Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в третьем квартале 2011 года

13.10.2011. 17:50
Ex Libris

Российское агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ в третьем квартале 2011 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные «жёлтые» газеты. При расчёте рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально.

В третьем квартале 2011 года значимые перемещения в Title Popularity Ranking (TPR) демонстрировали издания, не входящие в ТОП–3 каждого сегмента — лидеры в каждой категории остались прежними.

Исключение составила лишь категория «Общественно-политические журналы» — на первое место в этом сегменте вновь вернулся «Эксперт», оттеснивший «КоммерсантЪ — Власть» на второе место (0,0974 пункта). Издание не спас даже серьёзный рост упоминаемости в социальных медиа, спровоцированный распространением новости об изъятии питерского тиража журнала с фотографией Валентины Матвиенко на обложке. Такого успеха «Эксперту» удалось достичь за счёт размещения двух интервью, серьёзно повысивших цитируемость журнала у других игроков рынка масс-медиа, — с руководителем Минздравсоцразвития России Владимиром Зеленским (среди его высказываний наибольшую популярность со ссылкой на «Эксперт» приобрели слова о запланированном росте зарплаты врачей к 2013 году) и президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым. Озвученные им данные о планах по строительству четырёх заводов в Ингушетии опубликовали все ведущие СМИ республики. В сентябре заметно участилась упоминаемость «Огонька» в социальных медиа — блогеры тиражировали пост обозревателя «Огонька» Дмитрия Губина о его внезапной замене в качестве со-ведущего программы «Временно доступен» на телеканале ТВЦ, благодаря чему издание поднялось в рейтинге с шестой позиции на пятую.

Практически аналогичный рост популярности наблюдался «Профиля» и «Бизнес-журнала» относительно своих соперников в блоке «Деловые журналы». Первый из них стимулировал внимание к себе с помощью размещения интервью руководителя Минюста Александра Коновалова и главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова. Кроме того, «Профиль» составил очередные «Рейтинг самых влиятельных российских чиновников» и рейтинги банков России, которые пользовались популярностью у финансово-деловых интернет-изданий. В то же время о «Бизнес-журнале» упоминали в основном социальные медиа — на ряде площадок получил распространение перечень авторских проектов Рунета, где фигурировал и постоянный автор колонок «Бизнес-журнала» Сергей Голубицкий. Главным аутсайдером сегмента стал журнал «Финанс» — 27 июня 2011 года вышел последний номер издания. Однако ссылки на его более ранние публикации продолжили тиражироваться в СМИ и в третьем квартале, хотя уже в заметно меньшем объёме, чем ранее (объём цитируемости «Финанса» традиционными СМИ сократился в 2,5 раза, социальными медиа — в 0,8 раза). В конце лета — начале осени более или менее широкое распространение получили упоминания о прошлогодних рейтингах издания — рейтинге миллиардёров и ряда других.

В сегменте «Общественно-политических газет» следует обратить внимание на рост индекса популярности у «Известий». Третий квартал принёс «Известиям» почти пятикратное увеличение упоминаемости, обусловленное как конфликтными событиями, происходящими вокруг самого издания (в августе был изъят тираж калининградского выпуска из-за «хищного» фото с президентом России Дмитрием Медведевым), так и резонансностью новостей, на которых сфокусировали внимание его журналисты. Наибольшей популярностью у ведущих радиостанций и Интернет-СМИ пользовались публикации «Известий» на финансово-политические темы — о предложении МВД оплачивать работу осведомителей, об объёмах денежных средств, которые будут потрачены на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, о планах по увеличению территории Москвы и ужесточении регистрации на присоединяемых территориях, о возможном выходе Бориса Надеждина из «Правого дела» и об отказе Счётной палаты проверять Фонд поддержки «Единой России». Со ссылкой на «Известия» также часто писали о трагедиях с тёплоходом «Булгария» и с хоккеистами ярославского «Локомотива».

В сегментах «Деловых» и «Популярных газет» изменений в распределении мест между участниками не произошло. В первом из них обращает на себя внимание лишь укрепление позиции газеты «Известия», за счёт освещения упоминавшихся выше событий. Также повысили свои значения рейтинга издания «Ведомости» (несмотря на сокращение аудиторного охвата) и «РБК Daily», к публикациям которых стали чаще, по сравнению с предыдущим кварталом, обращаться интернет-пользователи в своих блогах и сообщениях на сетевых форумах.

Общественно-политические газеты

ИзданиеTPR IIITPR II
1Российская газета0,61370,6131
2Комсомольская правда0,60720,6305
3Аргументы и факты0,57710,5893
4Известия0,43330,2194
5Московский Комсомолец0,41320,4019
6Независимая газета0,24510,2591
7Новая газета0,19280,3252
8Новые известия0,16400,1876
9Гудок0,13900,1378
10Трибуна0,11120,1103
11Труд0,10120,1094
12Парламентская газета0,08980,0874

Деловые газеты

ИзданиеTPR IIITPR II
1Коммерсантъ0,94580,9495
2Ведомости0,82090,6521
3Известия0,78250,4653
4РБК Daily0,64400,4520
5The Moscow Times0,23530,2262
6Российская бизнес-газета0,22050,2138
7The St. Petersburg Times0,15710,1458

Общественно-политические журналы

ИзданиеTPR IIITPR II
1Эксперт0,73430,6784
2Коммерсанть — Власть0,67720,7746
3Русский репортёр0,64050,7048
4Итоги0,61920,6103
5Огонек0,59950,5669
6The New Times0,59900,6055
7Профиль0,45000,4192
8Политический журнал0,20910,2158

Деловые журналы

ИзданиеTPR IIITPR II
1Forbes0,90060,9015
2Эксперт0,52410,4757
3Итоги0,41890,4127
4Бизнес журнал0,36420,3725
5Коммерсанть — Деньги0,36400,3855
6Финанс.0,35050,4362
7Профиль0,32720,2927
8Большой бизнес0,32350,3210
9Секрет фирмы0,25460,3021
10Компания0,22060,2103
11Свой бизнес0,15700,1666

Популярные газеты

ИзданиеTPR IIITPR II
1Аргументы и Факты0,83730,8470
2Комсомольская правда0,57380,5507
3Жизнь за неделю0,43770,4396
4Московский комсомолец0,41770,4202
5Экспресс-Газета0,38950,4010
6Метро Москва0,32620,3135
7Аргументы недели0,30370,3079
8Мир новостей0,24130,1441
Выходные сведенияИсследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в третьем квартале 2011 года. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 13.10.2011. 17:50. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2011/10/13/3665

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.