Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2012 года

09.07.2012. 12:01
Ex Libris

Агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2012 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные газеты. При расчёте рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально.

Общей чертой, характерной для подавляющего большинства участников рейтинга во втором квартале, стало сокращение показателей аудиторного охвата. Не только удержать, но и заметно улучшить этот показатель удалось лишь четырём изданиям — «Московский комсомолец», Metro (Москва), «Труд» (объявил о 30% росте аудиторного охвата, достигнутом после смены подписного агента со второго полугодия 2012 года) и, с заметно менее значимым по сравнению с ними приростом, Forbes.

Во втором квартале наиболее значимые изменения произошли в сегменте «Деловые журналы»: за исключением его неизменного лидера — Forbes — и традиционно замыкающих рейтинг журналов «Компания» и «Свой бизнес», все издания сменили свои позиции. Второе и третье место в группе впервые, заняли «КоммерсантЪ Деньги» и «Свой бизнес», сумевшие столь существенно улучшить свои результаты благодаря инициированию ряда публикаций острой общественно-политической и популярной тематики. В качестве наиболее показательных примеров здесь можно привести статью «Ъ-Власти» «Generation без П» от 19 марта, посвящённую вопросу жизнеспособности российской пенсионной системы, и рейтинг «Секрета фирмы» «100 лучших городов России», многократно цитировавшиеся в СМИ всех уровней. Самое заметное сокращение рейтинга претерпел журнал «Эксперт», опустившийся до четвёртый позиции из-за сокращения цитируемости материалов издания в традиционных СМИ почти в 3,5 раза. Впрочем, несмотря на резкое падение интереса к информационной активности журнала со стороны коллег, отмечен почти столь же серьёзный рост интереса блогосферы к его новостям (в основном о прекращении взаимоотношений медиахолдинга «Эксперт» с телекомпанией НТВ) и таким публикациям журнала как «Скучная правда Катыни» от 17 апреля, «О переменах без перемен» от 30 апреля и другим, но это не помогло изданию удержаться в тройке лидеров.

Фаворит рейтинга второго квартала — Журнал: «Русский репортёр» (+0,0376 пунктов), которому впервые с прошлого года удалось пробиться на верхнюю строку сегмента «Общественно-политические журналы», потеснив «КоммерсантЪ Власть» (-0,1454 пункта), находившийся в ТОПе с середины прошлого года. Симметрично разнонаправленные тенденции, наблюдавшиеся на протяжении всего квартала в отношении динамики цитируемости этих изданий в традиционных СМИ и социальных медиа, перевели в итоге «Ъ-Власть» на пятую позицию. «Русский репортёр» же предложил читательскому вниманию рейтинг «10 самых перспективных российских мегаполисов», который получил широкое распространение в масс-медиа. Помимо этого, более ранние материалы журнала и его авторы довольно часто фигурировали в контексте многих «громких» информационных поводов весны, таких как создание Следственным комитетом Российской Федерации «антиполицейской службы», назначение начальника полиции Санкт-Петербурга, создание кремлёвского пула политтехнологов и других. В пространстве социальных медиа «голос» издания наиболее часто был слышен в контексте дискуссий о «Марше миллионов» и событиях в Казани (публикация «Дальний отдел. Убийства в казанской полиции: расследование «РР»). Остальные «Общественно-политические журналы», несмотря на общее, характерное в этом периоде для всех участников сегмента, сокращение абсолютного показателя рейтинга, остались на своих прежних местах.

Лидерам сегмента «Общественно-политических газет» удалось удержать свои позиции — единственно значимые перемены, произошедшие в этом пуле, коснулись «Независимой газеты» и «Новых известий». Первая — несмотря на разнонаправленные, но полностью компенсирующие друг друга динамики цитируемости в традиционных СМИ и социальных медиа — вернулась с третьей позиции на свою традиционную шестую. Вторая, напротив, продемонстрировала рост и оказалась четвёртой. Во многом это произошло благодаря росту стоимости размещения рекламы в издании и высокой тиражируемости материалов, посвящённых благоустройству дворов Москвы, гастролям Мариинского театра в Москве и другим в социальных медиа. Отдельное внимание в этом сегменте следует также обратить на «Российскую газету» (+0,0939) и газету «Труд» (+0,0557), заметно укрепивших свои позиции в рейтинге благодаря резкому и многократному росту интереса к материалам изданий со стороны интернет-пользователей. А газета «Труд», кроме того, — и благодаря двукратному росту этого показателя в традиционных СМИ, упоминавшемуся выше значительному росту аудиторного охвата и цены за размещение рекламы в издании.

Участники сегмента «Деловых газет» во втором квартале 2012 года остались на своих местах. Несмотря на рост рейтинга «Ведомостей» (+0,0627), обусловленный положительной динамикой цитируемости, изданию не удалось существенным образом приблизится к лидеру — газете «КоммерсантЪ», так же как и аналогичная ситуация с «РБК Daily» (+0,0307) не позволила газете занять третье место немного сдавших позиции «Известий» (-0,0121).

Среди «Массовых газет» обменялись местами «Жизнь» и «Московский комсомолец». Последнему удалось вернуть себе утраченное третье место за счёт расширения аудиторного охвата и роста упоминаемости материалов издания, обусловленного возросшей популярностью протестных настроений среди части москвичей этой весной, в социальных медиа.

Общественно-политические газеты

ИзданиеTPR IITPR I
1Российская газета▲ 0,99510,9012
2Известия▼ 0,61750,6272
3Новая газета▲ 0,37650,3641
4Новые известия▲ 0,35260,3406
5Гудок▲ 0,35170,3464
6Независимая газета▼ 0,32240,3849
7Труд▲ 0,31380,2581
8Трибуна▲ 0,27510,2707
9Парламентская газета▲ 0,22570,2186

Деловые газеты

ИзданиеTPR IITPR I
1КоммерсантЪ▲ 0,97270,9674
2Ведомости▲ 0,78550,7228
3Известия▼ 0,65070,6628
4РБК Daily▲ 0,51640,4857
5The Moscow Times▼ 0,22440,2272
6Российская бизнес-газета▲ 0,21850,2194
7The St. Petersburg Times▲ 0,12880,1184

Общественно-политические журналы

ИзданиеTPR IITPR I
1КоммерсантЪ Власть▼ 0,68460,7025
2Итоги▼ 0,64590,6539
3The New Times▼ 0,61670,6526
4Русский репортёр▼ 0,57810,6470
5Огонек▼ 0,55710,6102
6Профиль▲ 0,51990,4088
7Политический журнал▼ 0,20850,2157

Деловые журналы

ИзданиеTPR IITPR I
1Forbes▲ 0,91600,9004
2Эксперт▲ 0,75150,5433
3Бизнес журнал▲ 0,50420,3389
4КоммерсантЪ Деньги▲ 0,49130,3177
5Большой бизнес▲ 0,33450,3150
6Секрет фирмы▲ 0,32810,2729
7Компания▲ 0,23890,2234
8Свой бизнес▲ 0,15900,1497

Массовые газеты

ИзданиеTPR IITPR I
1Аргументы и Факты▲ 0,86500,8527
2Комсомольская правда▲ 0,59630,5953
3Жизнь▲ 0,49700,4294
4Московский комсомолец▲ 0,43560,4170
5Экспресс-Газета▲ 0,39440,3865
6Метро (Москва)▲ 0,36450,3356
7Аргументы недели▲ 0,32940,3266
8Мир новостей▲ 0,24940,2421
9Твой день▲ 0,14370,1412
Выходные сведенияИсследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2012 года. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 09.07.2012. 12:01. URL: https://gtmarket.ru/news/2012/07/09/4573

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.