Организация Объединённых Наций

Организация Объединённых Наций (United Nations)

Организация Объединённых Наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному прогрессу.

Организация

Наиме­но­ва­ние:RU: Организация Объединённых Наций
EN: United Nations
FR: Organisation des Nations Unies
ES: Organización de las Naciones Unidas
Аббре­виа­тура:ООН
UN
Иденти­фи­катор:ROR ID: ror:006kxhp52
Распо­ложе­ние:Манхэттен, Нью-Йорк, Соединённые Штаты Америки
Адрес:Площадь Объединённых Наций 760, Тёртл-Бей, Манхэттен, Нью-Йорк, США.
Год основа­ния:1945
Число членов:193
Веб-сайт:
Содержание

Организация Объединённых Наций — это крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития межгосударственного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу. ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем, и коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством. В рамках этого форума все государства-члены ООН, вне зависимости от своего размера, экономического развития и политических систем, имеют право выразить своё мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

Цели и деятельность ООН

ООН является организацией суверенных независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН, представляющем собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений. При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:

  1. Поддержание международного мира и безопасности.
  2. Развитие дружественных отношений между странами.
  3. Сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека.
  4. Согласование действий разных стран.

Указанные цели реализуются в восьми основных направлениях деятельности ООН:

  1. Мир и безопасность.
  2. Экономическое развитие.
  3. Социальное развитие.
  4. Права человека.
  5. Окружающая среда.
  6. Международное право.
  7. Гуманитарные вопросы.
  8. Здравоохранение.

Сфера деятельности ООН охватывает весь мир, а её всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация не представляет чьи-либо национальные или коммерческие интересы. В выработке наиболее важных стратегических решений ООН участвуют все страны. Выполнение решений, принимаемых ООН, зависит от политической воли её членов, а для финансирования деятельности Организации государства-члены вносят соответствующие взносы. В целом, благодаря усилиям ООН государствами заключено множество многосторонних соглашений, конвенций, договоров и норм, которые делают мир более безопасным и благополучным для жизни. Разработка этого всеобъемлющего свода норм международного права, включая стандарты в области прав человека, является наиболее крупным достижением Организации.

Деятельность ООН ведётся на шести официальных языках. Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Первоначально в качестве рабочих языков ООН использовались английский и французский. Позже арабский, испанский, китайский и русский языки были добавлены к числу рабочих языков Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета. Рабочими языками Секретариата являются английский и французский.

История создания ООН

В конце XIX — начале XX века государствами и их объединениями для сотрудничества в отдельных областях начали создаваться первые международные организации. Так, нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН. Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных конфликтов и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Непосредственным предшественником ООН была Лига наций, — организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учреждённая в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Однако в Лигу вошли далеко не все страны. Так, например, Соединённые Штаты Америки никогда не были членом, а некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из неё. В общей сложности, с 1920 по 1945 год 63 страны были членами этой организации. В целом, опыт Лиги наций оказался неудачным и она прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. В дальнейшем, в процессе выработки основ международной организации безопасности инициаторы её создания стремились учесть негативный опыт Лиги наций и избежать ошибок и недостатков, ей присущих. Официально Лига наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, а её активы были переданы в ООН.

14 августа 1941 года президент Соединённых Штатов Америки Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи на борту боевого корабля в Атлантическом океане, известен как «Атлантическая хартия». Этот документ не был договором между двумя державами. Он не был также изложением какой-либо определённой официальной программы устроения мира. Как указывалось в самом документе, он только подтверждал «некоторые общие принципы национальной политики названных стран (Соединённых Штатов Америки и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира». В хартии провозглашались: отказ от захватов территорий; признание права всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить; намерение содействовать восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путём; призыв к послевоенному сотрудничеству; отказ от применения силы в международных отношениях.

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) и их союзников, от имени своих правительств заявили о поддержке «Атлантической хартии», подписав «Декларацию Объединённых Наций». В этом документе впервые было официально использовано название «Объединённые Нации», предложенное Франклином Д. Рузвельтом. Таким образом, руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания Второй мировой войны, понимали, что создание механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить подобных войн в будущем, возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Тем самым были созданы основные предпосылки для оформления Организации Объеденных Наций.

30 октября 1943 года в Москве представители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании Второй мировой войны всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. В Московской декларации, которая послужила первым практическим шагом по пути создания ООН, были закреплены такие принципы будущей организации, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, принцип особой ответственности великих держав в деле сохранения и упрочения мира, необходимость согласования их действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время. Эти принципы сыграли большую роль также в деле оформления механизма всей Организации. В то же время, основное внимание в ней концентрировалось на послевоенном регулировании не всей совокупности международных отношений, а части, касающейся вопросов мира и безопасности.

Цель создания всеобщей организации безопасности была вновь подтверждена на встрече руководителей Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки в Тегеране 1 декабря 1943 года. На этой конференции выдвигались уже конкретные проекты создания в рамках будущей организации специального органа по поддержанию мира. В частности, президент США Франклин Д. Рузвельт предложил образовать так называемый «Полицейский комитет» из представителей четырёх государств, который «следил бы за сохранением мира» и в случае агрессии «мог бы действовать быстро». Но эффективность такого органа в борьбе с агрессией была бы сомнительна, если учесть замечания президента относительно характера всей организации и правовой силы принимаемых этой организацией решений. Рузвельт отмечал, что «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций, эта организация не должна будет иметь», хотя и подчёркивал, что в этом смысле будущая организация «не должна быть похожа на Лигу наций». В свою очередь, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предлагал создать международную организацию с тремя региональными советами для Европы, Дальнего Востока и Америки и стоящим над ними «Мировым советом».

С 21 августа по 7 ноября 1944 года руководители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки провели ряд встреч на вилле Думбартон-Оукс под Вашингтоном, США, для выработки принципов и целей будущей международной организации по поддержанию мира и безопасности, а также обсуждения основных вопросов по её учреждению. На этой конференции был выработан подробный проект организации с рабочим названием «Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности».

Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на конференции, был вопрос о юридической структуре и месте Совета Безопасности в системе органов будущей Организации Объединённых Наций. Конференция заложила фундамент всей Организации и определила основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание мира и безопасности народов. Предварительный проект создания Совета Безопасности показал, что основные недостатки организации и структуры Совета Лиги наций были учтены и созданы необходимые предпосылки для плодотворной деятельности этого органа в сфере поддержания мира. Предлагаемый состав Совета Безопасности в значительной мере в целом отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в нём предоставлялись Советскому Союзу, Соединённым Штатам Америки, Великобритании, Китаю и в «надлежащее время» Франции, что придавало авторитет и силу решениям этого органа. Совет Безопасности был представительным органом всех членов организации (не только великих держав), так как в его состав входили ещё шесть непостоянных членов. В то же время этот орган не был и громоздким по составу, что, несомненно, повышало его оперативность. Важной особенностью правового статуса Совета Безопасности согласно Предложениям, выработанным в Думбартон-Оуксе, было то, что его предлагалось сделать постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения. При этом, функции и полномочия Совета Безопасности были чётко определены и отделены от функций и полномочий другого главного органа Организации — Генеральной Ассамблеи, а главная ответственность и основные полномочия по поддержанию мира и безопасности были сконцентрированы в одном органе — Совете Безопасности.

Важной вехой в деле выработки Устава ООН и правового оформления основ деятельности Организации послужила Ялтинская конференция, на которой 11 февраля 1945 года президент США Рузвельт, премьер-министр Великобритании Черчилль и председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин после встречи в Ялте, Советский Союз, объявили о своём твёрдом намерении создать Организацию Объединённых Наций. На этой конференции был согласован наиболее важный вопрос — процедура принятия решений Советом Безопасности. В соответствии с достигнутым соглашением решения в этом органе по всем вопросам, за исключением процедурных, принимаются голосами семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов, причём сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу о мирном разрешении спора. В принятой на Ялтинской конференции процедуре голосования нашёл своё международно-правовое закрепление принцип суверенного равенства и полного равноправия постоянных членов Совета Безопасности, который послужил основой деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединённых Наций. Таким образом, Ялтинская конференция завершила подготовительный этап выработки Устава ООН и создания механизма безопасности Организации. На Ялтинской конференции было также принято решение созвать в апреле 1945 года в Сан-Франциско, США, конференцию Объединённых Наций для подготовки Устава Организации Объединённых Наций соответственно положениям, выработанным на переговорах в Думбартон-Оуксе.

25 апреля 1945 года представители 50 стран, представляющие около 80 процентов населения планеты, собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединённых Наций по созданию международной организации. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в её работе, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место. Главы делегаций государств-инициаторов председательствовали поочерёдно на пленарных заседаниях. На Конференции председательствовали: Энтони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединённые Штаты Америки) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более поздних заседаниях В. М. Молотова заменил А. А. Громыко, а А. Идена — лорд Галифакс. Всего состоялось 10 пленарных заседаний и 400 комитетских заседаний, на которых готовился Устав ООН.

В процессе работы Конференции возникали серьёзные разногласия и расхождения во мнениях, включая кризисные ситуации, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению. Наиболее острые разногласия вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятёрки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, то есть одной из держав «большой пятёрки», Совет Безопасности будет лишён возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятёрка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчёркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе. Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, очевидно был разрешён только благодаря тому, что государства были преисполнены решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы лучшую из возможных.

Работа Конференции в Сан-Франциско продолжалась ровно в два месяца. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединённых Штатов Америки в Думбартон-Оукс в августе — октябре 1944 года. Устав ООН, в в ста одиннадцати статьях которого изложены цели, принципы и структура Организации, был единогласно принят 25 июня 1945 года и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран (Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем ООН). Однако с подписанием Устава Организация ещё не начала существовать. Во многих странах Устав должен был быть ещё одобрен Конгрессом или парламентом. Поэтому было предусмотрено, что Устав вступит в силу, когда правительства Китая, Франции, Великобритании, Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и большинства других стран, подписавших Устав, ратифицируют его и пришлют о том извещения Государственному департаменту США. 24 октября 1945 года это условие было выполнено и Организация Объединённых Наций стала реальностью. С этого времени 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций.

10 января 1946 года в Вестминстерском дворце, Лондон, открылась первая Генеральная Ассамблея, на которой были представлены делегаты 51 государства. 17 января 1946 года в Вестминстерском дворце впервые собрался Совет Безопасности, который принял свои правила процедуры. 24 января 1946 года Генеральная Ассамблея приняла первую резолюцию, посвящённую мирному использованию атомной энергии и ликвидации оружия массового уничтожения. 1 февраля 1946 года Трюгве Ли, который был министром иностранных дел Норвегии и возглавлял делегацию Норвегии на сессии Генеральной Ассамблеи в Лондоне, был избран первым Генеральным секретарём ООН. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека. 24 октября 1949 года был заложен первый камень в фундамент нынешнего комплекса зданий Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке, который начал свою работу 21 августа 1951 года.

Система ООН

Система Организации Объединённых Наций включает шесть главных органов, учреждённых в соответствии с Уставом ООН, а также множество программ, вспомогательных органов и подразделений, и специализированные учреждения, которые координируют свою работу с ООН, являясь при этом отдельными, самостоятельными организациями.

Шесть главных органов ООН

Основная структура ООН имеет шесть главных органов:

  1. Генеральная Ассамблея ООН.
  2. Совет Безопасности ООН.
  3. Экономический и Социальный Совет ООН.
  4. Совет по Опеке ООН.
  5. Международный Суд ООН.
  6. Секретариат ООН.

Все эти органы расположены в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, за исключением Международного Суда, который находится в Гааге, Нидерланды. Хотя штаб-квартирой Организации считаются Центральные учреждения в Нью-Йорке, руководство рядом других важных направлений деятельности осуществляется из отделений, расположенных в разных странах мира. Заседания различных органов ООН часто проводятся вне Центральных учреждений. Так, например, Экономический и Социальный Совет проводит одну из своих двух очередных ежегодных сессий в Женеве, а специальные комитеты Генеральной Ассамблеи часто проводят заседания в разных странах мира. Конференции по таким темам, как народонаселение, продовольствие, охрана окружающей среды и права человека, проводились в разных регионах мира.

1. Генеральная Ассамблея ООН

Генеральная Ассамблея ООН, учреждённая в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, — главный совещательный, директивный и представительный орган Организации, в который входят всё её члены. Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе ООН. Она может рассматривать любые вопросы, предусмотренные в Уставе ООН, и выносить членам ООН свои рекомендации.

Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи:

  • обсуждение разных вопросов (за исключением вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности) и вынесение рекомендаций;
  • обсуждение вопросов, касающихся военных конфликтов и вооружений;
  • обсуждение путей и средств улучшения положения детей, молодёжи, женщин и других категорий людей;
  • обсуждение вопросов устойчивого развития и прав человека;
  • установление размера взноса каждого государства-члена в бюджет ООН и порядка расходования этих средств.

В Генеральной Ассамблее все страны-члены, большие и малые, имеют один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Ассамблее. Однако некоторым из государств-членов с числящейся задолженностью по уплате взносов, Генеральная Ассамблея может разрешить участвовать в голосовании.

Ассамблея заседает каждый год в период с сентября по декабрь. Предварительная повестка дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи составляется Генеральным Секретарём ООН и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. По просьбе Совета Безопасности или большинства членов ООН Ассамблея может созывать специальные сессии. Работу Генеральной Ассамблеи выполняют также шесть её главных комитетов, Совет по правам человека, другие вспомогательные органы и Секретариат ООН. Наряду с этим, Генеральная Ассамблея учредила ряд вспомогательных органов (советов, рабочих групп, комитетов и комиссий) для выполнения определённых функций. После обсуждения вопросов повестки дня, поиска вариантов согласования подходов различных государств, вспомогательные органы представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для обсуждения в ходе пленарных заседаний Ассамблеи. Генеральная Ассамблея разработала и утвердила собственные правила процедуры, в соответствии с которыми она избирает своего Председателя на каждую новую сессию.

2. Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН, учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, несёт главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Он может созываться в любое время при возникновении угрозы миру. Своё первое заседание Совет провёл 17 января 1946 года в Чёрч-Хаусе, Вестминстер, Лондон. В Совет Безопасности входят 15 членов, включая пять постоянных членов: Китай, Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Россия и Франция. Остальные 10 членов избираются Генеральной Ассамблеей по принципу географического представительства сроком на два года. Для принятия решений требуется девять голосов; за исключением голосования по процедурным вопросам, решение не может быть принято, если один из постоянных членов голосует против него (это называется «правом вето»). Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приёма новых членов в состав ООН. Многие страны добиваются расширения состава Совета с включением в него новых постоянных и непостоянных членов. Каждый из членов Совета должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях ООН, в тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.

Основные функции и полномочия Совета Безопасности:

  1. поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;
  2. расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  3. выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  4. вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  5. призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  6. предпринимать военные действия против агрессора;
  7. выносить рекомендации относительно приёма новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
  8. осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;
  9. выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

Все государства-члены ООН обязаны выполнять решения Совета Безопасности. В то время как другие органы ООН выносят рекомендации государствам-членам, лишь Совет Безопасности обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу.

Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Совет может:

  1. устанавливать принципы достижения согласия между участниками конфликта;
  2. в некоторых случаях проводить расследования и осуществлять посредничество;
  3. направлять специальные миссии;
  4. назначать специальных посланников или просить Генерального секретаря содействовать достижению мирного разрешения конфликта.

Если тот или иной конфликт приводит к военным действиям, то Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. В этом случае Совет может:

  1. давать указания о прекращении огня, которые могут помочь не допустить эскалации конфликта;
  2. направлять военных наблюдателей или силы по поддержанию мира с целью помочь снизить накал напряжённости, разъединить противостоящие друг другу силы и создать спокойную обстановку, позволяющую искать пути мирного урегулирования.

Помимо этого Совет может обратиться к принудительным мерам, включая:

  1. введение экономических санкций, оружейного эмбарго, финансовых штрафов и ограничений и запретов на поездки;
  2. разрыв дипломатических отношений;
  3. блокаду;
  4. коллективные военные мероприятия (в исключительных случаях).

Последние из указанных мер являются крайним средством и применяются только в том случае, если мирные средства урегулирования спора исчерпаны. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы сориентировать меры воздействия на тех лицах и организациях, кто несёт ответственность за политику и практику, осуждаемые международным сообществом, при одновременном сведении до минимума воздействия принятых мер на другие части населения и экономики.

В случае необходимости Советом Безопасности санкционируются миссии ООН по поддержанию мира в целях предоставления странам политической поддержки и поддержки в областях обеспечения безопасности и миростроительства в конфликтных или постконфликтных ситуациях. Как правило, миротворческие операции формируются при наличии серьёзных военных или гуманитарных кризисов. Деятельность ООН по поддержанию мира направлена на создание условий для установления стабильного мира в странах, переживающих конфликт. Миротворческие миссии руководствуются принципами согласия принимающей страны, беспристрастности и неприменения силы, за исключением случаев самообороны, предоставления защиты в соответствии с мандатом или защиты гражданских лиц, если это санкционировано Советом Безопасности. В миротворческих операциях участвуют гражданские специалисты, полицейские и военнослужащие, а также добровольцы ООН. Организация не имеет собственных вооружённых сил; она работает с контингентами, предоставляемыми государствами-членами. Наряду с поддержанием мира и безопасности на миротворцев всё чаще возлагаются функции по оказанию содействия политическим процессам, проведению реформы судебной системы, организации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и полиции, а также разоружению и реинтеграции бывших участников вооружённых формирований и оказанию помощи в возвращении внутренне перемещённых лиц и беженцев. ООН начала свою миротворческую деятельность в 1948 году с учреждения специального органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. С тех пор были проведены десятки операций по поддержанию мира, санкционированных Советом Безопасности.

3. Экономический и Социальный Совет ООН

Экономический и Социальный Совет ООН — главный орган, отвечающий за координацию экономической и социальной деятельности Организации и учреждений, входящих в систему ООН. В него входят 54 страны, избираемые от всех регионов. В сферу компетенции Совета входит рассмотрение международных экономических и социальных проблем, а также создание благоприятных условий для социально-экономического прогресса и развития. Совет был учреждён в 1946 году ООН в качестве центрального форума для обсуждения таких проблем и разработки соответствующих политических рекомендаций.

Основные функции и полномочия Экономического и Социального Совета:

  • служит главным форумом для обсуждения международных социально-экономических вопросов;
  • содействует повышению уровня жизни, обеспечению полной занятости и социально-экономическому прогрессу;
  • оказывает помощь в решении международных социально-экономических проблем и вопросов охраны здоровья людей и способствует международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.

В соответствии со своим широким мандатом Совет несёт ответственность за использование почти 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН, в том числе за деятельность 14 специализированных учреждений, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Для решения конкретных задач Генеральной Ассамблеей был создан ряд специализированных учреждений, таких, как Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединённых Наций (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и программ (таких, как Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ) и Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ). Координацию работы этих учреждений и программ осуществляет Экономический и Социальный Совет.

Экономический и Социальный Совет организует регулярные консультации с ведущими учёными, представителями делового мира и членами более чем 3200 зарегистрированных неправительственных организаций. Однако самое крупное мероприятие Совета проходит летом — ежегодно в июле проводится основная сессия Совета продолжительностью в четыре недели. Сессия проводится поочерёдно в Нью-Йорке и Женеве и состоит из пяти этапов (этап заседаний высокого уровня, этап координации, этап, посвящённый оперативной деятельности, этап по гуманитарным вопросам и общий этап), которые охватывают как глобальные проблемы, так и вопросы технического и административного характера. В ходе подготовки к своей ежегодной основной четырёхнедельной сессии в июле Совет в течение всего года проводит несколько коротких сессий, ряд специальных совещаний, заседаний за круглым столом и дискуссионных форумов. Этап заседаний высокого уровня, в рамках которого рассматриваются самые актуальные вопросы в области развития (занятость, образование, здравоохранение и так далее), представляет особый интерес для политических деятелей и высших должностных лиц. Наряду с этим, на Всемирном саммите 2005 года руководителя государств и правительств возложили на Совет обязанность проводить ежегодные обзоры на уровне министров и раз в два года. — Форум по сотрудничеству в целях развития. Задачей ежегодного обзора на уровне министров является оценка прогресса в достижении согласованных на международном уровне целей в области развития, поставленных на крупных конференциях и встречах на высшем уровне. Он состоит из ежегодного тематического обзора и рассмотрения добровольных национальных докладов о прогрессе в достижении согласованных на международном уровне целей в области развития, и о проблемах на пути к достижению этих целей. С помощью проведения обзора тенденций и прогресса в области международного сотрудничества в целях развития Форум должен вырабатывать руководящие указания и рекомендации, направленные на повышение качества и эффективности сотрудничества в целях развития.

4. Совет по Опеке ООН

Совет по Опеке ООН осуществляет надзор за управлением подопечными территориями — бывшими колониями или зависимыми территориями, — которые были включены в международную систему опеки. Эта система была создана в конце Второй мировой войны для содействия улучшению положения жителей этих зависимых территорий и их поступательному развитию по пути самоуправления или независимости. В соответствии с Уставом ООН Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчёты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности: Китая, России, Великобритании, Соединённых Штатов Америки и Франции.

В 1945 году около половины населения мира проживало в странах, которыми управляли другие государства. Эти страны, так называемые колонии, были разделены между несколькими крупными державами. С помощью процесса, получившего название деколонизация, ООН помогла большинству этих колоний обрести независимость. В 1960 году Генеральная Ассамблея приняла декларацию о скорейшем предоставлении независимости всем колониям и народам. В следующем году ей был учреждён Специальный комитет по деколонизации. Цели международной программы деколонизации и системы опеки были достигнуты, когда более 80 колониальных территорий при содействии ООН достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. В связи с этим 1 ноября 1994 года Совет принял решение официально приостановить свою деятельность и проводить заседания по мере необходимости. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внёс в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по-своему решению или решению своего председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

5. Международный Суд ООН

Международный Суд ООН — главный судебный орган Организации. Он был учреждён в соответствии с Уставом ООН, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия, которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги наций. Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Согласно Уставу ООН, Суд по решению Совета Безопасности или на основе обращения заинтересованных сторон может рассматривать юридические споры между государствами, при этом его решения обязательны для исполнения сторонами, признающими его юрисдикцию. Если та или иная страна не желает принимать участия в разбирательстве, она не обязана это делать, если это не требуется конкретными договорными положениями. Если же страна принимает юрисдикцию Суда, она обязана исполнять его решения. В случае, когда невыполнение решения Суда угрожает поддержанию мира и безопасности, гарантом выполнения решения выступает Совет Безопасности. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и её специализированных учреждений.

Следует отметить, что создание с 1946 года большого числа специализированных международных трибуналов и судов привело к определённой неразберихе. Международный Суд ООН не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных международных уголовных трибуналов, учреждённых Организацей Объединённых Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде, а также Международного уголовного суда. Международный Суд также следует отличать от Европейского суда, находящегося в Люксембурге и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским Союзом, а также от Европейского суда по правам человека, находящегося в Страсбурге, Франция, и Межамериканского суда по правам человека, находящегося в Сан-Хосе, Коста-Рика, которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству. Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву.

В состав Международного Суда входят 15 независимых судей из разных стран, которых избирают Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности сроком на 9 лет из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к назначенным на высшие судейские должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Постоянным местопребыванием Международного Суда является Гаага, Нидерланды. Помещения Суда находятся во Дворце мира, который был сооружён в 1907–1913 годах частной некоммерческой организацией Фонд Карнеги в качестве штаб-квартиры Постоянной палаты международного правосудия, предшественницы нынешнего Суда. За пользование зданием ООН вносит в Фонд ежегодный взнос.

6. Секретариат ООН

Секретариат ООН представляет собой коллектив международных сотрудников, которые работают в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, а также в её отделениях. В его структуру входят различные департаменты и подразделения, общий штат которых насчитывает около 16 000 сотрудников из разных стран мира. Персонал выполняет основную и административную работу ООН под руководством Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов.

Основные функции и полномочия Секретариата:

  • сбор и подготовка справочной информации по различным проблемам, которая помогает правительственным делегациям изучать факты и формулировать рекомендации;
  • помощь в выполнении решений ООН;
  • организация международных конференций;
  • перевод выступлений и документов на официальные языки ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь. Он назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок полномочий. Будучи главным административным должностным лицом Организации, Генеральный секретарь руководит её работой. Кроме того, он отвечает за осуществление решений, принимаемых различными органами ООН.

Генеральный секретарь не предпринимает никаких действий без поддержки и одобрения государств-членов ООН. Любые действия, будь то направление миротворцев в районы вооружённых столкновений или помощь в восстановлении той или иной страны после войны или стихийного бедствия, утверждаются государствами-членами. Вместе с тем, Генеральный секретарь имеет право выносить на обсуждение Совета Безопасности любые проблемы, которые, по его мнению, могут угрожать международному миру и безопасности. Для предупреждения конфликтов или содействия мирному урегулированию споров между странами он может использовать так называемый механизм «добрых услуг». Кроме того, Генеральный секретарь может действовать по собственной инициативе при решении гуманитарных или иных проблем особой значимости.

Специализированные учреждения ООН и связанные организации

Международный валютный фонд, Всемирный банк и другие независимые организации, называемые «специализированными учреждениями», связаны с ООН посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений под эгидой ООН. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Кроме того, целый ряд управлений, программ и фондов ООН с конкретными сферами деятельности занимается улучшением социального и экономического положения людей во всех регионах мира. Они подотчётны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету. Специализированные учреждения — производные субъекты международного права. Они заключают международные соглашения с другими государствами и другими международными организациями. Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с ООН они составляют систему Организации Объединённых Наций. Совместными усилиями они оказывают техническое содействие и предоставляют разнообразную практическую помощь государствам в области развития.

Специализированные учреждения ООН:

  1. Группа Всемирного банка.
  2. Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
  3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
  4. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
  5. Всемирный почтовый союз (ВПС).
  6. Всемирная туристская организация (ЮНВТО).
  7. Международная ассоциация развития (МАР).
  8. Международная финансовая корпорация (МФК).
  9. Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
  10. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
  11. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА).
  12. Международная морская организация (ИМО).
  13. Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
  14. Международная организация труда (МОТ).
  15. Международный валютный фонд (МВФ).
  16. Международный союз электросвязи (МСЭ).
  17. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).
  18. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
  19. Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
  20. Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединённых Наций (ФАО).

Связанные с ООН организации:

  1. Всемирная торговая организация (ВТО).
  2. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
  3. Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ).
  4. Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Целевые фонды ООН:

  1. Фонд демократии Организации Объединённых Наций (ФДООН).
  2. Фонд международного партнёрства Организации Объединённых Наций (ФМПООН).

Страны-члены ООН

Членский состав ООН

На момент основания в 1945 году в Организацию Объединённых Наций входила 51 страна. В общей сложности с 1946 года в ООН было принято более 150 государств, при этом ряд государств, впоследствии разделились на другие государства (например, Югославия и Чехословакия). Среди первоначальных членов ООН были государственные образования, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две республики, входящие в его состав — Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании — Британская Индия (впоследствии разделённая на независимые государства — Индия, Пакистан, Бангладеш и Бирма); протекторат США — Филиппины. За время существования Организации ни одна страна не была из неё исключена. В 1965 году Индонезия временно вышла из состава ООН в связи со спором с соседней Малайзией, однако в следующем году восстановила своё членство.

Кроме статуса государства-члена, в ООН существует статус Постоянного наблюдателя при ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя того или иного государственного образования утверждается путём голосования в Генеральной Ассамблее, где решение принимается простым большинством. Наблюдателями в ООН могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Эта практика существует с 1946 года, когда Генеральный секретарь ООН признал назначение правительства Швейцарии в качестве Постоянного наблюдателя при ООН. Впоследствии своих наблюдателей направляли некоторые другие государства, которые позднее стали членами ООН, например Австрия, Италия, Финляндия и Япония. Швейцария стала членом ООН в 2002 году. В настоящее время статус Постоянного наблюдателя при ООН имеют два государственных образования: Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина.

На сегодняшний день членский состав ООН насчитывает 193 государства.

Указатель стран-членов ООН

СтранаДата вступления
А
1Австралия1 ноября 1945 года
2Австрия14 декабря 1955 года
3Азербайджан2 марта 1992 года
4Албания14 декабря 1955 года
5Алжир8 октября 1962 года
6Ангола1 декабря 1976 года
7Андорра28 июля 1993 года
8Антигуа и Барбуда11 ноября 1981 года
9Аргентина24 октября 1945 года
10Армения2 марта 1992 года
11Афганистан19 ноября 1946 года
Б
12Багамские Острова18 сентября 1973 года
13Бангладеш17 сентября 1974 года
14Барбадос9 декабря 1966 года
15Бахрейн21 сентября 1971 года
16Беларусь24 октября 1945 года
17Белиз25 сентября 1981 года
18Бельгия27 декабря 1945 года
19Бенин20 сентября 1960 года
20Болгария14 декабря 1955 года
21Боливия14 ноября 1945 года
22Босния и Герцеговина22 мая 1992 года
23Ботсвана17 октября 1966 года
24Бразилия24 октября 1945 года
25Бруней21 сентября 1984 года
26Буркина Фасо20 сентября 1960 года
27Бурунди18 сентября 1962 года
28Бутан21 сентября 1971 года
В
29Вануату15 сентября 1981 года
30Великобритания24 октября 1945 года
31Венгрия14 декабря 1955 года
32Венесуэла15 ноября 1945 года
33Вьетнам20 сентября 1977 года
Г
34Габон20 сентября 1960 года
35Гаити24 октября 1945 года
36Гайана20 сентября 1966 года
37Гамбия21 сентября 1965 года
38Гана8 марта 1957 года
39Гватемала21 ноября 1945 года
40Гвинея12 декабря 1958 года
41Гвинея-Бисау17 сентября 1974 года
42Германия18 августа 1973 года
43Гондурас17 декабря 1945 года
44Гренада17 сентября 1974 года
45Греция25 октября 1945 года
46Грузия31 июля 1992 года
Д
47Дания24 октября 1945 года
48Демократическая Республика Конго20 сентября 1960 года
49Джибути20 сентября 1977 года
50Доминика18 декабря 1978 года
51Доминиканская Республика24 октября 1945 года
Е
52Египет24 октября 1945 года
З
53Замбия1 декабря 1964 года
54Зимбабве25 августа 1980 года
И
55Израиль11 мая 1949 года
56Индия30 октября 1945 года
57Индонезия28 сентября 1950 года
58Иордания14 декабря 1955 года
59Ирак21 декабря 1945 года
60Иран24 октября 1945 года
61Ирландия14 декабря 1955 года
62Исландия19 ноября 1946 года
63Испания14 декабря 1955 года
64Италия14 декабря 1955 года
Й
65Йемен30 сентября 1947 года
K
66Кабо-Верде16 сентября 1975 года
67Казахстан2 марта 1992 года
68Камбоджа14 декабря 1955 года
69Камерун20 сентября 1960 года
70Канада9 ноября 1945 года
71Катар21 сентября 1971 года
72Кения16 декабря 1963 года
73Кипр20 сентября 1960 года
74Кирибати14 сентября 1999 года
75Китай24 октября 1945 года
76Колумбия5 ноября 1945 года
77Коморские Острова12 ноября 1975 года
78Конго20 сентября 1960 года
79Корея Северная17 сентября 1991 года
80Корея Южная17 сентября 1991 года
81Коста-Рика2 ноября 1945 года
82Кот-д’Ивуар20 сентября 1960 года
83Куба24 октября 1945 года
84Кувейт14 мая 1963 года
85Кыргызстан2 марта 1992 года
Л
86Лаос14 декабря 1955 года
87Латвия17 сентября 1991 года
88Лесото17 октября 1966 года
89Либерия2 ноября 1945 года
90Ливан24 октября 1945 года
91Ливия14 декабря 1955 года
92Литва17 сентября 1991 года
93Лихтенштейн18 сентября 1990 года
94Люксембург24 октября 1945 года
М
95Маврикий24 апреля 1968 года
96Мавритания27 октября 1961 года
97Мадагаскар20 сентября 1960 года
98Македония8 апреля 1993 года
99Малави1 декабря 1964 года
100Малайзия17 августа 1957 года
101Мали28 сентября 1960 года
102Мальдивы21 сентября 1965 года
103Мальта1 декабря 1964 года
104Марокко12 ноября 1956 года
105Маршалловы Острова17 сентября 1991 года
106Мексика7 ноября 1945 года
107Микронезия17 сентября 1991 года
108Мозамбик16 сентября 1975 года
109Молдова2 марта 1992 года
110Монако28 мая 1993 года
111Монголия27 октября 1961 года
112Мьянма19 апреля 1948 года
Н
113Намибия23 апреля 1990 года
114Науру14 сентября 1999 года
115Непал14 декабря 1955 года
116Нигер20 сентября 1960 года
117Нигерия7 октября 1960 года
118Нидерланды10 декабря 1945 года
119Никарагуа24 октября 1945 года
120Новая Зеландия24 октября 1945 года
121Норвегия27 ноября 1945 года
О
122Объединённая Республика Танзания14 декабря 1961 года
123Объединённые Арабские Эмираты9 декабря 1971 года
124Оман7 октября 1971 года
П
125Пакистан30 сентября 1947 года
126Палау15 декабря 1994 года
127Панама13 ноября 1945 года
128Папуа — Новая Гвинея10 октября 1975 года
129Парагвай24 октября 1945 года
130Перу31 октября 1945 года
131Польша24 октября 1945 года
132Португалия14 декабря 1955 года
Р
133Россия24 октября 1945 года
134Руанда18 сентября 1962 года
135Румыния14 декабря 1955 года
С
136Сальвадор24 октября 1945 года
137Самоа15 декабря 1976 года
138Сан-Марино2 марта 1992 года
139Сан-Томе и Принсипи16 сентября 1975 года
140Саудовская Аравия24 октября 1945 года
141Свазиленд24 сентября 1968 года
142Сейшельские Острова21 сентября 1976 года
143Сенегал28 сентября 1960 года
144Сент-Винсент и Гренадины16 сентября 1980 года
145Сент-Китс и Невис23 сентября 1983 года
146Сент-Люсия18 сентября 1979 года
147Сербия1 ноября 2000 года
148Сингапур21 сентября 1965 года
149Сирия24 октября 1945 года
150Словакия19 января 1993 года
151Словения22 мая 1992 года
152Соединённые Штаты Америки24 октября 1945 года
153Соломоновы Острова19 сентября 1978 года
154Сомали20 сентября 1960 года
155Судан12 ноября 1956 года
156Суринам4 декабря 1975 года
157Сьерра-Леоне27 сентября 1961 года
T
158Таджикистан2 марта 1992 года
159Таиланд16 декабря 1946 года
160Тимор-Лешти27 сентября 2002 года
161Того20 сентября 1960 года
162Тонга14 сентября 1999 года
163Тринидад и Тобаго18 сентября 1962 года
164Тувалу5 сентября 2000 года
165Тунис12 ноября 1956 года
166Туркменистан2 марта 1992 года
167Турция24 октября 1945 года
У
168Уганда25 октября 1962 года
169Узбекистан2 марта 1992 года
170Украина24 октября 1945 года
171Уругвай18 декабря 1945 года
Ф
172Фиджи13 октября 1970 года
173Филиппины24 октября 1945 года
174Финляндия14 декабря 1955 года
175Франция24 октября 1945 года
Х
176Хорватия22 мая 1992 года
Ц
177Центрально-Африканская Республика20 сентября 1960 года
Ч
178Чад20 сентября 1960 года
179Черногория28 июня 2006 года
180Чехия19 января 1993 года
181Чили24 октября 1945 года
Ш
182Швейцария10 сентября 2002 года
183Швеция19 ноября 1946 года
184Шри-Ланка14 декабря 1955 года
Э
185Эквадор21 декабря 1945 года
186Экваториальная Гвинея12 ноября 1968 года
187Эритрея28 мая 1993 года
188Эстония17 сентября 1991 года
189Эфиопия13 ноября 1945 года
Ю
190Южная Африка7 ноября 1945 года
191Южный Судан14 июля 2011 года
Я
192Ямайка18 сентября 1962 года
193Япония18 декабря 1956 года

Процедура приёма государств в члены ООН

Организация Объединённых Наций, будучи организацией, объединяющей независимые государства, может принимать в свои члены новые государства. Согласно Уставу ООН, приём в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе ООН обязательства и которые могут и желают эти обязательства выполнять. Приём государств в члены ООН производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Эта процедура имеет следующий порядок:

  1. Заинтересованное государство направляет Генеральному секретарю ООН заявление и письмо, в котором оно официально принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН.
  2. Заявление государства рассматривается Советом Безопасности ООН. Рекомендация о приёме считается принятой, если за неё проголосовали 9 из 15 членов Совета и при этом никто из пяти постоянных членов — Китай, Россия, Великобритания, Соединённые Штаты Америки и Франция — не проголосовал против.
  3. Если Совет выносит рекомендацию о приёме государства, она представляется на рассмотрение Генеральной Ассамблее ООН. Для приёма нового государства необходимо большинство в две трети голосов членов Ассамблеи.
  4. Членство государства в ООН вступает в силу с даты принятия резолюции о его приёме.

На каждой сессии Генеральная Ассамблея рассматривает полномочия всех представителей государств-членов, участвующих в работе сессии. При рассмотрении полномочий, которое, как правило, проводится сначала в Комитете по проверке полномочий в составе девяти членов, но может проводиться и в других случаях, может возникнуть вопрос о том, находится ли фактически у власти правительство, аккредитовавшее конкретного представителя. В конечном итоге решение принимается большинством голосов в Ассамблее. Следует отметить, что при обычной смене правительств, например в результате демократических выборов, никаких вопросов, связанных с полномочиями представителя соответствующего государства, не возникает.

Бюджет ООН

Деятельность Организации Объединённых Наций оплачивают входящие в неё государства-члены в соответствии со специальной шкалой взносов.

ООН имеет четыре вида бюджетов:

  1. Регулярный бюджет, покрывающий расходы основных подразделений в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и местных отделений во всём мире.
  2. Бюджет операций по поддержанию мира, из которого оплачиваются различные операции, которые периодически проводятся в «горячих точках» планеты.
  3. Бюджет Международных уголовных трибуналов.
  4. Бюджет так называемого «Генерального плана капитального ремонта» для финансирования ремонтных работ в комплексе штаб-квартиры ООН.

Фонды и программы ООН имеют самостоятельные бюджеты. Основной объём их ресурсов поступает на добровольной основе от правительств, а также от частных лиц. Специализированные учреждения ООН также имеют самостоятельные бюджеты.

Взносы в бюджет ООН вносятся государствами-членами в обязательном порядке. Размеры взносов определяются по шкале, которая утверждается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Комитета по взносам, в который входят 18 экспертов, действующих на общественных началах и избранных Генеральной Ассамблеей. Эта шкала рассчитана с учётом платёжеспособности стран, их национального дохода, определяемых на основе ВВП и ВНД, а также численности населения и ряда других параметров. Шкала взносов полностью пересматривается каждые три года на основе последних статистических данных по доходам. С 1988 года бюджет ООН утверждается на основе консенсуса, что позволяет странам ограничивать расходы при необходимости.

Государство-член ООН, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому члену ООН участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

Эмблема и флаг ООН

Эмблема Организации Объединённых Наций
Эмблема Организации Объединённых Наций.

История флага Организации Объединённых Наций начинается с эмблемы, подготовленной Отделом представления Управления стратегических служб Соединённых Штатов Америки в апреле 1945 года. Она была подготовлена в ответ на просьбу разработать эскиз эмблемы для Конференции в Сан-Франциско, на которой был разработан и принят Устав ООН. Эмблема Конференции в Сан-Франциско представляла собой круглое изображение карты мира, простирающейся до 40-й параллели к югу и 100-го меридиана к западу от Гринвича в более низком вертикальном положении.

7 декабря 1946 года Генеральная Ассамблея утвердила эскиз в качестве официальной печати и эмблемы Организации Объединённых Наций. Пересмотренный вариант эмблемы представлял собой карту мира с полярной равноудалённой азимутальной проекцией, окружённую двумя оливковыми ветвями. Эти два символа широко известны и говорят сами за себя: оливковая ветвь в Древней Греции служила символом мира; карта мира символизирует область, в которой ООН занимается достижением своей основной цели — мира.

20 октября 1947 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, в которой провозглашалось, что «флаг Организации Объединённых Наций представляет собой официальную эмблему, утверждённую Генеральной Ассамблеей, которая помещена в центре на светло-голубом фоне». Насколько известно, цвета эмблемы не имеют какого-либо конкретного значения.

Центральные учреждения ООН в Нью-Йорке

Место, выбранное для Центральных учреждений Организации Объединённых Наций, находилось в промышленном районе Нью-Йорка с предприятиями лёгкой промышленности, скотобойнями и железнодорожным депо, а с появлением комплекса зданий ООН этот район полностью преобразился. Сначала Нью-Йорк даже не рассматривался в качестве возможного местопребывания Центральных учреждений ООН. Предложения поступали от разных городов Европы и Северной Америки. Поступило даже предложение разместить штаб-квартиру на корабле, который постоянно бороздил бы моря и океаны, совершая своеобразное кругосветное плавание.

До того, как Организация обрела постоянное место, она неоднократно меняла адреса, начиная с января 1946 года, когда в Лондоне открылась первая сессия Генеральной Ассамблеи. Оттуда в марте 1946 года ООН перебралась в здание Хантер колледжа в Бронксе, Нью-Йорк, а в августе 1946 года обосновалась в одном из коммерческих зданий в местечке Лейк-Саксесс, штат Нью-Йорк. Ещё до переезда в Лейк-Саксесс несколько заседаний Совета Безопасности были проведены в гостинице «Хенри Хадсон» на Пятой авеню на Манхэттене.

10 декабря 1945 года Конгресс США предложил ООН обосноваться в Соединённых Штатах Америки. Это предложение было принято Генеральной Ассамблеей 14 февраля 1946 года на её первой сессии, проходившей в Лондоне. Позже Ассамблея приняла предложение Джона Л. Рокфеллера младшего о выделении ей 8,5 миллионов долларов на приобретение нынешнего участка. Одновременно с даром Рокфеллера, муниципалитет Нью-Йорка предоставил часть земли внутри этого участка и прилегающую к нему территорию. С тех пор этот участок площадью 17 акров (6,9 гектара), расположенный в восточной части Манхэттена между 42-й улицей на юге, 48-й улицей на севере, Первой авеню на западе и проливом Ист-Ривер на востоке, принадлежит ООН и является международной территорией. Это означает, что земля, на которой находится комплекс Центральных учреждений, принадлежит не только Соединённым Штатам как принимающей стране, но и всем странам-членам ООН.

Комплекс Центральных учреждений был спроектирован группой из 11 всемирно известных архитекторов во главе с Уоллесом К. Гаррисоном (США). Первоначально архитекторы намеревались построить 45-этажное здание стоимостью 85 миллионов долларов. Позже стоимость была снижена на 20 миллионов долларов, а высота здания была уменьшена до 39 этажей. Первый камень в фундамент здания был заложен 24 октября 1949 года, а через 19 месяцев, 21 августа 1951 года, сотрудники ООН начали занимать свои новые помещения.

Комплекс Центральных учреждений Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке, 1956 год
Комплекс Центральных учреждений Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке, апрель 1956 года. Фото: Museum of the City of New York

Комплекс Центральных учреждений включает несколько взаимосвязанных зданий: 39-этажное здание Секретариата, конференционный корпус (в нём расположены залы Советов, залы заседаний, ресторан и несколько кафе), здание Генеральной Ассамблеи, Мемориальную библиотеку Дага Хаммаршельда, подземную трёхэтажную типографию и кафетерий. Имеется также трёхэтажный подземный гараж, в котором могут разместиться более тысячи автомобилей. В комплексе зданий ООН расположены собственная пожарная служба и служба безопасности, а также почтовое отделение, входящее в систему государственной почты США, но обладающее специальным правом производить операции с марками ООН. Перед комплексом зданий ООН расположена площадь Объединённых Наций, на которой вывешены в алфавитном порядке флаги всех государств-членов ООН. В таком же порядке размещаются делегации в здании Генеральной Ассамблеи. Таким образом, в штаб-квартире ООН созданы все необходимые условия для проведения заседаний её главных органов, их вспомогательных подразделений, а также для проведения многочисленных встреч, совещаний, консультаций по самым разным вопросам и практически на всех уровнях.

Выходные сведенияОрганизация Объединённых Наций / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/organizations/united-nations

Новые организации

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.