Аналитическое агентство «Смыслография» (подразделение коммуникационной группы «АГТ») провело исследование присутствия регионов России в глобальном информационном поле по итогам 2013 года, результатом которого стал коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных средствах массовой информации. Первый коммуникационный рейтинг российских регионов по материалам зарубежных СМИ, проведённый в рамках совместного проекта агентства «Смыслография» и компании Dow Jones, выявил особенности восприятия ведущими англоязычными СМИ крупных информационных поводов. Разработанная специалистами агентства методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов Российской Федерации в ТОП–100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva (подразделение компании Dow Jones). Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Подобная методология позволяет объективно отразить привлекательность субъектов Российской Федерации для ведущих зарубежных СМИ, а следовательно выявить и оценить тот образ российских регионов, который формируется за рубежом. Из рейтинга исключена Москва, являющаяся бесспорным лидером по упоминаемости в зарубежных СМИ. Данное решение обусловлено повышенным вниманием иностранных журналистов к Москве как дипломатическому центру, вовлечённому в широкую сеть международных связей. Столица страны выступает в зарубежных медиа как символ и синоним России в целом, а не в качестве одного из множества регионов, поэтому её сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным. Ведущая десятка коммуникационного рейтинга российских регионов по итогам 2013 года представлена в таблице ниже.
Как и в 2012 году, выделяются два основных контекста упоминания российских регионов в зарубежных СМИ — это материалы, посвящённые нефтегазовой отрасли и деятельности крупнейших российских игроков этого сектора на региональном уровне, а также публикации о различных спортивных событиях, в первую очередь победы и поражения российских футбольных клубов, входящих в премьер-лигу. При этом в 2013 году такой существенный ранее фактор упоминания субъектов Российской Федерации в зарубежных СМИ как визиты первых лиц государства в регионы не сыграл значимую роль. Сахалинская область второй год подряд выходит в лидеры рейтинга, совмещая высокие показатели как по количеству упоминаний в англоязычных СМИ, так и по благоприятности освещения региона. В большинстве материалов Сахалинская область упоминается в контексте реализация проектов «Сахалин–1» и «Сахалин–2». Томская область также демонстрирует преемственность ежегодных показателей рейтинга, третий год подряд занимая позиции в пятёрке лидеров. Драйвером внимания зарубежных СМИ к региону в 2013 году послужила деятельность «Томской распределительной компании», находящейся под управлением французской «ЭРДФ Восток», а также спортивные результаты футбольного клуба «Томь». Ханты-Мансийский автономный округ — Югра упоминается зарубежными СМИ как крупнейший российский регион по добыче нефти. Также позитивно на позиции региона в рейтинге повлиял этап Кубка мира по биатлону, состоявшийся в Ханты-Мансийске в марте 2013 года. Рейтинг ХМАО значительно увеличился по сравнению с прошлым годом благодаря общему росту числа статей: среди десятки лидеров регион продемонстрировал наибольший прирост количества упоминаний в зарубежных СМИ (52%) на фоне практически полного отсутствия негативных публикаций. Большинство регионов попали в десятку лидеров благодаря интересу СМИ к результатам футбольных клубов, входящих в российскую премьер-лигу. Так Краснодарский край освещался в контексте игр ФК «Кубань», Пермский край — в контексте результатов ФК «Амкар», Нижегородская область упоминалась в связи с ФК «Волга», а Республика Татарстан в связи с ФК «Рубин». Рост позиций Республики Татарстан в рейтинге во многом связан с проведением другого международного спортивного мероприятия — Всемирной летней Универсиады в Казани. Помимо этого целый ряд российских регионов, в том числе Калининградская область, фигурировали в англоязычных СМИ в связи с эстафетой Олимпийского огня. Комментирует Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ: «В этом контексте интересно обратить внимание на позиционирование Краснодарского края в зарубежных изданиях. Регион на протяжении всех трёх лет мониторинга практически не связывался англоязычными СМИ с грядущими Олимпийскими играми, а в многочисленных материалах об Олимпиаде упоминался лишь город Сочи. В 2014 году Кубани нужно преодолеть этот устойчивый тренд и постараться добавить географическую привязку к Краснодарскому краю, как минимум, в контексте стартующей в Сочи в октябре 2014 года Формулы–1, а также будущих сочинских этапов спортивных кубков мира, которые удастся провести в регионе, начиная с зимы Снижение позиций регионов в рейтинге было связано с природными катастрофами, прежде всего с крупнейшим наводнением, затронувшим целый ряд регионов Дальнего Востока, в том числе Амурскую область и Хабаровский край. Зарубежные масс-медиа активно освещали авиакатастрофу Boeing 737 в Казани 17 ноября 2013, однако это не отразилось на позициях Татарстана в рейтинге: негативный эффект от этих публикаций был нивелирован большим объёмом позитивных и нейтральных материалов. Ещё одна катастрофа — ряд террористических актов в Волгограде — значительно снизила рейтинговые позиции Волгоградской области. Некоторые регионы потеряли свои позиции Комментирует Григорий Кислин, директор аналитического направления агентства «Смыслография»: «Как можно видеть по результатам рейтинга, круг регионов-лидеров достаточно стабилен. Географически в поле зрения западных медиа попадают как приграничные территории (Приморье, Сахалинская, Калининградская области), так и глубинные субъекты федерации, имеющие собственное лицо, — Пермский край, Татарстан. Любопытную динамику демонстрирует Удмуртия, второй год подряд прибавляющая несколько десятков позиций. Частично это связано с вызвавшим резонанс во всём мире уходом из жизни в прошлом году Михаила Калашникова — создателя всемирно известного оружия. Интересно, сумеет ли Удмуртия удержать набранные позиции в 2014 году? Если она обоснуется хотя бы во втором десятке рейтинга, это можно будет счесть полномасштабным прорывом». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||