Марк Владимирович Рац — доктор геолого-минералогических наук, профессор, методолог, эксперт фонда «Институт развития имени Г. П. Щедровицкого». В | |
ВведениеПредставление о политике как особом типе мышления и деятельности, в рамках которого реализуется борьба управленческих систем [Рац 2010], позволяет Начать можно с типологических различений, подчёркивающих преемственность развиваемых далее представлений. Первое из них, Затем можно указать на различаемые Б. Капустиным «большую», или трансформационную и «малую» политики, где вторая есть лишь рутинизация первой, «её «превращение» и «явление «всостояниипокоя». Большая политика «создаёт те «правила игры», которые служат форматом (я бы сказал: рамками. — Типы политики, связанные со сферой общих интересовЛокализацией и особенностями сферы интересов определяются наиболее привычные и распространённые представления о разных политиках. Прежде всего, здесь приходят на память различия пространственные (муниципальная, региональная, международная политики) и предметные, или «отраслевые» (миграционная, энергетическая, научная и так далее). Внутренние различия между ними связаны с влиянием на характер политики особенностей системы, которая лежит в сфере общих интересов политических субъектов. Например, специфика муниципальной политики в отличие, скажем, от международной определяется не только местом её приложения и развёртывания, но и особенностями города как объекта политики. Однако сейчас меня интересует другое, В первом случае, когда речь идёт о технических системах, мы будем говорить о преобразовательной деятельности как об инженерии, во втором, — как об управлении. Первому случаю соответствует техническая политика, то есть борьба за выбор тех или иных решений между сторонниками различных способов, техник и технологий использования и преобразований исходного материала, будь то переработка нефти или производство компьютеров. Второму — можно было бы сказать «управленческая политика», но так не говорят, и остаётся только пояснить, что здесь подразумевается политика в общеупотребительном и традиционно представляющем наибольший общественный интерес значении, включающая политику внутреннюю и внешнюю, сферу международных отношений и тому подобные. Здесь тоже происходит борьба, но уже не за выбор тех или иных техник использования и преобразования косного материала, а за выбор управленческих решений, связанных с переменами в жизни социальных систем. Наиболее важная особенность двух выделенных типов преобразовательной деятельности и политики состоит в том, что, говоря упрощённо, между реальными характеристиками преобразуемых систем и той или иной их квалификацией политическими субъектами (со всеми вытекающими из этого последствиями) нет полного соответствия. Очень часто социальные системы, — если и не формально, то фактически — квалифицируются политическими субъектами как технические, то есть за ними не признается право голоса даже при определении их собственной судьбы. В особенности это характерно для тоталитарных, а отчасти и авторитарных режимов. Данный поворот сюжета наиболее интересен с традиционной политологической точки зрения и несомненно заслуживает специального обсуждения, но, поскольку здесь речь идёт о типологии политики вообще, я предпочитаю чуть подробнее охарактеризовать инженерию и собственно техническую политику как таковую, тем более, что она, кажется, никогда не рассматривалась с политологической точки зрения. Инженерия, если понимать её в указанном выше значении, отличается от управления (и любой политики) среди прочего тем, что необходимые для неё знания вырабатываются естественными и техническими науками. Эти науки ориентированы на различные объекты, как первой, так и второй природы. В отличие от инженерии управление и политика требуют знаний совершенно иного рода: это знания не об «объектах», По отдельности техническая и «управленческая» политики — вещи хорошо известные, каждой из них посвящены целые библиотеки, но вот работ, нацеленных на их сопоставление и соотнесение друг с другом, я не знаю. 4 ( В этом контексте надо сразу отметить недооценку феномена технической политики. В отличие от «управленческой» политики, являющейся предметом интереса общества, СМИ, политической науки и политической философии, политика техническая обсуждается, как правило, только ad hoc, применительно к тем или иным конкретным ситуациям. Действительно, это, повторю, вырожденный случай, который стоит особняком и, как правило (по понятным причинам), даже не упоминается в курсах политической науки, хотя влияние технической политики на нашу жизнь трудно переоценить. Оно связано с разработкой инструментальных средств нашей деятельности, с втягиванием и использованием в ней косного материала, а также с формированием условий её осуществления и нашего существования (которые обычно называют природными, хотя они давно таковыми не являются). 5 К тому же прилагательное «техническая» в выражении «техническая политика» следует понимать не в традиционном значении, относящем такую политику к «железкам», а — сообразно сказанному — в расширенном, за которым стоит древнегреческое «технэ», искусство. Выделение и сопоставление двух охарактеризованных случаев и соответствующих им типов политики важно с практической точки зрения, поскольку во многом сходны, но во многом принципиально различны методы и пути претворения в жизнь принимаемых в разных случаях решений. Только в рамках технической политики эффективна система прямого исполнения, Здесь нужны тонкие методы: в этом направлении размышлял С. Попов [Попов 2002]. Идеологически это известная традиция, прослеживаемая от «ревизиониста» Э. Бернштейна через К. Поппера с его «частичной социальной инженерией» к Г. Щедровицкому, разрабатывавшему программный подход [Щедровицкий 1999] — в отличие от весьма ограниченного применительно к социуму проектного, — и его ученику Если сама идея различения «управленческой» и технической политик худо-бедно прояснилась, я хотел бы обратиться к одному её частному, но наиболее актуальнему в современной России приложению. Речь идёт о формирования национальной инновационной системы (НИС), в связи с чем указанное различение приобретает, что называется, судьбоносный характер. Дело в том, что реализация этой задачи рассматривается в рамках научно-технической политики и связывается, например, с развитием нанотехнологий или дальнейшим освоением космоса. Но формирование НИС — задача отнюдь не технической политики, Скажу об этом очень коротко, поскольку могу адресовать заинтересованного читателя к специальной статье [Рац 2008]. Идеология внедрения строится на представлении о том, что главное — это само новшество («тело новшества» — открытие, изобретение), с него всё начинается. Если его нет, то и говорить не о чем; если оно есть, то всё остальное — дело техники, как в точном, так Идеология инноваций диаметрально противоположна внедренческой. В этом случае совершенно неважно, есть новшество или его нет, важно совершенно другое: устраивает ли нас сложившаяся система деятельности. Всё начинается с фиксации неудовлетворённости наличным положением дел, с тщательной прорисовки и анализа ситуации, где выявляются узкие места, «тромбы» в сложившейся системе, ставятся цели, проблемы и задачи, формируются программы и планы их решения. Спрос рождает предложение: рыночная система (вот здесь это важно) устроена так, что необходимые знания будут выработаны, а изобретения сделаны. Но для этого, конечно, необходимо иметь развитую и, главное, мобильную систему исследований и разработок, способную такого рода спрос (или даже прямые заказы) удовлетворять — здесь и находится функциональное место науки. Привычные для нас проблемы внедрения при такой организации дела вовсе не возникают, ибо обновляемая система деятельности готова к перестройке в целом, место для новшества в ней готовится, а само новшества разрабатывается не «вообще», а применительно к данному случаю, прицельно. Противоположны идеологии (внедрения и инноваций), но в жизни, естественно, использовать обе соответствующие стратегии: если уж В свете сказанного понятно, что пресловутый «переход к рынку» был необходимым, но, как теперь выясняется, недостаточным условием смены стратегии внедрения инновациями. Для этого нужно ещё, как минимум, выстроить альтернативную практике «внедрения» технологическую систему. Об этом и идёт речь, но эта задача, повторяю, совершенно не научная, а управленческая и политическая, притом связанная с существенными переменами мировоззренческого характера. Второе обстоятельство выходит за рамки настоящей статьи, Типы политики, связанные с её регулятивамиЕсли типы политики, выделяемые в связи с особенностями сферы общих интересов, касались политической системы в целом, то есть, объединяли всех участников политической борьбы, то типология, связанная с регулятивами политической деятельности, по понятным причинам непосредственно относится к отдельно взятым политическим субъектам. В своих политических отношениях друг с другом они могут руководствоваться разными регулятивами, что само по себе важно для понимания особенностей политики. Иными словами, если до сих пор мы говорили о типологии Politics, то теперь речь пойдёт о типологии Policy — политики, проводимой отдельными акторами, которая (типология) может относиться, а может и не относиться к политической системе в целом. Однако, как и прежде, в данном случае мы сталкиваемся с плохо структурированным множеством типов политики, на сей раз различаемых чаще всего по идеологическим признакам. Именно так строятся политические системы стран европейской культуры с их левыми и правыми партиями: социал-демократическими, либеральными, консервативными и тому подобными. В основе этого деления явным образом лежит различие в ценностных ориентациях, носящих универсальный — в рамках данной культуры — характер. (При этом молчаливо предполагается, что все конкурирующие партии руководствуются именно ценностными ориентациями.) Но вместе с ними существуют другие основания для самоопределения и диверсификации политических сил, для выбора ориентиров политической деятельности, тоже достаточно известные, хотя и не встраивающиеся в указанный ряд. Вспомним хотя бы, что в политическом дискурсе для обозначения ориентации субъектов политики наряду с ценностями широко используются интересы. Сказанное заставляет вспомнить о довольно широко распространённых выражениях: политика ценностей и политика интересов. Их содержательная характеристика требует обсуждения и развёртывания: если понимать их как эмпирические типы, то Действительно, политика ценностей может осуществляться как вполне реалистическая, а политика интересов — как идеалистическая. Поэтому неслучайно тот же Блэр, имея в виду так называемую «войну с террором», говорит, что «идеализм превращается в реальную политику»: речь идёт как раз о вполне реалистических (и даже силовых) методах защиты и продвижения европейских ценностей. Но необходимым условием экспликации понятий политики ценностей и политики интересов мне представляется сравнительный анализ самих этих регулятивов политики, то есть ценностей и интересов, как таковых. В связи с этим нужно уточнить одну обычно не фиксируемую терминологическую деталь: противопоставляя интересы ценностям, мы теперь употребляем слово «интересы» в более узком и специальном значении, чем до сих пор, когда, в частности, речь шла о сфере общих интересов политических субъектов. В такой широкой трактовке интересы включали в себя и ценностные ориентации (подробнее об этом дальше). Но, если я хочу теперь говорить об интересах в отличие от ценностей, то, прежде всего, необходимо эксплицировать их различия. При этом придётся ещё учесть, что речь пойдёт о понятии интересов в отличие от их содержательного наполнения. Второе было и остаётся предметом бесконечных дискуссий (в частности, применительно к национальным интересам), первое же почти не обсуждалось. Различение ценностей и интересов (в узком значении) — вроде бы общее место, но, вместе с тем, за этим общим местом, как нередко бывает, скрываются проблемы. В этом отношении очень характерна статья М. Маргелова «Мир опасен, если интересы отделены от ценностей» [Маргелов 2007]. Автор пишет: «Беда в том, что сегодня интересы жёстко вытесняют ценности. А без ценностей столкновение интересов оборачивается конфликтами. лишённая ценностей многополярность обещает не концерт государств, а чреватый беспорядочной стрельбой хаос». Поддерживая интенцию автора, я бы заметил, тем не менее, что мир, в котором интересы и ценности совпадают, может быть, не столь опасен, но удивителен и трудно представим. Реальная проблема нашего мира состоит как раз в том, как их сорганизовать. Но до того надо бы ещё разобраться, в чём мы усматриваем их различия. При этом следует оговорится, что я рассматриваю ценности и интересы не как натурально данные объекты, «на самом деле» обладающие определёнными наборами (общих и различительных) свойств, а как получившие словесное выражение формы организации рефлексии и осмысления регулятивов нашей активности. Иными словами, как и любые понятия, это инструменты нашей интеллектуальной работы, а рассматриваемые в таком качестве они искусственны и конструктивны. Вместе с тем необходимо учитывать, что они прижились и оестествились в нашем сознании В отличие от культурно детерминированных ценностей, интересы — геополитические, военно-политические, экономические и тому подобные — политических субъектов, как правило, имеют привязку непосредственно во времени и пространстве. Конкретный интерес имеет собственное имя. Показательно отличие, например, хорошо известных из истории интересов России к черноморским проливам или Англии — к Суэцкому каналу от таких классических ценностей, как свобода, равенство и братство или относительно новой ценности «окружающей среды», которые не имеют никакой пространственно-временной привязки. Второе различие состоит в том, что интересы — в противоположность ценностям — всегда предметны. Не бывает интересов «вообще»: неслучайно выше говорилось о геополитических, военно-политических, экономических и тому подобных интересах. Напротив: свобода, равенство и братство или добро, красота и любовь не предполагают прилагательных. Как ценности они мыслятся именно «вообще», без какой-либо предметной привязки. Третье наиболее важное различие ценностей и интересов я вижу в том, что ценности, бесспорно являясь продуктом человеческой мысли, выбираются свободно и полагаются в мир нашей интеллектуальной жизни искусственно («сверху») С третьим различием связано и четвёртое: разная роль ценностей и интересов в разгорающихся вокруг них спорах и конфликтах. Как пишет Юджин Гудхарт [Гудхарт 2006], «у вас нет оснований надеяться убедить другую сторону, если вы исходите из постулата, что взгляды оппонентов определяются интересами (явными или скрытыми), неподвластными разуму». Спор по поводу так понимаемых интересов может быть только торгом, игрой с нулевой суммой. Напротив, ценностной конфликт может быть выведен в содержательный план, что сулит возможность развития политической системы в целом. Наконец, пятое, чисто прагматическое различие видится в том, что интересы политика — личные и публично декларируемые — могут как угодно далеко расходиться между собой и комбинироваться самым причудливым образом, а вот ценности, если и когда они наличествуют, должны быть согласованы (не будет же, к примеру, коммунист отстаивать либеральные ценности). В этом отношении ценности в отличие от интересов неудобны в употреблении и при последовательном обращении к ним могут создавать пользователю трудно преодолимые проблемы. 6 На практике ценности и интересы выступают как взаимно дополнительные, но нередко и как противостоящие друг другу регулятивы. Например, хорошо известно, что интересы разных политических субъектов могут сталкиваться даже при единстве ценностных ориентаций: достаточно вспомнить об отношениях США и Европы в последние годы или о трениях внутри Европейского Союза. И наоборот: близость интересов, например наличие общего врага, часто нивелирует различие ценностей (наиболее яркий пример — союз СССР с западными демократиями во Второй мировой войне). Из сопоставления ценностей и интересов, на мой взгляд, следует, что бессмысленно ставить вопрос о предпочтительности одних перед другими. На практике предпочтительно то или иное их сочетание, ограничение же (я бы сказал даже: злоупотребление) одними в ущерб другим чревато самыми плачевными последствиями. Такая «романтика» — с равным успехом революции или крови и почвы — породила самые страшные трагедии в истории человечества. Более того, похоже, что в разных культурах и на разных этапах истории ценности и интересы могут (пере) осмысливаться и (пере) квалифицироваться с точностью «до наоборот»: то, что в рамках одной культурно-исторической ситуации предстаёт в качестве интереса, в другой может занять место ценности. (Представляется, что именно такова судьба наиболее важного интереса к самосохранению, переосмысленного и занявшего в рамках европейской культуры место ценности/человеческой жизни/ — об этом чуть ниже.) Возможность использования разных регулятивов — не только ценностей и интересов, но так же идеалов, разного рода норм, традиций Имея в виду совместный учёт ценностей и интересов, можно указать три принципиально разных решения. Первое: переосмыслив понятия ценностей и интересов, построить систему выведения интересов из основополагающих ценностей (в сочетании с обстоятельствами дела), тем самым — в пределе — лишая интересы самостоятельного существования. Например, положив США оплотом демократии, можно затем выводить их [США] национальные интересы из ценности демократии. (Такое решение, видимо, недалеко от вильсонианской традиции и логики, принятой администрацией Буша-младшего.) Напротив, второе — сконструировать некое комплексное, обобщённое понятие интересов, включающее в себя ценности как одну из составных частей. (Такое решение по факту, видимо, ближе администрации В. Путина; теоретически оно было реализовано в пока не опубликованной диссертации В. Котельникова [Котельников 2002], где национальные интересы рассматриваются как включающие культурно-политические, в том числе ценностные, а также геополитические и экономические составляющие.) Наконец, третье: трактовать ценности и интересы как исходно взаимно независимые регулятивы деятельности, требующие в каждой новой ситуации особой работы по их соотнесению и В предлагаемой интерпретации систем ориентации (ценностной как искусственной и системы интересов как естественной) В данном контексте приходится учитывать, что ценности суть неотъемлемая принадлежность культуры, многообразие которой трудно оспорить. Но вот что оказывается, Далее вопрос о субординации ценностей и интересов может обсуждаться применительно к индивидуальным и коллективным субъектам разных типов и разного масштаба (вплоть до проблематичного в этом качестве человечества), к разным типам культур (европейской, мусульманской и др.) ЗаключениеВозвращаясь непосредственно к типологии политики и подводя итоги обсуждению ценностей и интересов, следует заметить, что политика ценностей и политика интересов могут и должны диверсифицироваться дальше, причём это отнюдь не схоластика, а способ упорядочить и структурировать пространство нашего мышления о политике и, — что много важнее — в политике. Собственно, это издавна делается применительно к политическим партиям, но осознание и осмысление различий в используемых ими регулятивах должно изменить наши итоговые представления по этому поводу. Прежде, чем обсуждать происходящее в рамках той или иной системы отсчёта (идеологической или «интересантской»), необходимо эксплицировать сами эти системы. Действительно, одно дело — обсуждать и выстраивать, скажем, европейскую политику России или социальную политику государства, что называется, подручными средствами, где смешаны в одну кучу ценности, идеалы, традиции и интересы, а совсем другое — делать это с помощью специальных инструментов. Практически, наверное, одно не лучше и не хуже другого, но всегда лучше иметь разные и взаимодополняющие средства решения сложных задач: собственно разработкой средств мы здесь и занимаемся. Конечно, никакая типология и теория не могут заменить всех тонкостей ситуативной формовки политики, но и ситуативность вовсе не гарантирует успеха. Наглядный пример формирования политики «подручными средствами», когда проблемы не ставятся, а замазываются, и делается не то, что нужно, а то, что можно (удобнее для авторов политики, проще, дешевле — политика ведь «искусство возможного»), даёт С. Градировский на материале демографической политики [Градировский 2008]. В итоге такая политика рискует оказаться фиктивно-демонстративной: она создаёт только видимость решения поставленных задач на перспективу, реально же может помешать позитивному ходу даже естественных процессов. Опять же одно не лучше другого, но лучше располагать разными средствами. Другое приложение обсуждаемых идей касается политического самоопределения России в современном мире. Едва ли не каждый пишущий на общественно-политические темы считает своим долгом высказаться по этому поводу. Речь идёт, в сущности, как раз об укладывающихся в рамки развиваемых здесь представлений переосмыслении и артификации политики (причём как внутренней, так и внешней) и политической субъектности России. Если пока российская политика строится на основе национальных интересов, как их понимает правящая элита, то ставится задача придать ей некое ценностное измерение вплоть до того, чтобы сделать Россию духовным лидером современного мира. Задача сколь достойная по замыслу, столь же трудная для решения. По правде говоря, за вычетом перепевов марксисткой и стандартной либеральной идеологии, в известных мне публикациях, если и присутствуют ценностно нагруженные идеи, касающиеся будущего, то их содержание недалеко уходит от известной пословицы «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Как правило, дело вообще ограничивается более или менее аргументированными ссылками на культурно-исторические особенности России, из которых выводятся разнообразные соображения по части её будущего. Подобная логика, однако, более чем уязвима: прошлое влияет на будущее, но отнюдь не определяет его. | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Библиография: | |
| |