Первый гуманистический манифест (Humanist Manifesto I) — программный документ религиозного гуманизма, главная идея которого состояла в необходимости создания новой гуманистической религии, ориентирующейся исключительно на светские ценности. Опубликован в 1933 году. Основными авторами Манифеста были философ Рой Вуд Селларс (Roy Wood Sellars), член Первого гуманистического общества Нью-Йорка, и унитарианский священник Рэймонд Б. Брэгг (Raymond B. Bragg). |
|
Пришло время осознания радикальных изменений в религиозных верованиях во всём современном мире. Эпоха простого пересмотра традиционных подходов завершилась. Наука и экономические изменения подорвали старые верования. Религии всего мира не в состоянии приспособиться к новым условиям, созданным огромным ростом знания и опыта. В каждой сфере человеческой деятельности жизненно важная направленность развития обусловлена искренним, внутренне ей присущим гуманизмом. С целью лучшего понимания религиозного гуманизма мы, нижеподписавшиеся, хотим сделать некоторые утверждения, которые, как мы полагаем, отражают факты нашей современной жизни. Существует огромная опасность полной, и, как мы считаем, фатальной идентификации слова религия с доктринами и методами, потерявшими своё значение и бессильными решить проблемы человеческой жизни в двадцатом столетии. Религии всегда были способом освоения высших жизненных ценностей. Они получали свою завершённую форму в осознании общей ситуации, в которую погружён человек (теология, или общий взгляд на мир), смысла ценностей, содержащихся в ней (цель, или идеал) и средств (культ), предназначенных для достижения удовлетворительной жизни. Изменения в любом из этих факторов приводят к смене внешних форм религии. Этим объясняется трансформация религий за прошедшие столетия. Однако религия как таковая, какие бы изменения ни претерпевала, остаётся постоянной в своём вопрошании к вечным ценностям — неотъемлемому атрибуту человеческой жизни. Современное, более широкое понимание человеком универсума, его научные достижения, а также его более тесная связь с человеческим братством создали ситуацию, требующую нового определения средств и целей религии. Такая жизненная, бесстрашная и искренняя религия, способная дать и достойную социальную цель и личное удовлетворение, для многих людей может оказаться фактором, окончательно разрывающим их связь с прошлым. Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и движущей силой современности, должна отвечать именно нынешним нуждам. Создание такой религии — главнейшая необходимость современности. Ответственность за это лежит на нашем поколении. Мы утверждаем нижеследующее:
Этими несомненными моральными принципами и намерениями будет руководствоваться гуманизм в будущем, в соответствии с ними он будет выбирать свои методы и направлять свои усилия. Таковы исходные положения религиозного гуманизма. И хотя мы полагаем, что религиозные принципы и идеи наших отцов не отвечают более современным требованиям, потребность в лучшей жизни всё же остаётся главной задачей человечества. Наконецто человек начинает осознавать, что лишь он один ответственен за воплощение в мире своей мечты, что силы для её достижения заключены в нём самом. Этой задаче он должен посвятить свой разум и свою волю. |
|
Источник: |
Humanist Manifesto I. American Humanist Association, 1933. Гуманистический манифест I. Перевод на русский язык: В. Поляков. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 08.08.2006. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5469/5470 |
Раздел: |