Журнал BusinessWeek и международная консалтинговая группа Interbrand в седьмой раз представили ежегодный рейтинг самых дорогих брендов мира — «100 лучших глобальных брендов 2007 года» (Best Global Brands 2007). Best Global Brands является самым влиятельным списком глобальных брендов, в котором оцениваются рейтинги брендов, а также изменения их позиций по многим параметрам. Рейтинг составляется журналом BusinessWeek в сотрудничестве с компанией Interbrand. Полностью этот список опубликован в печатной версии BusinessWeek, а также доступен в PDF-формате на нашем сайте в двух версиях: сокращённая версия от BusinessWeek и полная версия от Interbrand (ссылки на эти файлы приводятся в конце публикации). Седьмой раз подряд в рейтинге 100 лучших брендов первое место занял бренд компании Coca-Cola, крупнейшего в мире производителя безалкогольных напитков. Всемирно известная марка популярного напитка, потеряв в 2006 году 3% стоимости бренда, тем не менее, остаётся самой дорогой маркой в мире — $ 65,324 млрд. Несмотря на то, что Coca-Cola снова заняла первое место, по мнению издания, в 2007 году это произошло за счёт расширения бизнеса компании и её присутствия по всему миру, а не за счёт улучшения репутации бренда как таковой. Компания Сoca-Cola, по мнению авторов рейтинга, была вынуждена бороться с нарастающей по всему миру негативной реакцией на потребление «нездоровых» продуктов. При этом у компании McDonald’s, которая столкнулась с похожими проблемами несколько лет назад, стоимость бренда за год выросла на семь процентов — до $ 29,4 млрд. Coca-Cola опережает Microsoft на $ 6 млрд. За минувший год стоимость торговой марки Билла Гейтса возросла почти на два миллиарда долларов и теперь составляет $ 58,709 млрд. — она занимает второе место в рейтинге. На третьем месте — IBM ($ 57,091 млрд). На четвёртом месте — General Electric ($ 51,569 млрд). Если первые четыре места остались без изменений по сравнению с прошлым годом, то пятую строчку впервые занял производитель мобильных телефонов Nokia ($ 33,696 млрд). Реализация гигантом из Финляндии стратегии фокусирования на дешёвых телефонах для развивающихся стран была негативно воспринята в Европе и США, после чего Nokia переориентировалась на продвижение моделей класса High-End для обычных пользователей и бизнес-аудитории. В итоге, бренд Nokia усилил свои позиции как на развивающихся, так и на развитых рынках. Шестое место в списке занял бренд японской автомобильной компании Toyota. В десятке есть и ещё одна компания, ориентированная на производство легковых автомобилей — Mercedes Benz. Германский концерн прочно оккупировал десятое место — ту же позицию он занимал и годом ранее. Между Toyota и Mercedes Benz расположились бренды компаний совсем другого профиля — Intel, Mcdonald’s и Walt Disney. При этом бренд Intel подешевел на четыре процента, а бренды Mcdonald’s и Disney подорожали — на семь и пять процентов соответственно. Быстрее всего растёт стоимость бренда у лидера интернет-бизнеса — компании Google: на 44% до $ 17,837 млрд. за год. Интересно, что стоимость бренда Google растёт быстрее, чем капитализация компании на рынке — за год её акции выросли на бирже почти на 32%. При этом бренд Yahoo!, главного конкурента Google, остался на уровне прошлого года — $ 6,07 млрд. В текущем рейтинге Google занимает 20 место (24 место в прошлом году), а Yahoo! — 55 место. Лидерами роста, кроме Google, стали: Zara — на 22% ($ 5,165 млрд) — производитель модной одежды из Испании, который сумел в течение года открывать собственные магазины чаще, чем раз в день, а также Apple — на 21% ($ 11,037 млрд) и Nintendo — на 18% ($ 7,73 млрд). В свою очередь, такие бренды, как Ford, Gap и Kodak показали, что сохранение своих позиций является одной из наиболее важных задач для их компаний. Они стали крупнейшими «неудачниками» потеряв по 19%, 15%, 12%, соответственно. Кроме того, потеряли по 9% стоимости своих брендов Pizza Hut и Motorola. Самый «недорогой» бренд в этом списке оценён в $ 3,026 млрд. и принадлежит компании Hertz Global Holdings, специализирующейся на прокате автомобилей. Большую часть рейтинга занимают компании из США — их в списке 52. Это объясняется тем, что — во-первых, экономика США остаётся крупнейшей в мире, а, во-вторых, американские компании как никакие другие в мире нацелены на конечного потребителя, который в итоге и определяет стоимость бренда. Поскольку Interbrand при подготовке рейтинга принимает во внимание множество факторов, но, прежде всего, использует оценку потребителей — в списке преобладают компании потребительского сектора, и в нём почти нет компаний из развивающихся стран, основу экономик которых составляет сырьевой сектор. В рейтинге самых дорогих брендов также не оказалось ни одной российской компании. Те из них, которые достаточно сильны и ориентированы на конечного потребителя — почти не известны или мало известны за рубежом, без чего стоимость их брендов не дотягивает до мировой сотни. По тем же причинам в рейтинге нет компаний из Индии, Бразилии, Китая и многих развивающихся стран мира — от Ближнего Востока до Восточной Европы. Рейтинг лучших глобальных брендов 2007Business Week опубликовал свой рейтинг спустя несколько месяцев после отчёта исследовательской компании Millward Brown Optimor (МВО) и газеты Financial Times — BrandZ Top-100, посвящённого тому же вопросу. Результаты рейтингов совпадают лишь отчасти, но любопытно, что в MBO на первую строчку поставили Google, оценив марку лидера интернет-бизнеса в $ 66,4 млрд. — почти 45% от её рыночной капитализации. Журнал BusinessWeek использует методологию Interbrand Group, которая оценивает стоимость брендов тем же способом, каким оцениваются и другие корпоративные активы — на основе того, какой доход они принесут компании в будущем. Interbrand использует комбинацию прогноза аналитиков, анализа финансовых документов компании и собственного качественного и количественного анализа, чтобы получить текущую стоимость этих доходов. Рассчитывая стоимость брендов, Interbrand принимает во внимание множество компонентов, но, в первую очередь, использует оценку потребителей. Вероятно поэтому список лидеров в рейтинге Interbrand возглавляет Coca-Cola. Кроме того, Interbrand делает упор на глобальность брендов — чтобы попасть в её рейтинг, у компании не менее трети продаж товаров под брендом должно приходиться на зарубежные страны. BusinessWeek: The 100 Top Brands (PDF) Interbrand: Best Global Brands 2007 Report (Full Report, PDF) |
|