Согласно данным исследования международной аудиторской компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC) «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2010–2014 годы» (Global Entertainment and Media Outlook: 2010–2014), рынок развлечений и СМИ во всём мире сохраняет устойчивый рост, несмотря на последствия глобального экономического кризиса. Как отмечается в докладе, Интернет и цифровые технологии технологии станут наиболее важным фактором, оказывающим влияние на все сегменты индустрии развлечений и СМИ в ближайшие пять лет, причём именно потребитель является движущей силой этих перемен. Сложная экономическая ситуация никоим образом не повлияла на процесс перемен в области цифровых технологий, которые намного опередили прогнозы годичной давности (см. публикацию). Обзор «Всемирная индустрия развлечений и СМИ» выпускается ежегодно и содержит прогнозы и анализ развития рынка развлечений и СМИ на следующие пять лет в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), Азиатско-Тихоокеанском регионе, странах Латинской Америки и Северной Америки (США и Канада) — всего в 48 странах. В докладе рассматриваются факторы, которые будут способствовать развитию всемирного рынка развлечений и СМИ, а также содержится анализ основных медийных секторов, в том числе телевидения, радио, киноиндустрии, издательского дела и сети Интернет. По данным PricewaterhouseCoopers, после экономического спада, наблюдавшегося в 2009 году, совокупные темпы годового роста всемирного рынка развлечений и СМИ в целом, включая как потребительские расходы, так и расходы на рекламу, составят 5% в течение всего прогнозного периода, и к 2014 году объём рынка достигнет $ 1,7 трлн. (по сравнению с $ 1,3 трлн. в 2009 году). Самым быстроразвивающимся регионом в течение ближайших пяти лет будет Латинская Америка, где совокупные темпы годового роста составят 8,8%, а объём этого рынка к 2014 году достигнет $ 77 млрд. Комментирует Илья Куртов, старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям в сфере коммуникаций, высоких технологий, индустрии развлечений и СМИ PricewaterhouseCoopers в России: «Развитие российской индустрии развлечений и СМИ соответствует общемировым тенденциям, выраженным в расширении влияния Интернета и переходе на цифровые технологии. Следует отметить, однако, что данные процессы проходят в России немного медленнее, чем в других странах, в силу специфики российского рынка, а также в связи с тем, что в краткосрочной перспективе все ещё сохранится некоторая неопределённость в отношении роста потребительской уверенности. Использование сети Интернет стало громадным объединяющим опытом для миллиардов людей во всём мире. Потребитель стремится перенести данный опыт на все сферы своей жизнедеятельности. Благодаря расширению цифрового доступа, росту мобильности и развитию общения в социальных сетях потребление всех видов и форм СМИ переместилось из области индивидуальной деятельности в область социального опыта, когда потребители используют социальные медиа для обмена мнениями и контентом. В настоящий момент мы наблюдаем некоторую фрагментацию рынка, которую игроки должны рассматривать как дополнительную возможность для общения с потребителем. Компании имеют шанс сформировать новые подходы в работе со своими клиентами, как с точки зрения предлагаемого контента, так и с точки зрения используемых каналов связи с потребителем». В докладе отмечается, что в течение следующих пяти лет совокупные темпы годового роста российского рынка индустрии развлечений и СМИ составят 9,3%, благодаря двузначным темпам роста в таких секторах как: реклама в Сети, расходы на платное ТВ, потребительские расходы на получение доступа в Интернет и видеоигры. Совокупные темпы годового роста потребительских расходов (без учёта доступа в Интернет) составят 5,9%, в то время как рынок рекламы продемонстрирует до 2014 года показатель на уровне 10,2%. Таким образом, эти два сегмента к 2014 году практически сравняются и будут составлять $ 9,9 и $ 9,6 млрд. соответственно. В 2009 году специалисты оценивают российский рынок развлечений и СМИ в $ 16,38 млрд, а к 2014 году ожидается рост до $ 25,58 млрд. ИнтернетРоссия стала крупнейшим по объёму рынком доступа в Интернет в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) и заняла 7 место среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) в 2009 году. Потребительские расходы на получение доступа к Сети в прошлом году составили $ 2,9 млрд. и в ближайшие пять лет совокупные темпы годового роста сектора составят 15%. К 2014 году объём российского рынка доступа увеличится до $ 5,9 млрд, что будет сопоставимо с доходами от рекламы на телевидении. Россия занимает третье место среди стран ЦВЕ по количеству домохозяйств с телефонным доступом, а также пятое место по количеству домохозяйств с широкополосным доступом в Сеть. Российский рынок рекламы в Интернете и мобильных сетях в 2009 году составил $ 569 млн. Ожидается почти трехкратное увеличение этого сегмента, и к 2014 году объём рынка интернет-рекламы достигнет $ 1,69 млрд, а совокупные темпы годового роста составят 24,4%. Телевидение и радиоРоссийский рынок лидирует среди стран ЦВЕ по количеству домохозяйств, подключённых к платному телевидению (12,7 млн. абонентов). К 2014 году этот показатель увеличится до 19,7 млн домохозяйств, что позволит России занять третье место среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки, после Саудовской Аравии и Германии. Однако проникновение платного телевидения в России в 2014 году останется на сравнительно невысоком уровне — менее 40%. Несмотря на то что сегмент IPTV ещё не сильно развит в странах ЦВЕ и общее количество подписчиков в 2009 году составило 1,4 млн, 1 млн. абонентов из этой базы приходится на Россию. Специалисты ожидают, что через пять лет количество российских абонентов увеличится до 4 млн. подписчиков. В прошлом году Россия вошла в пятёрку крупнейших рынков EMEA по объёму рынка телевизионной рекламы ($ 3,3 млрд), и к 2014 году специалисты прогнозируют, что этот сегмент вырастет до $ 5,1 млрд. Совокупные темпы годового роста рынка за этот период ожидаются на уровне 9,5%. В 2009 году под влиянием экономического кризиса российский рынок радиорекламы снизился на 35,7%, составив $ 283 млн. Специалисты прогнозируют восстановление рынка до $ 420 млн. к 2014 году, а совокупные темпы годового роста составят 8,2% — самый высокий показатель в Центральной и Восточной Европе. Благодаря данному показателю совокупные темпы годового роста всего рынка радио в странах ЦВЕ в течение пять лет составят 4,4%, и сегмент вырастет с $ 981 млн. в 2009 году до $ 1,2 млрд. в течение следующих пяти лет. КиноиндустрияНесмотря на последствия мирового экономического кризиса, когда в России было приостановлено строительство новых мультиплексов, которые являлись ключевым драйвером роста кассовых сборов в предыдущие годы, в 2009 году российский рынок киноиндустрии вырос на 4,5% и оценивался в $ 1,2 млрд. По сравнению с непрерывным ростом в течение предыдущих четырёх лет, показатель роста в 2009 года не так велик, но это не помешало России стать одним из крупнейших рынков киноиндустрии среди стран EMEA (российский рынок вошёл в число тех 6 стран, которые в прошлом году составили 74% доходов всего региона). Кассовые сборы российских кинотеатров в прошлом году выросли незначительно, всего на 5%, по сравнению с тем скачком, который произошёл в 2008 году (58,1%). Специалисты прогнозируют высокий показатель совокупных темпов годового роста для кассовых сборов — в следующие пять лет на Россию придётся 63% общего увеличения сборов во всём регионе ЦВЕ. В целом же рынок киноиндустрии в 2014 году составит $ 1,78 млрд. с совокупными темпами годового роста 8,4%. Наружная рекламаЦентральная и Восточная Европа станет самым быстрорастущим регионом в секторе наружной рекламы в EMEA в основном благодаря значительным доходам на российском рынке. В 2009 году в результате экономической нестабильности объём рынка снизился на 40,5% и составлял $ 858 млн, что стало самым значительным снижением среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Однако специалисты прогнозируют в 2014 году его увеличение с совокупными темпами годового роста 9,5% до $ 1,3 млрд. (40% общего роста всего объёма рынка стран EMEA). Реклама в СМИРоссийский рынок газет составил $ 1,6 млрд. в 2009 году, рынок рекламы в печатных газетных изданиях снизился в результате экономического кризиса на 35% по сравнению с предыдущим годом и оценивался в $ 280 млн. К 2014 году объём рынка рекламы в печатных газетах, по прогнозам специалистов, составит $ 421 млн. Рекламодатели переключают своё внимание на электронные форматы газет, специалисты прогнозируют совокупные темпы годового роста на уровне 23,6% в течение следующих пяти лет, что позволит этому рынку достичь объёма в $ 260 млн. к 2014 году. Российский рынок потребительских журналов в 2009 году составил $ 908 млн. На размещение рекламы в печатных журналах в прошлом году было затрачено $ 429 млн, а дальнейшие совокупные темпы роста затрат составят 4,4% в год. На покупку журналов в России в 2009 году было потрачено $ 476 млн. Рынок видеоигрСпециалисты прогнозируют, что российский рынок продемонстрирует максимальный рост сегмента онлайн-игр и вырастет с $ 245 млн. в 2009 году до $ 723 млн. в 2014 году, совокупные темпы годового роста составят 24,2%. Ожидается, что в 2010 году Россия станет третьей страной по объёму рынка онлайн-игр в регионе EMEA. По прогнозам специалистов общий объём рынка видеоигр в России вырастет с $ 760 млн. в 2009 до $ 1,3 млрд. в 2014, а совокупные темпы годового роста составят 11,1%. |
|