Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование

ЮНЕСКО (UNESCO)

Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование — сравнительный показатель, который измеряет общий объём государственных и частных расходов на образование в странах мира, выраженный в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Исследование

Наиме­но­ва­ние:Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование / Global Education Expenditure.
Перио­дич­ность исследо­вания:Регулярно (ежегодно).
Сайт исследо­вания:http://data.uis.unesco.org/
Послед­нее исследо­вание:Global Education Expenditure 2024.
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоя­щий доку­мент под­го­тов­лен в соот­вет­ствии с инфор­ма­цией и дан­ными, предо­став­лен­ными организацией World Bank Development Research Group. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Уровень национальных расходов на образование — это относительная величина, которая рассчитывается как общий объём государственных и частных расходов на образование в течение календарного года, включая государственные бюджеты всех уровней, частные фонды, внешние заимствования, гранты и пожертвования от международных учреждений и неправительственных организаций. Уровень расходов на образование выражается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Показатель рассчитывается на основе данных национальной статистики и международных организаций. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка «Показатели мирового развития» (World Development Indicators), которая обновляется ежегодно (обычно в июле) и использует показатели национальных расходов на образование, которые аккумулируются Институтом статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics) на международном уровне.

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, так как отражают степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан. Инвестиции в образование не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни. Вместе с тем, этот показатель не учитывает, насколько равномерно или неравномерно распределяются расходы на образование по различным социальным группам внутри того или иного государства, соотношение между государственными и частными расходами на образование и структуру этих расходов, а также связанные с этим факторы. Следует также учитывать, что относительно высокие позиции ряда слаборазвитых стран связаны, как правило, с программами ликвидации массовой неграмотности, финансируемыми международными институтами и благотворительными организациями в этих государствах. Поэтому данный рейтинг рекомендуется анализировать совместно с рейтингом стран мира по уровню образования Программы развития Организации Объединённых Наций.

В настоящее время исследование включает страны-члены ООН, а также некоторые административные территории с особым статусом, при этом данные обновляются неравномерно и охватывают меньшее число государств, так как многие страны не предоставляют ежегодную статистику по данному показателю. Кроме того, качество статистических данных по отдельным странам существенно разнится и поэтому требует дополнительных сопоставлений, что также влияет на их своевременную публикацию. Ежегодно выпускаемые показатели по странам, как правило, относятся к периоду двухгодичной давности, либо (из-за отсутствия новых статистических данных) к более ранним срокам.

Результаты исследования

В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по уровню национальных расходов на образование, выраженному в процентах от ВВП. Данные с результатами последнего исследования опубликованы в сентябре 2024 года.

Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование 2024

UNESCO Institute for Statistics:
Global Education Expenditure 2024.
СтранаРасходы (% от ВВП)
1Восточное Самоа14.7
2Кирибати14.2
3Тувалу12.8
4Вануату10.6
5Микронезия10.5
6Куба9.4
7Намибия9.0
8Соломоновы Острова8.3
9Ботсвана8.1
10Науру7.8
11Боливия7.6
12Швеция7.6
13Маршалловы Острова7.5
14Сент-Винсент и Гренадины7.2
15Исландия7.1
16Венесуэла6.9
17Кыргызстан6.8
18Сьерра-Леоне6.8
19Тунис6.7
20Лесото6.7
21Финляндия6.5
22Израиль6.5
23Бельгия6.4
24Свазиленд6.3
25Молдова6.3
26Коста-Рика6.2
27Макао6.2
28Мозамбик6.2
29Южная Африка6.1
30Самоа6.1
31Пуэрто-Рико6.1
32Марокко6.0
33Сенегал6.0
34Украина5.9
35Бутан5.8
36Таджикистан5.8
37Ямайка5.7
38Алжир5.6
39Бразилия5.5
40Узбекистан5.5
41Йемен5.5
42Палестина5.4
43Франция5.4
44Соединённые Штаты Америки5.4
45Словения5.4
46Мальта5.4
47Дания5.3
48Буркина Фасо5.3
49Эстония5.3
50Кипр5.2
51Новая Зеландия5.2
52Австралия5.2
53Мальдивы5.2
54Сан-Томе и Принсипи5.2
55Тонга5.1
56Сирия5.1
57Кюрасао5.1
58Саудовская Аравия5.1
59Нидерланды5.1
60Кувейт5.0
61Чили5.0
62Великобритания5.0
63Беларусь5.0
64Руанда4.9
65Швейцария4.9
66Южная Корея4.9
67Бурунди4.8
68Аргентина4.8
69Чехия4.8
70Словакия4.8
71Португалия4.8
72Австрия4.8
73Сейшельские Острова4.7
74Болгария4.7
75Люксембург4.7
76Венгрия4.7
77Польша4.7
78Кабо-Верде4.7
79Доминика4.7
80Латвия4.6
81Маврикий4.6
82Германия4.5
83Уругвай4.5
84Казахстан4.5
85Гайана4.5
86Аруба4.4
87Бруней4.4
88Афганистан4.3
89Испания4.3
90Белиз4.3
91Литва4.3
92Мексика4.2
93Фиджи4.2
94Перу4.2
95Италия4.2
96Оман4.2
97Синт-Мартен4.2
98Канада4.1
99Босния и Герцеговина4.1
100Индия4.1
101Нигер4.1
102Греция4.1
103Хорватия4.1
104Россия4.1
105Гондурас4.0
106Барбадос4.0
107Мали4.0
108Китай4.0
109Норвегия4.0
110Кения4.0
111Доминиканская Республика3.9
112Гренада3.9
113Египет3.9
114Объединённые Арабские Эмираты3.9
115Эквадор3.9
116Гонконг3.8
117Того3.8
118Никарагуа3.8
119Джибути3.8
120Монголия3.7
121Грузия3.7
122Эфиопия3.7
123Колумбия3.7
124Сент-Люсия3.7
125Непал3.7
126Антигуа и Барбуда3.6
127Сент-Китс и Невис3.6
128Малайзия3.6
129Филиппины3.6
130Азербайджан3.6
131Замбия3.6
132Ирак3.6
133Палау3.4
134Сан-Марино3.4
135Кот-д’Ивуар3.4
136Парагвай3.4
137Бенин3.4
138Панама3.4
139Румыния3.3
140Малави3.3
141Северная Македония3.3
142Танзания3.3
143Сербия3.2
144Япония3.2
145Катар3.2
146Гватемала3.2
147Сальвадор3.2
148Иордания3.2
149Мадагаскар3.1
150Тёркс и Кайкос3.1
151Ирландия3.0
152Демократическая Республика Конго3.0
153Тимор-Лешти3.0
154Конго3.0
155Камбоджа3.0
156Иран2.9
157Гана2.9
158Вьетнам2.9
159Тринидад и Тобаго2.9
160Суринам2.9
161Багамские Острова2.8
162Туркменистан2.7
163Албания2.7
164Гамбия2.7
165Мавритания2.6
166Камерун2.6
167Турция2.6
168Лихтенштейн2.6
169Уганда2.6
170Чад2.5
171Таиланд2.5
172Британские Вирджинские Острова2.5
173Коморские Острова2.4
174Ангола2.3
175Либерия2.3
176Ливия2.3
177Габон2.2
178Экваториальная Гвинея2.2
179Сингапур2.2
180Эритрея2.1
181Центрально-Африканская Республика2.1
182Зимбабве2.1
183Судан2.0
184Гвинея-Бисау2.0
185Мьянма2.0
186Бахрейн2.0
187Гвинея2.0
188Бермуды1.9
189Андорра1.9
190Пакистан1.9
191Шри-Ланка1.8
192Бангладеш1.8
193Ливан1.7
194Южный Судан1.6
195Каймановы Острова1.5
196Папуа — Новая Гвинея1.3
197Сомали1.3
198Индонезия1.3
199Гаити1.3
200Лаос1.2
201Монако1.2
202Нигерия0.3
203Армения0.2

Библиография

  • World Bank. World Development Indicators Database [URL: data.worldbank.org].
  • United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) Institute for Statistics. Data Centre [URL: data.uis.unesco.org].
  • United Nations Statistics Division. UNdata [URL: data.un.org].
  • United Nations Development Programme. Human Development Index (HDI): Education Index [URL: hdr.undp.org].
Выходные сведенияРейтинг стран мира по уровню расходов на образование / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure

Новые исследования

Популярные исследования

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.