Агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ в третьем квартале 2013 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей. Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные газеты. При расчёте рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально. По итогам третьего квартала 2013 года существенные изменения произошли среди газет и журналов общественно-политической направленности. Кроме того, исследуемый период был отмечен сменой лидера в сегменте «Массовые газеты» и незначительными подвижками в рамках группы «Деловые Журналы». «Российская газета», «Известия» и «Новые известия» сохранили за собой первые три строчки в блоке «Общественно-политических газет». Причём по сравнению со вторым кварталом официальный печатный орган Правительства Российской Федерации, несмотря на сокращение аудиторного охвата (-11,5%), прибавил в весе на +0,0124 пунктов, что стало возможным исключительно благодаря росту цитируемости (на 51,3%) в традиционных медиа. Наибольший ажиотаж в журналистской среде зафиксирован вокруг новостей об экономической амнистии, возможной отмене материнского капитала с 2016 года, а также в связи с материалом об обысках у зятя бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова по делу о строительстве базы отдыха «Житное» (30.07.2013). «Известия» же, в свою очередь, отличились значительным снижением рейтинга (-0,1518 пунктов) за счёт падения интереса к статьям газеты со стороны интернет-сообщества (-25,6%) вкупе с небольшим сокращением читательской аудитории (-0,4%) и цитируемости в СМИ (-0,45%). И тем не менее вопреки ухудшению по указанным позициям изданию удаётся сохранить традиционно наблюдаемый в данном сегменте почти двукратный отрыв от третий строчки в рейтинге. После впечатляющих результатов, продемонстрированных «Трибуной» в прошлом периоде, в третьем квартале её потеснили «Гудок» (+0,0145 пунктов) и «Независимая Газета» (+0,0167), которые в отличие от своего конкурента отметились увеличением цитируемости как в СМИ (в 1,6 и 1,3 раза соответственно), так и в социальных медиа (в 1,9 и 1,2 раза соответственно). Кроме того, изданию Константина Ремчукова удалось взять реванш и перебраться с седьмой на пятую позицию в своей группе в том числе за счёт расширения аудиторного охвата на 19%. Самыми популярными темами для материалов «Независимой Газеты» за квартал стали: вопрос об объединении Министерства обороны и МЧС, рейтинг влияния глав регионов, «Болотное дело». В социальных медиа всплеск активности наблюдался главным образом вокруг выборов мэра Москвы. Также были зафиксированы распространявшиеся усилиями ряда микроблогеров ссылки на две статьи политического обозревателя НГ Алексея Горбачёва: «Ярославский мэр пошёл на открытый конфликт с «Единой Россией» (18.06.2013) и «Болотное дело» прирастёт «Манежным» (16.07.2013). Интерес со стороны как традиционных, так и социальных медиа в отношении материалов «Гудка» был спровоцирован новостями, касающимися изменений в ПДД, вступающих в силу с 1 сентября, и катастрофического наводнения в дальневосточном регионе страны. В числе аутсайдеров группы оказалась «Новая газета» (-0,0423 пункта), отметившаяся снижением на 46% котируемости в СМИ и на 21% — в социальных медиа. Хотя по количественным показателям цитируемости она примерно в четыре раза превосходит разместившуюся на позицию выше газету «Труд», однако уступает последней по охвату и стоимости размещения рекламы на 76% и 66% соответственно. Отдельного внимания в среде пользователей Рунета удостоилась опубликованная в «Труде» статья Виктории Фоменко «Россиян начнут сажать особым порядком и по упрощённой схеме» (09.08.2013). «Русскому репортёру» не удалось удержаться на вершине рейтинга в сегменте «Общественно-политические журналы» за счёт снижения популярности в традиционных СМИ (-40%) на фоне незначительного ухудшения охвата (-3%). И впервые за текущий год на верхней строчке рейтинга в данном блоке разместились «Итоги», причём вопреки снижению читательской аудитории на 10%. Успех четвёртого квартала 2012 года изданию удалось повторить за счёт роста интереса со стороны традиционных и социальных медиа (в 2,8 и 1,8 раза соответственно). Основное внимание со стороны журналистов было сконцентрировано вокруг интервью с ВРИО мэра Москвы Сергеем Собяниным (накануне выборов), интервью начальника Главного медицинского управления заслуженного врача Российской Федерации Сергея Миронова о состоянии здоровья Владимира Путина, интервью президента московского ЦСКА Евгения Гинера, а также официального представителя Следственного комитета Российской Федерации Владимира Маркина. Последнее интервью наряду с новостью о том, что «школам, поликлиникам и библиотекам предложили хорошенько пошарить в карманах у населения», имело достаточно широкий резонанс у российской интернет-аудитории. В отношении The New Times, провалившегося со второй на пятую позицию, зарегистрировано несущественное ухудшение аудиторного охвата (-0,6%), усугубившееся падением цитируемости как в традиционных, так и в социальных медиа (на 40% и 46% соответственно). Общее снижение рейтинга в группе «Деловые газеты» составило в среднем по всем изданиям 0,0238 пунктов, что частично объясняется незначительным сокращением аудиторных охватов практически у всех участников, кроме РБК Daily. Позитивную же динамику информационной активности продемонстрировали лишь «Ведомости», ставшие более популярным источником информации среди русскоязычного интернет-сообщества на 38% и среди коллег по цеху на 50%. Со ссылкой на издание в СМИ тиражировалось около двух десятков информационных поводов: «дело Сноудена» и вопрос о местонахождении шпионских серверов США, отказ Роскомнадзора лицензировать Skype, возможная покупка «Башнефти» «Роснефтью», перспективы возвращения Владимира Суркова в Кремль, возможный отказ от индексации тарифов естественных монополий и другие. «Бизнес журнал» и «Большой бизнес» поднялись на одну строчку, но исключительно лишь за счёт падения «Секрета фирмы» по индикаторам медиаприсутствия как в традиционных, так и в социальных медиа (-55% и -76,5% соответственно). Тем временем «Комсомольская правда» вернула себе лидерство в сегменте «Массовые газеты», опередив своего основного соперника всего на 0,0003 пункта. Этому поспособствовало более умеренное снижение аудиторных показателей у КП (3%) на фоне относительно более заметного их сокращения у «Аргументов и Фактов» (-4,15%), так и незначительное превосходство по росту популярности в традиционных медиа (+44% против +43%). Основной интерес со стороны традиционных медиа к материалам «Комсомольской правды» был сконцентрирован вокруг ДТП с участием актёра Алексея Панина, смерти лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенева, ДТП под Подольском с участием КамАЗа, интервью министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина (15.08.2013) и ряда других новостных сюжетов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||