Агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ в первом квартале 2012 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей. Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные «желтые» газеты. При расчёте рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально. С первого квартала 2012 года в методике формирования Title Popularity Rating вводятся следующие изменения:
Магистральное информационное направление, на котором сосредоточили своё внимание практически все ключевые российские СМИ в первом квартале 2012 года — предстоящие выборы президента России — ожидаемо оказало наибольшее влияние на динамику популярности изданий, участвующих в Title Popularity Rating. В основном изменения коснулись их цитируемости в традиционных СМИ и социальных медиа. Прежде всего, заметно возросла популярность материалов тех изданий, в которых были размещены программные публикации главного кандидата на должность Президента Российской Федерации Владимира Путина — «Российская газета», «Ведомости», «Независимая газета», «Комсомольская правда», «Известия» (указаны в порядке убывания величины прироста цитируемости). Из данного пула изданий небольшую отрицательную динамику по этому показателю продемонстрировал лишь «КоммерсантЪ», немного сокративший объёмы медиаприсутствия после двукратного роста цитируемости в последнем квартале прошлого года. Впрочем, это сокращение было полностью компенсировано ростом популярности материалов «Коммерсанта» в блогосфере. Кроме этого, в предвыборный период возросла популярность изданий оппозиционной или около оппозиционной направленности, о чём свидетельствуют данные ряда социологических исследований. Это подтверждается и статистикой по цитируемости. Например, распространение материалов журнала «The New Times» возросло в 1,5 раза в традиционных СМИ и 1,9 раз в социальных медиа. Востребованными в блогосфере стали выдержки и ссылки на материалы «кремлёвский кэш», «Я думаю, власть в России сменится не в результате выборов», «Олигарх на выданье», «У меня лилась кровь из ушей» и другие. Для «Новой газеты» рост цитируемости в социальных медиа составил 1,1 раз. Чаще всего цитировались материалы — «Бомба» для кандидата», «Это не фальсификация результатов выборов, а заговор с целью насильственного удержания власти», «102 тысячи 486 человек. Мы считали по головам», «24 декабря. Митинг на проспекте Академика Сахарова», Европейские СМИ: «Клан Путина из друзей и родственников премьер-министра возглавил список самых богатых семей мира» и другие. Последнее оказало заметное влияние на распределение мест между изданиями в сегментах «Общественно-политические журналы» и «Общественно-политические газеты». «The New Times» благодаря распространению цитат из январского интервью Михаила Ходорковского, пристальному вниманию масс-медиа к инциденту вокруг опубликованной на страницах The New Times информации о нарушениях на выборах и ряду других «громких» политических публикаций впервые с конца 2010 года вернулся в тройку лидеров сегмента «Общественно-политические журналы». Второе место — во многом благодаря «изъятию» из этого блока журнала «Эксперт» — заняли «Итоги», продолжающие, впрочем, оставаться востребованными другими СМИ за счёт информационного повода прошлого квартала — интервью с главой ЦИК РФ Владимиром Чуровым, а также за счёт интервью с председателем Мосгорсуда Ольгой Егоровой и небольшого прироста аудиторного охвата, зафиксированного TNS Gallup в сентябре 2011 — феврале 2012. Первое место, несмотря на отрицательную динамику TPR, сохранил за собой «КоммерсантЪ — Власть», медиашлейф кадровых перестановок в котором продолжает оказывать определённое влияние на цитируемость издания. Среди «Общественно-политических газет» в силу смены состава участников полностью изменилась тройка лидеров. Бесспорную лидирующую позицию заняла «Российская газета» (+ 0,3232 п. — лидер по приросту рейтинга за весь квартал), предложившая в конце 2011 — начале 2012 года около трёх десятков публикаций, которые были высоко востребованы всеми ведущими отечественными СМИ. Из них наиболее частому тиражированию подвергалась статья Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», а также материалы издания об убыли российского населения, о процедуре вступления России в ВТО, о запрете сотрудникам ФСБ на владение зарубежной собственностью, о создании в России военной полиции, об обнародовании ЦИК данных о доходах кандидатов в президенты Российской Федерации, о проверке ФАС тарифной политики авиакомпаний, а также о позиции генерального прокурора относительно протестных акций, проходящих в столице и других городах России. На позицию ниже расположились «Известия», продолжающие с третьего квартала 2011 года улучшать свои результаты. На этот раз помимо очередных программных статей кандидата в президенты Владимира Путина издание пользовалось большим спросом как поставщик информации о подготовке Путиным собственного варианта «Народной программы», о расследовании гибели буровой платформы «Кольская», о перспективах введения с 2013 года Минэкономразвитием налога на роскошь, скандале вокруг главы ФСИН Александра Реймера и бывшей секретарши ведомства, и другие темы. Чрезвычайно высокой популярностью также пользовались цитаты из интервью «Известиям» заместителя главы кремлёвской администрации Владислава Суркова, главы Роскосмоса Владимира Поповкина, министра финансов Антона Силуанова, мировой судьи Ольги Боровковой. Те же темы инициировали и рост интереса блогосферы к материалам «Известий». Замыкает тройку лидеров «Независимая газета», чрезвычайно часто упоминавшаяся в материалах СМИ в связи с обсуждением статьи Владимира Путина «Россия: национальный вопрос». Среди «Общественно-политических газет» отдельно следует обратить внимание на динамику прироста Title Popularity Rating газеты «Труд» (+ 0,1563 п). Издание во главе с вернувшимся на должность главного редактора Валерием Симоновым и новым генеральным директором Александром Соколовым взяло курс на кардинальное изменение редакционной политики и реализацию новой стратегии распространения газеты в столице и регионах, направленной на расширение и качественное изменение аудиторного охвата издания. В сегментах изданий деловой направленности, напротив, существенных подвижек не произошло. В блоке «Деловых газет» «Известия» уступили второе место «Ведомостям», в 1,3 увеличивших своё медиаприсутствие как в традиционных СМИ (в том числе в известных высокотиражных источниках), так и в социальных медиа благодаря материалам Владимира Путина «О наших экономических задачах», Алексея Навального «Стратегия развития: Не врать и не воровать», профессора МГИМО Андрея Зубова «Выход из кризиса легитимности», статьи «На проспект Сахарова вышли 30-летние специалисты», а также редакционного материала «Мирный переход к демократии». Популярностью пользовалась также тема возможной отставки главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, интервью с экс-мэром Москвы Юрием Лужковым и другие материалы. Все «Деловые журналы» за исключением Forbes продемонстрировали падение Title Popularity Rating — в наибольшей степени это коснулось изданий «КоммерсантЪ — Деньги» (- 0,0610 п.) и «Эксперт» (- 0,0446 п.), что, однако не стоило места в рейтинге ни первому ни второму. У обоих изданий немного сократился аудиторный охват и цитируемость в традиционных СМИ. Кроме того, «Эксперту» удалось немного сдержать падение за счёт высокой популярности в блогах таких материалов издания как «Цена поражения», «Европейский путь русского человека», «Тлеющая катастрофа» «Истерически возвышенный постмодерн», «Как устроена Россия», «Спецслужбы без имущества» и других. Благодаря выводу журнала «Итоги» из блока «Деловые журналы» третье место в нём в первом квартале 2012 года впервые занял «Большой бизнес». В сегменте «Массовых газет» значимых изменений также не произошло. Сокращение TPR «Московского комсомольца» (- 0,0236 п.) вывело на третье место газету «Жизнь». Упрочила свои позиции — в основном за счёт роста аудиторного охвата и продолжающегося роста популярности материалов издания — «Комсомольская правда» (+ 0,0151 п.). В первом квартале 2012 года наиболее востребованными стали публикации КП о трагедии с плавучей буровой платформой «Кольская», очередном замужестве Аллы Пугачёвой, крушении Costa Concordia, исчезновении актёра Александра Пороховщикова, а также интервью мэра Москвы Сергея Собянина, данное градоначальником конце февраля текущего года. Чрезвычайно много цитировалась, разумеется, и одна из программных статей Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||