а. — Примерами могут служить законодательства, ГОСТы, планы выработки, различные «квоты». Эти аспекты нормировки задают особые требования к индивидам-нормировщикам. Первое требоавние — это то, что нормировщик должен быть экспертом, соответствующего дела, второе — это то, что он должен либо сам обладать легитимной властью или полномочиями, то есть авторитетом, либо поддерживаться авторитетом [21, [33, с. 127–129; 3, Важным следствием конкретной интерпретации актуализации является безличность, или безсубъектность, деятельности [29, Другим важным следствием конкретизации онтологической схемы является множественное существование «объектов» в деятельности. Вопрос «где существую нормы?» не является осмысленным, так как в «потоке» деятельности они всё время «мигрируют» и как бы «размазаны» по деятельности. Категория вещи к ним не применима. Более осмысленным является вопрос «как существуют нормы?» Коротким ответом является то, что нормы существуют множественными способами — они существуют как способности индивида, как то чему учитель учит ученика, как то, что последний осваивает, как то, что разрабатывается нормировщиком и как то, что транслируется в культуре [21, В отличие от абстрактной схемы, конкретная онтологическая схема деятельности может применяться в эмпирических исследованиях и практике. ![]() 2.3. Четырёхуровневая организация воспроизводства деятельностиКак единицу, онтологическую схему деятельности, можно также сдвигать «вертикально», накладывая её на деятельности самого разного масштаба, начиная со всего универсума деятельности и заканчивая его «молекулами», то есть мельчайшими единицами деятельности, далее на деятельности не разложимыми. При этом будут получаться различные интерпретации этой схемы [14, 2.3.1. Атуальные единицы деятельностиМельчайшая единица деятельности получается, если механизмом актуализации является акт деятельности, осуществляемый отдельным индивидом ( ![]() |
Эта схема обладает двумя важными особенностями. Первая — это её синкретичность относительно категриальных слоёв системы, которая, хотя и создаёт логическую нестрогость, предоставляет определённые эвристические преимущества — интерпретация элементов акта категориально различным образом расширяет многообразие способов построения сложных систем деятельности из вклиючающих акт единиц. Вторая особенность этой схемы — её «минимальность». Она содержит только самые необходимые элементы и, в зависимости от задач и эмпирического материала, может быть дополнена другими элементами, например, мотивами или навыками [1,
Специфическую транслируемую норму, соответствующую отдельному акту индивидуальной деятельности принято называть способом [33,
В простейших случаях, выработка новых способов может происходить за счёт того, что индивид, обладающий многообразием способностей, знаний, умений и навыков, соответствующих другим актам, может комбинировать их различными способами для освоения новых ситуаций. В более сложных случаях могут потребоваться совместные усилия специалистов разного рода — инженеров, проектировщиков, методистов и других для разработки новых средств и способов деятельности в изменившейся ситуации [14,
В нижней «объективной» части этой схемы изображено преобразование исходного материала (ИсМ) в продукт (Пр) посредством последовательности действий (Д1… Ak) с помощью орудий и других средств (Ор), а также знание, выраженное с помощью знаковых средств. В верхней «субъективной» части иображены индивид и табло его сознания, итериоризированные средства и способности. Цель, задающая целостность акта, является одновременно и субъекным и объектным элементом акта.
2.3.2. Кооперация и организационно-технические системы — ОТС
Хотя актуальные единицы деятельности, помимо актов, включают трансляцию способов, обучение способам, и нормировку, создающую новые способы, именно акты являются теми элементами, через которые эти единицы можно связывать между собой при конструировании сложных систем деятельности. Согласно
Самая простая кооперативная связь — связь обеспечения есть «перенос» продукта одного акта деятельности — производства в другой акт — потребление, где он начинает выполнять роль определённого элемента. В излюбленном Платоном и Аристотелем примере — кооперации плотника и кормчего, плотник, по заказу кормчего, производит весло — продукт, который затем используется кормчим как орудие в акте управления судном. Различные виды кооперации обеспечения определяются тем, какую роль выполняет продукт акта производства в акте потребления.
Типология связей обеспечения является задачей эмпирического исследования. Уже одних связей обеспечения достаточно, чтобы продемонстрировать чрезвычайную сложность систем кооперации деятельности. Но могут быть и принципиально иные связи единиц деятельности, не предполагающие переноса материальных элементов из одного акта в другой. И для каждого типа связи существует свои формальные правила синтеза и, следовательно, свои линии развёртывания схем деятельности [14,
Исходное абстрактное представление рефлексии может быть введено с помощью схемы рефлексивного выхода. Типичной для рефлексивного выхода является ситуация, когда индивид, выполняя деятельность, наталкивается на затруднения, либо приводящие к неудовлетворительному результату, либо вообще не позволяющие выполнить акт. Предполагается, что в таких случаях индивид задаётся вопросом, почему деятельность не удалась и что следует делать, чтобы она удалась. Предполагается также, что для получения ответа индивид должен мысленно выйти из своей прежней внутренней позиции деятеля в новую внешнюю позицию, и как бы со стороны посмотреть как на прежние, уже выполненные деятельности, так и на будущую, предстоящую деятельность.
Находящийся во внешней позиции индивид как бы «рефлексивно поглощает» прежние деятельности как материал для анализа, а предстоящую деятельность — как проектируемый объект (
![]() |
Схема 13. Схема рефлексивного выхода [14, |
Учитывая безсубъектность деятельности, рефлексивный выход можно рассматривать как вид кооперации между разными актами, даже если функцию обоих акторов выполняет один и тот же индивид.
Рефлексивный выход представляет рефлексию не как процесс — «акт рефлексии», а как получившуюся в результате рефлексивного выхода функциональную структуру — особую кооперативную связку. В этой связке рефлектирующая деятельность находится на более высоком иерархическом уровне чем рефлектируемая. Первая объемлет вторую, включая её как объект преобразования и даже как материал. Это преобразование осуществляется посредством модально-императивной коммуникации — задание цели, спецификация продукта, смена стандарта исходного материала, и другие [25,
![]() |
Схема 14. Организационно техническая система — ОТС [33, |
2.3.3. Массовая деятельность как механизм воспроизводства деятельности
Как было упомянуто выше, онтологическую схему деятельности (
[14, с. 243]. Именно благодаря массовости воспроизводства, деятельность приобретает статус существования. Единичный акт осуществился, и нет его, и опять осуществился, и опять и так далее. Воспроизведение акта в соответствии с нормой обеспечивает ему лишь постоянство, в то время как для существования требуется непрерывность. В соответствии с понятием массовости, полагается, что в каждый данный момент времени каждый данный акт
2.3.4. Сферы массовой деяетельности
Массовости воспроизводства соответствует массовый характер его элементов, которые характеризуются как сферы деятельности [14,
Поскольку сферы должны воспроизводиться именно как сферы, они должны включать все элементы, необходимые для воспроизведения. Формально это означает, что наполнением сферы-элемента воспроизводства является полная архетипическая структура единицы [3]. Например, сфера обучения должна включать организационно технические системы практики — обучения учеников, обучения — подготовки педагогов, нормировки — разработки учебных программ и методик и трансляцию педагогической культуры.
Кроме того, в зависимости от того, в какую сферу включены акты деятельности, они, с одной стороны, будут определяться способами данного акта,
Например формы обучения в сфере производства, с одной стороны, задаются способами преподавания,
Таким образом, воспроизводство деятельности имеет четыре основных иерархических уровня системной организации — универсум, сфера, ОТС и акт (
Следует подчеркнуть, что представленное выше упрощённое описание онтологии деятельности включает лишь её процессуальную структуру с добавкой синкретических структур актов и ОТС и, конечно, не может рассматриваться как полное изображение универсума деятельности. Тем не менее оно позволяет рассмотреть следующий такт методологической рефлексии — погружение мышления в мир деятельности.
![]() |
Схема 15. Четырёхуровневая организация воспроизводства деятельности.3. Погружение мышления в деятельностьУстановка на погружение мышления в онтологию деятельности имела место в методологии с самого её зарождения и выражалась в программном положении ![]() |
Г. П. Щедровицкий подчёркивал, что схема мыследеятельности является схемой организации коллективного мышления и не должна рассматриваться как онтологическая схема [27]. Вместе с тем, поскольку эта схема выражает идею мыследеятельности, она может быть использована как средство погружения мышления в онтологию деятельности, чтобы получить онтологическую схему мыследеятельности.
Идея мыследеятельности может быть выражена с помощью трёх онтологических положений или принципов, соответствующих «поясам» схемы мыследеятельности.
Первое положение, соответствующее поясу мыследействия, — существует мыследеятельность, то есть «не может быть мышления, отделённого от деятельности, и деятельности, отделённой от мышления» и, следовательно, термин «мыследеятельность» более точно выражает то, что действительно существует [30,
Второе положение, соответствующее поясу мысли-коммуникации, — существует мысль-коммуникация, то есть мышление без коммуникации не существует, мышление порождается коммуникацией, проявляется через коммуникацию и реализуется посредством коммуникации [20,
Наконец, третье положение, соответствующее поясу мышления, — существует чистое мышление, или мыслительная деятельность, осуществляемая посредством невербальных средств (схем, формул, графиков, таблиц, карт, диаграмм и так далее) [27,
«Погружение» мышления в деятельность можно осуществить за счёт интерпретации каждого уровня организации деятельности с помощью идеи мыследеятельности, или, иными словами, онтологической интерпретации деятельности как мыследеятельности. Ниже будут рассмотрены лишь те фрагменты «погружения», которым
На уровне универсума мыследеятельности вся предметная среда, как тотальная «ситуация» воспроизводства, является результатом исторического мыследеятельностного практического освоения мира объектов [25,
Эталоны транслируются в культуре и осваиваться индивидами в процессе воспитания, основанного на мысли-коммуникации. С помощью взрослых дети одновременно осваивают как значения слов, навыки распознавания и употребления предметов, так и навыки родной речи.
Специфическим типом отношения «норма — реализация» на уровне сфер деятельности является отношение парадигматики, транслируемого «конструктора» норм-образцов, и синтагматики — актуализации, набранной из парадигматических «деталей», реализующей таким образом нормы-парадигмы (подобно языку и речи в лингвистической концепции Фердинанда де Соссюра).
В связи с различением парадигматики и синтагматики, в методологии была разработана схема «языкового мышления», согласно которой синтагматическая конструкция — речемысль реализует нормы двух различных парадигматических систем — языка и мышления (
![]() | |
Схема 17. Языковое мышление. На уровне организационно-технических систем кооперации и коллективной мыследеятельности речемысль предстаёт как мысль-коммуникация между членами коллектива, когда один индивид создаёт текст и передаёт (произносит, пишет на доске, посылает и так далее) его другому индивиду. Согласно Кроме того, На уровне индивидуальных актов мыследеятельность проявляется в «феномене» креативности. Креативность подчас приводит к отклонениям от нормы-способа Именно эти отклонения представляют главных интерес для нормативно-деятельностного исследования, принципом которого является «выделение из прошлого должное» [17, 4. Погружение онтологии мыследеятельности в мышлениеСледующей стадией становления методологической рефлексии является погружение онтологии мыследеятельности в мышление. На этой стадии само мышление рассматривается не в рамках деятельностной онтологии, а во внешнем отношении к ней. При таком рассмотрении мышление может задаваться, например, с помощью принципов. В зависимости от целей изложения, На предыдущих стадиях методологической рефлексии полагалось, что онтологическая картина абсолютно соответствует миру мыследеятельности и должна рассматриваться как сама мыследеятельность 36. Погружение онтологии в мышление «влечёт за собой другую концепцию мира… мир есть то, что мы мыслим, а не то, что реально» [29, Согласно этому принципу, объект всегда отличен от знания о нем, и хотя объект всегда нам дан только через знание, ответ на вопрос, «а каков объект на самом деле, минуя знание?» должен быть, тем не менее, получен ( ![]() Одной из таких проблем, требующих пересмотра или развёртывания онтологической картины мыследеятельности является проблема, которую 5. Рефлексивное замыкание методологического мышленияРефлексивное замыкание является четвёртой, завершающей стадией становления методологического мышления как мышления о мышлении о мире ( Первым является отождествление в рамках онтологии — объединение мышления, погружённого в мир деятельности, с самой деятельностью, в результате чего и получилась мыследеятельность: «не может быть мышления, отделённого от деятельности, и деятельности, отделённой от мышления» и, следовательно, термин «мыследеятельность» более точно выражает то, что действительно существует [30, Вторым отождествлением является отождествление мышления, в которое погружена онтология мыследеятельности, с самой мыследеятельностью, представленной в онтологии. В этом отождествлении методология, «проектирует, конструирует, познает и критикует саму себя, проектируя, конструируя, познавая и критикуя таким образом деятельность вообще» 37 и «таким образом осуществляется как деятельность» [12, Третьим отождествлением является отождествление рефлектирующего мышления о мышлении с рефлектируемым, или мыслимым мышлением, полученным в результате предыдущих отождествлений. В результате этого отождествления, методология предстаёт как «особый способ связи рефлектируемой и рефлектирующей деятельности, это особая форма организации и того и другого, а вместе с тем, особая форма организации деятельности вообще» 38 [12, Наконец, четвёртым замыкающим отождествлением является отождествление методологии с её саморефлексией: «Как рефлексия методология может быть направлена только на самое себя. Здесь происходит одновременно замыкание и расширение методологической деятельности, расширение от методологии к деятельности вообще, замыкание деятельности вообще методологической деятельностью. Методологическая деятельность оказывается и объемлющей деятельностью вообще и включённой внутрь её. Практически это означает, что происходит взаимоотождествление… методологии и деятельности, что создаёт методологическую деятельность как замкнутое целое деятельности» [12, Следует отметить, что становление методологической рефлексии было возможно только благодаря параллельному накоплению и развитию методологических технологий — принципов, способов, методов, процедур, и техник и связанных с ними средств, а также оформлению методологической практики ОДИ. Учёт последних, позволил | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Библиография: | |
| |