Введение
Определяющая характеристика современного мира — борьба за право и возможность осуществления общественных изменений. Тот, кто получает эту возможность и чьи способы оказываются наиболее эффективны и более легитимны, становится распорядителем гигантских высвобождающихся ресурсов — как человеческих, так и ресурсов власти, управления, контроля над финансовыми и материальными потоками. Если в XX веке борьба шла за владение материальными ресурсами, затем — новыми технологиями, то в XXI веке борьба идёт за овладение схемами общественного переустройства.
Наиболее интересной областью методологических размышлений является «логика» изменения общественных структур и, разумеется, способы и методы осмысленной организации изменения общественных единиц и соответствующего общественного порядка. Чтобы «увидеть» эту «логику» и определить возможность осмысленного участия в процессах изменений, необходимо зафиксировать новое в общественной ситуации и построить соответствующий мыслительный аппарат для формирования организации общественного действия.
Основными точками, в которых проявляется новая организация жизни, являются:
- Быстрое развитие инфраструктур и превращение их в глобальные сети. Это создаёт новую организацию мирового и регионального хозяйства: общие для всех сети с однообразными стандартами подключения и использования, — и множество региональных «миров-экономик» с ярко выраженным социальными, культурными и хозяйственными особенностями.
- Создаётся новая социальная организация — не классовая и не стратовая. Новая социальная организация связана с формированием групп, ядром которых становится принадлежность к тому или иному типу технологических или институциональных организаций. Будущее — за социальными организмами, сращенными с той или иной технологией.
- Центры власти и влияния теряют свою жёсткую привязанность к государственным образованиям и институтам. Они становятся «блуждающими». Власть начинает концентрироваться в местах, где появляется новая, более эффективная схема организации технологических, социальных и культурных институтов, дающая неожиданный инновационный эффект. До тех пор, пока эта схема организации не выработает свой ресурс, реальная власть принадлежит носителям схемы. Появляются группы людей, реализующие различные схемы — от смены политического устройства какого-либо общества до введения новой технологической организации какой-либо сферы. Причём это делается поверх существующих институтов и других форм организации государства и жизни людей.
- Равноправие и самоорганизация культур становится фактом реальной жизни. Множество самостоятельных миров со своими культурными нормами начинают отделяться от государственной, этнической, территориальной и хозяйственной прикреплённости и жить поверх всего этого, самостоятельно, формируя собственные смыслы жизни и способы самоидентификации.
- Основной точкой направленности усилий наиболее активной и образованной части людей становится изменение общественных отношений. Новые формы организации общества приносят несравнимый с другими инновациями эффект — как с точки зрения появления новых ресурсов, так и с точки зрения новых возможностей власти.
|