Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в третьем квартале 2012 года

15.10.2012. 10:05
Ex Libris

Агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ в третьем квартале 2012 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные газеты. При расчёте рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально.

По результатам нынешнего исследования, в двух сегментах российского медиа-рынка произошла смена лидеров. Первыми среди «Общественно-политических журналов» стали The New Times, «Огонек» и «Коммерсанть Власть», а в первой тройке сегмента «Деловые журналы» после ухудшения результатов в прошлом квартале на второе и третье место соответственно вернулись «Эксперт» и «Бизнес-журнал».

Лидерство The New Times среди «Общественно-политических журналов» было целиком и полностью обусловлено широким тиражированием в социальных медиа ссылок и информации из публикаций «Pussy Riot: день второй. Инквизиционный процесс», «Алексей Навальный может быть арестован уже в понедельник», «Штопор», «Чаплин VS Бондаренко» и других. Их популярность «перекрыла» даже 20-процентное сокращение аудиторного охвата издания и спад цитируемости его материалов в традиционных медиа. Лучшего за всю историю наблюдений результата достиг в третьем квартале журнал «Огонек» (второе место). Этому во многом способствовали весьма скромные результаты «Итогов» (переместились с третьего на пятое место) и «Русского репортёра» (переместился с первого на четвёртое место) — с одной стороны, и улучшение позиции самого «Огонька» по аудиторному охвату и цитируемости в традиционных медиа и социальных медиа — с другой.

В улучшении позиции «Эксперта» среди «Деловых журналов» существенную роль сыграла высокая цитируемость его материалов другими изданиями. Цитируемость «Бизнес-журнала» в социальных медиа возросла в 2,5 раза, что вместе с ещё более заметным ростом популярности его материалов в традиционных медиа позволило изданию достигнуть наилучшего для себя результата — третьего места.

Поменялись местами два игрока сегмента «Деловые газеты» — «Ведомости» и «Известия». Оба издания по итогам отчётного периода продемонстрировали отрицательную динамику цитируемости материалов и прироста аудитории. Кроме того, у «Ведомостей» подорожали рекламные площади. Однако успехи «Известий» оказались более значимыми для продвижения в рейтинге, нежели у практически постоянного серебряного призёра этого сегмента — «Ведомостей». Остальные «Деловые газеты» своих позиций не изменили.

Первую строчку «Массовых газет» заняли издания, объединённые под брендом «Комсомольская правда». Этому, помимо изменений, внесённых в методику учёта данных по «Комсомольской правде», способствовал и почти двукратный рост цитируемости издания в социальных медиа. Основными темами обсуждения в пользовательской среде стали: скандал вокруг персоны Ксении Собчак, обсуждение дела Pussy Riot и Русской Православной церкви. Смещение на вторую позицию рейтинга «Аргументов и фактов», несмотря на незначительные потери издания в цитируемости и аудиторном охвате, произошло почти автоматически — в силу новых данных по «Комсомольской правде».

С третьего квартала 2012 года данные по аудиторному охвату учитываются только по еженедельному выпуску «Комсомольской правды». При этом, стоимость рекламного места учитывается как средняя между ценами за размещение рекламы в ежедневном выпуске издания и в еженедельном выпуске. Изменения в методике исследования продиктованы тем, что Издательский дом «Комсомольская правда» выпускает две газеты под одним брендом и при упоминании материалов изданий другими медиа невозможно разделить цитирование ежедневной и еженедельной газеты.

Наиболее стабильный сегмент третьего квартала — «Общественно-политические газеты». Единственно значимая перемена, произошедшая в нём, — обратная перемена мест между «Независимой газетой» (с «традиционного» шестого места на четвёртое) и «Новыми известиями» (с четвёртого места в прошлом квартале — на шестое). Занять редкое для себя четвёртое место «Независимой газете» позволило подробное освещение трагедии на Кубани и событий вокруг дела Pussy Riot.

Общественно-политические газеты

ИзданиеTPR IIITPR II
1Российская газета0,90120.9951
2Известия0,77080.6175
3Новая газета0,36490.3765
4Независимая газета0,36020.3224
5Гудок0,34760.3517
6Новые известия0,34540.3526
7Труд0,30000.3138
8Трибуна0,26310.2751
9Парламентская газета0,21800.2257

Деловые газеты

ИзданиеTPR IIITPR II
1Коммерсантъ0,95870.9727
2Известия0,75110.6507
3Ведомости0,70440.7855
4РБК Daily0,60340.5164
5The Moscow Times0,23150.2244
6Российская бизнес-газета0,22010.2185
7The St. Petersburg Times0,15450.1288

Общественно-политические журналы

ИзданиеTPR IIITPR II
1The New Times0,63780.6459
2Огонек0,59410.5781
3Коммерсанть Власть0,58170.5571
4Русский репортёр0,54370.6846
5Итоги0,52550.6167
6Профиль0,35920.5199
7Политический журнал0,21370.2085

Деловые журналы

ИзданиеTPR IIITPR II
1Forbes1,00000.9160
2Эксперт0,45340.4913
3Бизнес-журнал0,37280.3345
4Коммерсанть Деньги0,35690.7515
5Большой бизнес0,30500.3281
6Секрет фирмы0,26810.5042
7Компания0,21120.2389
8Свой бизнес0,15060.1590

Массовые газеты

ИзданиеTPR IIITPR II
1Комсомольская правда0,95960.5963
2Аргументы и Факты0,83990.8650
3Московский Комсомолец0,50270.4970
4Жизнь0,43280.4356
5Метро (Москва)0,38990.3645
6Экспресс-Газета0,38290.3944
7Аргументы недели0,33640.3294
8Мир новостей0,25630.2494
9Твой День0,17010.1437
Выходные сведенияИсследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в третьем квартале 2012 года. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 15.10.2012. 10:05. URL: https://gtmarket.ru/news/2012/10/15/5088

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.