Александр Моисеевич Пятигорский ( |
|
АннотацияВ основу настоящего издания положены записи лекций, прочитанные в Александром Пятигорским в 2006 году в Москве. Опубликованный текст сохраняет обаяние живой речи и позволяет составить впечатление о темпераментном и артистичном стиле изложения, несколько сумбурном и хаотичном, отчасти напоминающем кухонные разговоры, чем традиционные лекции. Автор перескакивает от начатой мысли к новой, от одного примера к другому, демонстрируя тем самым неочевидность вскрываемых и проблематизируемых им понятий. Таких понятий четыре: «абсолютная политическая власть», «абсолютное государство», «абсолютная революция» и «абсолютная война» (лекция по теме «Абсолютная война» была запланирована, но не состоялась). Александр Пятигорский, почитатель феноменологии Гуссерля и буддийской философии сознания, сразу же предупреждает: то, о чём он говорит, располагается не во внешнем мире, а в мышлении. К чему приводит общее снижение уровня политической рефлексии? Например, к появлению новых бессмысленных словообразований: «урегулирование политического кризиса», «страны третьего мира», «противостояние Востока и Запада» и многих других. И эти слова мистифицируют политическое мышление, засоряют поры восприятия реальности. Именно поэтому, в конечном счёте, власть может лгать. Работу с мифами политического мышления лектор строит на изобилии казусов и сюжетов: в тексте читатель найдёт меткие замечания о работе экспертов, о политической воле, о множестве исторических персонажей. Предисловие Олега АлексееваПолитика, политическая деятельность являются прежде всего объектами мышления, философской мысли. Так повелось со времён Аристотеля и Платона — с тех пор они как объект осмысления постоянно находятся в поле зрения философов и рефлексирующих политиков. Пожалуй, с середины XIX века философский интерес к политическому мышлению стал угасать, оказался вытесненным вульгарной политической активностью и распространением экономизма. В то же самое время посмотрите вокруг — количество политических мемуаров достигло небывалой величины, что говорит о прорывающейся на поверхность рефлексии политических деятелей, связанных метафизической ответственностью, но, с другой стороны, продолжается погружение политики в экономику, а вместе с ней и вульгаризация самой политической деятельности. Однако пришло время восстановить метафизическую справедливость и вернуть политическое мышление в лоно философии. В чём же сложность такого шага? В одной простой причине: не все рефлексирующие и философствующие могут выделить объект политического мышления. Полагаю, что у читателей нет серьёзных сомнений в том, что политическая деятельность напрямую связана с мышлением, которое Александр Моисеевич Пятигорский в текстах лекций именует политической рефлексией, поскольку если такие сомнения есть, то чтение текстов лекций — пустая трата времени. Философа Пятигорского интересует, увлекает только проблематизация политического мышления. Пятигорский не делится наблюдениями за политической жизнью, которые составляют критическую основу для всех политических дискуссий как в России, так и вне её. Это удел консультантов и экспертов, тех, кто мечтает быть включённым на любых ролях в политический процесс или в то, что они им называют. Он устремляет силу своего мышления и темперамента в пространство субъективности политического деятеля, сутью которой является мышление. Александр Моисеевич Пятигорский определил цель спецкурса как воспитание политического мышления слушателей, от которых требуется, во-первых, живой интерес к политике, а во-вторых, хотя бы чрезвычайно суженный минимум знаний и области политической теории и политической истории. Политика и лекциях фигурирует одновременно как область знания и область практического применения этого знания на всех возможных уровнях социальной, экономической и культурной деятельности слушателей как потенциальных деятелей и мыслителей. Таким образом, педагогическая задача курса — это прежде всего повышение уровня политической культуры. В основу содержания лекций положена работа с ключевыми понятиями, определившими уходящую политическую эпоху, а именно: «абсолютное государство», «абсолютная революция» и «абсолютная власть». Теперь, по прошествии некоторого времени, можно сказать, что реакция слушателей и последующее обсуждение лекций продемонстрировали всю сложность преодоления устоявшихся стереотипов. Во-первых, в воздухе постоянно висел вопрос: «А какое всё это имеет отношение к политике?» Действительно, где же за последние десятилетия можно было философствовать о политике, а тем более участвовать в сколько-нибудь последовательной дискуссии на эту тему? Во-вторых — переполненность политического пространства иллюзиями как артефактами несостоявшегося политического мышления. Возможно для |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|