Аврам Ноам Хомски (Avram Noam Chomsky) — американский лингвист, политический публицист и теоретик. Один из крупнейших мыслителей современности, общественный деятель, аналитик, известный критик американской политики, лектор и писатель, автор многих книг, статей, научных работ по лингвистике, философии, истории науки, проблемам современности, международным проблемам и правам человека. Представитель американской «инакомыслящей альтернативной» мысли. Катя Сопер из британского журнала «Red Pepper» беседует с Ноамом Хомски на тему человеческой природы, добра и зла, и о признаках нового смысла коллективной ответственности. Интервью записано в 2006 году. Перевод с английского Марии Радовой. |
|
Вопрос: Вы утверждаете, что любое положение политического, экономического, социального или даже личного плана обязательно основано на некоторой концепции человеческой природы. Почему это так? Ноам Хомски: Любое положение, какое не возьми, основывается на определённой концепции, что есть благом для людей. Эта концепция неявно предполагает определённую веру в конституирование человеческой природы и человеческих потребностей, человеческого потенциала. Вы должны обнаружить все это настолько чётко и ясно, насколько это возможно, чтобы затем можно было обсуждать. Вопрос: В соответствии с вашим взглядом на человеческую природу, все человеческие существа имеют определённые биологические данные, определяющие их общие ментальные способности. Как вы защищаете эту позицию против постмодернистской критики, которая придерживается мнения о том, что не существует таких вещей, как человеческая природа, а все попытки определить её виновны в том, что прочитывают другие культуры в свете западного восприятия и ценностей? Ноам Хомски: Даже самые радикальные постмодернисты не могут серьёзно утверждать, что нет такой вещи, как человеческая природа. Они могут утверждать, что сложно доказать точные свойства человеческой природы, и это, конечно, верно. Тем не менее, невозможно связно доказать, что внутренне присущей, универсальной человеческой природы не существует. Это равнозначно вере, что человеческая зигота может так же успешно развиться в пресмыкающееся или ракообразное, как и в человеческое существо. В своих суждениях постмодернисты могут ограничиваться отрицанием какого-либо воздействия человеческой природы на психический облик и наши ценности, наши знания, наши желания и так далее. Но это тоже лишено смысла. Постмодернист будет доказывать, что ребёнок, выросший в Вопрос: Вы хотите сказать, что все разделяют одно и то же мнение относительно природы добра и зла? Ноам Хомски: На самом деле я думаю, что существует высокая степень согласия. Одно серьёзное подтверждение этому состоит в том, что все, включая Чингиз Хана, Гиммлера, Билла Гейтса создают описания себя, в которых интерпретируют собственные действия с точки зрения пользы для людей. Даже в высшей точке морального разложения, нацисты не хвастали своим желанием убивать евреев, а находили сумасшедшие оправдания — даже что они действовали в интересах «самосохранения». Большая редкость, когда люди оправдывают свои действия, говоря: «Я делаю это чтобы увеличить мою собственную выгоду и мне всё равно, что случится со всеми остальными». Это было бы патологично. Вопрос: Большинство людей, безусловно, пытаются найти моральные оправдания тому, что они делают. Но здесь есть также громадное различие между тем, что они делают, и тем, что они отстаивают как правильное. Ноам Хомски: И человеческий размер не имеет единой меры. Прогуляйтесь по музею, где собраны доспехи средневековых рыцарей и просто посмотрите на их размер: вы запросто можете облачить ребёнка в эти доспехи. У нас те же гены, что и у рыцарей той эпохи, но мы сильно отличаемся, потому что произошли радикальные перемены в диете. И это характерно для каждого аспекта органического развития. Так что мы не должны быть ни капли удивлены открытию, что это тоже характеристика нашей социальной природы, наших моральных позиций и так далее. Мы — биологические создания. Вопрос: Но я думаю, Вы согласитесь, что далеко не все культуры равно жизнеспособны с точки зрения обеспечения человеческой реализации и благополучия? Хотите ли Вы доказать, что Ваше понимание человеческой природы может дать нам что-то наподобие объективного понимания условий человеческого процветания? Ноам Хомски: А сейчас мы занимаем эссенциалистскую позицию, с которой не согласятся релятивисты. Я не собираюсь забираться в столь далёкие дебри. Мы можем развить более сильную концепцию человеческой природы через описание мысли Просвещения. Её поддерживают некоторые точные науки, но по большому счёту она основана на философских изысках в сфере наших надежд, интуиции и опыта, а также на исследовании истории и культурного разнообразия. Существуют потребности в условиях, позволяющих расцвести человеческим способностям. Прозрения Просвещения показывают нам, что люди имеют потребность жить в свободных ассоциациях с другими людьми, а не в изоляции или в отношениях господства. Существует потребность в замещении социальных оков социальными связями. Следовательно, любая социальная структура, включающая отношения господства, будь то семья, транснациональная корпорация, или гендерные отношения, несёт очень тяжёлый груз — доказать собственную целесообразность. Она должно ещё доказать, что сулимые ей выгоды перевешивают те ограничения, которые она навязывает человеческим способностям. Если она не доказывает этого, её следует упразднить. Вопрос: Хорошо. Можно ли узнать Ваше мнение относительно возможностей экологического сдерживания реализации человеческих потребностей? Считаете ли Вы, что — даже если бы существовала политическая воля достичь этого — невозможно, по экологическим причинам, обеспечить необходимые условия для продолжительного человеческого процветания? Ноам Хомски: Человеческие особи вполне могут быть нежизнеспособным организмом. Вопрос: Вы полагаете, они такие и есть? Ноам Хомски: Очень похоже на то. С эволюционной точки зрения, более развитый интеллект означает скорее плохо адаптированный, чем адаптированный. Биологически успешные организмы имеют стойкую [rigid] природу и отлично адаптированы к определённой нише в окружающей среде. Если бы более развитый интеллект помогал в этой задаче, следовало бы ожидать его появление повсеместно вновь и вновь. Однако, это не так. Он возникал в единственном, не особенно успешном организме, Homo sapiens. В то время как человеческая популяция распускалась [exploded], человеческие общества развивались путём, который причинил чудовищный вред окружающей среде. В итоге, человеческий род может разрушить себя и множество органической жизни. Вопрос: Считаете ли Вы, что разные социальные и экономические обстоятельства или же блокируют или укрепляют определённые диспозиции, то, что, например, естественная склонность к эгоистичному и агрессивному поведению усиливается капиталистическим рыночным обществом? Ноам Хомски: В этом нет сомнения. Возьмём, например, Германию. В начале ХХ века Германия была наиболее развитой площадкой западной культуры — в музыке, искусствах, науке. По прошествию нескольких лет она окунулась в абсолютный мрак человеческой истории. Незначительные изменения в немецком обществе позволили людям вроде Йозефа Менгеля процветать более, чем людям вроде Фрейда или Эйнштейна. Рынок — это радикальный эксперимент, который насилует основные человеческие потребности и способности. Вы можете видеть это в жёстких сражениях, которые призваны навязать рыночные условия людям. В Соединённых Штатах Америки, например, около одной шестой валового национального продукта, более триллиона долларов ежегодно, отводятся на нужды маркетинга. Маркетинг — это манипуляция и обман. Он пытается превратить людей в то, чем они не являются — в индивидов, которые лишь фокусируются на себе, увеличивая потребление, в котором не нуждаются. Вопрос: Признавая справедливость Ваших слов об отличительно человеческих способностях к свободе и кооперации, как случилось, что мы столь внушаемы и открыты к манипуляциям и обману? Как так вышло, что мы остаёмся захвачены в кандалы угнетения одновременно на глобальном и локальном уровнях? Ноам Хомски: Это серьёзный вопрос. Почему мы рождаемся свободными, а уходим из жизни порабощёнными? Вопрос: Что если это как раз тот случай, когда мы можем рассматривать социальные факторы как более детерминирующие, чем факторы биологические? Ноам Хомски: Нельзя сказать, какой из факторов более решающий. Они взаимодействуют. Возьмём в качестве примера половую зрелость: незначительные изменения в питании могут изменить наступление половой зрелости, как первичный фактор или вторичный, или отменить её как таковую. Или зрительная система: у котенка можно разрушить нервную основу зрения просто лишая его цепочки стимуляции в первые пару недель жизни. Но значит ли это, что среда имеет решающее значение? Нет. Половая зрелость — процесс, которому подвергается человек на особенной стадии развития, поскольку так он устроен. Вы не подвергаетесь половой зрелости в результате давления со стороны своего окружения. Также человеческие конечности не разовьются в крылья, ни ноги, ни руки. Генетическая составляющая накладывает строгие ограничения, в рамках которых возможны вариации. Полагаю, что то же самое верно и относительно нашего социального и ментального развития. Вопрос: Ваша первичная политическая цель — анархическая, разрушение государственных институтов и любых форм авторитарного контроля. Но Вы также признали необходимость защищать некоторые формы государственной регуляции в качестве защиты от полностью нерегулируемого рынка. Можете сказать больше относительно того, как Вы видите этот двусторонний процесс возможной политической трансформации? Ноам Хомски: Я не выступаю за то, чтобы посадить человеческие существа в клетки. С другой стороны, я думаю, что люди должны быть в клетках, если саблезубый тигр блуждает вокруг снаружи, ведь если они выйдут из клетки, этот тигр их убьёт. То есть иногда для клеток есть оправдание. Но это не значит, что клетка — хорошая вещь. Государственная власть — хороший пример необходимой клетки. Ведь снаружи ходят саблезубые тигры; они зовутся транснациональными корпорациями, которые являются наиболее тираническими тоталитарными институтами, которые человеческое общество когда-либо изобретало. И есть клетка, называемая государством, которая до определённой меры находится под контролем народа. Клетка защищает людей от хищнической тирании, поэтому существует временная необходимость сохранять клетку, и даже её расширять. Вопрос: В чём сегодня выражается стремление к свободе? Ноам Хомски: Текущий период необыкновенно обнадёживает. Сейчас популярен активизм в большем количестве сфер, чем когда-либо раньше на моей памяти. Трудовые сражения, экологические проблемы, права женщин, права детей, уважение к другим культурам. Не могу припомнить ещё такое время, чтобы столько людей были готовы и страстно желали прибегнуть к прямому действию. Их гораздо больше, чем в любые времена в XIX веке, или в Все они сражаются за освобождение человека. Все они прилагают усилия к тому, чтобы сделать людей свободными от препятствий жизнеспособности человеческих существ, как то нехватка пищи или пристойной работы, а также принуждение, навязываемое социальными отношениями господства. Они также сильно мотивированы солидарностью. Недавние движения показали значительное расширение сферы приложения моральной ответственности по отношению к более широким слоям народа. Забота о туземных племенных людях — это нечто новое. Движение защиты окружающей среды демонстрирует солидарность, которая простирается к будущим поколениям, и это тоже ново. Эти моральные изменения сопоставимы с теми, которые сопровождали упразднение рабства. Вопрос: Как Вы видите соотношение между работой и свободным временем в более освобождённом обществе? Ноам Хомски: Опросы в США, Германии и других странах показали, что люди ценят свободное время более чем материальные вещи. Поэтому главенствующая пропаганда пытается представить все наоборот. Причина, по которой на нужды маркетинга в США ежегодно расходуется триллион долларов, состоит в том, чтобы попытаться подорвать нашу естественную склонность желать свободное, освобождённое время. Вопрос: Каким Вы видите развитие радикальных движений в будущем? Нуждаемся ли мы в едином мнении? Ноам Хомски: Движения должны развивать активисты в соответствии с местными обстоятельствами — возможностями, готовностью пойти на риск, уровнем понимания. Перечень необходимых дел изменяется изо дня в день. Иногда это митинг; иногда — демонстрация; иногда это акции гражданского неповиновения; иногда это всеобщая забастовка; иногда это может быть захват завода. Важно не иметь слишком ограниченный взгляд на будущее общества. Ситуация может изменится и превратить то (представляемое идеальным) общество в невозможное или нежеланное. Видение Маркса было чрезвычайно скелетообразным. Что более важно — это реагировать на местные обстоятельства и трансформировать силы угнетения в силы освобождения. Возьмите, например, автоматизацию продукции. Та же технология, которая использовалась для лишения работников их квалификации и для их порабощения, может быть применена для устранения глупой скучной работы, которую никто не хочет выполнять. Мы уже знаем куда можно направляться отсюда в трансформации капитализма не приходя к централизованному государственному контролю. Есть ряд мнений, начиная от анархо-синдикалистов до левых марксистов и коммунистов рабочих советов, которые имеют децентрализованное видение социальной организации и планирования. Конечная исполнительная власть выполнялась бы на уровне рабочих советов, а затем могла бы переноситься на уровень федеральных организаций. Мы не знаем, будет ли и даже как это будет работать. Это из ряда тех вещей, которые можно открыть только посредством опыта. |
|