Согласно данным исследования международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Всемирная индустрия развлечений и медиа: прогноз на 2011–2015 годы» (Global Entertainment and Media Outlook: 2011–2015), рынок развлечений и медиа во всём мире сохраняет устойчивый рост. Как отмечается в докладе, в 2010 году потребительские расходы на развлечения и СМИ выросли на 4,6% — во многом благодаря тому, что глобальная экономика начала восстанавливаться после резкого падения 2009 года. Из 13 сегментов российской индустрии развлечений и медиа, рассмотренных PwC, активный рост показали все сегменты, за исключением индустрии звукозаписи, изданий потребительской и образовательной литературы и деловой информации (в этих сегментах отмечен нулевой рост). Обзор «Всемирная индустрия развлечений и медиа» выпускается ежегодно и содержит прогнозы и анализ развития рынка развлечений и медиа на следующие пять лет в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), Азиатско-Тихоокеанском регионе, странах Южной Америки и Северной Америки (США и Канада) — всего в 48 странах. В докладе рассматриваются факторы, которые будут способствовать развитию всемирного рынка развлечений и медиа, а также содержится анализ основных медийных секторов, в том числе телевидения, радио, киноиндустрии, издательского дела и сети Интернет. Согласно данным 12-го выпуска ежегодного исследования PwC, для потребителя наступил золотой век: спрос на цифровые технологии растёт, опережая прогнозы, причём именно потребитель является движущей силой этих перемен. Во многих странах индустрия развлечений и медиа в том виде, в каком она выходит из рецессии, претерпела существенные изменения — стремительное развитие технологий в значительной мере способствовало ускорению темпов перехода потребителей на цифровой формат. Комментирует Марсель Фенез, руководитель международной практики PwC по оказанию услуг компаниям индустрии развлечений и медиа: «Наступил золотой век для потребителей, которые никогда не имели возможностей доступа к первоклассному контенту, тем более бесплатно, как теперь, с помощью разнообразных устройств. Руководители компаний индустрии развлечений и медиа вынуждены адаптировать свои бизнес-модели для того, чтобы быть в состоянии удовлетворять быстро меняющийся спрос. Но итог один — для того, чтобы продолжать создавать качественный контент, кто-то должен платить». ТенденцииВ 2010 году глобальная экономика начала восстанавливаться после резкого падения 2009 года, и это улучшение экономических условий послужило основным фактором, способствовавшим росту потребительских расходов на развлечения и СМИ на 4,6%. Реклама, которая более всего подвержена колебаниям экономического цикла по сравнению с индустрией развлечений и медиа, продемонстрировала наиболее быстрые темпы годового роста — 5,8% в 2010 году — после 11-процентного падения в 2009 году. В целом мировой рынок рекламы будет расти совокупными темпами в размере 5,5% и достигнет $ 578 млрд. в 2015 году (в 2010 году — $ 442 млрд). В 2010 году в 12 странах мира рынок рекламы превысил $ 7 млрд. В список 12 ведущих рынков по уровню расходов на рекламу вошли страны, лидирующие по объёму потребительских расходов в сфере индустрии развлечений и медиа, за исключением Южной Кореи. Россия вошла в число 12 ведущих стран по объёму рекламного рынка ($ 7,6 млрд) в 2010 году, но заняла 13 место в рейтинге стран по уровню потребительских расходов в сфере индустрии развлечений и медиа. Среди ведущих 12 рекламных рынков Китай и Россия являются самыми быстрорастущими — по прогнозам, совокупные темпы годового роста составят 14,1 и 13,9% соответственно. Из 13 сегментов российской индустрии развлечений и медиа, охваченных исследованием PwC, в 2010 году показали активный рост все сегменты, за исключением индустрии звукозаписи (падение на 3% по сравнению с 2009 годом), изданий потребительской и образовательной литературы (падение на 10%) и деловой информации (нулевой рост). Наиболее динамично развивающимися стали сегменты интернет-рекламы (рост на 37% в 2010 году по сравнению с 2009 годом), киноиндустрия (рост на 29%) и видеоигры (рост на 23%). Также существенно (на 24%) вырос рынок интернет-доступа, который хотя напрямую и не относится к индустрии развлечений и медиа, но является важной базой для её развития. ИнтернетПотребительские расходы на получение доступа к Сети в прошлом году составили $ 4,2 млрд, и в ближайшие пять лет совокупные темпы годового роста сектора составят 15%. К 2015 году объём российского рынка доступа увеличится до $ 8,6 млрд, что будет сопоставимо с доходами от рекламы на телевидении. В 2010 году рынок интернет-рекламы в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) вырос на 25,6%, в основном за счёт 37,5-процентного роста в России. В течение следующих пяти лет совокупные темпы годового роста сегмента в России в среднем достигнут 20,8%, и в 2015 году доходы от интернет-рекламы составят $ 2,2 млрд. В 2010 году этот показатель составил $ 873 млн доля мобильной рекламы в России остаётся незначительной и к 2015 году составит лишь 3% от рынка интернет-рекламы. В сегменте проводной рекламы в 2010 году больше всего выросла контекстная реклама (на 46%), в то время как прочие виды рекламы (баннеры, видеореклама, рекламные объявления и так далее) выросли на 24%. ТелевидениеЧто касается рынка рекламы на телевидении, то в 2010 году самым сильным в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (ЕБВА) был рынок стран ЦВЕ с ростом 9,8%; двухзначные темпы роста в Турции и России компенсировали столь же высокие темпы падения в Чешской Республике и уменьшение рынка телевизионной рекламы в Румынии и Венгрии. Мы ожидаем следующего всплеска на рынке телевизионной рекламы в России в 2014 году в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. По мере улучшения экономической ситуации мы ожидаем, что в 2011 году рынок телевизионной рекламы начнёт расти во всех странах. В значительной мере за счёт двухзначных темпов ежегодного роста в России и Турции Центральная и Восточная Европа будет оставаться самым быстрорастущим регионом в ЕБВА в следующие пять лет. Россия и Франция стали самыми крупными рынками ТВ-рекламы в прошлом году — $ 4,3 млрд. и $ 3,6 млрд. соответственно. Рынок телевизионной рекламы России вырос на 14,6%. В дальнейшем совокупные темпы годового роста рынка рекламы на российском телевидении составят 15%, а объём рынка достигнет $ 8,6 млрд. в 2015 году. В то же время, несмотря на рост расходов на рекламу в 2010 году, они не достигли предкризисных уровней. Теперь, когда российская экономика демонстрирует сильный рост, аналитики PwC полагают, что до 2015 года рынок телевизионной рекламы в стране будет расти двухзначными цифрами. Рынок мобильного телевидения в России по-прежнему невелик и в 2010 году составил всего $ 13 млн. Несмотря на это, российский рынок входит в ТОП–5 крупнейших рынков мобильного телевидения в регионе ЕБВА. В России все крупные операторы мобильной связи предлагают телевизионные услуги, но они пользуются спросом в основном только в крупных городах. Спрос на телевизионные услуги через мобильный телефон в России пока сдерживается необходимостью покупать дорогое мобильное оборудование, поддерживающее этот сервис. РадиоРынок радио в ЦВЕ будет расти совокупными темпами годового роста в размере 6,7% и достигнет $ 1,2 млрд. в 2015 году. Основной движущей силой роста станет Россия, крупнейшая страна региона, с совокупными темпами в 11,2%. По прогнозам PwC, темпы роста рынка радиорекламы в ЦВЕ в среднем составят 8% в год, а объём рынка возрастёт в 2015 году до $ 1,1 млрд. по сравнению с $ 726 млн. в 2010 году, опять же за счёт двухзначных темпов роста в России. В период с 2007 по 2009 год рынок радиовещания в России сократился более чем на 40%, однако в 2010 году он вырос на 11,8%. Учитывая, что в настоящий момент Россия является самой быстрорастущей экономикой региона ЕБВА с прогнозируемыми темпами роста ВВП свыше 10%, ожидается, что рынок радиорекламы будет продолжать расти двухзначными цифрами, возвращая себе утраченные в 2009 году позиции. КиноиндустрияРоссия занимает пятое место в регионе ЕБВА по объёму рынка киноиндустрии ($ 1,5 млрд). На шесть стран (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Россия и Испания) приходится 73% потребительских расходов в сфере киноиндустрии региона ЕБВА. Кроме того, Россия продемонстрировала самые высокие темпы роста по объёму доходов от киноиндустрии среди этих стран — 28,7%. Кассовые сборы увеличились на 49,5%, прежде всего благодаря строительству новых мультиплексных кинотеатров и росту популярности кинофильмов в 3D-формате в стране. Учитывая, что средняя стоимость билета на фильм в формате 3D в два раза выше, чем стоимость билета на обычный кинофильм, это также будет способствовать росту кассовых сборов в будущем. Ожидается, что совокупные годовые темпы роста сегмента кассовых сборов в России составят 87,8% в последующие пять лет, поскольку планируется строительство новых кинотеатров и кино станет доступным большему числу людей. В целом российский рынок киноиндустрии будет самым быстрорастущим в ближайшие пять лет — по прогнозам, совокупные годовые темпы роста составят 13,4%. В 2010 году в ЦВЕ средняя цена на билеты выросла на 17,8%, составив $ 6,35. Такой резкий рост вызван прежде всего 25-процентным увеличением цен на билеты в России и отражает значительное увеличение доли кинофильмов в 3D-формате. По количеству проданных билетов Центральная и Восточная Европа будет самым быстрорастущим регионом ЕБВА с прогнозируемыми совокупными годовыми темпами роста в размере 4%, движимыми в основном темпами роста в России. Количество проданных билетов в России увеличится в 2015 году до $ 215 млн для сравнения, в 2010 году эта цифра составила $ 165 млн. Интересно отметить, что в странах ЦВЕ рост числа проданных билетов способствовал росту объёмов рекламы в кинотеатрах в течение всего 2008 года. Экономический спад привёл к резкому падению кинорекламы в России в 2009 году, однако расходы на кинорекламу вернулись на прежний уровень уже в 2010 году и составили $ 33 млн. Согласно прогнозам PwC, кассовые сборы в России будут расти двухзначными цифрами — к 2015 году они вырастут с $ 1 млрд. (в 2010 году) до $ 2 млрд, что означает рост совокупными годовыми темпами в 13,4%. |
|