Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2014 году

09.04.2015. 12:00
Смыслография

Аналитическое агентство «Смыслография» (подразделение коммуникационной группы «АГТ») провело исследование присутствия регионов России в глобальном информационном поле по итогам 2014 года, результатом которого стал коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных средствах массовой информации.

Первый коммуникационный рейтинг российских регионов по материалам зарубежных СМИ, проведённый в рамках совместного проекта агентства «Смыслография» и компании Dow Jones, выявил особенности восприятия ведущими англоязычными СМИ крупных информационных поводов. Разработанная специалистами агентства методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов Российской Федерации в ТОП–100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva (подразделение компании Dow Jones). Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Подобная методология позволяет объективно отразить привлекательность субъектов Российской Федерации для ведущих зарубежных СМИ, а следовательно выявить и оценить тот образ российских регионов, который формируется за рубежом.

Из рейтинга исключена Москва, являющаяся бесспорным лидером по упоминаемости в зарубежных СМИ. Данное решение обусловлено повышенным вниманием иностранных журналистов к Москве как дипломатическому центру, вовлечённому в широкую сеть международных связей. Столица страны выступает в зарубежных медиа как символ и синоним России в целом, а не в качестве одного из множества регионов, поэтому её сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным. Также в рейтинге не учитывались Республика Крым и Севастополь, поскольку по ним отсутствовала база для сравнения с предыдущим периодом.

Как и годом ранее, российские регионы фигурируют в зарубежных СМИ, прежде всего, в привязке к спортивным мероприятиям (особенно матчам футбольной премьер-лиги), а также в связи с проектами в области топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли. Это особенно справедливо по отношению к субъектам Федерации, занявшим верхние строчки рейтинга. Следует также отметить, что в ТОП–10 имеет место высокий уровень преемственности результатов по сравнению с 2013 годом: лишь два региона из первой десятки не были представлены в ней годом ранее — это республика Мордовия и Тульская область.

Лидером рейтинга стала Республика Татарстан, причём связано это в очень большой степени со спортивными сюжетами — как текущими, так и перспективными. Из первых можно отметить выступления ФК «Рубин», а из будущих — проведение в Казани чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году, а также матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Вообще, футбол играет роль едва ли не ключевого драйвера в международном продвижении российских территорий: для обоих новичков первой десятки рейтинга 2014 год ознаменовался выходом соответствующей региональной команды в высший дивизион отечественного футбола («Мордовия», «Арсенал»). В случае Мордовии дополнительный интерес у иностранных СМИ вызвал выбор Саранска как одного из городов проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. В Тульской области ещё один обративший на себя внимание за рубежом сюжет оказался не связан со спортом: он касается строительства автомобильного завода GreatWall Motor.

Ханты-Мансийский автономный округ выступает в роли своеобразной модели российского региона, интересного иностранным медиа за счёт сочетания в своей повестке двух ключевых компонентов, привлекающих особое внимание, а именно, спорта и нефти. Наряду с обсуждением ресурсного потенциала территории зарубежные СМИ не преминули коснуться темы проходившего в регионе Чемпионата мира по шахматам и ежегодного этапа кубка мира по биатлону.

Из ведущих российских регионов то же самое можно сказать о Самарской области (футбольная команда которой, впрочем, покинула премьер-лигу по итогам сезона 2013–2014 годов) и о непосредственно примыкающей к ведущей десятке Республике Башкортостан (11-я строчка рейтинга), где наряду с приходом ФК «Уфа» в высший футбольный дивизион медиа обращали внимание на деятельность компании «Башнефть».

Напротив, Сахалинская область и приморский край упоминаются исключительно в контексте нефтегазовых проектов: «Сахалин–1», «Сахалин–2», «Владивосток СПГ». Показательно, что наряду с добычей зарубежные медиа обращают внимание на экспорт — нефтепродуктов из Сахалинской области и сжиженного природного газа из приморья.

Снижение позиций в рейтинге в 2014 года иногда в меньшей степени вызвано природными или техногенными происшествиями, а в большей степени претензиями зарубежных медиа, имеющими порой политическую окраску. Так, например, потеря Калининградской областью места в ТОП–10 объясняется увеличением материалов негативного характера, в которых регион увязывается с «военной угрозой России», нарушением воздушного пространства Европейского Союза, отказом Российской Федерации от соглашения с Литвой о взаимных военных инспекциях, проводившихся на российской территории именно в Калининградской области.

В то же время в других случаях значимость сохраняют и традиционные факторы. Так, рекордное падение Саратовской области (потерявшей 42 позиции) обусловлено освещением англоязычными СМИ пожара на НПЗ Роснефти в регионе, а также криминальной деятельности местного жителя, занимавшегося написанием и продажей компьютерных вирусов.

Комментирует Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ: «Обращает на себя внимание, что по итогам 2014 года в десятке лидеров рейтинга не осталось ни одной столицы федерального округа. Это фиксация наметившейся тенденции, что во взаимодействии с зарубежным информационным полем административный ресурс не является решающим. При этом усилия по продвижению регионов, очевидно, должны носить регулярный характер, так как в противном случае высока вероятность серьёзной утраты позиций. Показателен пример Алтайского края, потерявшего 41 позицию за год. В 2014 году Алтайский край фактически не занимался собственным продвижением в англоязычном медиаполе и занял 77 место из 82 регионов, значительно снизив тем самым эффективность своей во многом образцовой работы по созданию инвестиционной и туристической привлекательности».

Комментирует директор аналитического направления агентства «Смыслография» Григорий Кислин: «Рейтинг регионов России 2014 года в существенной степени продолжает тенденции, наметившиеся ранее. Информационно-имиджевый импульс, который дальневосточные территории получили благодаря саммиту АТЭС 2012 года, по-прежнему находит отражение в глобальном информационном пространстве. Устойчиво высокие позиции Сахалинской области и приморского края указывают на понимание иностранными СМИ важности и долгосрочности разворота России в тихоокеанском направлении».

РейтингРегионОбщий баллТренд
1Республика Татарстан141+6
2Пермский край140+4
3Сахалинская область139-2
4Ханты-Мансийский автономный округ — Югра137-1
5–6Самарская область136+4
5–6Республика Мордовия136+31
7Тульская область135+58
8Томская область131-6
9–10Краснодарский край127-5
9–10Приморский край127+1
11Республика Башкортостан126+11
12Нижегородская область124-5
13Свердловская область123+5
14Хабаровский край122+8
15Калужская область121+12
16Санкт-Петербург116-3
17Ярославская область115+25
18–19Оренбургская область114-7
18–19Красноярский край114+35
20–21Калининградская область111-16
20–21Тюменская область111-4
22Астраханская область108+26
23Московская область105+29
24Мурманская область103+21
25–28Ямало-Ненецкий автономный округ100-11
25–28Рязанская область100-7
25–28Республика Саха (Якутия)100+6
25–28Республика Тыва100+24
29Омская область99-12
30Республика Дагестан97-4
31Чувашская Республика96+10
32Удмуртская Республика95-20
33–35Челябинская область93+5
33–35Республика Коми93+24
33–35Пензенская область93+36
36Новосибирская область92-16
37–38Иркутская область91-17
37–38Архангельская область91+28
39Республика Бурятия89-17
40Чеченская Республика87+2
41Ленинградская область85-8
42Ненецкий автономный округ84+0
43Ульяновская область83-13
44Ростовская область82+14
45–46Камчатский край81+0
45–46Волгоградская область81+4
47Воронежская область80+8
48Ставропольский край77+1
49–50Амурская область75+24
49–50Магаданская область75-22
51Белгородская область74+7
52Республика Карелия73+16
53Орловская область72+12
54Курская область67-14
55Брянская область66-33
56–57Республика Калмыкия64+17
56–57Саратовская область64-42
58–59Республика Марий Эл60+14
58–59Тверская область60+20
60–61Курганская область55+22
60–61Липецкая область55-22
62–64Забайкальский край53-35
62–64Республика Северная Осетия — Алания53-27
62–64Смоленская область53-2
65Псковская область52+4
66Чукотский автономный округ51-33
67Костромская область49+6
68Вологодская область48-7
69–70Новгородская область43-37
69–70Республика Хакасия43+0
71–72Кировская область42-26
71–72Республика Ингушетия42-8
73Кабардино-Балкарская Республика41-10
74–75Еврейская автономная область39+3
74–75Кемеровская область39-13
76Республика Адыгея37+3
77Алтайский край32-41
78Тамбовская область29-2
79Ивановская область28-25
80Владимирская область15-1
81Республика Алтай14-25
82Карачаево-Черкесская Республика12-1
Выходные сведенияАналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2014 году. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 09.04.2015. 12:00. URL: https://gtmarket.ru/news/2015/04/09/7124

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.
Современный промышленный вакуумный упаковщик приобрести в России