Сэр Артур Эддингтон, «Пространство, время и гравитация». |
|
Величайшая утопическая возможность, открывающаяся перед нами, одновременно является великим антиутопическим кошмаром. Мы узнаем всё больше и больше о прагматике изменения мозга: как влиять на чей-либо мозг, чтобы установить в нём совершенно «новую» реальность. При одной только мысли об этом в воображении возникают картины из «1984» 1 и «Прекрасного нового мира» 2. Но мы также узнаем, как изменять наш собственный мозг — учимся использовать его для удовольствия и выгоды, а не для жалкого роботического существования. Пытаясь представить себе это, мы неизбежно подходим к идее Сверхчеловечности. Как и любой телевизор, мозг можно настраивать, отключая одни каналы и подключая другие. Это знали ветераны Нейрологической Революции Рассмотрим варианты. Цианид и синхронистичностьВ ноябре 1978 года я приехал в Сиэтл, чтобы присутствовать на 10-часовой постановке Кена Кэмпбелла по нашей с Бобом Ши трилогии «Иллюминатус!» По ходу спектакля возникла сцена, которую и я, и Ши практически забыли за семь лет, прошедшие со времени окончания работы над трилогией в 1971 году. В этой сцене сумасшедший мессия приказывает 3300 своим роботическим последователям совершить самоубийство при помощи цианида. Эти безмозглые автоматы подчиняются, и каждый выпивает свою порцию коктейля с цианидом. Ши и я прибегли к этому причудливому сюжетному ходу, чтобы показать, до каких крайностей может дойти промывание мозгов. Мы оба считали эту сцену экстравагантной фантазией сатирического характера — преувеличением, уместным для раскрытия нашей серьёзной темы. Но в то время, как актеры на сцене изображали эту «фантазию», на каждом канале телевидения и в каждой газете страны обсуждался в точности такой же пример массового зомбирования. Нашим фантастическим маньяком-гуру был Адольф Гитлер; в ноябре 1978 — как раз в то время, когда шёл наш спектакль, — другой маньяк-гуру, Джим Джонс, исполнил всё это в действительности. В Гайане он приказал 900 своим роботам выпить цианид, и они все подчинились. Особенно интересным мне показалось то, что Джонс воплотил в жизнь свой Gotterdammerung 3 как раз тогда, когда в Америке состоялась премьера нашего спектакля. Не менее интересным был тот факт, что и в нашем фантастическом произведении, и в случае с Джонсом орудием самоубийства послужил цианид. Психолог Карл Юнг и физик Вольфганг Паули называли странные и сверхъестественные совпадения подобного рода синхронистичностью и утверждали, что они представляют акаузальный и (или) холистический принцип природы, действующий вне линейности «прошлое-настоящее-будущее» ньютоновского времени. Паули, как и большинство квантовых физиков, сознавал, что субатомные события не могут быть поняты в рамках ньютоновской физики и для их объяснения требуется принять существование некоторой акаузальности (индетерминизма) или холизма (супердетерминизма). В любом случае исчезает разница между «наблюдателем» и «наблюдаемым». (Об этом немного позже.) Юнг, в свою очередь, обнаружил, что подобные синхронистичности — странные совпадения, — как правило, возникают тогда, когда активизируются определённые глубокие структуры психе. Он предположил, что эти структуры находятся на уровне, названном им «психоидным уровнем» и расположенном под коллективным бессознательным, там, где сознание и материя ещё не различимы — в квантовой пене, из которой иерархически возникают материя, форма и сознание. Подождите. Дальше пойдут ещё более странные вещи… Наследница газетного магната превращается в грабительницу банков4 февраля 1974 года, когда Патти Херст 4 была похищена некой Симбионской Армией Освобождения, она была «нормальной» девушкой. Она училась в нормальном колледже, встречалась с нормальным парнем и выкуривала нормальное для девушки того времени количество марихуаны. 57 дней спустя она превратилась в нового человека, носящего новое имя — Таня — и живущего в новом туннеле реальности. Если Патти была Гетеросексуальна, то Таня — бисексуальна. Если Патти в основном — с небольшими «либеральными» модификациями, характерными для её возрастной группы, — принимала семейный туннель реальности Херстов, то Таня была жестокой и фанатичной революционеркой. Если Патти уважала своих родителей, то Таня поносила их, называя их «корпоративными лжецами» и жестоко критикуя их как участников капиталистического заговора с целью «убийства» бедных людей в США «до последнего человека». Если Патти была милой, вежливой и определённо не склонной к насилию девушкой, то Таня снялась на фотографии с автоматом Томпсона и участвовала по меньшей мере в одном ограблении банка, а возможно, и в других преступлениях. Что же случилось? Когда Патти-Таня была схвачена и предстала перед судом, защита заявила, что девушка была подвергнута «промыванию мозгов». Судья либо не понял, либо не поверил этому; Патти приговорили к заключению за преступления, которые совершила Таня. Споры вокруг этого случая не утихают до сих пор — одни считают, что мисс Херст несёт «ответственность» за изменение сознания, которому она подверглась, находясь в руках САО, другие же убеждены, что она не несёт за это никакой «ответственности». Если на секунду оставить в стороне метафизический вопрос «ответственности», очевидно, что девушка из социальной среды, к которой принадлежали Херсты, почти наверняка не стала бы грабить банки, если бы её предварительно не похитили и не приняли в ряды САО. Так как САО называет себя армией, то давайте и будем сравнивать её с армией; это может помочь нам найти истину. В обычную армию людей не похищают так, как Херст была похищена в САО, однако нельзя назвать эти два процесса совершенно несхожими. Армейские чиновники не врываются в дом юноши ночью с оружием в руках так, как боевики САО ворвались к Патти: они просто посылают по почте повестку. Тем не менее в этом уже есть принуждение; призывник знает, что если он проигнорирует эту повестку, вскоре по его душу явятся правительственные чиновники (если только он не покинет страну). После этого он отправится либо в армию, либо в тюрьму. Таким образом, говорим ли мы о Симбионской или американской армии, субъект принижается до детской беспомощности: другие решают, как поступить с ним (с ней). Человека Большинство людей (исключая нудистов) стыдятся публично демонстрировать свою наготу; это один из самых распространённых сюжетов ночных кошмаров. (У Джойса это центральное событие всеобъемлющего сна в «Поминках по Финнегану».) Первый шаг замены гражданского туннеля реальности на армейский — медицинская комиссия, на которой субъекта раздевают догола и заставляют ходить по большому зданию вместе с другими нагими жертвами, в то время как полностью одетый армейский персонал отдаёт максимально краткие приказы: «Встаньте. Сядьте. Подойдите сюда. Вернитесь на место». И так далее. Масонский обряд инициации, в котором снимается лишь часть одежды, представляет собой более мягкую версию лишения социальных параметров, прежде символизировавших безопасность. На деле субъекта лишают всей социальной системы, в которой он существовал до того, как его выдернули в американскую или Симбионскую армию. Когда врач говорит призывнику: «Наклонитесь. Раздвиньте ягодицы», — так называемая нормальная реальность заканчивается так же бесповоротно, как если бы жертва оказалась в сюрреалистическом фильме. Если работодатель становится совсем уж несносным, всегда можно поискать другую работу. В Симбионской или американской армии этот номер не проходит, так как там импринтируется острая беспомощность первого контура. Когда русский математик Успенский начал изучать Гурджиева, он не мог понять настойчивости, с которой тот утверждал, что большинство людей является механизмами, совершенно не воспринимающими объективный мир вокруг них. Однажды, когда уже шла Первая мировая война. Успенский увидел грузовик, набитый протезами ног. Эти протезы везли во фронтовые госпитали для солдат, чьи ноги пока ещё были целыми, но вскоре будут оторваны. Предвидение того, что ноги будут оторваны, было настолько определённым, что протезы уже были в пути, чтобы заменить природные конечности. Это предвидение было основано на математической вероятности того, что миллион юношей отправится на войну, чтобы быть искалеченными и убитыми, так же бездумно, как скот отправляется на бойню. В один миг Успенский осознал механическую природу сознания обычного человека. («Я не могу выйти — рога не пролезут в двери».) Инициация в «семью Мэнсона» также мало чем отличалась от этого. Линетт Фромм во многом была похожа на Патти Херст — «нормальная» американская девушка, которая, хотя и принадлежала к более бедной семье, чем Херст, тоже не проявляла особой склонности к преступной деятельности. Пройдя специальную подготовку у генерала Мэнсона, Линетт превратилась в Писклявую Фромм и была обвинена в попытке покушения на президента США. В следующей главе мы продолжим объяснение того, как захват («призыв») в армию может быть моделью всех экспериментов по промыванию мозгов. Человеческое общество в целом является огромным механизмом промывания мозгов, чьи семантические правила и сексуальные роли создают социальных роботов. Концепция «промывания», конечно же, ненаучна и груба. Мозг — это не грязная одежда, а электроколлоидный информационный процессор — живая сеть из более 110 миллиардов нервных клеток, способных образовывать 102733000 связей, что превышает общее число атомов в нашей вселенной. В этом изящном миниатюрном биокомпьютере каждую минуту программируется более 100 миллионов процессов. С точки зрения нейросоциологии, то, как я воспринимаю «меня» и «мой мир», зависит от степени импринтированносги моих контуров. Общество всегда знало, как импринтировать детей; это объясняет, почему дети католиков обычно становятся католиками, дети самоанцев вписываются в самоанское общество, дети коммунистов становятся хорошими маленькими коммунистами и так далее. Каждое поколение «промывает мозги» следующему. Христианство, буддизм и ислам — самые мощные аппараты промывания мозгов на этой планете. Приблизительно половина произведений искусства и философских систем рода человеческого носит на себе отпечаток этих трёх великих теологических систем. Я говорю это с целью не преуменьшить вклад конфуцианства, иудаизма, индуизма, современной науки и так далее, а чтобы подчеркнуть размеры влияния, которое оказали на человеческую цивилизацию четыре создателя этих трёх сверхрелигий: Будда, Мухаммед, Иисус и св. Павел. Что общего было у этих четверых? Как заметил Алистер Кроули, «У них не было общих моментов ни в доктрине, ни в этике, ни в теории «загробной жизни», и тем не менее в их биографиях, среди множества различий, мы находим одно сходство». Будда был обычным знатным индусом, который пережил внезапное изменение мозга, после чего стал великим Учителем. Мухаммед вначале был бедным погонщиком верблюдов, который не отличался ни особым интеллектом, ни амбициями. Затем он пережил внезапное изменение мозга, после которого стал Учителем, Завоевателем, Законодателем и Пророком. Об Иисусе нам ничего не известно (за исключением нескольких легенд) до того, как ему исполнилось 30 лет, когда он пережил внезапное изменение мозга и выдвинул доктрину, которая опрокинула Римскую империю и до сих пор оказывает влияние на западную цивилизацию. Святой Павел, превративший учение Иисуса в воинственное движение, пережил очень сильное изменение мозга: по его словам, он на время ослеп и был вознесён на небо, где увидел вещи, «о которых непозволительно говорить». Единственное, в чём они сходны, — это опыт просветления. Будда настаивал, что его просветление было совершенно естественным. «Ты — Бог?» — однажды спросили его. «Нет». «Ты — святой?» «Нет». «Тогда кто же ты?» «Я пробудившийся». Мухаммед сообщает нам, что он «беседовал» с ангелом Габриэлем, Иисус — что «Отец наш небесный» говорил через него, а св. Павел — что видел свет и чудеса. Отбрасывая все возможные мифические наслоения, мы получаем это единственное совпадение: некто испытывает мгновенное изменение мозга (расширение сознания) и внезапно становится весьма значительной исторической фигурой. Большая часть человечества все ещё живёт наследием этих четырёх биоэлектрических «просветлений» — хорошо это или плохо. Большинство людей (включая автора настоящей книги) расценит случившееся с Патти Херст как «плохое», а случившееся с Буддой — как «хорошее». Следует заметить, что «плохое» и «хорошее» изменение мозга функционально абсолютно одинаковы. Процесс этот грубо моделируется любым рисунком вроде следующего: Если вы увидели на этой картинке одно изображение, посмотрите ещё раз — на ней можно увидеть и второе. Когда весь ваш мир, а не просто рисунок на книжной странице, трансформируется подобным образом, вы испытываете изменение мозга, которое может превратить богатую наследницу в грабительницу банков, неизвестного плотника в Мессию, а обычного служащего — в душевнобольного… Сходные формы полного изменения мозга лежат в основе всех революционных движений как в искусстве, так и в науке. Нейросоциология — это история крупных изменений мозга. Из «племенной» реальности мы совершили квантовый скачок в реальность «феодальную», из «феодальной» — в «индустриальную», а сейчас совершаем скачок в Будущую Реальность. Подумайте о революции против смерти, если вам кажется, что вы избежали промывания мозгов. Не все люди мирятся с тем, что они смертны. Мистики, конечно, всегда утверждали, что существует особое, «духовное» бессмертие, и, кроме этого, даосы в Китае и алхимики в Европе потратили сотни лет на поиски эликсира жизни, который сделал бы возможным бессмертие физическое. Парацельс, например, оставил после себя немного своей мужского семени с указаниями ученику, каким образом можно его воссоздать или оживить из этой мужского семени. (У него, Современное имморталистское движение началось в 1964 году с появлением в свет книги «Перспектива бессмертия» физика Р. Ч. У. Эттингера. Эттингер, войдя в туннель реальности, отличный от импринтированной консенсусной реальности нашего племени, сказал, что мы могли бы стать поколением, которое победит смерть, и что нам следует начать движение к этой цели. С тех пор исследования, связанные с продлением жизни и долголетием, совершили огромный квантовый скачок. Появилось множество книг, несущих ту же весть, что и книга Эттингера. Среди них можно выделить следующие: «Биологическая бомба замедленного действия», Тейлор, 1968. «Имморталист», Хэррингтон, 1969. «Фактор бессмертия», Сигерберг, 1973. «Близится бессмертие», Тусиль, 1974. «Долголетие», Розенфельд, 1976. «Смерти больше нет», Курцман, 1978. «Революция продления жизни», Кент, 1980 Возникло множество обществ, занимающихся исследованиями проблемы старения, лоббированием этих исследований или просто обнародованием открывающейся перед нами возможности — громадного эволюционного скачка от смертности к бессмертию. Обратим внимание на ещё одну недавно вышедшую книгу: «Победа над смертью», Алан Силверстайн, д-р философии. На суперобложке крупным шрифтом, но скромными словами написано: Спорный взгляд на революцию в медицине и на то, почему мы можем стать последним смертным поколением. Заметьте скрытый в этих словах пессимизм: бессмертие приближается, но не для нас с вами. Мы по-прежнему обречены на смерть. Наши рога не пролезают в двери. Этот фаталистический вариант идеи доктора Силверстайна, должно быть, вставили сами издатели, которые почувствовали, что слова мы можем жить вечно окажутся слишком шокирующими для среднего читателя. Что? Ты и я будем жить вечно? Нонсенс! Наши туннели реальности импринтированы на смерть. Но на внутренней стороне суперобложки появляется уже более точная версия того, что говорит Силверстайн: Нам необязательно быть последним смертным поколением — мы можем победить смерть уже в наше время. Очевидно, появление этих слов на лицевой стороне обложки книги стало бы «нейрологической революцией» для среднего читателя — по крайней мере, так показалось издателю. Если дойти до страницы 189 этой книги, там можно обнаружить оценки самого доктора Силверстайна, касающиеся вероятной хронологии бессмертия: Хорошие новости, ребятаОколо 1983. Мы начинаем останавливать процесс старения. Около 1989. Продолжительность жизни продлевается на неопределённый срок. Около 1999. Победа над болезнями и смертью. Что ж, они оказались чересчур оптимистичными, хотя мы определённо достигли первого этапа (1997). Кто сказал, что вы должны умереть? Были ли эти люди так же непогрешимы, как те, кто программировал Патти Херст и др? «Но послушайте — имморталисты представляют собой лишь меньшинство»… (Сторонники идеи Эйнштейна в 1910 году также были меньшинством.) «Но послушайте — преподобный Джонс приказал мне выпить цианид, а он-то знает, в чём истина…» «Но послушайте — мои рога не пролезут в двери…» Упражнения
|
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|