Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация (World Trade Organization)

Всемирная торговая организация (World Trade Organization) — международная межгосударственная организация, деятельность которой направлена на либерализацию международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-членов на основе принятых многосторонних соглашений.

Организация

Наиме­но­ва­ние:RU: Всемирная торговая организация
EN: World Trade Organization
Аббре­виа­тура:ВТО / WTO
Иденти­фи­катор:ROR ID: ror:03cqs4n40
Распо­ложе­ние:Женева, Швейцария
Год основа­ния:1995
Веб-сайт:
Содержание

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная межгосударственная организация, деятельность которой направлена на либерализацию международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-членов на основе принятых многосторонних соглашений. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключённого 23 странами в 1947 году в Женеве (Швейцария) и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, формально не будучи таковой.

Повестка ВТО включает в себя вопросы доступа на рынки товаров и услуг, таможенного, санитарного, технического регулирования, поддержки промышленности и сельского хозяйства, импортного лицензирования, применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер, вопросы трансграничной электронной торговли, защиты интеллектуальной собственности и многие другие. Правила ВТО служат фундаментом большинства региональных и двусторонних торговых соглашений.

ВТО выпускает ежегодные аналитические и статистические доклады о ситуации в мировой торговле и её экономических и политических аспектах, тенденциях и перспективах: Отчет о мировой торговле (World Trade Report) и Статистический обзор мировой торговли (World Trade Statistical Review).

Основа деятельности и структура Всемирной торговой организации

Основу деятельности ВТО составляет комплекс правовых документов, выполняющий функцию многостороннего торгового договора, определяющего права и обязанности правительств стран-членов организации в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют:

  • Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года;
  • Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);
  • Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);
  • Дополнительные и специальные торговые соглашения с ограниченным кругом участников;
  • Механизм обзора торговой политики;
  • Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

Соглашения ВТО ратифицируются парламентами всех стран-участниц. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы организации и собирается несколько раз в год в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчётны комитеты по торговым переговорам, региональным торговым соглашениям, торговле и развитию, по ограничениям, связанным с торговым балансом, по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии организации: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. ВТО также является межгосударственным форумом для переговоров между её членами по вопросам международной торговли.

История создания Всемирной торговой организации

Всемирная торговая организация — порождение возникших в конце и после окончания Второй Мировой войны идей о международном сотрудничестве и свободной торговле между государствами. Однако для создания этой международной структуры потребовалось около полувека. После окончания Второй Мировой войны страны-победительницы инициировали создание международных институтов, которые были бы в состоянии устранить причины войн. должна была предотвращать международные вооружённые конфликты, а три других специальных института должны были устранять экономические причины их возникновения. Так были созданы Международный валютный фонд (International Monetary Fund), Всемирный банк (World Bank) и Международная торговая организация (International Trade Organization). Все три организации были учреждены в рамках Бреттон-Вудских соглашений о создании международных финансовых институтов и принципах формирования валютных обменных курсов, подписанных в 1944 году в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гэмпшир, США) и определивших послевоенное будущее мировой финансово-экономической системы.

Соединённые Штаты, будучи инициатором создания международной организации по регулированию торговых отношений, предприняли в 1946 году конкретные шаги в этом направлении, предложив провести конференцию для обсуждения устава будущей организации, однако Сенат США, который одобрил создание Международного валютного фонда и Всемирного банка, воспротивился идее создания Международной торговой организации. Эта инициатива, как посчитали сенаторы, предусматривала передачу ряда ключевых полномочий суверенного государства международной структуре. В результате, Международная торговая организация так и не была создана.

Одновременно в Организации Объединённых Наций проходили подготовительные сессии, посвящённые разработке генерального международного соглашения для решения проблем, связанных с торговыми отношениями между государствами. Целью данных переговоров было стимулирование международной торговли и поощрение её либерализации, а также отмена протекционистских инструментов, используемых практически всеми государствами мира с начала 1930-х годов для преодоления последствий глобального экономического кризиса путём прямой защиты своих внутренних рынков высокими таможенными пошлинами. После нескольких таких сессий в 1947 году 23 страны подписали в Женеве «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (ГАТТ), которое было призвано регулировать правила международной торговли. В результате первого раунда переговоров были упразднены 45 тысяч тарифных ограничений, которые касались примерно 20% объёмов мировой торговли. Предполагалось, что система ГАТТ будет применяться в течение нескольких лет, до вступления в силу договора о Международной торговой организации. Однако, поскольку эта организация так и не была создана, ГАТТ постепенно стала центром межгосударственного сотрудничества в торговых вопросах.

Далее система ГАТТ, действующая без организационной структуры, развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). Первый раунд переговоров, состоявшийся в 1948 году, получил название «Женевского» (в соответствии с местом проведения переговоров), после него были проведены «Ансийский» (Франция) в 1949 году и «Торкийский» (Великобритания) в 1951 году. Четвёртый раунд вновь прошёл в Женеве в 1956 году. За ним последовали «Диллонский» (названый в честь заместителя Государственного секретаря США Дугласа Диллона) в 1962 году, раунд «Кеннеди» (названый в честь президента США Джона Ф. Кеннеди) в 1967 году, «Токийский» раунд в 1979 году и «Уругвайский» раунд в 1993 году. В результате длительных переговоров в рамках Уругвайского раунда, который завершился в 1993 году, была учреждена Всемирная торговая организация, которая заменила ГАТТ и значительно расширила сферу его действия. В отличии от ГАТТ, ВТО получила официальный статус международного института и соответствующую организационную структуру со своей штаб-квартирой в Женеве. В настоящее время ВТО регулирует около 98% всей мировой торговли товарами и услугами и является единственной организацией, формирующей правила многосторонней торговли на международном уровне.

Основополагающие принципы и правила Всемирной торговой организации

Всемирная торговая организация ставит своей целью увеличение объёма международной торговли путём либерализации торговых отношений и устранения торговых ограничений. Согласно декларации ВТО, её деятельность как регулирующей межгосударственной организации опирается на ряд основополагающих принципов и правил.

Стратегическими принципами ВТО являются:

  • Мировая торговая система не должна поддерживать дискриминационную практику, то есть различную торговую политику по отношению к разным странам;
  • Мировая торговая система должна быть максимально свободной и открытой, с минимальным присутствием как тарифных, так и нетарифных торговых ограничений;
  • Мировая торговая система должна быть конкурентной;
  • Мировая торговая система должна быть более гибкой для развивающихся стран с целью их приспособления к новому режиму; Развивающимся странам должны предоставляться более длинные периоды адаптации и больше льгот.

Основополагающими правилами ВТО являются:

  • Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
  • Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • Отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • Транспарентность торговой политики;
  • Разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров.

ВТО практикует во многом уникальный для международных институтов метод работы. Организация служит в качестве платформы для торговых переговоров, а также разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. При этом, в отличие от всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, в ВТО решения принимаются на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено соглашениями Так, толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов в организацию требуют 2/3 голосов. Такая практика, с одной стороны, помогает избегать ущемления чьих-либо интересов, с другой — приводит к тому, что переговоры проходят крайне долго и сложно, а в некоторых случаях и вовсе не позволяет разрешить противоречия и разногласия, поскольку «большие экономики» далеко не всегда согласны принять решения, выгодные «малым экономикам».

Ещё одна проблема системы ВТО — практика разрешения торговых споров. Для этого существует Совет по разрешению споров — особое совещание, в котором принимают участие представители государств, входящих в ВТО. Однако механизм проведения в жизнь подобных решений весьма аморфен, а мер воздействия для стран, не выполняющих подобных резолюций, не предусмотрено. Предусмотрено, что страны, нарушившие правила ВТО, будут выполнять решения Совета на добровольной основе. Но сроки для исправления ситуации также не предусмотрены. В результате, ВТО оказалось не в состоянии эффективно предупреждать периодически возникающие «торговые войны» между государствами. Если в 1995 году юридические нормы по урегулированию международных торговых споров были предметом особой гордости основателей ВТО, в последнее время юридическая система организации всё больше подвергается критике из-за своей неадекватности и несоответствия реальным нуждам стран-членов. Кроме того, вопреки заявленным целям, членство в ВТО не защищает государства от наложения политически мотивированных односторонних экономических санкций, что фактически перечёркивает все её положительные достижения как регулирующей мировую торговую систему организации.

Другой проблемой, на которую часто указывают критики ВТО, является неэффективность её деятельности в части основополагающих принципов и правил. ВТО была призвана максимально либерализовать и упростить систему международной торговли путём устранения тарифных и сокращения нетарифных ограничений, что должно было способствовать ускорению экономического роста, сокращению бедности и снижению стоимости жизни наряду с увеличением доходов людей, однако эти ожидания не оправдались. Более того, результаты деятельности ВТО показывают, что так называемая свободная торговля приносит пользу лишь влиятельным странам, обладающим сильной экономикой и высоким промышленным потенциалом. Из этого делается вывод, что ВТО не является независимым и непредвзятым органом, а de facto защищает интересы относительно небольшой группы экономически развитых стран. Критики ВТО также утверждают, что основные требования организации по снижению торговых ограничений предъявляются в основном «бедным» странам, тогда как экономически развитые страны продолжают использовать полный арсенал протекционистских мер в своих интересах. Таким образом, выгоды от свободной торговли, поддерживаемой ВТО, распределяются неравномерно и это ставит развивающиеся страны в ещё более невыгодное положение.

Наряду с этим, систему ВТО критикуют по поводу недемократичности и непрозрачности её процедур, поскольку, несмотря на декларируемые организацией принципы, существует фактическое неравенство между странами в отношении эффективного и действенного участия во всех видах деятельности в рамках всех органов организации. Значительная часть её ключевых решений принимаются на неформальных встречах и уже затем оформляются официально. Во многих случаях на эти встречи приглашаются лишь несколько стран. Где именно проходили эти встречи, когда и кто в них участвовал, а также позиции, занятые различными странами, чаще всего не разглашаются. Таким образом, подавляющее большинство развивающихся стран практически не имеют реального влияния в системе ВТО. Многие из них не имеют финансовых и кадровых ресурсов для полноценного участия даже в официальных заседаниях, не говоря уже о многочисленных неофициальных встречах, на которые их, как правило, не приглашают.

Алгоритм вступления во Всемирную торговую организацию

Во Всемирную торговую организацию может вступить любое государство или административная территория, обладающая автономными правами проведения своей торговой политики. Процесс вступления ВТО делится на четыре основных этапа:

  1. Государство подаёт в ВТО заявку о вступлении в виде меморандума, а также предоставляет полную информацию обо всех аспектах своей торговой и экономической политики, и указывает, каким образом они соответствуют принципам ВТО. Данные документы могут анализироваться представителями всех государств, входящих в ВТО, однако официальные мероприятия и дискуссии проводит специально сформированная рабочая группа. На этом этапе вскрываются имеющиеся противоречия и проблемы.
  2. Члены ВТО проводят прямые переговоры с государством, намеревающимся вступить в эту организацию. В ходе переговоров должны быть урегулированы имеющиеся спорные вопросы. На этом этапе члены ВТО должны убедиться в том, что появление в составе этой структуры нового члена будет полезно для них.
  3. После окончания переговоров рабочая группа готовит специальный доклад о потенциальном члене ВТО и разрабатывает особый план действий, который обязан выполнить потенциальный член для того, чтобы полностью соответствовать критериям ВТО. В подобных документах обычно рекомендуется изменить те или иные тарифы, переориентировать определённым образом государственную политику.
  4. На заседании Генерального Совета ВТО или на конференции ВТО министерского уровня, рабочая группа представляет документы о вступающем государстве. После этого идёт формальное голосование — за приём нового члена в ВТО должны проголосовать не менее двух третей членов этой организации.

Сроки переговоров о вступлении в ВТО тех или иных стран существенно различаются. Процесс вступления в ВТО индивидуален для каждой страны-заявителя, а условия присоединения зависят от состояния экономического развития государства и его текущего торгового режима. В среднем этот процесс занимает около пяти лет, но может длиться существенно дольше. Так, рекордно короткими были переговоры о вступлении Кыргызстана, продлившиеся 2 года и 10 месяцев, самыми длинными — переговоры о вступлении Китая, затянувшиеся на 15 лет и 5 месяцев, и России, которые продолжались 18 лет и 6 месяцев. Россия начала переговоры о вступлении ВТО 16 декабря 1993 года и стала её полноправным членом 22 августа 2012 года. Однако Россия всё же не является рекордсменом по продолжительности ведения переговоров о присоединении к ВТО, первенство — у Алжира, который присоединяется с 1987 года.

Выходные сведенияВсемирная торговая организация / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2025 (после­дняя редак­ция: 20.11.2025). URL: https://gtmarket.ru/organizations/world-trade-organization

Новые организации

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.