20 мая Всемирный банк (World Bank) представил «Доклад по вопросам экономического роста: стратегии обеспечения устойчивого роста и развития в интересах всех слоёв населения» (Growth Report: Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development), который представляет собой попытку раскрытия стратегий роста быстро развивающихся стран и потенциала экономического роста в области улучшения жизни на планете. Доклад подготовлен Комиссией по вопросам экономического роста и развития (Comission on Growth and Development) — независимой организацией, получающей поддержку от Австралии, Швеции, Нидерландов, Соединённого Королевства, Фонда Уильяма и Флоры Хьюлетт и Группы организаций Всемирного банка. Полный текст доклада на английском языке доступен в приложении (см. файл PDF). В период после Второй мировой войны около 3 миллиардов человек имели возможность пользоваться плодами экономического роста и ещё 2 млрд. могли бы улучшить своё положение в условиях глобальной экономики, указывается в докладе. В 13 странах экономический рост в послевоенный период составлял в среднем 7% в течение 25 лет и более. В этом списке: Ботсвана, Бразилия, Гонконг (сейчас особый административный район Китая), Индонезия, Китай, Малайзия, Мальта, Оман, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Южная Корея и Япония. Две другие страны — Индия и Вьетнам — находятся на пути присоединения к этой группе. Ниже представлен перечень этих государств с указанием периода непрерывного экономического роста:
В прошлом Южная Корея была одной из беднейших стран Азии, подчёркивают авторы доклада. Сегодня это одна из богатейших стран с высоким уровнем дохода, где уровень жизни сопоставим с аналогичными показателями для Словении, Израиля или Саудовской Аравии и выше, чем, например, в Чехии или Португалии. Южная Корея — одна из всего лишь 13 стран, сумевших совершить своего рода чудо в период после Второй мировой войны. Она обеспечила экономический рост, составляющий в среднем 7% и более, в течение 40 лет подряд. Устойчивый рост в этих странах не был возможен до 1950 года, указывают исследователи. По их мнению, это связано с тем, что мировая экономика стала более открытой и более интегрированной, а 1950 год можно рассматривать как своего рода точку отсчёта в этом глобальном процессе. Многие экономисты считают, что «экономическое чудо» в этих странах невозможно объяснить, и, более того, вряд ли возможно повторить, однако данный доклад представляется исключением из этого мнения. Когда четыре восточноазиатских тигра — Гонконг, Тайвань, Сингапур и Южная Корея — показали впечатляющий рост на протяжении длительного времени, скептики указывали на единственную, по их мнению, причину: это стало возможным лишь благодаря тому, что они были настолько малы. Когда Китай превзошёл эти четыре страны, аргументы скептиков сменились на противоположные: это стало возможным только потому, что Китай настолько велик, пишут авторы доклада. Один из основных выводов доклада: быстрый и длительный рост экономики не чудо, а реальность. Достижение высокого, продолжительного роста — достаточно сложная задача, однако в документе утверждается, что повторение таких достижений возможно в других странах, и это даст им шанс сократить бедность, улучшить возможности и качество жизни для своих граждан. «Сегодня, пожалуй, впервые в истории, появился реальный шанс изменить к лучшему качество жизни населения, а для подавляющего большинства человечества появились возможности для созидательной деятельности», — говорит председатель Майкл Спенс, один из двух Нобелевских лауреатов среди 21 члена Комиссии, в состав которой входят ведущие представители бизнеса, государственных структур и научного сообщества. «Экономический рост абсолютно необходим для искоренения бедности и повышения уровня жизни людей», — добавляет Гон Чок Тонг, руководитель Департамента кредитно-денежной политики Сингапура — одной из шести стран, добившихся статуса страны с высоким уровнем дохода благодаря устойчивому высокому экономическому росту. В документе указываются некоторые отличительные особенности стран, добившихся высоких темпов экономического роста, и подчёркивается значение руководства и управления, экономической безопасности, конкуренции, рациональной бюджетной и кредитно-денежной политики, а также государственных инвестиций в здравоохранение и образование. В нём также рассматриваются глобальные тенденции и их последствия для экономического роста, в том числе глобальное потепление, рост цен, увеличение неравенства в уровне доходов, миграция рабочей силы. «Мы ясно осознаем, что для достижения продолжительного роста в интересах всех слоёв населения нет простых решений, что не существует единой парадигмы, — отмечает вице-председатель Комиссии Дэнни Лейпцигер, который также является вице-президентом Тематической сети сокращения бедности и управления экономикой (PREM) Всемирного банка. — Основная задача доклада заключается в том, чтобы дать возможность руководству развивающихся стран определить правильное соотношение элементов в политике для своей страны». Тем не менее, для указанных 13 стран существует, по крайней мере, пять общих моментов. Каждая страна:
Все 13 государств очень разнообразны по своим характеристикам. Хотя азиатские страны доминируют в этом списке, также представлены и другие регионы мира: Африка, Ближний Восток Латинская Америка и Европа. Некоторые из этих стран богаты природными ресурсами (Ботсвана, Бразилия, Индонезия, Малайзия, Оман, Таиланд); остальные нет. Выборка включает в себя одну страну с населением более миллиарда человек (Китай), и ещё одну с населением значительно ниже (Мальта, 500 тысяч человек). Пожалуй, более интригующим является то, каким разным бывает итог успешного развития. Шесть стран — Гонконг, Южная Корея, Мальта, Сингапур, Тайвань и Япония — поддерживали высокие темпы роста в течение достаточно длительного времени, что позволило им достигнуть статуса стран с высоким уровнем дохода, тогда как другие страны сбавили темпы задолго до достижения экономического уровня ведущих стран мира. Бразилия, одной из первых добившаяся устойчиво высоких темпов роста в период после Второй мировой войны, начала их сбавлять в 1980 году. Страна страдала от инфляции и долга, нависшего над ней после нефтяного кризиса 1973 года. Вместо принятия мер по расширению экспорта в 1974 году страна сосредоточила усилия на внутреннем рынке и распространила политику протекционизма с отечественной лёгкой промышленности на тяжёлую промышленность и производство средств производства, чтобы они на внутреннем рынке могли выдержать борьбу с зарубежными конкурентами. Курс бразильской валюты резко возрос и экспортёры в значительной мере утратили позиции, достигнутые ими за предшествующие десятилетия. После резкого всплеска процентных ставок в 1979 году Бразилию охватил долговой кризис, на выход из которого ушло десятилетие. В докладе отмечается, что внутренний спрос не может заменить «обширный глобальный рынок», а протекционизм в отношении промышленности, защита компаний и рабочих мест от конкуренции приводит к замедлению экономического прогресса. «Для обеспечения устойчивости экономического роста необходимо учитывать тот факт, что мы живём во все более глобализированном мире», — считает Европейский комиссар по региональной политике Данута Хубнер. — Нам нужен рост, который использует все возможности, создаваемые глобальной экономикой». «Альтернативный подход однозначно хуже. Он состоит в замораживании внутригосударственных систем и стремлении избегать контактов с глобальной экономикой как таковой, — комментирует Нобелевский лауреат и член Комиссии по экономическому росту Роберт Солоу. — На каждой стадии экономического развития абсолютно необходима Кроме того, Комиссия представила и другие любопытные данные, в том числе и по России. Так, если бы Россия сохраняла максимальные темпы экономического роста, достигнутые на протяжении последнего десятилетия (в среднем — 10% в год), ей потребовалось бы 17 лет, чтобы догнать по уровню ВВП на душу населения средний уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для сравнения: Китаю для этого потребовалось бы 23 года, Венесуэле — 13 лет, а Индонезии — 181 год. Впрочем, авторы доклада предупреждают, что эти расчёты носят умозрительный характер, поскольку средние темпы роста ВВП на душу населения в странах с «догоняющим развитием», как правило, значительно ниже максимальных, а страны ОЭСР тоже не будут стоять на месте. |
|
Файлы для загрузки: |
|
---|---|
PDF [10.3 Мб]
|
|