Зародившийся в Соединённых Штатах Америки глобальный финансовый кризис похоронил не только легендарные финансовые корпорации Уолл-Стрит. Вместе с ними обанкротилась определённая концепция либерального капитализма, а бренду «Америка» нанесён громадный ущерб, считает Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) — один из ведущих аналитиков США. Об этом он пишет в своей статье «Закат корпорации Америка» (The Fall of America, Inc.), опубликованной 13 октября 2008 года в журнале Newsweek. Фрэнсис Фукуяма — американский социальный философ и политолог, постоянный консультант RAND Corporation, сотрудник факультета общественной политики в Университете Джорджа Мэйсона в Вашингтоне, профессор Школы углублённых международных исследований Пола Нитце при Университете Джона Хопкинса, почётный доктор Колледжа Штата Коннектикут и Колледжа Доан, член американской Ассоциации политической науки, Совета по международным отношениям, Тихоокеанского Совета по международной политике и организации «Глобальная деловая сеть», член редакционной коллегии журнала «Journal of Democracy». Широкую известность приобрёл в 1992 году после того, как была опубликована его работа «Конец истории» (The End of History and the Last Man), в которой Фукуяма доказывал, что после краха СССР и коммунистического блока у идеологии либерализма не осталось соперников. |
|
Вместе с некоторыми из самых легендарных фирм Уолл-стрит обанкротилась определённая концепция капитализма. Как нам восстановить доверие к нашему бренду? Банкротство самых легендарных инвестиционных банков Америки. Сокращение капитализации фондового рынка на триллион долларов с лишним за один день. Американским налогоплательщикам выставлен счёт на 700 млрд долларов. Более колоссальный крах Уолл-стрит, пожалуй, невозможен. Американцы вопрошают, почему они обязаны выкладывать столь невообразимые суммы за спасение экономики. Но мало кто говорит о менее осязаемых, но в потенциале намного более громадных убытках Соединённых Штатов Америки — ущербе для бренда «Америка» в результате финансового кризиса. Идеи — это одна из главных статей нашего экспорта, а с начала Первая идея — это определённая концепция капитализма, гласившая, что двигателем экономического роста являются невысокие налоги, мягкие регулятивные механизмы и ограниченная по сравнению с прежними временами роль правительства. Рейганизм обратил вспять тенденцию ко всё большему наращиванию мощи правительства, которая существовала последние 100 лет. Отказ от регулирования стал девизом современности не только в США, но и по всему миру. Вторая великая идея состояла в том, что Америка поощряет по всему миру либеральную демократию, которая считалась лучшим путём к более благополучной и открытой международной архитектуре. Мощь и влиятельность Америки опирались не только на наши вооружения и доллары, но и на тот факт, что большинство жителей планеты позитивно оценивало американскую форму самоуправления и желало преобразить собственные общества по той же модели. Политолог Джозеф Най назвал это явление нашей «мягкой силой». Теперь даже не укладывается в голове, насколько сильно скомпрометированы эти отличительные черты американского бренда. В Демократия была опорочена ещё раньше. Едва было доказано, что Саддам Хусейн не располагал оружием массового поражения, администрация Джорджа Буша попыталась найти новое оправдание для войны в Ираке, увязав её с широкой «программой свободы»: пропаганда демократии внезапно превратилась в главное оружие войны с терроризмом. Многие люди в разных странах мира находят, что заявления Америки о демократии сильно смахивают на предлог для укрепления американской гегемонии. Выбор, перед которым мы стоим сегодня, далеко не сводится к вопросу об антикризисном плане Полсона или президентской предвыборной кампании. Бренд Америки подвергается жёсткой проверке на прочность в период, когда другие модели — например китайская или российская — выглядят все привлекательнее. Вернуть нашей стране доброе имя, а нашему бренду — притягательность, — это во многом не менее титаническая задача, чем стабилизация финансового сектора. И у Барака Обамы, и у Джона Маккейна есть свои сильные стороны — у каждого свои — которые они поставят на службу этой задаче. Но, кто бы из них ни победил, его ждёт многолетний тяжкий труд, движение в гору. Причём к этому труду даже нельзя приступать, пока мы точно не уясним, в чём состояла оплошность: какие именно аспекты американской модели являются здравыми, какие неверно осуществлялись на практике и от каких вообще придётся отказаться. Как отметили многие комментаторы, крах Уолл-стрит — это веха, знаменующая конец эпохи Рейгана. В этом смысле они, несомненно, правы. Большие идеи рождаются в контексте определённой исторической эпохи. Им редко удаётся пережить кардинальные перемены в обстановке. Вот почему в политической жизни доминирование левых и господство правых обычно сменяют друг друга циклически, на памяти одного поколения. Для своего времени рейганизм (или тэтчеризм — его британская разновидность) подходил отлично. Со времён «Нового курса» Франклина Рузвельта в В международных отношениях рейгановская революция породила «Вашингтонский консенсус», на основе которого Вашингтон и институты, находящиеся под его влиянием, — например, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк — побуждали развивающиеся страны открывать доступ к их экономике. Хотя популисты типа Уго Чавеса регулярно клянут Вашингтонский консенсус, он успешно смягчил негативные последствия кризиса вокруг латиноамериканских долгов в начале 1980-х, когда страны типа Аргентины и Бразилии страдали от гиперинфляции. Сходная рыночная политика сделала Китай и Индию теми экономическими колоссами, которыми они являются сегодня. А если Как и все движения, преобразующие общество, рейгановская революция сбилась с дороги, так как для многих сторонников она сделалась непогрешимой идеологией, а не прагматичным ответом на крайности государства благосостояния. Две идеи получили сакральный статус: «налоговые льготы себя окупят» и «финансовые рынки могут саморегулироваться». До Тут есть ещё более важный момент: Второй священный принцип эпохи Рейгана — отказ от регулирования финансового сектора — пропагандировался сомнительным союзом искренних сторонников и компаний с Уолл-стрит, и к Беда в том, что Уолл-стрит принципиально отличается, например, от Кремниевой долины, где благотворным является именно щадящее регулирование. Финансовые институты зиждутся на доверии к ним, а доверие возможно, только если правительства обеспечивают прозрачность финансовой системы и удерживают её от попыток рисковать чужими деньгами. Специфика финансового сектора также состоит в том, что банкротство финансового учреждения наносит урон не только его акционерам и сотрудникам, но и множеству безвинных «случайных прохожих» (экономисты сухо называют этот феномен «негативными побочными эффектами»). На протяжении последнего десятилетия наблюдались очевидные симптомы того, что революция Рейгана сбилась с дороги и сделалась опасной. Одним из ранних звоночков стал финансовый кризис в Азии в 1997–1998 годах. Такие страны, как Таиланд и Южная Корея, следуя советам Америки и поддавшись её нажиму, в начале Был и другой настораживающий признак — у Америки накапливались структурные дефициты. После 1997 года Китай и ряд других стран стали скупать американские доллары в рамках целенаправленной стратегии по ослаблению собственных валют, чтобы обеспечить бесперебойную работу своих заводов и уберечься от финансовых потрясений. «Америку после 11 сентября» это отлично устраивало: это значило, что мы можем одновременно сократить налоги, финансировать безумный бум розничного потребления, оплачивать две дорогостоящие войны — и всё это при фискальном дефиците. Колоссальный и неуклонно растущий торговый дефицит, возникший в результате — к 2007 году он составлял 700 млрд долларов в год — очевидно, было невозможно выдержать; рано или поздно иностранцы пришли бы к выводу, что Америка — не самое надёжное место для размещения их средств. Падение американского доллара указывает, что этот час пробил. Очевидно, Чейни неправ — дефицит Даже в самой Америке оборотная сторона дерегулирования стала очевидна задолго до краха Уолл-стрит. В Калифорнии в Все это наводит на вывод, что эпоха Рейгана должна была закончиться намного раньше. Отчасти её живучесть объясняется тем, что Демократическая партия не смогла выдвинуть убедительных аргументов и внушающих доверие кандидатов. Но есть и другая причина — особенность Америки, кардинально отличающая нашу страну от Европы. В Европе менее образованные слои населения, рабочий класс преданно голосуют за социалистические, коммунистические и другие левые партии, руководствуясь своими экономическими интересами. В США этот электорат может ринуться как направо, так и налево. В период «Нового курса» он был частью грандиозной демократической коалиции Рузвельта — коалиции, которая просуществовала все годы так называемого «Великого общества» (программы реформ. — Прим. ред.) Линдона Джонсона в 1960-х. Но при Никсоне и Рейгане они начали голосовать за республиканцев. В Именно этот электорат и предопределит исход ноябрьских выборов, в том числе потому, что он сконцентрирован в ряде «колеблющихся» штатов типа Огайо и Пенсильвании. Предпочтут ли эти люди более далёкого от них Барака Обаму — гарвардского выпускника, который, однако, более точно отражает их экономические интересы? Либо они останутся верны людям, с которыми им легче себя идентифицировать, — Джону Маккейну и Саре Пэйлин? Для того чтобы привести к власти демократов, в своё время потребовался экономический кризис колоссального масштаба, длившийся с 1929 по 1931 год. По данным социологических опросов, в октябре 2008 года мы, возможно, вновь оказались в такой точке. Второй ключевой компонент американского бренда — это демократия и готовность США поддерживать другие демократии на всей планете. Эта идеалистическая жилка постоянно присутствует во внешней политике США на протяжении прошедшего века — от Лиги Наций Вудро Вильсона до «Четырёх свобод» Рузвельта и призыва Рейгана «разрушить эту стену», адресованного Михаилу Горбачёву. Продвижение демократии — путём дипломатических усилий, оказания помощи общественным организациям, свободным СМИ и так далее — никогда не вызывало нареканий. Но теперь возникла проблема: ссылаясь на демократию для оправдания войны в Ираке, администрация Буша многим дала понять, будто «демократия» — это зашифрованное обозначение военной интервенции и смены существующего режима. (Хаос, воцарившийся в Ираке после вторжения, тоже не очень-то улучшил имидж демократии). Ближний Восток в особенности является минным полем для любой американской администрации, поскольку Америка поддерживает недемократических союзников типа Саудовской Аравии и отказывается иметь дело с организациями типа «Хамаса» и «Хизбаллы», которые пришли к власти в результате выборов. Когда мы выдвигаем «программу свободы», к нам не испытывают особого доверия. Большим пятном на репутации американской модели стал и тот факт, что администрация Буша применяет пытки. После 11 сентября американцы проявили настораживающую готовность ради безопасности поступиться конституционными гарантиями своих прав. Отныне символом США для многих людей в мире является уже не статуя Свободы, а база в Гуантанамо и заключённые «Абу-Грейб» с мешками на голове. Кто бы ни победил на президентских выборах через месяц, американская и мировая политика начнёт вступать в новый цикл своего развития. Демократическое большинство в Палате представителей и Сенате наверняка ещё более увеличится. Среди населения зреет горячее недовольство, поскольку крах Уолл-стрит захватывает и рядовых американцев с Мейн-Стрит. Все популярнее становится мнение, что во многих секторах экономики необходимо заново ввести регулирование. На мировой арене США уже не будут играть роль гегемона, которая была им свойственна до самого последнего времени. Эту перемену подчеркнуло российское вторжение в Грузию 7 августа. У Америки будет меньше возможностей задавать тон в глобальной экономике посредством торговых соглашений, МВФ и Всемирного банка, а также распределения наших финансовых ресурсов. Кроме того, во многих регионах мира американские идеи, советы и даже помощь будут приветствоваться меньше, чем теперь. Кто же из кандидатов в нынешних обстоятельствах лучше подготовлен для ребрендинга Америки? Барак Обама, очевидно, не столь обременен багажом недавнего прошлого, как его соперник. Он стремится преодолевать нынешние межпартийные разногласия, предлагая работать сообща. В душе он, Влияние Америки можно восстановить, и в конце концов оно будет восстановлено. Поскольку экономический спад, вероятно, захватит весь мир в целом, ещё неясно, сложится ли судьба китайской или российской моделей заметно лучше, чем американской. В Однако, чтобы возродиться вновь, нам необходима способность осуществить ряд кардинальных перемен. Прежде всего надо освободиться от смирительной рубашки рейгановских времён, которая сковывает систему налогообложения и регуляторы. Снижение налогов вызывает приятные чувства, но само по себе не обязательно стимулирует экономический рост или повышение зарплаты; в условиях нашего долгосрочного фискального положения нужно честно сказать американцам, что в будущем им придётся за все платить самим. Дерегулирование или неспособность регуляторов уследить за быстрой эволюцией рынков может обойтись невероятно дорого, как мы уже наблюдали. Весь государственный сектор — плохо финансируемый, деморализованный, страдающий от нехватки профессионалов — следует пересоздать заново и вдохнуть в него новое чувство достоинства. Есть определённая работа, с которой может справиться только правительство. Разумеется, при осуществлении этих преобразований существует опасность, что коррекция окажется слишком рьяной. Строгий надзор над финансовыми институтами необходим, но неясно, насколько он нужен в других секторах экономики. Свобода торговли остаётся мощным двигателем экономического роста, а также инструментом американской дипломатии. Мы должны не защищать уже существующие рабочие места, а лучше помогать работникам приспособиться к новым условиям в глобальном масштабе. Безудержные расходы на социальную сферу вовсе не гарантируют процветания — как не гарантирует его и сокращение налогов. Траты на выкуп акций государством и долгосрочная слабость доллара означают, что в будущем инфляция станет серьёзной угрозой. Безответственная фискальная политика, вполне возможно, усугубит проблему. Теперь за пределами Америки мало кто будет прислушиваться к нашим советам. И всё же многим будет полезно перенять некоторые аспекты модели Рейгана. Разумеется, я имею в виду не дерегулирование финансового рынка. Но в континентальной Европе работники до сих пор наслаждаются длинными отпусками, короткими рабочими неделями, гарантиями от увольнения и другими льготами, которые снижают производительность их труда и в финансовом плане окажутся просто не по карману. Вялая реакция на кризис Уолл-стрит демонстрирует, что главные преобразования необходимы нашей политической сфере. Революция Рейгана покончила с полувековым господством либералов и демократов в американской политической жизни и создала простор для разнообразных подходов к проблемам своего времени. Но с течением лет былые свежие идеи закостенели, сделались замшелыми догмами. Уровень политических дебатов снизился, скатился до грубости, так как поборники узкопартийных интересов оспаривают не только идеи, но и мотивы своих оппонентов. Все это осложняет процесс адаптации к новым и сложным реалиям, с которыми мы столкнулись. Таким образом, главным экзаменом для американской модели станет вопрос о том, способна ли она в очередной раз сама себя пересоздать. Удачный брендинг — это вовсе не попытки накрасить свинье губы помадой (как выразился некий кандидат в президенты). Для удачного брендинга в первую очередь нужно предлагать людям хороший и нужный товар. Американскую демократию ожидает напряжённая работа. |
|