Ф. М. Исфэндайри, «Верхнее крыло». |
|
Однажды я видел мультфильм, который показался мне квинтэссенцией нейрологического релятивизма. Кошка приближается к собаке и говорит: «Мяу». Собака выглядит сбитой с толку. Кошка повторяет: «Мяу!» Собака продолжает смотреть на неё в недоумении. Кошка, уже более выразительно, повторяет опять: «МЯЯУ!» Наконец собака отваживается: «Гав-гав?» Кошка с негодованием отходит в сторону, думая: «Вот тупая собака!» Конечно, человеческое общение и наши великие философские споры не могут происходить на таком примитивном уровне. Конечно! И тем не менее… В период с мая по октябрь 1917 года в испанском городе Фатима произошла наиболее хорошо документально подтверждённая серия «чудес» в современной истории. Как, наверное, известно каждому, она началась с того, что три необразованные крестьянские девочки увидели Пресвятую Деву Марию. Пожалуйста, сразу заметьте, что Рационалисту и вообще некатолику легче всего расценить этот случай как «простую» галлюцинацию. По мере того как я буду рассказывать вам дальнейшие подробности, вы начнёте понимать, насколько непросто придерживаться этого объяснения. У второго «посещения Девы Марии», состоявшегося в июне, было уже пятьдесят свидетелей. Все они подтверждали, что слышали звук взрыва и видели облачко дыма. (В этом и последующих случаях только уже упомянутые нами три девочки видели саму Деву.) Следует ли нам теперь предположить, что вдобавок к трём девочкам, страдающим галлюцинациями, там присутствовал и мастер-шутник с дымовой шашкой. В июле, во время третьего визита Девы Марии, собралось 4500 свидетелей. Все они опять слышали звук взрыва, сопровождавший исчезновение Девы, а большинство из них заявили, что слышали также гул и жужжание в то время, когда дети говорили с Девой. (Гул и жужжание часто встречаются и в более поздних свидетельствах о встрече с НЛО…) 13 августа было 18 тысяч свидетелей, видевших или галлюцинировавших целую симфонию странных событий, включая дождь из цветов, падающих с неба, ещё один взрыв, яркие вспышки света на облаках и земле (малиновые, розовые, желтые и голубые), а также светящийся шар> вращающийся в небе, подобно современным НЛО. 13 сентября собралось 30 тысяч свидетелей. Каждый из них снова увидел светящийся «НЛО» и ещё один дождь — но уже не из цветов, а из светящихся шариков света, которые уменьшались по мере падения и «таяли» у самой земли. Карл Саган на это торжественно заявил бы вам, вытянув своё тщательно выбритое лицо, что все 30 тысяч свидетелей одновременно галлюцинировали. Последнее «чудо», произошедшее 13 октября, наблюдали 70 тысяч свидетелей в непосредственной близости. Ещё 30 тысяч человек, находившихся в радиусе сотен миль, заявляли, что видели «феномены». Одни из них утверждали, что солнце нырнуло прямо к земле, другие — что появился шар, «огромный и яркий, как солнце» и нырнул к земле. Это сопровождалось вспышками красного, фиолетового, голубого и жёлтого цвета, а также «божественным» ароматом, распространившимся в в воздухе. Утверждают, что благодаря этим событиям «тысячи» людей обратились в католицизм. Заметьте, что если бы всё это произошло на полвека позже, в 1967 году, многие из этих людей обратились бы в более новый мистический культ Космических Братьев. Ницше однажды сказал: «Все мы являемся большими художниками, чем себе представляем». Функция приведённого выше отчёта (и всей книги в целом) заключается в том, чтобы сделать эту непонятную шутку совершенно понятной каждому читателю. Но, но, но — все 100 тысяч свидетелей, наблюдавших по крайней мере одно из «чудес», произошедших в Фатиме, конечно же, галлюцинировали. Это — наиболее удобный и консервативный способ обращения с подобными событиями, и не обязательно иметь узкое мышление д-ра Сагана, чтобы предпочесть подобное объяснение. И всё-таки… Если 100 тысяч людей могут одновременно галлюцинировать и если, как убеждает нас история, многие миллионы людей могут одновременно разделять «религиозное» или политическое заблуждение, только такой догматический человек, как Саган, может уйти от тревожных вопросов об основаниях собственных убеждений и ощущений. Однажды Кромвель, обращаясь к ирландским повстанцам, сказал: «Я прошу вас во имя Христа учесть возможность того, что вы неправы». История не упоминает о том, чтобы Кромвель когда-либо обращался с теми же словами к самому себе. Каждый из нас замкнут в туннеле реальности (предположение-потребление), созданном собственным мозгом. Мы не «видим» и не «ощущаем» его в качестве модели, созданной нашим мозгом. Мы автоматически, бессознательно, механически «видим» и «ощущаем» его вне нас и считаем его «объективным». Когда мы сталкиваемся с кем-либо, чей отдельный туннель реальности явно отличается от нашего, мы слегка пугаемся и всегда теряем ориентацию. Мы склонны считать, что эти люди либо сумасшедшие, либо пытаются нас каким-то образом надуть, либо это спланированный розыгрыш. Однако с нейрологической точки зрения очевидно, что не существует ни одной пары людей, у которых были бы одинаковые жёсткие генетические программы, одинаковые импринты, одинаковое кондиционирование и одинаковый опыт обучения. Мы все живём в отдельных реальностях, вот почему в нашем общении так часто возникают недоразумения и обиды. Я говорю «мяу», а вы говорите «гав-гав», и каждый из нас считает другого тупицей. Согласно статистике, более 100 миллионов жителей США «верят» в НЛО и по меньшей мере 15 миллионов сами их видели. Система идей, слухов, мифов, надежд и так далее, образовавшаяся вокруг феномена НЛО, может быть наиболее сильным социологическим фактором изменений, в настоящее время происходящих в нашем обществе, как недавно заметил д-р Жак Балле в своём обращении к специальному комитету ООН, занимающемуся загадкой НЛО. Если разобраться, все споры и ссоры по поводу НЛО вращаются вокруг тех двух категорий, которые я бы назвал центральными. Это невинные на первый взгляд понятия «внутреннее» и «внешнее». Грубо говоря, к «скептикам НЛО» относятся те, кто заявляет, что НЛО находится «внутри» наблюдателя («галлюцинация», ошибка, и так далее), а к «верующим» — те, кто заявляет, что НЛО находится «вне» наблюдателя (объективное существование). Как не раз предупреждал семантик Альфред Кожибский, когда мы разделяем вербально то, что не может быть разделено экзистенциально, мы вводим ошибки в наше мышление. Любимым примером Кожибского был вопрос о «пространстве» и «времени»; на деле мы никогда не встречаемся только с «пространством» или только со «временем». Например, год определяет пространство, которое Земля пересекает, вращаясь вокруг Солнца. С другой стороны, пространство, пересекаемое Землёй за один её оборот вокруг Солнца, даёт нам время, которое мы называем «годом». Вербальное разделение «пространства» и «времени» в конце XIX века превратилось для физики в огромную проблему, вызвавшую множество парадоксов и противоречий; её решил гений Эйнштейна, который вернулся к истокам этих категорий, понял, что они созданы нами же, и заново выстроил физику на основе того простого экзистенциального факта, что мы никогда не сталкиваемся с «пространством» или «временем» по отдельности, а только с неразделимым «пространственно-временным континуумом». Применяя эту операциональную ориентацию Эйнштейна к проблеме НЛО, можно заметить, что мы никогда не встречаем упоминание о НЛО без упоминания о тех, кто его наблюдал. Даже НЛО, «замеченные» радаром, становятся НЛО (НЕОПОЗНАННЫМИ летающими объектами) в процессе оценки в нервной системе оператора радара. Таким образом, эйнштейновский и операциональный подход будет состоять в том, чтобы принять единство «НЛО-наблюдатель» и прекратить разделять его на «НЛО» и «наблюдателя». В описаниях контактов «человек-НЛО» встречаются следующие типы «пришельцев»:
И это — лишь малая часть обширного «бестиария» уфологов. Среди аппаратов, управляемых этими странными экипажами, встречаются большие шары света, малые шары света, пучки света, корабли из твёрдого металла, диски с плоским дном, конические диски, монетовидные диски, куполообразные диски, овалы, сферы, сфероиды, сигарообразные летательные аппараты, кубы, тетраэдры, полумесяцы, «яйца», капли, бумеранги. Это тоже лишь малая часть списка. «К нам вторгаются представители десятков разных галактик», — сказал Отто Биндер, сторонник внеземной теории НЛО, когда ему показали этот список. Во всей этой неразберихе просматривается лишь одна закономерность: у всех, кто вступал в Тесный Контакт, заметно изменялась личность. На одном конце шкалы находятся параноидальные и шизофренические срывы или острое, требующее госпитализации беспокойство; на другом — «просветления», подобные просветлениям Будцы, Мухаммеда, Иисуса и св. Павла. Между этими двумя крайностями мы обнаруживаем мощный мессианский фанатизм, типичный для вульгарной религиозности. Другие статистические сведения можно найти в литературе. Так, например, широко распространено упоминание о мигающих огнях — вспомним св. Павла и тысячи свидетелей в Фатиме. Гул и жужжание также нередко встречаются — в любом виде шаманизма, в Фатимском чуде и даже в такой сложной системе изменения мозга, как тибетский буддизм. Не стоит недооценивать этот феномен только потому, что он иррационален. А когда 900 фанатиков принимают цианид по приказу параноика, принимающего амфетамины, — это рационально? А нацизм и святая инквизиция — рациональны? Как д-р Жак Балле сказал в своём обращении к комитету ООН по изучению НЛО: Существует и третий аспект феномена НЛО, заслуживающий пристального внимания… Этим третьим аспектом является система социальных верований, созданная… ожиданием захватчиков из космоса. Эта вера… создаёт новые религиозные, культурнее и политические концепции, которым социальная наука пока не придаёт значения 1. Рационализм — философия, к которой мы испытываем большую симпатию, как к отсталому родственнику, — хочет взять «наблюдателей» НЛО за шиворот, энергично их встряхнуть и закричать им в уши: «Этого никогда не было! — понятно?» Что ж, может, не было — а может, и было. В любом случае, наблюдатели НЛО являются лучшими художниками, чем сами осознают. Очевидно также, что и Рационалист является лучшим художником, чем осознает. Среди миллионов людей, имеющих или придумывающих подобный опыт каждый день в каждом городе на планете. Рационалист создал отдельную реальность, в которой подобные вещи никогда не происходят — с ним. Летающие блюдца и экстрасенсорное восприятие (уже не говоря о Фатиме и её «чудесах») кажутся вещами, весьма далёкими от «решения» Патти Херст стать грабительницей банков. Мы пытаемся показать, что между всеми странностями сознания существует тесная связь. Процесс создания кухонного стула из водоворота атомной энергии является таким же творческим (художественным), как и процессы, в результате которых Патти Херст превратила своего отца из любимого родителя в Империалистическую Свинью. Весь ваш мир создан подобным образом. Вы «примирились» со смертью потому, что вам всю вашу жизнь твердят, что все умирают. Одно лишь экстрапическое меньшинство, представителей которого можно встретить везде, где собираются учёные, любители научной фантастики, футуристы и энтузиасты освоения космоса, живёт в отдельной реальности, принцип которой гласит, что мы больше не должны принимать эту аксиому отчаяния. Революционеры любого десятилетия в следующем десятилетии превращаются в реакционеров, если не успевают изменить свою нервную систему, так как мир вокруг них изменяется. Тот, кто стоит на месте в эпоху движения, гонки и ускорения, относительно этой эпохи движется назад. Так, в настоящее время в некогда революционном, но ныне реакционном «Движении Сознания» проводятся сотни «танатологических» семинаров, назначение которых — примирить людей с мыслью о смерти. Эти семинары почти так же реакционны, как те семинары, которые проводились ок. 1860 года с целью примирить чёрное население с рабством. Лишь одна ветвь «Движения Сознания», тета-семинары Леонарда Орра, действительно готовит людей к грядущему бессмертию. Упражнения
|
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|