Аналитическое агентство «Смыслография» представило исследование присутствия российского бизнеса в зарубежных медиа в 2013 году
27.05.2014. 13:00
Аналитическое агентство «Смыслография» (подразделение коммуникационной группы «АГТ») провело исследование «Карта российского бизнеса в зарубежных медиа 2013», посвящённое присутствию российских компаний в зарубежных средствах массовой информации по итогам 2013 года.
«Карта российского бизнеса в зарубежных медиа» подготовлена на основе анализа публикаций 80 англоязычных деловых и общественно-политических медиа из стран «Большой двадцатки» (исключая Россию), а также Центральной и Восточной Европы. Особый акцент сделан на двух ключевых государствах, играющих ведущую роль в мировой экономике и финансах и имеющих международно-значимый пул медиа, — США и Великобритании. В остальных государствах «Большой двадцатки» и Центральной и Восточной Европы были отобраны по несколько ведущих англоязычных медиа, чаще других пишущих о России.
При построении карты российского бизнеса оценивалось количество упоминаний в зарубежных СМИ крупнейших компаний России по объёму реализации продукции, представленных в рейтинге РА «Эксперт» за 2013 год. Из рейтинга «Эксперта» были отобраны первые 100 компаний за исключением игроков с иностранными брендами («Ашан», PepsiCo и другие). Анализ проводился в строгом соответствии с перечнем «Эксперта», в котором ряд крупных организаций рассматривается не отдельно, а в рамках конгломератов или материнских структур (например, в нём отсутствуют «Мобильные телесистемы», но есть АФК «Система»). Для поиска использовались только официальные названия компаний без учёта отдельных брендов, дочерних структур и тому подобного. Поиск проводился с использованием информационно-аналитической службы Factiva (подразделение компании Dow Jones). По результатам исследования был сформирован ТОП–50 наиболее упоминаемых компаний в зарубежных медиа в 2013 году.
Ключевые тренды, наблюдавшиеся в зарубежных медиа в 2012 году, сохранили свою силу и в 2013 году. Зарубежные СМИ по-прежнему демонстрируют неравномерный интерес к российским компаниям. Среди лидеров интереса в отраслевом разрезе ведущие места занимают компании топливно-энергетического комплекса (53,1% от общего числа упоминаний), сферы услуг (24,2%), а также добычи и переработки (21%), тогда как интерес к российской промышленности составил лишь 1,7%.
Исследование продемонстрировало несколько основных факторов интереса иностранных медиа к российскому бизнесу:
Принадлежность компаний к нефтегазовому комплексу. Среди организаций данной отрасли в карте бизнеса фигурируют «Газпром», «НоваТЭК», «НК Роснефть», «ТНК-BP», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «РуссНефть», «Транснефть».
Наличие иностранных активов. Это относится к «Вымпелкому», активно действующему на ряде национальных рынков, включая Италию, Канаду и Украину, и «Сбербанку», пришедшему на новые для себя рынки — в Турции и Восточной Европе. Сюда же относятся и планы по выходу на иностранные рынки, как в случае ритейлера «Магнит», собирающегося создать транспортную компанию в Венгрии, или компании «ТВЭЛ», намеревавшейся построить топливный завод на территории Чехии.
Статус эмитента на международных биржах. В их числе оказались как компании, относительно недавно проводившие IPO («Мегафон»), так и давно торгующиеся в Лондоне или Нью-Йорке — «Мечел», «Норильский Никель», «Северсталь». Особый случай представляет собой ситуация с компанией «Евраз», входящей в список FTSE 250 (листинг на Лондонской бирже). Как таковая она регулярно попадает в поле зрения британских СМИ.
Наличие иностранного собственника, поставщика, партнёра. Этот фактор повлиял на представленность в карте российского бизнеса «АвтоВАЗа» и «Балтики» (упоминаются в связи со своими акционерами в лице Renault и Carlsberg), «Мегафона», сотрудничающего с испанской Telefonica в сфере закупок оборудования, X 5 Retail Group, заключившей контракт с чешской компанией Racio на поставку её продукции в магазины ритейлера.
Комментарии по ситуации в российской и мировой экономике. Регулярное комментирование ситуации в российской и мировой экономике экспертами соответствующей организации, что характерно преимущественно для банков (ВТБ, «Сбербанка», «Альфа-банка») и их инвестиционных подразделений.
Совместные проекты с зарубежными участниками. Например, соглашение «Вымпелкома» с Deutsche Telekom об организации межсетевого пиринга сетей IPX, сотрудничество между РЖД и эстонской AS GoRail по запуску второго поезда по маршруту Таллин-Санкт-Петербург или соглашение «Газпрома» с китайской China National Petroleum Corporation о поставках газа в Китай по восточному маршруту.
Сделки с зарубежными игроками по покупке/продаже активов. Так, одним из факторов внимания иностранных СМИ к Группе ВТБ была продажа ВТБ своего пакета акций Росбанка французскому Societe Generale, а интерес СМИ к «Мечелу» был обусловлен продажей двух ферросплавных активов турецкой Yildirim Group.
Спонсорские проекты в области спорта. В частности, это относится к «Ростелекому», обеспечивающего наряду с другими спонсорами («Сбербанк», «Мегафон») поддержку Олимпиаде в Сочи и организующего соревнования по фигурному катанию, и у «Аэрофлота», спонсирующего английский футбольный клуб Manchester United.
Конъюнктура. К конъюнктурным можно отнести такие факторы, как упоминания в контексте коррупционных скандалов, как это имело место со «Сбербанком», который взял на себя обязательства по строительству олимпийских объектов в Сочи после того, как компанию Ахмеда Билалова уличили в перерасходе средств и срыве сроков строительства, и с «Аэрофлотом», фигурировавшем в зарубежных СМИ в связи со смертью Бориса Березовского, нанесшего многомиллионный ущерб компании в результате мошенничества.
Чрезвычайные происшествия. Ещё одним фактором усиления внимания зарубежных СМИ к российским компаниям оказываются чрезвычайные происшествия, как, например, серия террористических актов в Волгограде, вынудивших РЖД усилить меры безопасности на железнодорожных станциях.