![]() Всемирная торговая организация (ВТО) — World Trade Organization (WTO) — международная организация, созданная в 1995 году для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). На начало 2006 года в ВТО состояли 150 стран. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации статус наибольшего благоприятствования в торговле. | |
ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчётны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Всемирная торговая организация. История создания и краткие сведенияВсемирная торговая организация — порождение идей, возникших после окончания Второй Мировой войны. Однако для создания этой международной структуры потребовалось около полувека. После окончания Второй Мировой войны страны-победительницы попытались создать международные институты, которые были бы в состоянии устранить причины войн. ООН должна была предотвращать или пресекать войны, а три других специально сконструированных института должны были устранять экономические причины вооружённых конфликтов. Так были созданы Международный валютный фонд (International Monetary Fund), Всемирный банк (World Bank) и Международная торговая организация (International Trade Organization — ITO). Все три организации были созданы в рамках широко известных Бреттон-Вудских соглашений, подписанных в 1944 году. Однако Сенат США одобрил первые две инициативы — создание Международного валютного фонда и Всемирного банка — но воспротивился идее создания Международной торговой организации, так как последняя, как посчитали сенаторы, предусматривала передачу многих полномочий суверенного государства международной структуре. В результате, Международная торговая организация так и не была создана. Однако было подписано временное соглашение — «Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле» (General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое было призвано регулировать правила международной торговли. Именно из этого соглашения впоследствии выросла ВТО. 23 страны-члена GATT начали процесс переговоров о тарифах в 1946 году. Целью данных переговоров было стимулирование и поощрение либерализации международной торговли, а также отмена протекционистских инструментов, используемых практически всеми государствами мира с начала ВТО ставит перед собой цель увеличения объёма международной торговли путём снижения тарифов и устранения торговых ограничений. Стратегическими принципами ВТО являются:
Основополагающими правилами ВТО являются:
ВТО практикует во многом уникальный для международных институтов метод работы. Организация служит в качестве платформы для торговых переговоров, а также разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. При этом, в отличие от всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, в ВТО решения принимаются на основе консенсуса. С одной стороны, это позволяет избегать ущемления чьих-либо интересов, с другой — приводит к тому, что переговоры проходят крайне долго и сложно. Ричард Стейнберг, профессор юриспруденции Калифорнийского университета (UCLA), автор книги «Эволюция Торгового Режима» (The Evolution of the Trade Regime: Economics, Law, and Politics of the GATT/WTO), утверждает, что во многих случаях эта система даёт сбой, поскольку «большие экономики» далеко не всегда согласны принять решения, выгодные «малым экономикам». Ещё одна проблема ВТО — система разрешения торговых споров. Для этого существует особое подразделение — Совет по разрешению диспутов (Dispute Settlement Body) — особое совещание, в котором принимают участие представители всех государств, входящих в ВТО. Однако механизм проведения в жизнь подобных решений весьма аморфен, а наказаний для стран, не выполняющих подобных резолюций, не предусмотрено. Предусмотрено, что страны, нарушившие правила ВТО, будут выполнять решения Совета на добровольной основе. Сроки исправления ситуации также не предусмотрены. В результате, ВТО оказалось не в состоянии эффективно останавливать периодически вспыхивающие «торговые войны». Алгоритм вступления во Всемирную торговую организациюВ ВТО может вступить любое государство или территория, обладающее автономными правами проведения своей торговой политики. Процесс вступления ВТО делится на четыре основных этапа:
Ныне в состав ВТО входит 150 государств. Последним, в декабре 2005 года, в состав ВТО вошло Королевство Тонга. Сроки переговоров о вступлении в ВТО тех или иных стран существенно различаются. Так, рекордно короткими были переговоры о вступлении Кыргызстана, продлившиеся 2 года и 10 месяцев, самыми длинными — переговоры о вступлении Китая, затянувшиеся на 15 лет и 5 месяцев. Первым постсоветским государством, вступившим в ВТО, стал Кыргызстан (20 декабря 1998 года). За ним последовали Латвия (10 февраля 1999 года), Эстония (13 ноября 1999 года), Грузия (14 июня 2000 года), Литва (31 мая 2001 года), Молдова (26 июля 2001 года) и Армения (5 февраля 2003 года). Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан имеют статус наблюдателя и также ведут переговоры о вступлении в эту организацию. Туркменистан — единственное государство бывшего СССР, которое вообще не имеет каких-либо официальных отношений с ВТО. Критика Всемирной торговой организацииВсемирную торговую организацию критикуют буквально с момента её создания. Критика ВТО может быть разделена на две основные категории — во-первых, оспариваются её цели, во-вторых, осуждается её деятельность и внутренняя структура. Критика целей. ВТО была призвана максимально либерализовать и упростить систему международной торговли. Главные задачи ВТО — устранение тарифных и сокращение нетарифных ограничений — зиждятся на постулатах классической политэкономии, а в частности на «теории сравнительных преимуществ», согласно которой свободная торговля является оптимальной системой для всех стран без исключения. Тем не менее, некоторые современные теории экономического развития подвергают сомнению эффективность принципа laisser faire (можно перевести, как принцип невмешательства, честной игры) для стран со слабыми экономиками. Сторонники этих взглядов считают, что свободная торговля приносит пользу лишь богатым странам, обладающим сильной экономикой. Из этого вытекает, что ВТО не является независимым и непредвзятым органом, а de facto защищает интересы развитых стран. Кроме теоретико-философских противоречий, ВТО также сталкивается с критикой со стороны защитников окружающей среды. Они утверждают, что свободная торговля и дерегулирование отрицательно влияют на экологическую обстановку. Некоторые защитники окружающей среды считают, что само определение понятия «благо» в интерпретации ВТО состоит в увеличении валового внутреннего продукта, росте прибылей и так далее, что автоматически приводит к пренебрежению экологией. Таким образом, задача повышения эффективности экономик кардинально противоречит охране окружающей среды. Экономисты Майкл Вайнстайн и Стив Чарновиц, опубликовавшие исследование на эту тему (называется «Озеленение ВТО» (The Greening of the WTO) утверждают, что эта структура пытается найти необходимый баланс между обеспечением необходимых торговых условий и охраной окружающей среды, поскольку любые изменения в политике ВТО должны получить одобрение со стороны всех стран-членов. Вместе с этим, многие развивающиеся страны выступают против внедрения дорогостоящих технологий и стандартов по охране окружающей среды, так как это может подорвать их конкурентоспособность. Критика структуры и деятельности ВТО. Противники ВТО часто обвиняют её в недемократичности. Сторонники этой точки зрения уверены, что недемократичность ВТО позволяет индустриально развитым и «богатым» странам доминировать над «бедными» и развивающимися. Другим объектом критики является неэффективность деятельности ВТО. Критики утверждают, что основные требования по снижению торговых ограничений предъявляются лишь «бедным» странам, тогда как развитые страны продолжают использовать полный арсенал протекционистских мер. Экономисты Сьюзан Эссерман и Роберт Хоус в своей статье «ВТО под судом» (The WTO on Trial) подвергают деятельность ВТО скрупулёзному анализу. Так, по мнению авторов, ещё ни в какой международной структуре споры и несогласия между странами не решались таким бесцеремонным и насильственным образом, как в ВТО. Авторы пытаются выяснить, каким образом ВТО использовала беспрецедентную, по своим масштабам, власть. Ещё в 1995 году юридические нормы по решению и урегулированию международных торговых споров были предметом особой гордости основателей ВТО. Однако сегодня даже сами архитекторы международного торгового законодательства сознаются, что процесс стал неконтролируемым. Юридическая система ВТО всё больше подвергается критике Всемирная торговая организация и РоссияРоссия, впервые подавшая заявку на вступление в 1993 году, до сих пор находится в стадии переговоров. Вступление в ВТО должно помочь положить конец негативной репутации России как страны, рискованной для инвестиций и, по некоторым оценкам, приведёт к увеличению размера её экономики на десятки миллиардов долларов каждый год. Считается, что этому будет способствовать устранение торговых барьеров, рост товарооборота и диверсификация торговли между Россией и рынками остального мира, а также значительный приток внешних инвестиций, технологий и стандартов. В настоящее время Россия фактически находится в начальной точке интеграции в мировую экономику и имеет недостаток собственных ресурсов для экономического развития. Интеграция должна помочь российской экономике преодолеть этот барьер. Нормы ВТО регулируются и охраняются международным правом, что в свою очередь поможет обеспечивать легитимность бизнес-процессов в стране. Вместе с тем, вступление в ВТО таит в себе и множество неясностей для российского бизнес-сообщества, которое опасается конкуренции со стороны иностранных игроков с лучшими стандартами качества товаров и услуг в связи с их ожидаемым приходом на российский рынок. Интересно отметить, что почти половина россиян (46 процентов) не знают о существовании Всемирной торговой организации (ВТО), но при этом треть граждан РФ поддерживают идею вступления России в эту организацию. Таковы результаты опроса, проведённого Фондом Общественное мнение (ФОМ) | |