Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года

18.04.2013. 14:30
Ex Libris

Агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные газеты. При расчёте рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально.

В первом квартале 2013 года изменения позиций изданий произошли только в блоке «Общественно-политические газеты». Половина аналогичных по тематике журналов также поменяли позиции в рамках своего блока, но почти все они вернулись на места третьего квартала прошлого года, что свидетельствует о нормализации их ранжирования после результатов октября-декабря 2012 года.

Постоянные обладатели двух первых мест в блоке «Общественно-политические газеты» — «Российская газета» и «Известия» сохранили свои позиции и заметное преимущество перед ближайшими соперниками, хотя первый из них в номинальном значении рейтинга и потерял 2,4%. В данном случае на уменьшение индекса TPR повлияла популярность материалов газеты в традиционных медиа — она сократилась на 10%. Вместе с тем, по другим трём параметрам рейтинга «Российская газета» свои показатели улучшила — выросла цена за размещение рекламы, расширился аудиторный охват, увеличилась цитируемость в социальных медиа.

«Известия» же продемонстрировали заметный прирост рейтинга, спровоцированный увеличением цитируемости публикаций газеты в SM. Особой популярностью пользовались статьи «Адагамову грозят уголовным делом и детектором лжи» (09.01.2013) — более 1500 ссылок и «Журналист «Новой газеты» задержан за грабёж» (16.01.2013) — более 1000 ссылок.

На третье место блока удалось вернуться «Новой газете», которая продемонстрировала впечатляющие результаты практически по всем параметрам — примерно в 1,5 раза чаще упоминались материалы издания в публикациях других СМИ и социальных медиа (наиболее часто цитировались публикация «Сбор подписей за роспуск Государственной Думы» и ситуация вокруг сбора подписей под петицией против «антимагнитского» закона). А «Независимая газета» и «Гудок» испытывали в истёкшем квартале спад цитируемости в обоих видах СМИ, из-за чего оказались на пятом и шестом местах соответственно.

После триумфа в прошлом периоде издания «Итоги» и «Русский репортёр» (блок «Общественно-политические журналы») сдали свои позиции, вновь пропустив вперёд «The New Times» и «Огонек», не продемонстрировавшие заметной собственной позитивной динамики по основным параметрам рейтинга. Наибольший прирост по значению рейтинга за предыдущий квартал наблюдался у журнала «Профиль» за счёт 50-процентного роста цитируемости в традиционных СМИ.

Отдельно следует обратить внимание на укрепление позиций «Известий» в блоке «Деловых газет», хотя этого прироста и не хватило для продвижения издания в лидеры. Тем не менее, к безусловным заслугам издания в истёкшем квартале следует отнести 25% рост цитируемости публикаций в социальных медиа, а также в традиционных СМИ и расширение аудиторного охвата.

Среди «Деловых журналов» аналогичная ситуация сложилась вокруг «Секрета фирмы» — активно публикуя профильные рейтинги, журнал увеличил популярность своих материалов среди других СМИ, а также немного расширил свою аудиторию в количественном выражении. Однако на распределении мест в блоке — которые, к слову, довольно стабильны за счёт больших разрывов по показателям TPR — это не сказалось.

«Аргументы и факты» стали безоговорочным лидером роста своих показателей в первом квартале нынешнего года года в блоке «Массовых изданий». Данные последней волны исследований компании TNS Gallup свидетельствуют о том, что газета продолжает наращивать свои аудиторные показатели; резко — в 2 и 1,5 раза соответственно выросла популярность материалов издания в традиционных СМИ. Часто цитировалась позиция журналиста Александра Колесниченко об «антимагнитском законе» (в традиционных СМИ), а также публикация «Юлия Колесниченко: Муж взял на себя смелость донести до Путина общее мнение» (в социальных медиа).

Общественно-политические газеты

Издание%TPR (I–2013)TPR (IV–2012)
1Российская газета2.4 ↓0.97621,0000
2Известия4.3 ↑0,82050,7865
3Новая газета12.5 ↑0.40960,3642
4Новые известия5.8 ↓0,34200,3630
5Независимая газета4.8 ↓0.33740,3547
6Гудок8.2 ↓0,32200,3507
7Труд2.6 ↓0.29210,3000

Деловые газеты

Издание%TPR (I–2013)TPR (IV–2012)
1Коммерсантъ0.2 ↓0.94980,9521
2Известия11.3 ↑0.85380,7673
3Ведомости1.5 ↓0.65060,6605
4РБК Daily1.5 ↓0.65060,5096
5The Moscow Times3.5 ↓0,23800,2467
6Российская бизнес-газета0.9 ↑0,21300,2114
7The St. Petersburg Times3.9 ↓0.15290,1592

Общественно-политические журналы

Издание%TPR (I–2013)TPR (IV–2012)
1The New Times16.7 ↓0.64890,7787
2Огонек13.2 ↓0.59390,6845
3Итоги6.8 ↓0.58590,6292
4Русский репортёр3.7 ↓0.58210,6047
5Коммерсанть — Власть2.5 ↓0.55720,5715
6Профиль11.9 ↑0.51030,4559
7Политический журнал8.8 ↑0.21610,1985

Деловые журналы

Издание%TPR (I–2013)TPR (IV–2012)
1Forbes11
2Эксперт0.3 ↓0.47530,4765
3Коммерсанть — Деньги6.7 ↓0.33940,3640
4Бизнес журнал2.5 ↓0,33150,3401
5Большой бизнес0.9 ↑0.30130,2986
6Секрет фирмы3.1 ↑0.27370,2654
7Компания6.5 ↓0.19430,2078

Массовые газеты

Издание%TPR (I–2013)TPR (IV–2012)
1Комсомольская правда3.9 ↓0.90680,9440
2Аргументы и факты5.2 ↑0.89790,8535
3Московский комсомолец4.4 ↑0.50080,4798
4Жизнь4.6 ↑0.43750,4180
5Метро (Москва)0.5 ↓0.40030,4024
6Мир новостей1.9 ↑0.39320,3855
7Вечерняя Москва2.7 ↓0.37090.3813
Выходные сведенияИсследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 18.04.2013. 14:30. URL: https://gtmarket.ru/news/2013/04/18/5838

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.