Аналитическое агентство «Смыслография» (подразделение коммуникационной группы «АГТ») провело исследование присутствия регионов России в федеральном информационном поле в 2011 году, результатом которого стали коммуникационные рейтинги регионов. Коммуникационные рейтинги разработаны специалистами агентства «Смыслография» для оценки медийной репутации субъектов Российской Федерации. Рейтинги позволяют оценить представленность того или иного региона в федеральном центре в контексте определённой социально значимой проблематики. Авторы исследования указывают, что рейтинги являются эффективным инструментом оценки соответствия информационной картины в федеральных СМИ реальному положению дел в регионе. Рейтинги дают возможность пресс-службам оценить «обратную связь» федеральных медиа на события в регионах и помогают разработать рекомендации по корректировке коммуникационной стратегии для усиления позиций региона в федеральном медиа пространстве. Методика расчёта рейтингов основана на количественном и контент-анализе публикаций ста ведущих федеральных СМИ и позволяет получить объективную картину об имидже региона в федеральном центре. На основе полученных данных каждому региону присваивается балл, отражающий степень выраженности определённой тематической составляющей медийного образа региона. После этого все регионы разделяются на четыре условные группы: от группы «А» (лидеры рейтинга) до группы «D» (аутсайдеры). Представленные ниже рейтинги демонстрируют активность освещения в федеральных медиа региональных повесток по темам «Безопасность» и «Модернизация», сохраняющих наибольшую актуальность с точки зрения федеральных наблюдателей. Рейтинги публикуются в краткой версии (приведены, как правило, верхние результаты рейтинговых таблиц). Коммуникационные рейтинги регионов Российской Федерации 2011 годаРейтинг «Безопасность»Рейтинг безопасности и чрезвычайных происшествий фиксирует уровень криминогенной ситуации регионов Российской Федерации, уровень террористической опасности, а также уровень промышленной безопасности и экологические проблемы, включая природные катаклизмы. По степени безопасности можно косвенно оценивать уровень жизни в регионе, давать прогнозы относительно социальной и политической стабильности, предсказывать некоторые аспекты экологического и экономического развития.
Результаты рейтинга «Безопасность» 2011 года демонстрируют устойчивость части показателей и трендов, выявленных при анализе предшествующего периода. Так, наблюдается относительная стабильность в распределении регионов среди выделенных групп — их количество как среди лидеров так и среди аутсайдеров не претерпело значимых изменений. Не изменился и средний балл: он по-прежнему составляет примерно 78,5. Анализ результатов рейтинга позволяет выделить два ярко выраженных кластера субъектов федерации, а именно, статичные и динамичные. К первым относятся регионы, демонстрирующие либо долгосрочную стабильность, либо, наоборот, хронические проблемы, что определяет их сохранение примерно на тех же позициях, что и годом ранее. Так, до половины регионов, входящих в группу А, в 2011 году подтвердили тот же статус, что и в 2010 году. К таковым относятся ЯНАО, Вологодская, Липецкая и Тюменская области, в меньшей степени — ХМАО. Аналогично рейтинг вновь замыкается республиками Северного Кавказа, формирующими группу D и продолжающими представать в СМИ в роли территорий — очагов нестабильности. В отличие от статичных, динамичные регионы демонстрируют существенные изменения позиций в рейтинге, что объясняется либо резонансными катастрофами федерального масштаба в 2011 году, либо, наоборот, исчерпанием медийных эффектов негативных событий предшествующего года. Так, отрицательную динамику продемонстрировали Карелия ( Трансрегиональный фактор — лесные пожары — негативно сказался на позиции сразу нескольких субъектов Дальневосточного федерального округа. Напротив, отсутствие в 2011 году пожаров того же масштаба, что в 2010 году, повлияло на продвижение в рейтинге, например, ранее страдавших от них Мордовии и Нижегородской области (+17, и +10 баллов соответственно). Исчезновение других негативных факторов 2010 году привело к росту в 2011 году рейтинга некоторых регионов Черноземья, в частности, Орловской и Липецкой областей (+13 и +10 баллов соответственно). Наконец, лидерство в рейтинге в 2011 году перешло к Пензенской области, отличающейся низким уровнем преступности по сравнению со среднероссийскими показателями и не переживавшей за анализируемый период значимых природных катастроф или техногенных аварий. Рейтинг «Модернизация»При построении рейтинга модернизации регионов Российской Федерации учитывались публикации федеральных СМИ о региональных программах модернизации, развитии дорожной, транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной инфраструктуры, о деятельности региона по поддержке малого и среднего бизнеса, усилиях по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата, об инновационных проектах и разработках.
Ситуация в рейтинге «Модернизационная повестка» отражает одновременно несколько тенденций. Во-первых, средний балл снизился на 4 пункта с 30 до 26, что указывает на некоторое уменьшение интереса к данной проблематике. Во-вторых, устойчивость позиций территорий в верхней части рейтинга компенсируется резкими разнонаправленными перемещениями отдельных регионов, в том числе из лидирующей группы в круг аутсайдеров. Анализ результатов исследования за два года демонстрирует стабильность позиций регионов-лидеров: как и в 2010 году, в 2011 году вершину рейтинга занимают Ульяновская, Томская, Калужская области. Данный факт свидетельствует о наличии сформированной модернизационной повестки у данных субъектов федерации. Среди лидеров наблюдаются лишь незначительные перестановки: в 2011 году первую и вторую строчки вновь заняли Томская и Ульяновская области, однако, в обратном порядке. Аналогичная ситуация сложилась и у Калужской и Липецкой областей, подтвердивших репутацию субъектов, относящихся к модернизационному авангарду. В 2011 году в пятёрку лидеров вошёл Ямало-Ненецкий автономный округ, успеху которого содействовал Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты». В то же время, Красноярский край, входивший в пятёрку лидеров по результатам 2010 года, незначительно снизил свои позиции. В 2011 году ключевое событие его модернизационной повестки — Красноярский экономический форум — не привлекло столь же пристального интереса СМИ, как в 2010 году. Однако за счёт других проектов и событий итоговая позиция региона позволила ему сохранить место в группе В. В 2011 году ряд регионов достаточно серьёзно поменял свои позиции в рейтинге: некоторые регионы добились существенного роста, например, Пензенская область (+ 12,8 баллов), некоторые — значительно ухудшили позиции, например, ХМАО и Тверская область (-25,8 и -15,3 балла соответственно). Как показывает анализ, повышение интереса федеральных СМИ к их модернизационной повестке оказывается конъюнктурным явлением, возникающим вследствие разовых информационных поводов. Как следствие, резкие изменения позиций в рейтинге территорий объясняются отсутствием соответствующих резонансных событий в 2011 году по сравнению с предыдущим годом или, наоборот, их появлением. Так, состоявшееся в 2010 году в Ханты-Мансийском автономном округе совещание по вопросам энергоэффективности под председательством Д. А. Медведева обусловило достаточно высокое место региона в модернизационном рейтинге за указанный период, тогда как отсутствие аналогичных по значимости мероприятий в 2011 году предопределило снижение рейтинга ХМАО. Аналогично успех Пензенской области в 2011 году в значительной степени опирается на два события, привлёкших внимание федеральных СМИ, — реализацию региональной программы модернизационных грантов для малого бизнеса и контакт Д. А. Медведева с предпринимателями города Заречного, обратившимися к Президенту с письмом, содержащим предложения по модернизации страны. Результаты коммуникационных рейтингов комментирует Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ: «Долгосрочное исследование «Смыслографии» наглядно показало, что новости о региональных ЧП попадают в федеральные СМИ в реальном соотношении с положением дел. А вот информации о разворачиваемых модернизационных проектах и программах необходима поддержка коммуникационных инфраструктур регионов. Постоянные лидеры рейтинга «Модернизационная повестка» как раз такой инфраструктурой обладают, в отличие от других признанных инновационных регионов, которые на страницах федеральных СМИ занимают значительно меньше места, чем в отчётах инвестиционных аналитиков». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||