План лекции:
| |
Цели абсолютной революции: разрушение правового государства; создание тоталитарного государства. — Проблема времени для революции. — Условия революции: Негативная установка в отношении власти; гражданская война. — Примеры революции и абсолютной революции, их различения. — Субъект и объект абсолютной революции. — О народе. — Незавершённость, отсутствие стратегии и максимализм абсолютной революции. — Одиннадцать абсолютных революций. | |
Дамы и господа, тема сегодняшней лекции — это абсолютная революция. По моей вине — я заговорился на другие темы — придётся пропустить одну тему, которую я очень люблю, — войну. Начинаю с двух-трёх напоминаний теоретического характера. Первое — все термины и понятия — это понятия не эмпирических феноменов политики, а вашего собственного мышления о политике. Когда я говорю «абсолютная революция» — это именно та революция, которая живёт в нашем мышлении и которую мы примериваем на любую другую революцию. Второе — абсолютная революция со всем её окружающим — дикий страх перед революцией, дикое желание революции, обаяние революции, отвращение к революции — всё это является одновременно и понятием, имеющим своё собственное понятийное содержание, содержание нашего, вашего политического мышления, и одновременно состоянием этого политического мышления. Поэтому ещё очень важный момент: когда я употребляю слово «объективный», оно употребляется в чисто инструментальном смысле. Это не объективный в смысле элементарного эпистемологического противопоставления объективности и субъективности, где объективность рассматривается как беспристрастие, чистая наблюдательность, а субъективность — как то, что подвержено модальностям и модификациям вашей психики, эмоциям, желаниям, нежеланиям. Здесь объективный — значит видящийся с точки зрения политической философии, для которой политическое мышление есть объект. И никаких других значений слова «объективный», к которым мы привыкли в нашем естественном языке, здесь нет. Когда мы говорим: «Ну знаешь, я объективно этот вопрос рассматриваю» — обычно мы врём при этом, потому что никто (как мы знаем) объективно ничего рассматривать не может, если нет чётко выделенной точки зрения, находящейся на уровне ином, нежели рассматриваемый объект. В нашем случае объектом является политическое мышление или политическая рефлексия. Говоря об абсолютной революции, мы имеем в виду не просто Неинтересную вещь вообще обсуждать не стоит, даже если она чрезвычайно важна, обсуждать надо только интересное. А интересное? Это то, что мне интересно. То есть то, что стимулирует моё мышление к следующему шагу или даже изменяет его направление. Итак, закончив напоминаниями, начнём лекцию с вещей более или менее второстепенных. Я вообще люблю начинать обсуждать любую интересную вещь со второстепенных вещей. Так вот, взглянув на реально существовавшие и, не дай бог, на существующие в данный момент революции, мы можем объективно — то есть опять-таки с точки зрения политической философии, рассматривающей мыслительные, рефлективные аналоги этих революций, — отметить одну черту того, что мы называем абсолютной революцией. Оказывается, что во всех имевших место документированных абсолютных революциях первой объективной целью абсолютной революции было разрушение правового государства. Почему опять о государстве? Да потому, что государство — это естественное пространство революции. Итак, всякая абсолютная революция разрушала правовое государство. Но что здесь интересно: попробуйте, дамы и господа (то есть, ради бога, не пробуйте, надоело уже этим заниматься человечеству!), но попробуйте разрушить в революции, если вы очень революционно настроены, правовое государство — и вы увидите, что незаметно для вас вы разрушите и вообще государство, в котором эта революции происходит. И замечательно, что именно так и произошло в одной из последних революций новейшего времени — в революции, произведённой красными кхмерами в Камбодже. (Вы можете спросить: какое там правовое государство? Раньше, при полулиберальном королевском режиме, оно было правовым тоже через пень-колоду, но Замечу при этом, хотя это тоже уже давно стало тривиальным, что как во главе банды красных кхмеров, так и во главе ультралевой верхушки эфиопской революции были кто? Члены интеллектуальной, а иногда и аристократической элиты. Тут интересно вот что: феноменологический переход от революции к абсолютной революции. Поэтому вернёмся: первая объективная цель абсолютной революции — это разрушение правового государства. Второй целью абсолютной революции (я сейчас говорю только об абсолютной революции, бывают чудные революции, просто загляденье одно — но не абсолютные), второй целью является обычно чрезвычайно быстрое, на ходу не забывайте, что революция — это творческий акт) создание в пространстве государства тоталитарного государства. Опять-таки это далеко не всегда. В этом смысле замечательно то, что именно в тоталитарном государстве во всей полноте реализуется идеал абсолютного государства. Или, скажем так, гегелевско-марксо-кожевский идеал господства общего над частным. Только я говорю — в идеале, потому что при ближайшем рассмотрении обычно оказывается, что это не получается. Интересно, что содержание этой черты абсолютной революции великолепно резюмируется в первом куплете гимна «Интернационал»: мы старый мир раз рушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем. Пожалуйста, не упускайте из вашей памяти этой гениальной фразы. Если заменить слово «мир» (старый мир разрушим) словом «государство», то мы найдём прямое предвосхищение главного эффекта абсолютной революции. Потому что старый мир — это государство, которое будет разрушено абсолютной революцией, а новый мир — это тоталитарное государство, которое станет всем, а все станут — ничем. Заметьте, это очень забавно. Вспомните слова одного из предтеч, первоидеологов французской революции, аббата Сийеса: «Что такое третье сословие? На самом деле — все. Чем оно у нас является? Ничем. Кем оно хочет быть? В то время, когда революция становилась абсолютной, никто уже не говорил, все кричали; точнее, половина кричала, а половина шепталась, а просто уже не говорил никто, ведь оттого она и абсолютная, что отменяет нормальный разговор. В новом поле политики — в тоталитарном государстве — всё становится ничем по сравнению с тоталитаристской формой постреволюционного государства. А ещё интересней другое. Ведь Как говорил наилучший знаток и анализатор французской революции Владимир Ильич Ленин (лучшего не было): «Дураки, затянули!» Ленин понимал, что времени мало, а будет ещё меньше. Он заранее отрефлексировал ещё не случившуюся русскую революцию как абсолютную, она ещё не была абсолютной, но уже была им придумана как абсолютная. Заметьте, дамы и господа, не хочу здесь выступать в качестве субъективного идеалиста крайнего фихтеанского или берклианского толка, но все ж таки — не придумав абсолютной революции в своей голове, вы никогда не переведёте революцию вообще в абсолютную. И буквально на второй день после революции — кстати, заметьте, второго такого случая в истории не было, тут я целиком за исключительность России — Ленин стал создавать органы революционной власти, которые тут же стали перерастать в органы ещё немыслимого, нового тоталитарного государства. Но поймите, что он сделал это в голове! Его никто не понимал. Молодой Сталин пожимал плечами, явно не соглашаясь. Троцкий орал, он как наследник (глуповатый, правда — с придурью) Великой французской революции говорил: «Революция — навсегда!» — то есть завтра, послезавтра. А Ленин говорил: «Нет, послезавтра будет поздно». Знаете, когда первый псевдоорган революционной власти стал функционировать (а первым псевдоорганом у нас фактически был Петросовет — несмотря на лозунг «Вся власть Советам», работал реально Петросовет)? Когда на следующий день вечером в Петросовете был выписан первый официальный ордер на арест — вы можете себе представить? Да ещё Зимний от кошмара, который там учинили матросики с «Авроры», не расчистили, а уже был выписан ордер на арест. Кого бы вы думали? Низложенного императора? Нет, этого ещё долго надо было ждать. Главных потенциальных контрреволюционеров, генералов, жандармов? Нет. А вы знаете, на кого был первый ордер на арест у новой власти и как этот человек был горд этим ордером? Это был человек, на которого после Февральской революции Временное правительство выписало ордер на арест, которого арестовывали до Февральской революции — у него была привычка к арестам. Вы знаете, о ком я говорю? Это был Бурцев, гениальный журналист-разоблачитель, которого ненавидела любая власть — революционная, контрреволюционная, причём в любой стране. Это человек, который умудрился быть арестованным в Швейцарии за нарушение суверенитета Женевского кантона. Вы знаете вообще, что Бурцев сделал? Это же он раскрыл дело Азефа. Это он первый представил документальное свидетельство о получении большевиками денег по двум каналам, один из которых был из германского Генштаба, а другой — от трёх крупных германских банковских домов. Его же хотели убить все: и левые, и правые, и монархисты, и социалисты — все его ненавидели. И это был единственный русский человек (я считаю, Россия Бурцевым должна гордиться), который попал в британскую тюрьму на три недели за диффамацию. Он был маньяком разоблачений. Таких и сегодня ненавидит любая власть. А вы знаете, что Бурцев сотворил в Швейцарии? Он подал в швейцарский суд на два издательства и на кантон Женева за публикацию и разрешение публикации «Протоколов сионских мудрецов» и требовал немедленного полицейского опечатывания всех экземпляров. И вы знаете — он выиграл дело. Вы можете себе представить? А почему, собственно? Есть издатель, он хочет опубликовать «Протоколы сионских мудрецов» — свобода есть свобода, я бы сказал так. У сионских мудрецов тоже была свобода, а издатель вот публикует. И несмотря на это, он выиграл дело. По ходу его арестовали, побили Ленин придумал замечательное выражение, он вообще был великим мастером придумывать ходкие выражения, иногда даже на грани гениальности, правда, редко переходя эту грань: «Внутренняя логика революции». На самом деле внутренняя логика революции есть логика превращения революции в абсолютную революцию, Лениным разработанная идеально. На ходу, чтобы сделать несколько более теоретически понятным то, что я говорил до сих пор, и то, о чём я буду говорить, и чтобы отличить просто революцию от революции абсолютной, давайте договоримся: революция вообще — это такое изменение в последовательности состояний политической рефлексии, в течение которого эта рефлексия остаётся для себя той же самой, а её субъект тем же самым. Тогда как абсолютная революция предполагает изменение в последовательности этих состояний, после которого политическая рефлексия уже не способна вернуться к своему исходному состоянию. Оно меняет не объекты рефлексии, а саму политическую рефлексию, оно её настолько трансформирует, что та уже не может себя отождествить с тем, что было до абсолютной революции. Иначе говоря, возникает совершенно новое качественное состояние. Вообще, дамы и господа, применяйте термин «революция» осторожно. Сейчас этот термин безнадёжно вульгаризирован: это и неолитическая революция, это и барочная революция в музыке, это и революция нравов — это всё чушь. Почему? Потому что мы имеем дело с несоизмеримо разными временными длительностями: неолитическая революция, как я понимаю, заняла около 20 тысяч лет, барочная революция — около 20 лет, поэтому полагать их обеих революциями исторически неинтересно, а социологически бессмысленно. Время революции мы можем понять, Тут нам надо остановиться и перейти к условиям революции вообще, на время забыв об абсолютной революции. Здесь без истории и древней истории не обойтись. Любая революция — абсолютная и просто революция — обязательно предполагает негативную установку в отношении данной современной формы государственной власти, политической власти. Но если так, то никакая революция невозможна без первого условия — без самой идеи государственной политической власти, или вам не с чем будет бороться в революции. Она должна быть не только существующей, но и достаточно сильной. То есть в преддверии любой революции, которая сама является негативным рефлексом на политическую власть, политическая власть должна быть сначала отрефлексирована позитивно, то есть признана как действующая в данном государстве. Только тогда становится возможным разговор о действительности по Гегелю) этой власти, и это очень существенный элемент любой революционной ситуации. Негативная установка нам часто кажется, если хотите, модернистской. А ещё не исчезнувшая, пока не сломленная позитивная установка — консервативной. Давайте пройдёмся по нескольким революциям. Юлий Цезарь, когда ему было 16 лет, был внесён Суллой в проскрипции и должен был быть зарезан, но поскольку семьи Корнелиев и Юлиев были связаны родством, родичи отмолили юношу Цезаря, и было решено его пока не убивать, слишком уж знатный был род. Отношение к «прежнему порядку» идеально выясняется в римской истории I века до новой эры. Что случилось в период, когда жил отец первого революционера Юлия Цезаря? Вы помните диктатуру Суллы? Была страшная борьба с Марием, жуткие, жестокие, страшные преследования и убийства в Риме. Но Сулла был абсолютным консерватором и убеждённейшим республиканцем. Больше всего на свете он боялся монархии и империи. Он лелеял мечту (он был садистом кровавым, страшным человеком, Конечно, римлян отчаянно напугало восстание Спартака. Но с самого начала стало ясно — и даже Крассу, который это восстание подавил, — что эти люди не стремятся к захвату политической власти. Они стремились освободиться, создать армию, разграбить Рим и скорее Теперь второй элемент революционной ситуации — гражданская война. Возьмите революцию — не абсолютную — тихую, корректную, мягкую цезаревскую революцию в Риме. Здесь гражданская война (которая, конечно, очень помогла Цезарям и которая в России последовала почти немедленно за революцией) сыграла огромную роль в революции не абсолютной (я буду каждый раз как попугай повторять — та абсолютная, эта — нет). И она, между прочим, имела очень жёсткие последствия. Консерватор-традиционалист, убеждённый республиканец и гениальный полководец Гней Помпей, прозванный Помпеем Великим, проиграл гражданскую войну Цезарю и был успешно зарезан Марком Антонием. Который потом тоже был зарезан на следующем этапе революции, завершённой приёмным сыном Цезаря Октавианом Августом — всё было в полном порядке. Не забывайте, революция не обязательно кровавая, она может быть такой, что вы вообще её не заметите. Более того, она может быть такой, что и её творцы не заметят, что они сделали революцию. Она будет революцией только объективно, то есть с точки зрения политической философии, объектом которой является политическое мышление. Я вам уже говорил, как на меня набросился на одном сборище Тэд Хондрик, а старик в 17 лет убежал из дому добровольцем в Испанию воевать с Франко, так что был серьёзный человек: «Что же это за горбачёвская революция, это же карикатура!» На что я ему ответил, что с точки зрения моей политической философии, в Горбачёве мы имеем дело с нормальной революцией, которую просмотрела русская интеллигенция, но она традиционно отличается умственной пассивностью, иногда переходящей в самоудовлетворённое слабоумие. Но ведь, уверяю вас, что при Горбачёве была настоящая революция, хотя и не абсолютная ни в малейшей степени. И, дай бог ему здоровья, бескровная. На что Тэд Хондрик, левак Быстро переключимся на германскую революцию 1919 года, на которую немедленно откликается известный вам всем Освальд Шпенглер: «Немцы, такой позор, разве это революция, стыдно читать! Немцы, великая нация, такую жалкую, куцую, трусливую революцию произвели! Вы посмотрите на русских — в одну ночь все сделали». Это он имел в виду Октябрьскую революцию 1917 года. Наиболее продвинутые московские интеллектуалы, которые не заметили, что горбачёвская революция была серьёзная, настоящая революция, до сих пор называют Октябрьскую революцию 25 октября 1917 года военным переворотом. Идиоты! Это была великолепно продуманная революция. Другое дело, что она опередила мышление самих революционеров. Как вы знаете, для Ленина это было такой неожиданностью, что всё удалось. Кто бы мог предполагать! Он был ошеломлён и говорил, правда, полному мерзавцу и авантюристу Стеклову: «Слушайте, а что же мы теперь Раз мы уже пошли по истории (а не пойдя по истории, мы ничего не поймём), попробуем рассмотреть в смысле революции приход Гитлера к власти. Был ли он абсолютной революцией? Да и был ли он революцией вообще? В нашем понимании самого феномена прихода Гитлера к власти важны следующие моменты. Первое: прекрасно — в меру своих умственных способностей — отрефлексировавший идею абсолютной революции, Гитлер с самого начала сознательно её не хотел. И в любой ситуации, как до 1933 года, так и после, стремился не только избежать абсолютной революции (да всё уже было сделано!), но и любых тенденций к превращению задним числом революции в абсолютную Говоря строго терминологически, государство Сталина было совершенным тоталитарным государством. А гитлеровская Германия тоталитарным государством не была. Тоталитарным в терминологическом смысле, а не в интеллигентских разговорах Что значит «абсолютной системы»? Я вам говорил на прошлой лекции, что тоталитаризм ни к чему не безразличен — всё, что есть в государстве, находится в сфере этого государства. Гитлер ненавидел ни во что лезть вообще. Он всегда говорил: «Какой контроль, у меня нет сил и денег вас контролировать, вы получаете вашу зарплату министра, командующего армией, банкира, главы концерна — пожалуйста, это ваше дело». Возможно ли это для Сталина? Нет. Сталин был маньяком контроля. От кремлёвского периметра до последнего посёлка на Дальнем Востоке — всё было нанизано на вертикальную ось контроля. Это тоталитаризм. Разрушив германское правовое государство, то есть Веймарскую республику, Гитлер, по существу, сохранил целиком все структуры государственного управления и сам стал рейхсканцлером. Но самое главное не это. Исторически очевидно, что немецкая политическая рефлексия, весь строй политического мышления гитлеровской Германии после её военного разгрома восстановился буквально в течение трёх-четырёх лет. Ибо Гитлером не было совершено такой радикальной трансформации политической рефлексии, которая бы не могла в новой ситуации узнать себя такой, какой она была в старой. То есть не было абсолютной революции. И, конечно, сам феномен «аденауэровского чуда» — человек за шесть лет сделал такое, что иная страна, даже самая великая в мире, не смогла бы сделать за 30, — почему он был возможен? Потому что очень многое сохранилось, ему не надо было делать даже капитального ремонта политического самосознания, потому что все разрушения были разрушениями от бомбардировок. Гитлеризм не произвёл той тотальной деполитизации, полной политической нейтрализации населения, которую блестяще произвёл Сталин, а после Сталина — Мао Цзэдун. Нет, Гитлер был прежде всего вождём народа, он говорил: «Мои немцы». Он же был в Реплика: Он говорил «братья и сестры». О да, когда допекло, в июне 1941 года, Сталин мог ещё и не то сказать, но этого не было в его идеологии. В гробу он хотел видеть всех братьев и сестёр, не говоря уже о дедушках и бабушках. Гитлер был в этом отношении чрезвычайно осторожен. И отсюда — я вам уже говорил — у него не могло быть советского лозунга «Народ и партия едины». А какой был лозунг? «Народ и государство едины». Это ведь очень важно! Вообще слова безумно важны. Потому что, не произнося И ещё один очень важный момент, может быть, на сегодняшней лекции наиболее важный. Пусть установлено, что в одном случае тоталитарная, в другом случае не тоталитарная власть; что в одном случае абсолютная (1917 года), в другом случае не абсолютная революция (в Германии). Но неизбежен вопрос: кто является субъектом абсолютной революции? Или, возвращаясь к тому, что было сказано об условиях революции вообще: что такое субъект абсолютной революции? Говоря о политической власти, мы говорили о том, что, строго говоря, субъект во всех случаях является субъектом определённого типа политической рефлексии. С точки зрения политической философии, оказывается, что субъект абсолютной революции является — вспомните операциональное и феноменологическое определение политической власти — субъектом политического действия. А мы уже знаем, что политическое действие — это действие, направленное субъектом на объект этого действия. Каков же объект политического действия субъекта абсолютной революции? Разумеется, на ум приходит ответ: объект — прежняя политическая власть, её разрушение. Вздор! Так абсолютная революция не делается. Естественным объектом субъекта абсолютной революции, естественным объектом его политического действия является не власть, не государство, а народ, без которого невозможно сделать ни одного шага даже в самой верхушечной революции. То есть в Как мы об этом уже говорили, народ является объектом крайне неопределённым. Попробуйте определить народ. Возможно ли феноменологическое или просто операциональное определение народа? Каждый из нас знает, народ — это центральный термин всех политических демагогии и фальсификаций. Народ — обычно страдающий, не устаёт он этого делать. Народ — торжествующий (тоже не устаёт). Народ — ненавидящий то же самое). А ведь понятие народа — если не говорить о чисто этнических, этнографических и лингвистических признаках — абсолютно неопределённо. Замечательно определение народа, данное гитлеровским идеологом Хаусхофером: «Немецкий народ — это люди, которые думают, говорят и действуют Теперь дальше. Политическое действие субъекта абсолютной революции должно быть предельно, абсолютно актуализировано. Оно всегда направлено на настоящее. Поэтому в своей революционной деятельности Ленин был абсолютным прагматиком данного момента. Абсолютность абсолютной революции характеризуется ещё и абсолютным актуализированием каждого шага революции. Революционное действие, с одной стороны, феноменологически замыкается на непрерывно варьирующей неопределённой сущности, именуемой народом, нацией, расой, всем земным шаром, империей. Но, с другой стороны, оно исходит из идеи об абсолютно определённом субъекте. Ленин употреблял Маркса, вклеивая в свои работы целые страницы: «При коммунизме унитазы будем делать из золота». Но почему — Ленин? Кто субъект абсолютной революции? Субъект — это очень важно, это почти мифология — обязательно поименован. Это Марат, Робеспьер и Дантон, это Ленин, Мартов, Троцкий, Свердлов. Какое счастье, что они были смертны и умирали, когда их убивали или от чахотки, как Свердлов. Я Другой пример — поначалу ещё не абсолютная революция, а нормальная, которую произвёл Гай Юлий Цезарь. Он ведь с самого начала искренне (клянусь, я читал; очень много об этом не наши историки, а римские писали) ратовал за коллегиальность в управлении и был в триумвирате. Но потом стали случаться неприятности. Потом краткая гражданская война, приходится убить Помпея. На полтора года — а больше и не надо — Цезарь стал диктатором Рима. А потом его убили Брут и Кассий, заметьте, его же аристократические родичи (если не говорить о гипотезе, что Брут был его незаконным сыном). За что они его убили? Они были принципиальными консерваторами-республиканцами. Вот они его убили идейно. Так же идейно, как эсерка Каплан стреляла в Ленина (эсеры ведь тоже — «консерваторы» революции), Октавиан Август разделался со всем окружением Цезаря, наведя Марка Антония на Брута и Кассия. Один наткнулся на свой собственный меч, другому отрезали голову, выкололи глаза, и бог знает что. В итоге великий завершитель римской революции Октавиан Август остаётся один. Фактически, конечно, со своей женой, которая играла огромную роль, страшную, в управлении страной, то есть Римом. И все: идёт развитие империи и страшные полвека, фактически Ещё одна черта абсолютной революции — любой, где бы она ни случилась, — абсолютная революция должна оставаться принципиально незавершённой. Это ведь безумно интересно. Конечная цель абсолютной революции, где бы она ни случилась, непонятна: то ли счастье всего человечества, то ли власть во всём мире, то ли новый рай, то ли снискание Духа Святого. Но это момент, который предельно ясен как в германской, жалкой, конечно, идеологии гитлеровского прихода к власти, так Помните, я вам говорил, что в документах любой абсолютной революции — октябрьской, полпотовской, эфиопской, северокорейской — один и тот же очень забавный феномен: отсутствие стратегии. Мы живём сегодняшним днём, надо сейчас все сделать. Например, коллективизация планировалась — ведь сейчас в это практически невозможно поверить — со дня на день, а иногда с часа на час. Что остаётся? Тактика. И явное превалирование революционной тактики над стратегией. Вообще многие революции были лишены стратегии. Это впервые очень остро отрефлексировал — я не боюсь, говоря об этом человеке, сказать, что у него голова работала очень неплохо, — Владимир Ильич Ленин, когда наступил крайне неприятный и холодный 1918 год и революция оказалась в опасности. На Но всё-таки перейдём к самой серьёзной, целевой черте абсолютной революции. Революция как направленная по определению и по преимуществу не столько на уничтожение государства, сколько на народ, который должен это сделать, а потом оказаться в пространстве нового, уже тоталитарного государства, революция объективно преследовала наиболее важную и безумно трудновыполнимую цель. Об этой цели написаны тома. И это не только докторские и кандидатские диссертации. Это письма большевиков, письма первых деятелей советской власти, письма десятков, сотен людей, которые оказались причастны к власти. Заметьте, за одним исключением — один человек таких писем не писал. Кто? Сталин. Основной внутренней целью революции была не отмена прежнего государственного строя, а радикальная трансформация мышления людей. Я же вам говорил, объект — самое главное для революции. Народ, а не царская семья, не Зимний дворец и вся эта мифология. Народ. Главной и основной целью была отмена — заметьте, дамы и господа! — не трансформация, а отмена всего прежнего образа жизни. Образ жизни — это образ жизни народа. Один человек, который идиотски желал революции и восторженно её приветствовал (вы помните этого человека? — Блок), в известной статье в отчаянии писал: «Мы переживаем самую страшную потерю — образа жизни, реального быта». Запаниковал старик. Сначала приветствовал революцию, а потом увидел, что Абсолютных революций в истории было не так мало — для людей тех стран, где они происходили, их было более чем достаточно. Их было, скажем, одиннадцать. Все остальные были революциями не на пределе политических рефлексий. Можно подумать, что эта борьба с образом жизни И, наконец, последняя черта абсолютной революции. Её демонстративный — не только не скрываемый, а подчёркиваемый — максимализм. То есть «всё или ничего». В этом смысле Гитлер пытался ввести этот принцип только в вопросе о евреях. Гитлер, скажем, говорил, что надо уничтожить всех евреев, в скобках — цыган тоже обязательно. Ну, в конце концов, это максимализм в известных рамках. Но Горький говорил: «Все, кто будут цепляться за старое, будут устранены» — это пример революционного максимализма, от которого Горький стал постепенно вылечиваться только тогда, когда его уже собирались отравить (или это легенда — не настаиваю, не важно). Когда было, помните, «шахтинское дело», дело буржуазных специалистов? Читаем письмо Горького к тогдашнему «советскому Вы знаете, до чего дошёл этот максимализм? В одном письме Робеспьера к девушке, которую он всю жизнь платонически обожал (Робеспьер был врагом физической любви, убеждённым причём; он был вполне здоровым человеком, но убеждённым противником всего этого, согласитесь, дамы и господа, гадкого и противного), он ей писал: «Мой ангел, когда всё это будет уничтожено и станет вчерашним днём, Можно их назвать. При всех оговорках, первая абсолютная революция (я включу сюда и неудавшиеся — это очень важно, ряд из них не удался) — это, конечно, Октавиан Август. Эта революция шла до окончания клана и рода Юлиев — Клавдиев — Друзов и завершилась идеально — на Нероне. Это была первая революционная фаза и установление квазитоталитарных режимов. Они были настоящими по основным признакам, во всяком случае — по признаку всепроникаемости государственной системы. Второй случай — только одна фаза революции не абсолютной) Оливера Кромвеля. Потом он стал крутить назад, но и эта фаза, вы знаете, в кратчайший срок привела к разгрому и могла закончиться уникальным в истории почти полным уничтожением народа Ирландии (знаменитая экспедиция в Ирландию). Но это частично — советую это не брать. Третья — Великая французская революция. Четвёртая — Октябрьская революция. Я не буду говорить о провалившихся попытках. Гитлеровский приход не был абсолютным. Пятая, после большого промежутка, фактически она победила реально только в Реплика: В Сантьяго? О нет! Игрушки! Между прочим, если бы с самого начала с помощью формировавшейся в Сантьяго- Дамы и господа! Завершая эту маленькую лекцию о революции, я хочу заметить, что абсолютная революция — это очень трудное для понимания понятие и категория политической философии, в которой она фигурирует как центр и фокус наблюдаемой политической рефлексии. Почему? Я думаю, что самым важным здесь является то, что как элемент политической рефлексии революция наблюдается в порядке трансформации последней. Ведь революция — это трансформативный процесс. Отметим крайне сложное отношение этого феномена ко времени (переходя от одной революции к другой и говоря об абсолютной революции, мы очень часто переходим от одного времени к другому — то ли речь идёт об одном годе, то ли речь идёт об одном веке, то ли речь идёт иногда об одном часе), его темпоральная зыбкость чрезвычайно трудна для нашего понимания, потому что нам надо пристроиться и подстроиться в нашем мышлении к темпу этого феномена и хоть сколько-нибудь редуцировать для нашего понимания его разнообразие. И, конечно, особенно трудно нам осознавать революцию сейчас, когда фактически политическая рефлексия является одновременно рефлексией над многими не имеющими никакого отношения к политике вещами. Я думаю, что Маркс не смог бы сейчас написать одну из самых лучших своих работ (кроме первого тома «Капитала», почти гениального) — «Введение к критике политической экономии». Ему пришлось бы Вопрос: Почему вы ни разу не употребили термин «элита» и ни разу не сказали о революции как о смене элиты? Я не счёл нужным говорить об этом, потому что для меня смена элиты — это важный, но, говоря контекстуально о конкретных революциях, всё ж таки никак не первый признак абсолютной революции. Не только смена элит, но и отмена данной элиты. Помните, я говорил: от отмены русского образа жизни к отмене образа жизни вообще. Также Вопрос: На ваш взгляд, имеет ли смысл вводить понятие «народ», если он так неопределёнен? Нет, я не настаиваю. Знаете, очень забавно, что такой абсолютный тоталитарист, как покойный Мао Цзэдун, не любил этого термина, вспомним, что «Поднебесная» в классической китайской традиции — это страна, а не народ. Гитлер без него не мог прожить и дня. Сталин предпочёл бы его вообще никогда не употреблять, но был вынужден. Вопрос: Что более характерно для абсолютной революции — ставка на историческую истину или на субъективную добродетель? Я думаю, что если говорить о древнеримских претоталитаристах, то, конечно, речь шла прежде всего об опоре на традицию. Если вы почитаете письма Робеспьера — более того, даже Ленина! — трудно поверить, но субъективная добродетель, пусть партийная, играла огромную роль. Ответ на этот вопрос будет зависеть от нашего движения в истории, от сегодняшнего дня к одной из одиннадцати абсолютных революций, которые я сегодня пересчитал, хотя, может быть, их десять, а может быть, окажется и двенадцать. Но это не так уж важно. Вопрос: Скажите, пожалуйста, в вашей концепции, которую вы изложили, исторический материал какую играет роль? Потому что, в принципе, проинтерпретировать многие из примеров, которые вы приводили, можно Вы знаете, я исхожу только из абсолютного примата двух понятий, имеющих значение для абсолютной революции. Это, естественно, политическая власть и государство, с которых я начал. Для меня описание ни одной революции невозможно без стартовой площадки, в которой чётко установлена политическая власть. Притом (хорошо, что вы меня об этом спросили!), конечно, если брать историю, то, разумеется, нет никакого сомнения, что идея политической власти была основной идеей генезиса политики и политического мышления, и только потом — государства как пространства реализации политики. Когда гениальный этнограф и социолог Максим Ковалевский пытался дать схему описания первобытного общества, он всё время подчёркивал: ещё не государство, но уже политическая власть в её элементарном феноменологическом понимании, которое я изложил — с чужих слов, разумеется. Вопрос: Возможна ли, Отвечаю. Абсолютно невозможна. А что касается того, что над чем надстраивается, я бы тут даже не стал заниматься временем — что сначала, а что потом. Я бы сказал так: в своей феноменологии смена быта и политический акт или серия актов, не обязательно революционных, в Вопрос: И реформация тоже? Если вы имеете в виду лютеровскую реформацию в Германии и её прецеденты в Англии, Моравии и так далее, то нам придётся возвратиться к очень исторически сложным вещам. Мы могли бы сказать очень робко, с оговорками, что реформация может рассматриваться синхронно с теми политическими напряжениями, которые ждали своего разрешения в пределах Европы и, конечно, прежде всего — империи (уже поздней — Священной Римской империи германской нации). Прежде всего, конечно, следует говорить о напряжении между уже явно отжившим способом политической рефлексии и только ещё формирующимся и не нашедшим своего рефлективного политического осознания новым этосом капитализма. Реформация — это вообще корневое событие всей европейской и мировой истории, вместе с теми изменениями, которые происходили в Германии с начали XVII века и обрели свою кристаллизацию в Тридцатилетней войне. Я думаю, что восприятие Тридцатилетней войны, выводы из Тридцатилетней войны сами были уже затянувшейся рефлексией на лютеровскую и кальвиновскую реформацию. В этих вы водах уже содержалась формулировка не только политической, но и культурной парадигмы эпохи Просвещения. Вопрос: Идеи абсолютного государства и абсолютной революции — это идеи вчерашнего дня или сегодня тоже? Это очень трудный вопрос. Эти идеи обречены, но они живут. Есть идеи, которые были обречены едва ли не сто лет назад, а тем не менее живут и сегодня. Они живут в Вопрос: Петровский сюжет вы бы Это очень сложно. Я плохо знаю историю этого периода. Скорее я бы сказал, что он слишком входит в типологию тех сюжетов, совсем не революционных, которые имели место в истории других стран примерно в то же самое время. Тогда, вы знаете, мы должны и великого Людовика XIV назвать, старшего современника Петра. Я бы сказал более точно, но повторяю — я не историк. Я просто люблю историю, а это ещё не означает, что я её знаю. Я бы сказал, что главный эффект царствования Петра был на самом деле «послеэффект». Он был почти через четверть века проработан в мыслях современников следующего поколения, его трансформирующая сила была сильно преувеличена, по очень простой причине: потому что люди Петра, люди, которые были эпохой Петра (в конце концов, два поколения, меньше даже) были отделены от допетровской культуры. А когда вы читаете старообрядческие хроники, у вас совершенно другая картина возникает, типичная картина позднефеодальной России. И, в общем, я думаю, что если вы спросите об этом не у меня, Большое спасибо, дамы и господа, ещё раз за ваше терпение, внимание и, я надеюсь, снисходительность. 27 февраля 2006 года, Бизнес-центр «Александр Хаус», | |
Оглавление | |
---|---|
| |