11 мая руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Михаил Сеславинский в выступлении на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России обозначил перспективные тенденции медиаотрасли. Ключевая тенденция отрасли — теперь цифровые технологии определяют информационную картину мира, и роль их будет только усиливаться. Для изменений на рынке средств массовой информации характерны цифровизация и конвергенция, а также использование возможностей социальных сетей и собственных блогов для активного проникновения в медиапространство. Она реализуется не только на уровне отдельных журналистов или коллективов, но и в масштабе корпораций. Так, агентство РИА «Новости» в минувшем году зарегистрировало 17 каналов в социальной сети Facebook и 9 каналов в сервисе микроблогов Twitter, а его проект по развитию гражданской журналистики «Ты репортёр» стал реальным источником новостной информации. С другой стороны, «журналист — не блогер — это уход в прошлое», — отметил Сеславинский. Что касается прессы, то «экономическая модель, основанная на продаже бумажных копий и привлечении рекламы под продаваемые тиражи, пока доминирует безраздельно», — констатировал Сеславинский. Свои прибыли в будущем издательские дома связывают в основном с рынками рекламы и дистрибуции прессы. Всё чаще говорится о стратегии развития «360 градусов», нацеленной на охват всех возможных медийных носителей для формирования комплексного пакета рекламных услуг, позволяющего охватить максимальную аудиторию. Однако максимальную прибыль, по словам руководителя Роспечати, по-прежнему приносит сеть розничной продажи прессы, хотя в последнее время наблюдается стагнация рынка подписки на печать. Новые технологии полностью меняют процесс журналистского производства. Повсеместный доступ в Интернет и оптимизация издержек изменили редакции. Их сотрудники стали выполнять ранее несвойственные им обязанности, ньюсрумы превратились в новые формы взаимодействия и управления. Профессия журналиста стала более требовательной, напряжённой и даже стрессовой. Трансформируется и кадровая политика: число штатных сотрудников редакций уменьшается, и вместо них работают журналистские бюро и фрилансеры. Печатные СМИ никуда не денутся — другое дело, что их станет меньше. Динамика рынка приведёт к тому, что система дистрибьюции принципиально изменится. Издатели будут сокращать затраты по всей цепи распространения прессы, оптимизировать технологические процессы, стремиться к высокой эффективности продаж, расширять список услуг, предоставляемых оптовыми и розничными игроками, использовать новые медиа-технологии. Кроме того, аудитория уже привыкла пользоваться электронными версиями СМИ бесплатно. Это беспокоит издателей, которым надо обеспечивать прибыльность сайта и электронных приложений. Печатная пресса может выдержать конкуренцию с другими СМИ, если станет их неким подобием — своеобразным «мультимедийным навигатором» в мире новостей, развлечений, товаров и услуг. |
|