Теоретические концепции Кеплера, представленные им в его «Новой астрономии», если рассматривать их под интересующим нас углом зрения, возникли в результате попыток определить орбиту Марса. После многолетних напряжённых трудов Кеплер, наконец, признал, что его прежние подходы к этой проблеме были обречены на неудачу. Этот вывод был сделан после того, как выяснилось, что между значениями, вычисленными в соответствии с его гипотезами, и значениями, полученными в наблюдениях Тихо Браге, имелось расхождения в 8’. Кеплер писал: «Нам же, благодаря милосердию Божию, дан в лице Тихо Браге такой добросовестный наблюдатель, что в его наблюдениях ошибка в 8’, характерная для птолемеева вычисления, попадается лишь для того, чтобы мы с благодарностью оценили эту милость и воспользовались ей. Наконец, это затруднение даёт нам возможность найти истинный вид небесных движений…, установив причины, по каким сделанные предложения были некорректны… Таким образом, эти 8’ указали путь к обновлению всей астрономии, они явились материалом для большей части данной работы» 43. Такое утверждение никого не удивило бы в настоящее время, разве что своей страстностью. Говорят, что с него берёт начало всё современное естествознание, ибо решающую роль Кеплер отводил данным наблюдения. В принципе это верно, однако, не следует при этом забывать, что беззаботность, с какой прежде обращались с данными наблюдения, то равнодушие, с каким воспринималось даже большее расхождение с ними, чем те 8’, Лежащая в основе этих воззрений формула, так называемая аксиома Платона, гласившая, что небесные тела движутся по кругам с постоянной угловой скоростью, отталкивалась от метафизики, согласно которой земной и небесный порядок вещей принципиально различны как несовершенное и совершенное, как низшее и высшее. Эта идущая от Античности теория была отчётливо ориентирована на «спасение явлений» (svzein ta fainomena); поэтому метафизика служила ей средством, при помощи которого вносился порядок в хаос явлений. Когда же это не вполне удавалось, под рукой всегда было объяснение. Разве можно слепо доверять чувствам? И в особенности недопустимо это по отношению к объектам, столь возвышенным и удалённым, как небесные тела. Ощущения могли быть более или менее достоверными, когда они доставлялись вещами подлунного мира, но на их основании нельзя было с уверенностью судить о движениях небесных тел. Мы были бы слишком наивны, если бы усмотрели в решительном отказе Кеплера от этого, идущего с древних времён, отношения к данным наблюдения свидетельство победы разума и науки в их современном понимании. На самом деле Кеплер только показал, что он руководствуется иными метафизическими идеями, чем его оппоненты. За его приведёнными выше словами стояли фундаментальные теолого-гуманистические тезисы Коперника: Творение по своей структуре доступно человеческому познанию и, следовательно, дух не может противоречить восприятиям; нет непреодолимых различий между вышним и подлунным мирами, а Земля — одно из тел вселенского хоровода; Вселенная устроена по принципу простоты и так далее 44. Но система Коперника со всеми её теолого-гуманистическими предпосылками в духе Ренессанса на самом деле была даже менее обоснована, чем современная ей птолемеевская система. И, как уже отмечалось, чтобы поддержать эту систему, нужно было прибегать к тем же средствам, какие использовались аристотелианцами, то есть выдвигать теологические аргументы против теологических и метафизические аргументы против метафизических. Новая система не имела неоспоримого и единого основания, которое позволило бы судить о её истинности, тем более, что само вращение Земли оставалось неразрешимой загадкой до тех пор, пока сформулированный Ньютоном принцип инерции не объяснил, почему живущие на Земле люди не ощущают этого вращения 45. Решение Кеплера последовать за Коперником, а значит, признать ощущения и данные наблюдений высшей инстанцией, прежде всего было спонтанным актом, а не выводом из рациональных (как бы мы их ни понимали) рассуждений. Следовательно, идеи Кеплера вырастают из культурного контекста, уже готового к тому, чтобы отвергнуть систему Птолемея. 5.1. Теоретико-научный анализ «Новой астрономии» КеплераКогда первоначальные попытки Кеплера вычислить орбиту Марса потерпели неудачу, это натолкнуло его на мысль заняться вычислениями орбиты Земли 46. ![]() С этой целью, используя теорию Тихо Браге, он вычислил гелиоцентрическую позицию Марса (точка М на Очевидно, гелиоцентричность здесь — это отнесённость к точке С; но, как было известно уже Тихо Браге, эта точка не соответствует ни Солнцу (точка А на ![]() Где Далее Кеплер собирался вычислить расстояния от точки экванта C и точки Солнца А до орбитального центра B, а также определить линию апсид, то есть диаметра, на котором лежат А, Что же в конечном счёте было основанием для такого вывода? Теоретические воззрения, проблематичные даже для самого Кеплера: 1. Теории Тихо (включая утверждения о гелиоцентрических положениях Марса и Земли) и 2. Hypothesis vicaria самого Кеплера, ранее столь решительно отвергаемые им. К тому же он использовал довольно грубое приближение в вычислениях; кроме того, он руководствовался классически-философским допущением о круговом движении небесных тел наряду с данными наблюдений Тихо, считавшимися почти непогрешимыми. Но ни догматы, ни проблематичные допущения не помешали Кеплеру сделать следующий смелый шаг в сторону не только от Птолемея, но
Второе положение — так называемый закон радиуса. Обращает на себя внимание не только спекулятивный характер этого закона, но Именно эта страстная убеждённость в гелиоцентризме дала Кеплеру возможность искать и находить нечто вроде закона радиуса, а непоколебимая уверенность, выросшая на почве возрожденческого гуманизма, в том, что принципы устройства Вселенной постижимы для человеческого разума, придавала ему смелость, позволявшую видеть в рискованных экстраполяциях силу доказательства. Вдохновляемый своей философией, он неотступно продвигался вперёд, приступив к решению задачи, которая не могла не казаться аристотелианцам изумительной дерзостью — связать закон радиуса с принципом рычага, а затем с гилбертовским магнетизмом, тем самым связывая небесные и земные движения. Отсюда уже было недалеко до воззрения на Вселенную не как на подобие божественной формы жизни (instar divine animalis), а как на подобие часового механизма (instar horologii) 49. Однако в своей гипотезе о причинах движения планет, которую можно было бы рассматривать как предвосхищение теории тяготения Ньютона, он вновь возвращается к аристотелизму, абсолютно противопоставляя покой и движение (он полагал, что если бы не сила, генерируемая Солнцем, то движение планет Рассмотрим рис. 2. ![]() По закону радиуса скорость планеты в точке P на орбите с центром C обратно пропорциональна расстоянию = PS до Солнца S: следовательно, время, затрачиваемое на движение в этом сегменте, пропорционально PS. Но как выразить эту зависимость точной формулой? Казалось невозможным найти прямое отношение между радиусом и временем движения. И здесь Кеплер вспомнил так называемую теорему Архимеда, выражающую отношение площади круга и радиуса окружности. Согласно этой теореме площадь сектора QCP можно рассматривать как предел суммы бесконечного числа бесконечно малых треугольников с высотой, равной радиусу окружности. Это подсказало Кеплеру идею связать время, за которое планета проходит путь PQ, не непосредственно с радиусом окружности, (1) ![]() Где t — время прохождения планетой дуги PQ, а Т — время, затрачиваемое планетой на прохождение всей орбиты. Если Из [1] следует: (2) ![]() Может быть вычислено, если известно t (хотя методы, которыми располагал Кеплер, могли давать только грубое приближение). Итак, расстояние между планетой и Солнцем определяется уравнением: (3) ![]() Получаемым, в соответствии с (4) ![]() Из которого по простому отношению косинусов выводится значение v, и, следовательно, положение планеты в момент времени t. В этих рассуждениях используются: 1) закон радиуса, с помощью которого устанавливается отношение между временем и радиусом; 2) модификация теоремы Архимеда, посредством которой от вывода площади сектора круга, описываемого радиус-вектором, переходят к вычислению площади QSP, то есть Таким образом, и на этой стадии исследований Кеплер вновь показал, что его не слишком заботила точность и достаточность эмпирического, математического или теоретического обоснования, хотя, как это видно из отрывка, приведённого в начале этой главы, их возможность им предполагалась. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, исходя из минимума эмпирических данных, он в конечном счёте отказался и от остававшейся части аксиомы Платона — от допущения о круговой форме планетарных орбит — как ранее он отказался от другой её части, от допущения о постоянстве угловой скорости планет. На этот шаг он решился в ходе новой попытки определить орбиту Марса. Вначале Кеплер применил уже описанный метод, использованный при вычислении орбиты Земли. Так же как тогда он сравнивал различные положения Земли по отношению к константному положению Марса, так и теперь три различных положения Марса соотносятся им с одним и тем же положением Земли. Тем самым были определены три расстояния Марса от Солнца и три угла, образуемых соответствующими радиус-векторами. С помощью утомительных, хотя и простых, тригонометрических вычислений он определил линию апсид и значение эксцентриситета Солнца для трёх различных случаев. Все результаты были различны. Из этого мог быть сделан только один вывод: орбита Марса не может быть круговой. Этот революционный для астрономии вывод был сделан на основе тех же смелых допущений, как и при вычислении орбиты Земли. Почва, на которой теперь стоял Кеплер, была не менее зыбкой, чем раньше: теория Тихо, hypothesis vicaria и вера в правильность данных Тихо. И на заключительной стадии исследования, когда он пришёл к заключению, что орбиты планет должны иметь форму эллипса, спекулятивный дух ему не изменил. Обратимся к ![]() ![]() Прежде всего, следуя принципу простоты, Кеплер постулировал отклонение орбиты Марса от круговой формы по формуле b = 1-e², где 1 — радиус, e — эксцентриситет Солнца, b — ось действительной орбиты. Позднее он представил Но однажды он сделал открытие, суть которого мы сможем понять, взглянув на (5) ![]() Здесь — наибольший угол, образованный схождением сегмента P₁ S (планета-Солнца) и P₁ C (планета-центральная точка окружности). Если затем просто подставить предполагаемое значение b в вычисления, то получится: ![]() А поскольку e <1, то: ![]() Но 1 + (e²/2) равно 1.00429, что согласуется с вычисленным «Когда я увидел это, — писал Кеплер, — я словно бы очнулся ото сна и увидел свет» 50. Полученное отношение, хотя оно было лишь приблизительным и верным только благодаря малости e, немедленно вдохновило его на новые спекуляции, представленные ![]() Он предположил, что (см. Pис. 5) отношение, аналогичное ![]() Иначе говоря, отношение расстояния между Солнцем и планетой на «истинной» орбите к расстоянию между Солнцем и планетой на «воображаемой» орбите аналогично отношению r/b на При SP cos = PM Из этого следует, что планетарные орбиты выражаются формулой: (6) ![]() После изнурительных трудов — «paene usque ad insanium» — Кеплер установил, что Итак, и на этой стадии, как мы видим, Кеплер вновь прибегает к использованию предположений, спекуляций и грубых приближений; более того, проверка В заключение рассмотрим ещё один шаг Кеплера (см. Pис. 6). ![]() В соответствии с (7) ![]() Другими словами, время t, необходимое, чтобы планета прошла по эллиптической дуге QPc, относится ко времени T, затрачиваемому на прохождение всей орбиты, так, как площадь SQPc относится к общей площади эллипса, где b — радиус малой оси, а большая ось принята за 1. Здесь Кеплер делает предположение, аналогичное тому, какое уже было сделано ранее (см. Pис. (8) ![]() Согласно [1]. ![]() Если подставить это значение ![]() Решающий шаг в этом выводе — принятие за исходный пункт Теперь можно сформулировать два первых закона Кеплера [ср. (9) ![]() (10) ![]() Уравнение (10) говорит о том, что планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. По отношению к Марсу, который является центральной проблемой и исходным пунктом всех рассуждений, это означает, что b и e в Вот как в действительности обстояли дела с обоснованием двух первых законов Кеплера, обоснованием, которое ещё и сегодня часто представляют Кстати сказать, теория Птолемея в сравнении с теорией Кеплера вовсе не проигрывает, ибо, Анализ методов и доказательств, фигурирующих в «Новой астрономии», позволяет нам сказать со всей определённостью: если бы Кеплер следовал доктринам, принятым в теории науки нынешнего времени, он должен был бы отбросить оба своих закона, значимость которых вряд ли 5.2. «Новая астрономия» Кеплера в свете философии науки Поппера и ЛакатосаОсновной методологический постулат Поппера гласит, что научная теория должна быть фальсифицируемой. Если же фальсификация уже произошла, нам не следует предотвращать крах теории с помощью гипотез ad hoc или других допущений. Поппер пишет: «Если такое решение положительно, то есть если сингулярные следствия оказываются приемлемыми, или верифицированными, то теория может считаться в настоящее время выдержавшей проверку, О каком «решении» здесь идёт речь? Этот термин означает, что так называемые базисные предложения (под которыми Поппер понимает сингулярные экзистенциальные предложения типа: В качестве примера Поппер приводит высказывание «В Итак, фальсифицирующий эффект выводится из другой гипотезы, уже имеющейся в запасе. Конечно, поскольку такого рода решения опираются на базисные предложения, они принципиально могут быть пересмотрены (опять-таки с помощью базисных предложений); но практически мы обычно в Однако Кеплер поступал как раз наоборот, когда он использовал результаты ранее фальсифицированных теорий для построения других теорий и затем оценивал последние с помощью первых. Кроме того, он находился в явном противоречии с попперовской методологией ещё Сам Поппер полагает, что успех Кеплера оказался возможным отчасти потому, что «гипотеза окружности, от которой он отталкивался в своём исследовании, была относительно легко фальсифицируемой» 59. Он прав в той мере, в какой выражение «относительно легко» связано с тем, что гипотеза окружности являлась «трёхмерной» («поскольку для её фальсификации необходимы по крайней мере четыре принадлежащих данной области сингулярных высказывания, соответствующих четырём точкам её графического представления» 60), тогда как эллиптическая гипотеза являлась «пятимерной» («поскольку для её фальсификации необходимы по крайней мере шесть сингулярных высказываний, соответствующих шести точкам на графике» 61). Однако рассуждения способны скорее лишь завуалировать тот факт, что фальсификация гипотезы о круговой орбите была в высшей степени проблематичной, ибо основана она была на весьма сомнительных посылках. Пример Кеплера свидетельствует не только о том, что фальсифицирующие базисные предложения трудно распознать (эта трудность, я считаю, не была в достаточной мере осознана Поппером 62), но До сих пор мы сравнивали методологию Кеплера с тем, что сегодня может быть названо классическим попперианством. Однако наши выводы остаются в силе даже с учётом тех улучшений, которые были внесены в эту концепцию И. Лакатосом в последние годы. По его мнению, существует универсальное правило, по которому можно определить, является ли серия теорий прогрессивной (Конечно, он совершенно прав, когда говорит о «серии», а не о единичных теориях, ведь фактически каждая теория связана с другими, отличными от неё теориями). Он пишет: «Будем считать, что такой ряд теорий является теоретически прогрессивным…, если каждая новая теория имеет Здесь приходится снова отметить, что Кеплеру пришлось бы отбросить свою теорию, если бы следовал правилу Лакатоса. Кеплер мог, правда, благодаря своей теории предсказать некоторые новые, ранее неизвестные факты; но, с другой стороны, ещё большее количество фактов, которые вполне согласовались с астрономией Птолемея и физикой Аристотеля, он не мог объяснить. К этим фактам, в первую очередь, относятся явления, которые — Это, однако, ещё не все. Само подтверждение фактов, предсказанных Кеплером, было, как уже отмечалось выше, в высшей степени проблематичным. Мы уже видели, к примеру, что для вычисления орбиты Марса Кеплеру понадобились hypothesis vicaria и что полученные результаты он проверял методами, основанными все на тех же гипотезах. Кеплер и сам вполне осознавал эти недостатки, поэтому и прибегал к допущениям более метафизического и теологического характера (к этому моменту мы ещё вскоре вернёмся). Может ли правило Лакатоса Очевидно, выражение «предсказание факта» не так ясно и просто, как представляется Лакатосу. Можно ли усматривать в предсказании факта теоретический прогресс, особенно когда предпосылкой такого предсказания является нечто рискованное, проблематичное или попросту глупое? Что касается открытия Кеплера, то разве сама приемлемость его предсказаний не ставится под вопрос тем фактом, что предпосылками их являются метафизические и теологические рассуждения? И разве не по той же причине под вопросом остаётся именно сама возможность признания результатов его проверочных процедур? Речь же действительно идёт не о проверке фактов и не о возможности предсказаний, Представим себе на мгновение Лакатоса в роли Великого Инквизитора, который во времена Кеплера должен был следить за развитием науки, руководствуясь своей собственной «установкой». Допустим, что он допрашивает Кеплера, и прислушаемся к их диалогу:
Кеплер: Да, я действительно могу Лакатос: Можешь ли ты предсказать Кеплер: Могу, но если ты принимаешь те основания, на которых строятся мои предсказания, и, кроме того, признаешь допущения, необходимые для подтверждения фактов. Лакатос: Каковы же эти допущения? Кеплер: Они весьма проблематичны, так как их можно принимать только в сфере астрономии. Лакатос: Анафема. Кеплер: Позволь мне сказать последнее слово. Две предпосылки, принятые мной, имеют крайне важный смысл, в который я искренне верю. Одна из них заключается в том, что Коперник наверняка прав, потому что его картина мира гораздо проще других и потому что она соответствует духу человечности и духу Божественной Справедливости. Второе — Земля не может быть одновременно центром Вселенной и юдолью греха. Поэтому я верю в то, что именно Солнце — это звезда, вокруг которой вращаются все прочие. Если признать это, то остальное, какие бы проблемы здесь ни возникали, приобретает рациональный смысл. Лакатос: Все это не имеет никакого научного значения. Итак, повторяю: анафема. Бедный Кеплер! Ему непременно пришлось бы отречься от своей теории, последуй он правилу Лакатоса 65. 5.3. «Новая астрономия» Кеплера и индуктивная логика КарнапаТеперь посмотрим, как выглядит теория Кеплера в свете индуктивной логики Карнапа. С помощью этой логики определяется степень подтверждения гипотезы h релевантными данными e. Элементарным её выражением является поэтому c ( Разумеется, индуктивная логика Карнапа разработана применительно к языкам более примитивным, чем теория Кеплера. Но это не мешает нам задаться вопросом, могла ли эта логика использоваться Кеплером и что получилось бы из этого. Карнап признавал, что в основе его логики лежат упрощения и идеализации, которые следует рассматривать как неизбежную дань всякому логическому начинанию. На последующих стадиях, считал он, можно надеяться на построение всё более сложных систем индуктивной логики, которые позволили бы определять степени подтверждения физических теорий и гипотез. Простейшая исходная конструкция может рассматриваться как более или менее грубое «приближение» к более сложным 66. То, что представляется чрезвычайно сложным практически, не является в силу этого принципиально невозможным в теории. Здесь, видимо, уместно вспомнить замечание Карнапа о том, что «все учёные, если отвлечься от деталей, используют один и тот же индуктивный метод, близкий к тому, который основывается на моей функции C» (так Карнап обозначает результат выбора из возможных процедур подтверждения в индуктивной логике) 67. Хотя ещё не существует формальной системы, которая позволяла бы определить точную степень подтверждения гипотезы Кеплера и его законов, легко понять, что, если бы значение этой функции было вычислено в рамках примитивного языка индуктивной логики, оно оказалось бы чрезвычайно малым. Мы говорили о том, что гипотезы Кеплера имели очень слабое эмпирическое подтверждение, что Кеплер прибегал к «предиктивным выводам» (выражаясь в терминологии индуктивной логики) весьма рискованного характера — от наблюдений нескольких планет к утверждениям, относящимся ко всем планетам, от двух определённых точек орбиты — к конфигурации орбиты в целом и так далее; 68 что процедуры проверки («e» в индуктивной логике) включали в себя гипотезы, которые, в свою очередь, оказывались составными частями гипотезы «h», подлежащей этим проверкам, и так далее. Следовательно, если смотреть сквозь призму индуктивной логики Карнапа, рассматривая её примитивные языки и функции как модель — а это, как также уже было показано, мы можем себе позволить, — то придётся заключить, что Кеплер, будь он знаком с этой логикой и приняв на себя её обязательства, вряд ли отважился бы на формулировку своих первых двух законов и их защиту. Кажется, что этому противоречит тот факт, что сам Карнап предостерегал от отождествления индуктивно-логических и методологических выводов 69. Определение степени подтверждения, указывал он, само по себе никак не решает проблему принятия или отбрасывания гипотез, поскольку эта проблема относится к методологии. Например, вероятность выигрыша в лотерее какого-либо конкретного номера является минимальной, но нет ничего иррационального в том, что мы покупаем билет с этим номером и надеемся выиграть. Всякий раз, когда принимается решение относительно гипотезы, в определение степени подтверждения должны, Однако даже если индуктивная логика и методология — не одно и то же, то в соответствии с концепцией Карнапа они всё равно связаны друг с другом. Он пишет: «методология… разрабатывает процедуры, позволяющие использовать результаты индуктивной логики в конкретных целях» 73. С другой стороны, индуктивная логика не мешает учёному учитывать вненаучные факторы при принятии решений; напротив, она облегчает эту задачу 74. Действительно, какой смысл имела бы индуктивная логика, если бы она была бесполезна в процессах принятия решений, как теоретических, так и практических? Было бы слишком большой роскошью оправдывать существование такой логики только тем, что она позволяет определить «истинное» или «чистое» отношение между Соглашаясь с Карнапом в том, что индуктивная логика и методология не суть одно и то же, мы должны — и здесь следуя за ним — потребовать, чтобы они не были отделены друг от друга китайской стеной, чтобы методология находила подкрепление в индуктивной логике. Поэтому, когда методология никаким образом не использует результаты индуктивной логики и даже прямо отвергает их (о чём говорит пример Кеплера), то это не может не дискредитировать её именно как «логику». Поэтому и Карнапу также приходилось ещё больше уточнять упомянутое выше предостережение. По его мнению, действия учёных направляются численными значениями «степени подтверждения» (если даже эти степени не выражены эксплицитно); например, высокая подтверждённость гипотезы может побудить учёного вложить крупную сумму денег в исследовательский проект или экспериментальную программу, и так далее 76. Штегмюллер, видимо, также преследовал методологические цели, когда он с одобрения Карнапа писал о том, что выводы об индуктивной вероятности способны направлять нас к рациональным действиям 77; что индуктивная логика способна повлиять на выбор учёным теоретической гипотезы, хотя это влияние не может быть определяющим; 78 что индуктивная логика помогает принимать решения не вслепую, но с пониманием дела 79. Индуктивная логика определяет степень подтверждённости гипотезы данными, а методология должна использовать эту информацию, помещая её в более широкий контекст обоснования. Таким образом, Карнап всё же строго разделял индуктивную логику и методологию, в особенности, когда речь шла о принятии практических решений (например, в ситуации пари); однако он не возражал против того, что индуктивная логика и методология тесно связаны между собой в теоретической области 80. Эмпирически недостаточно или слабо подтверждённые гипотезы, по его мнению, вряд ли могут претендовать на теоретическое признание. Следовательно, Кеплер, если бы он разделял такое представление об индуктивном анализе, вынужден был бы отвергнуть свою теорию или, по крайней мере, считать её в высшей степени сомнительной. Возразят, что в примере с Кеплером мы имеем дело с начальной, гипотетической, пробной формулировкой теории, то есть с теорией на первой стадии её развития, тогда как индуктивная логика должна применяться к вполне развитым теориям, таким как классическая механика, оптика, и так далее. Но по своему замыслу индуктивная логика должна работать с любым отношением К тому же что означает «вполне развитая теория?» Кто знает в какую сторону пойдёт это развитие и как будет выглядеть принятая сегодня конкретная теория через сто лет? Во всяком случае Кеплер не рассматривал свои результаты лишь как начальную или пробную попытку; он полагал, что эти результаты совершенны в той мере, в какой это возможно, то есть основаны на вполне развитом астрономическом знании его времени. Исследователь всегда принимает свои решения «здесь» и «теперь». А индуктивная логика либо должна помогать ему в такой ситуации, либо она вообще ему не нужна. 5.4. Недостаток чувства исторического у Поппера и КарнапаПредыдущие рассуждения подвели нас к выводу, что ценность индуктивной логики по отношению к принятию научных решений проблематична и что фальсификационизм Поппера не всегда выступает адекватным методом науки. Исследовательские действия Кеплера противоречат тому, в чём Карнап и Поппер видят идеалы «теоретико-научного разума». Обнаруживается, что Кеплер, напротив, вдохновлялся мистикой Солнца (в чём при желании можно усмотреть некое аксиоматическое установление, если принять терминологию предшествующей главы) и умозрительной идеей о познаваемости принципов устройства Вселенной (нормативное установление). Оба эти установления заимствованы им у Коперника и оба они связаны с духом Возрождения. Мистика Солнца и умозрительная идея были источником его абсолютной веры в гелиоцентрическую систему Когда Кеплер экстраполировал два вычисленных значения на все прочие точки определяемой орбиты, им руководила вера в Божественную Милость, которая должна была прийти ему на помощь в поиске знания о Вселенной; именно она позволяла ему пускаться в необоснованные математические аналогии, принимать в качестве обоснований допущения, страдающие пороком логического круга, или фальсифицированные теории. Поэтому в конечном счёте Кеплер требует от своего читателя, чтобы тот соглашался с мистическими и умозрительными предпосылками астрономических рассуждений, принимал правила его метода, заранее разделял его априорную уверенность в гелиоцентризме. Путь, которым шёл в науке Кеплер, можно было бы сравнить с движением лунатика, поддерживаемого таинственным влечением, которое предохраняет его от падений, какими бы сильными не были внешние толчки. Но когда, наконец, Кеплер достиг своей цели, создав совершенно новую астрономическую концепцию, он столкнулся с гораздо более серьёзными трудностями, чем те, с какими он встречался вначале. Сравнивая «Новую астрономию» с системой Птолемея, мы вынуждены спросить себя, почему картина Вселенной, в основу которой были положены некоторые гуманистические начала, должна считаться более понятной, более приемлемой в интеллектуальном отношении? Как уже было отмечено, эллиптическая форма планетарных орбит приводила в замешательство и Кеплера, и его современников. И тем не менее, как мы видели, Кеплер принимает новые установления в своих исследованиях и строит новую систему понятий, с помощью которой упорядочивает и объясняет природу. Однако сама эта система берётся им не из природы, её корни уходят в историю культуры. Поэтому как бы ни различались теории науки Поппера и Карнапа их общим и фундаментальным недостатком является неисторичность. То же можно сказать До недавнего времени исследования Кеплера и та линия, которая связывает их с Ньютоном, рассматривались совершенно иначе. На этом примере пытались показать, что неизменные научные методы и адекватный эмпирический материал сами собой обеспечивают прогресс в физике; наблюдение природы с помощью этого метода считалось Теперь стало ясно, что в законах Кеплера следует усматривать не эмпирические обобщения, а гипотезы, опиравшиеся на крайне сомнительные допущения. Далее, эти законы имеют чисто кинематический характер — в них не фигурируют ни массы, ни силы — и потому из них невозможно чисто индуктивно вывести общий закон динамики, закон всемирного тяготения. Но главное в том, что в строгом смысле законы Кеплера противоречат механике Ньютона, так как в ньютоновской картине мира массы тяготеют друг к другу и вращаются вокруг гравитационного центра системы, который не совпадает с центром Солнца, а, по Кеплеру, именно Солнце находится в фокусе эллиптических орбит. Следовательно, Ньютон изменил считавшийся эмпирическим факт, из которого якобы выросла его теория, придав эмпирическим наблюдениям новую динамическую интерпретацию, спонтанность которой указывает на наличие новых философских оснований и на историческую трансформацию установлений. Поэтому линия, связующая Кеплера с Ньютоном, вопреки расхожему мнению является аргументом в пользу не аисторической теории науки, а теории науки, ориентированной на историю науки 81. В заключение скажем следующее: теория науки без истории науки пуста, а история науки без теории науки слепа 82. Приведённый пример показывает это совершенно отчётливо. | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |