Ф. М. Исфэндайри, «Верхнее крыло». |
|
Как упоминалось ранее, когда контур биовыживания сигнализирует об опасности, вся остальные виды ментальной деятельности прекращаются. В контуре биовыживания отсутствует понятие «времени»; рефлексы срабатывают без вмешательства эмоционального эго, рационального ума или взрослой личности: «Я сам не заметил, как сделал это». Все боевые искусства — дзюдо, айкидо, кунг-фу и так далее — представляют собой техники переимпринтирования контура биовыживания. Их задача — сделать так, чтобы действия, выполняемые механически («неосознанно») действительно служили биовыживанию, так как случайно импринтированные в этом контуре рефлексы не всегда надёжны. Механическая природа контура биовыживания играет ключевую роль в промывании мозгов. Для создания нового импринта жертву необходимо свести к младенческому состоянию, то есть состоянию, в котором уязвим первый контур. Как отмечалось в предыдущей главе, армия начинает этот процесс с повестки, которая сообщает субъекту, что его тело с этого момента принадлежит не ему, а правительству. Симбионская Армия Освобождения, которой были необходимы более быстрые изменения, начала обращение Патти в Таню, наведя на неё оружейный ствол, однако сообщение было тем же: «С этого момента мы можем делать с твоим телом всё, что захотим». Биовыживательные инстинкты первого контура, таким образом, закрепляются на подчинении тому, кто обладает этой огромной властью, — точно так же, как маленький ребёнок учится закреплять свой контур биовыживания на родителях. Пребывание Патти в багажнике машины (после того, как на неё направили оружие) — классическая ритуальная смерть, предшествующая ритуальному рождению; внутренние очертания багажника чем-то даже напоминают материнскую утробу. Когда багажник открыли, Патти заново родилась в новом туннеле реальности, принадлежащем её похитителям. Подобным образом там, где в чистом виде сохраняются самые древние формы масонской инициации (см., например: Ритуал Большого Адепта в «Полной системе магии Золотой Зари» Израэля Регарди), кандидата бросают в колодец, а затем «поднимают» как новорождённого Вольного Каменщика. Полное погружение — форма крещения, предпочитаемая протестантами-фундаменталистами, — стремится к этому же эффекту. Но в крещении уже нет того настоящего беспокойства, которое делало традиционное масонство и САО такими эффективными средствами изменения мозга. Все промыватели мозгов обладают эмпирическим знанием (в большинстве случаев даже не будучи знакомы с восьмиконтурной моделью сознания Лири) того, что оральный контур биовыживания нуждается в связи с объектом, которому можно приписать материнские функции. Чтобы усилить панику и импринтную уязвимость субъекта, после того, как он попадает в руки промывателей мозгов (американской или Симбионской армии, «тайной полиции» или какой-либо ещё организации), его изолируют от всего, с чем у него прежде была подобная связь. Призывника посылают в учебный лагерь и на несколько недель или месяцев лишают его возможности видеть любимых людей (жену, девушку, родителей и так далее). Политического заключённого бросают в подземелье. Патти Херст была закрыта в чулане сразу же после того, как произошло её «второе рождение» из багажника автомашины. Эксперименты по изоляции, проведённые морской пехотой США, д-ром Джоном Лилли и другими исследователями, а также свидетельства моряков, переживших кораблекрушение, которые обобщает Лилли в «Подражаниях Богу», показывают, что для возникновения галлюцинаций требуется всего несколько часов полной изоляции. Эти галлюцинации, как и галлюцинации, возникающие после приёма психоделических наркотиков, свидетельствуют о разрушении прежних импринтов и усилении уязвимости к новым. Необходимость в привязывают контура биовыживания к кому-либо (или чему-либо) иллюстрируется случаем с жирафом, который импринтировал джип охотника в качестве заменителя матери. Точно так же дети, выросшие без сестёр и братьев, особенно в удалённой сельской местности, часто создают себе воображаемых товарищей по играм, которые, однако, могут стать достаточно «реальными», чтобы напугать родителей и заставить их подозревать психическое расстройство. Приводимые д-ром Лири свидетельства моряков и исследователей, побывавших в изоляции, показывают, что подобного рода «проводники», «собеседники» или «ангелы-хранители» достаточно быстро появляются и у взрослого, как только он лишается возможности нормального социального контакта. Они также быстро приходят к тем, кто находится в загадочном состоянии, называемом «околосмертным опытом» или «выходом из тела» (например, когда сердце останавливается на операционном столе). Первое человеческое существо, которое субъект видит после такой изоляции, легко может быть избрано им в качестве заменителя матери или отца. Это объясняет, почему у людей, попавших в заложники к террористам (например, пассажиров захваченного самолёта), часто развивается «парадоксальная» симпатия к тем, кто угрожает им смертью. Это также объясняет, почему призывник начинает видеть в своих похитителях не только захватчиков, но и защитников, а также почему подвергнутая промыванию мозгов жертва начинает угождать, благодарить и, в конце концов, «уважать» промывателя мозгов. В любом случае, так как контур биовыживания связан с питанием, те, кто доставляет пишу, становятся вероятными объектами привязывания. Политический заключённый, призывник, заложник террористов — все они в процессе регулярного кормления понемногу привязываются к тем, кто держит их в плену. В неявной форме это присутствует в различных религиях (но уже без запугивания, которое создаёт настоящую импринтную уязвимость): за ритуалом крещения-возрождения следует трапеза-причащение. Варианты этих методик могут применяться даже к тем, кто попадает в среду промывания мозгов добровольно, как это было в «Народном Храме», «Семье» Мэнсона и других подобных организациях. Как только жертва оказывается на территории общины, первый шаг — это её изоляция, обрыв всех связей с внешним миром и его конфликтующими туннелями реальности. В то же время быстро создаётся атмосфера родительской любви и защиты (так называемая «бомбардировка любовью») и подается пища. Независимо от того, добровольно ли субъект попадает в эти новые условия или его похищают (или арестовывают, как в полицейских государствах), цель следующего этапа обработки — сломать его эмоционально-территориальные импринты второго контура. Это значит, что субъекта продолжают кормить (поддерживать оральную зависимость первого контура) и в то же время всеми возможными способами атакуют его эго второго контура. Последовательное сравнение приёмов «синаноновских игроков» 1 и, например, сержанта учебного лагеря армии США выявит удивительное сходство: в сущности, на все лады повторяется одно и то же: «Ты совершенно неправ. Мы совершенно правы. Очень маловероятно, чтобы такой неправый, как ты, когда-либо стал правым, но мы постараемся тебя переделать». Конечно же, широко используется анальный словарь территориального статуса. Идеальный субъект должен почти забыть своё имя и быть готовым отзываться на окрик «Эй, ты, задница!» Чувство «Низшего Щенка» 2 может быть усилено периодическими дозами настоящего страха. «Страх — великий учитель» — одно из любимых изречений Чарли Мэнсона. В коммунистических странах (как показано в замечательном, правдивом фильме Коста-Гравы «Исповедь») любимый трюк промывателей мозгов состоял в том, чтобы вывести субъекта из камеры, провести в тюремный двор и накинуть ему на шею петлю, как будто сейчас его повесят. Облегчение, которое он испытывает, когда всё это оказывается блефом, создаёт идеальную импринтную уязвимость. Вариант подобной ситуации есть в моём романе «Иллюминатус!»: жертву убеждают, что она отравлена, помещают в гроб и захлопывают крышку. Прошедшие инициацию в качестве мастера-масона, я думаю, признают, что это и есть та самая «отметка, которую ты унесешь с собой в могилу». У индейцев зуни каждого мужчину в юности похищают «демоны» в масках, которые увозят его от племени (от матери и других импринтированных символов безопасности). Его тащат в пустыню и бьют плетьми. Затем «демоны» снимают маски и оказываются родственниками жертвы по материнской линии; в этот момент импринтной уязвимости посвящаемому объясняют племенные «секреты» (местный туннель реальности). Естественно, всё это оставляет неизгладимый след в сознании новичка. Подобные обряды посвящения существуют у всех племён, хотя не всегда столь искусно разработанные. Символическими и менее жёсткими вариантами этого обряда являются бар-мицва и конфирмация — церемонии наших местных мегаплемен. Перерождение второго контура можно считать практически завершённым, когда Низший Щенок начинает искренне (а не лицемерно) искать одобрения Высших Щенков. Это, конечно, начинается как вынужденное исполнение роли; опытный промыватель мозгов знает это и не особенно возражает. Он тонко стимулирует этот процесс, чтобы «актерская игра» становилась всё более реальной. Как давно заметил Эдмунд Берк (и как известно каждому актеру, практикующему метод Станиславского), нельзя сделать три драматических гневных жеста в политическом выступлении, не начав при этом ощущать настоящий гнев. Нельзя сделать три жеста подчинения, не начав при этом ощущать покорность. (В этом и состоит секрет психологии «человека фирмы», в котором годы покорности вырабатывают настоящее самоотождествление с работодателем.) Призывник сначала старается угодить сержанту, чтобы избежать дальнейших унижений и наказаний. Постепенно он начинает по-настоящему хотеть угодить сержанту, то есть доказать, что он не совсем плох и «достаточно хорош» для того, чтобы быть солдатом. Патти Херст, без сомнения, сначала притворялась, что приняла туннель реальности САО, но затем игра начала постепенно превращаться в реальность. Этот процесс ускоряется при помощи системы периодических поощрений. Субъект всё чаще и чаще выдаёт (как сказали бы бихевиористы) требуемое поведение. Поскольку люди устроены сложнее, чем представляют себе бихевиористы, необходимо перемежать поощрения наказаниями за «неискренность» или «отступничество». Субъект должен понять: после начального этапа недостаточно только притворяться, что новый туннель реальности принят; чтобы избежать дальнейших унижений, потери эго, запугивания и постоянного статуса Низшего Щенка, необходимо начать искренне принимать его. После закрепления импринта беспомощности этот процесс кондиционирования и обучения будет происходить довольно гладко, особенно если люди Главного Промывателя Мозгов будут стимулировать его поощрениями, поддержкой и общим «вознаграждением» (за искреннее подчинение) наряду с презрением, разочарованием и общим неодобрением (за неискренность или отступничество). Теперь легко пройдёт переимпринтирование третьего, семантического контура. Человеческий мозг способен овладеть любой символьной системой при достаточной мотивации. Некоторые люди могут исполнять на фортепиано позднего Бетховена; мне это кажется таким же «чудом», как и предполагаемые чудеса экстрасенсов; человек может изучить французский, хинди, различные виды счисления, суахили, etc до бесконечности — при наличии мотивации. Здесь большое значение приобретает определённое количество произвольной чепухи. Это значит, что новый туннель реальности, или символьная система, (как и старый) должен содержать ловушки (грубые нарушения предыдущего туннеля реальности и здравого смысла), — чтобы субъекта можно было обвинить в отступничестве («абсолютной неправоте») и таким образом побудить его ещё сильнее стараться стать частью нового туннеля реальности. Так, Свидетели Иеговы могут воспротивиться переливанию крови, даже если от этого будет зависеть их жизнь; ещё сильнее (так как у всех млекопитающих развит инстинкт защиты потомства) они должны противиться переливанию крови своим детям, пусть даже в результате дети умрут. Женщина, исповедующая римское католичество, может не получить развода, даже если её муж каждый вечер приходит домой пьяным, бьёт её и периодически награждает венерическими заболеваниями. В морской пехоте США новобранца, который совершает ужасный грех, называя винтовку «ружьем», заставляют ходить по территории военной базы с винтовкой в одной руке и собственным половым членом — в другой, декламируя каждому, кто встречается ему на пути, следующее четверостишие: Это — винтовка, А это — моё ружье, Это — для боя, А это — для отдыха. Когда-то от теософов требовалась вера в то, что на Северном полюсе есть дыра, которая доходит до центра Земли; Мэнсон требовал, чтобы его последователи верили, что эта дыра находится в пустыне Мохаве. Члены нацистской партии должны были верить, что лев — арийское животное, а кролик — неарийское. И так далее. Нейрологическая и социологическая функция подобной «глупости» (от которой Рационалист теряет дар речи) состоит в отделении тех, кто находится в новом туннеле реальности, от тех, кто находится за его пределами. Это способствует групповой солидарности, укреплению группы и возникновению сильного чувства отчуждённости и дискомфорта в редких случаях, когда возникает необходимость в общении с теми, кто находится вне семантической системы промывателя мозгов. Группа, конечно, должна обеспечить, чтобы эта отчуждённость переживалась как «превосходство». Находящиеся вне нового туннеля реальности должны восприниматься «абсолютно неправыми» — такими же, каким был сам субъект до того, как ему промыли мозги. Для «тонкой настройки» этих процедур могут использоваться (и часто используются) наркотики, однако, учитывая силу основных нейрологических законов, можно предположить, что многие классические случаи промывания мозгов происходили именно так, как это описано выше, без применения каких-либо медицинских препаратов: например, когда американские солдаты сознавались в военных преступлениях, которых явно не совершали, верные коммунисты — в участии в троцкистских заговорах, которых, В одном из моих романов я описываю секту лунистов, члены которой молятся на ломаной латыни, стоя на одной ноге, словно аисты. Это можно расценивать как сатиру, однако любой мессия-самозванец, понимающий изложенные выше принципы, может легко создать подобный культ; у его членов вскоре появится совершенно искреннее чувство превосходства по отношению к тем, кто находится вне их туннеля реальности. После перечисленных выше процедур сектанты и террористы обычно приступают к изменению жёстких схем в четвёртом, социополовом контуре. (Правительства, как правило, оставляют этот контур в покое, так как правительственные агенты, в своём большинстве представляя смесь пуританства и авторитарности, боятся иметь дело с грубым Эросом.) Не секрет, что самое мощное тайное общество Средневековья — Орден тамплиеров — заставляло новобранцев принимать участие в богохульстве и содомии. Точно так же, как намеренная бессмыслица всех культовых семантик третьего контура изолировала определённую группу от остального общества, этот обряд инициации отделял тамплиеров от остального христианского мира; возникающую при этом отчуждённость можно легко кондиционировать в чувство превосходства. В кенийской организации May-May 3 каждый новый член также должен был пройти через гомосексуальный половой акт, чтобы разрушилось его предыдущее кондиционирование в направлении Гетеросексуальности и моногамии. В других, нередко очень известных сектах сексуальность подавляется полностью — ещё один способ разрушить нормальное с точки зрения статистики импринтирование четвёртого контура. В «Семье» Мэнсона было принято то, что оксиморонически можно назвать принудительной свободной любовью. Армия обрывает нормальные любовные связи и швыряет субъекта в мир, где вынужденное воздержание чередуется с походами в публичный дом и, довольно часто, изнасилованиями женщин противника; при этом гомосексуализм всегда присутствует в качестве неафишируемого выбора. Современный американский гуру Да Фри Джон импринтирует у своих последователей пожизненную моногамию — почти как в европейской культуре, за тем исключением, что ему безразлично, какими будут эти парочки — Гетеро- или гомосексуальными. Какой бы вариант ни избрал лидер культа, необходимым условием успеха «отдельной реальности» является какое-нибудь вычурное её отличие от основного общества. Самый лёгкий способ подвергнуться промыванию мозгов — появиться на этот свет. Сразу же начинают действовать все перечисленные выше принципы — процесс, который социопсихологи называют социализацией. Контур биовыживания автоматически привязывается к наиболее подходящей матери или объекту, её заменяющему; эмоционально-территориальный контур ищет «роль», или эго-идентификацию, в семье или племени; семантический контур учится имитировать, а затем использовать локальные сетки реальности (символьные системы); социополовой контур импринтируется любым опытом половой близости, доступным в период полового созревания. В результате этого процесса субъекты могут и не быть готовыми убивать женщин и детей, подобно выпускникам учебного военного лагеря; или верить, что Чарли Мэнсон — это Иисус и Сатана в одном лице; или, выкрикивая левацкие лозунги, грабить банки. Результат нормальной «социализации» У субъектов зависит от того, где и когда они родились в качестве эскимосов-тотемистов, исламских фундаменталистов, католиков, марксистов-ленинцев, нацистов, методистов-республиканцев, агностиков с оксфордским образованием, змеепоклонников, куклуксклановцев, мафиози, унитариев, членов Ирландской Республиканской Армии, евреев-ортодоксов, твердокаменных баптистов и так далее. Очевидно, мир достаточно велик и сложен, а эго — достаточно сосредоточено на себе, чтобы все эти туннели реальности могли «иметь смысл», до некоторой степени, для тех, кто импринтирован-кондиционирован на их принятие. Также очевидно, что большинство туннелей реальности содержит элементы настолько абсурдные, что любой, кто не был ими импринтирован-кондиционирован, смотрит на них с удивлением и страхом, спрашивая себя: «Как умные люди (или народы) могут верить в подобный вздор?» Что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет… живёте ли вы в христианском туннеле реальности, мэнсоновском туннеле-реальности, имморталистическом туннеле реальности, вегетарианском туннеле реальности, рациональном туннеле реальности… У каждого из нас есть своя одна настоящая истинная религия. Ранее мы уже цитировали Персинджера и Лафреньера: Мы, как вид, существуем в мире, где существуют мириады точек данных. На эти матрицы точек мы накладываем структуру, и мир обретает для нас смысл. Характер этой структуры определяется нашими биологическими и социологическими свойствами. Надеюсь, что сейчас читатель лучше понимает смысл этих слов, чем в самом начале нашего исследования. Функция мозга одомашненного примата — делая вывод из того, что мы уже знаем, и пока оставляя в стороне высшие и более новые четыре контура, — состоит в том, чтобы служить, по выражению Фрейда, «органом адаптации». В частности, самые древние, самые примитивные и самые механические центры служат только биовыживанию. Более «молодые» (приблизительно 500 миллионов лет) эмоционально-территориальные центры служат поддержанию чувства стаи, пространства обитания и иерархии. Отчётливо гоминидный семантический контур (100 тысяч лет?) отвечает за создание карт и моделей — туннелей реальности, — которые мы обычно путаем с самой реальностью и, что ещё хуже, со «всей» реальностью. Морально-социальный контур (30 тысяч лет?) отвечает за создание взрослой личности одомашненного примата, или родительской роли, или супер-эго. Очевидно, сейчас третий, семантический контур работает вместе с этими древними контурами и на них. Карты и модели, создаваемые им, — это инструменты нашей адаптации к социальным ролям в обществе одомашненных приматов. Таким образом, методист 4 со Среднего Запада не «злоупотребляет своим мозгом», как предполагал Артур Кестлер, построивший туннель реальности методиста со Среднего Запада; его мозг занимается именно тем, что ему необходимо для адаптации к племенной системе методиста со Среднего Запада, — накладывает структуру идеологии методиста со Среднего Запада на мириады точек данных, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни. Китайский маоист, иранский мусульманин, нью-йоркская феминистка, гедонист из округа Мэрин и так далее — каждый из них имеет подобный, в равной мере произвольный, в равной мере сложный туннель реальности. И все они выглядят в равной мере абсурдными. В основе проблем современного мира лежит тот факт, что эти туннели реальности более не изолированы друг от друга. Ещё каких-нибудь сто (а в некоторых регионах мира вообще двадцать) лет назад человек мог спокойно прожить жизнь в уютном коконе местного туннеля реальности. Сегодня мы постоянно сталкиваемся с людьми, живущими в совершенно разных туннелях реальности. Это создаёт огромную враждебность в самых невежественных умах, метафизический и этический беспорядок в умах более сложных и растущую дезориентацию у всех без исключения — мы называем эту ситуацию «кризисом ценностей». На среднего, малоискушённого в вопросах культурного или нейрологического релятивизма человека обрушивается поток противоречащих друг другу и конфликтующих друг с другом туннелей реальности. Согласно Дж. Р. Платту, скорость передвижения по сравнению с 1900 годом увеличилась в тысячу раз, а скорость передачи сообщений — в 10 миллионов раз. Этот поток становится все быстрее и интенсивнее. Одним из симптомов является тот факт, что наш «Обзор телепередач» оказался захвачен бандой запуганных консерваторов, которые не могут понять и поэтому боятся этого потока «чужих» сигналов; вместо того, чтобы просто служить путеводителем по телевизионным программам, «Обзор» превратился в непрерывное причитание о том, что туннель реальности телевидения стал шире, непонятнее и разнообразнее, чем узкое туннельное видение добропорядочного американца-провинциала. Появилась новая профессия: «депрограммист» — нейротехник, который за деньги похищает ребёнка (даже если этому «ребенку» уже исполнился 21 год), отошедшего от родительского туннеля реальности и подвергшегося промыванию мозгов в конкурирующем туннеле реальности одной из новых (то есть пока ещё не признанных и не утвердившихся в обществе) «сект». Это называют возвращением жертвы к нормальному состоянию. Конечно же, всё это лицемерие и нейрологическое невежество. Эти «депрограммисты» на деле являются РЕпрограммистами. Родительский туннель реальности так же произволен (и, для постороннего, так же странен), как туннель реальности любой из «сект». Специальная система семантических трюков позволяет большинству людей и некоторым судам игнорировать эти факты. Только представьте, что произойдёт, если заблудшее дитя родителей-методистов случайно забредет, скажем, в католическую церковь и родители попытаются насильственно «депрограммировать» (репрограммировать) этого ребёнка в методизм; или если ребёнок попадёт в армию США, как это было с Кэлли, а родители похитят его и попытаются репрограммировать в гражданские туннели реальности. Эти проблемы не исчезнут; трение, вызываемое столкновениями различных роботов с промытыми мозгами, будет только усиливаться. Скорости передвижения и передачи сигналов продолжают возрастать. К счастью, в человеческом мозге формируются высшие контуры, которые открывают более широкие перспективы, чем узкие туннельные видения древних контуров. Это — тема заключительных глав этой книги. Так как каждый «отдает предпочтение» одним контурам перед другими, в каждом обществе существуют люди, в которых легко распознать Нарциссистов (роботов первого контура), Эмоционалистов (роботов второго контура). Рационалистов (роботов третьего контура) и Моралистов (роботов четвёртого контура). Роботы-рационалисты, подобно другим типам роботов, могут либо быть полностью механизированы или иметь некоторую степень гибкости, или «свободы», заложенной в их схему. Полностью роботизированные составляют огромную орду фундаменталистского крыла Материалистской церкви и других истинно верующих в научные парадигмы 1968, 1958, 1948 или любого другого года, в котором их нервная система перестала воспринимать новые импринты. Эти люди постоянно напуганы и удручены той (большой) частью человеческого поведения, которая проявляется в животной политике второго контура. Они считают, что раз это территориально-эмоциональное («патриотическое») поведение нерационально, оно не должно существовать. Они слепо верят в Дарвина, но нервничают при слове «дарвинизм» (поскольку он признает животную политику в качестве до сих пор действующей Эволюционной Стратегии) и отвергают данные этологии, генетики и социобиологии. Они недолюбливают остальных представителей человеческой расы, которыми не управляет их любимый контур, и с тревогой осознают, что остальные представители человеческой расы не любят их. Этих роботов-рационалистов также весьма смущают новые контуры — некоторые из них даже посвящают большую часть жизни написанию статей и книг, «доказывающих», что новых контуров не существует и что все учёные, получившие подтверждение их существования, — лжецы, дураки, неудачники, шарлатаны или Проклятые Еретики. Как и робота-эмоционалиста, робота-моралиста, робота-нарциссисга и так далее, робота-рационалиста невозможно «выспорить» из его узкого туннеля реальности. Мы можем лишь ещё раз обратить внимание на то, что каждый туннель реальности, созданный мозгом одомашненного примата, представляет собой срез личной истории этого мозга; и каждый такой конечный туннель реальности так же «персонализирован», как музыка Баха или Бетховена, картины Рембрандта или Пикассо, романы Джойса или Раймонда Чэндлера, католичество или дзэн-буддизм, политика либертарианизма или ИРА, архитектура собора Святого Павла или Диснейленда… Каждое из этих произведений искусства представляет «реальность» для тех, кто его создал и живёт в нём. Рационализм — не более чем ещё одно групповое произведение искусства, чуть менее терпимое, чем другие, чуть более полезное в технике, чем другие, и немного глупое, когда оказывается не в состоянии превзойти последнюю созданную им парадигму. Полностью роботизированного рационалиста — того, чья нервная система совершенно прекратила развиваться, — можно определить по двум признакам:
Упражнения
|
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|