Практически во всём мире доверие к бизнесу превышает доверие к власти. К такому выводу пришли специалисты международного PR-агентства Edelman (в России его представляет Imageland PR) в очередном социологическом исследовании «Траст–барометр 2008» (Trust Barometer 2008) по измерению уровня доверия к бизнесу, брендам и различным общественным институтам. Презентация исследования «Траст-барометр 2008» состоялась 29 января в Круглом зале «Президент-отеля» в Москве. Его результаты представили президент Edelman Ричард Эдельман и вице-президент компании по Европе и странам СНГ Дэвид Брейн. Глобальное исследование Trust Barometer проводится компанией Edelman на протяжении 9 лет, с каждым разом расширяя свою географию. В прошлом году впервые в него была включена и Россия. Основная цель данного исследования — определение уровня доверия к различным общественным институтам, таким как государство, бизнес, СМИ, общественные организации, религиозные учреждения, а также источники информации. Результаты Trust Barometer традиционно вызывают большой интерес в международных деловых кругах и последние несколько лет представлены на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В последнее исследование было включено 18 стран мира, в том числе США, ведущие государства Европейского Союза, Япония, Бразилия, Китай и другие. Участниками глобального опроса стали экономически и социально активные люди в возрасте от 35 до 64 лет, с высшим образованием и ежегодным доходом более $ 75 тыс., вовлечённые в сферу бизнеса, политики, государственного управления, принимающие деятельное участие в политической и общественной жизни своих стран. Аналогов подобных исследований в России практически не существует. Главным выводом нового исследования стало то, что состояние доверия в 2008 году демонстрирует хорошие возможности для бизнеса — он выходит на лидирующие позиции в большинстве стран: доверие к бизнесу превышает доверие к власти в 14 из 18 опрошенных стран. Кроме того, бизнес тесно взаимодействует с общественными организациями, которые являются лидерами доверия по всему миру — это тоже положительный фактор. Единственной европейской страной, где доверие к бизнесу уменьшилось по сравнению с прошлым годом, оказалась Швеция. Молодые респонденты (в возрасте от 25 до 34 лет) повсеместно в мире настроены более оптимистично и склонны доверять бизнесу в большей степени, чем старшее поколение. При этом большинство респондентов — особенно молодёжь — демонстрируют намерение проецировать доверие и недоверие, то есть активно распространять свои позитивные и негативные суждения о тех или иных компаниях, совершать иные действия, направленные на поощрение или наказание компании в контексте её репутации и социальной активности. Интересно, что в России и Польше бизнес лидирует в доверии среди других институтов. Вообще же в мире больше доверяют компаниям, штаб-квартиры которых находятся в Великобритании, Германии, Италии, Испании и Ирландии. Меньше всего тем, чьи головные офисы расположены в КНР, России (российским компаниям доверяют меньше всего) и Мексике. Таким образом, семь из десяти лидеров доверия к национальному бизнесу располагаются в Европейском Союзе. Доверие к российским компаниям в мире остаётся очень низким, причём в рейтинге Edelman второй год представлен лишь «Газпром» — это единственная хорошо узнаваемая за рубежом российская компания. Но и к ней доверие лидеров мнений остаётся одним из самых низких в мире. Исключения из этого правила редки. Например, российскому газовому концерну безоговорочно доверяют в Китае (71%) и Бразилии (37%), и, отчасти, Южной Корее (33%). Правда за последний год доверие респондентов к флагману российского бизнеса в ряде стран несколько выросло: в Великобритании и Испании — на 10%, в Италии — на 7%, в Японии — на 6%. Ухудшилось представление о «Газпроме» в Индии, Ирландии, Голландии и Канаде. Несмотря на сохранявшуюся напряжённость в двусторонних отношениях России и США, уровень доверия к российским компаниям среди американцев (21%) с прошлого года остался неизменным и почти вдвое превышает европейский показатель (12% — в средем, а самый низкий — во Франции и Польше — по 7%). Российские же лидеры мнений более всего доверяют компаниям, чьи штаб-квартиры расположены в Японии, Германии, Швеции, Великобритании и Франции, меньше всего — тем, штаб-квартиры которых находятся в Польше, Мексике, Бразилии и КНР. Выяснилось, что доверие россиян к зарубежным компаниям продиктовано больше прагматическими соображениями, чем идеологией. При этом, большинство российских респондентов больше всего доверяют IT-индустрии, на втором месте — энергетика, на третьем — биотехнологии. Наименьшим доверием в России пользуются компании, специализирующиеся в области СМИ и здравоохранения. Что касается доверия россиян к транснациональным компаниям, работающим в России, то оно определяется прежде всего тем, сколько компания создаёт новых рабочих мест, насколько проявляет уважение к местным обычаям и традициям, бережно относится к окружающей среде. В наименьшей степени доверие российских лидеров мнений к российским представительствам зарубежных компаний зависит от активности участия компании в местной социальной и политической жизни, интенсивности благотворительной деятельности и конкуренции с местными производителями. Молодые российские лидеры мнений более других своих сверстников в мире, склонны исходить из общего климата политических взаимоотношений правительств их стран с Кремлём. Интересно, что молодые россияне, в отличие от взрослых, испытывают большее доверие почти ко всем отраслям. В целом доверяя бизнесу (42%) и власти (38%), российские лидеры мнений меньше всего доверяют неправительственным организациям (29%), СМИ и религиозным организациям (по 28%). За прошедший год доверие россиян к власти выросло на 6%, к бизнесу — на 3%; доверие к СМИ — напротив, сократилось на 7%, достигнув самого низкого показателя в мире (за исключением Франции). В Европе же, наоборот, уверенно лидируют общественные организации, а бизнес находится н вторм месте. Выводы исследования относительно доверия к неправительственным организациям совпадают с мнением российских экспертов, которые иронизируют, что «никто не знает, чем занимаются НПО в России, кроме того, что, например, в Общественной палате заседает Алла Пугачёва». Российские менеджеры вообще оказались гораздо недоверчивее иностранных коллег. Если в США к бизнесу позитивно относятся 60% опрошенных, то в России только 42%. Что касается СМИ, то по сравнению с европейцами и американскими ровесниками, социально и экономически активные россияне в наименьшей степени склонны доверять печатным масс-медиа, особенно газетным и журнальным материалам, за исключением статей в сугубо деловых СМИ и новостных блоков на радио (доверие к последним в сравнении с прошлым годом несколько возросло). Эти выводы соответствуют результатам недавнего исследования Voice of the People, проведённого компанией Gallup International для Давосского форума и выявившего низкий уровень доверия мира к журналистам, указывают авторы исследования. В поисках достоверной информации о какой-либо коммерческой компании российские лидеры мнений более всего доверяют материалам серьёзных деловых изданий (бизнес-журналы, отраслевые СМИ и так далее) и аналитическим докладам экспертов рынка; в несколько меньшей степени — друзьям и ровесникам своего круга. Менее всего — собственной рекламе компании и информации, почерпнутой из телевизионных ток-шоу и газетных статей. В целом, ситуация во всём мире очень похожа: больше всего доверяют деловым журналам и отчётам бизнес-аналитиков. Исследование также выявило высокую степень доверия и интенсивность обращения российских респондентов к так называемым «социальным сетевым медиа» (социальные сайты и сервисы, блоги, форумы). Россияне, как и жители Китая, больше всех в мире склонны использовать блоги как источник информации и наиболее активно пользуются ресурсами социальных сетей. Треть россиян предпочитают делиться собственным мнением об услугах тех или иных компаний с собеседниками посредством Интернета. Ольга Расулова, глава автономного подразделения Imageland Interactive, считает, что высокий уровень доверия россиян к социальным сетям, блогам и проектам, которые создаются самими пользователями, отражает нынешний пик популярности социальных сетей и сервисов. «Можно говорить о том, что наряду с традиционными каналами получения информации возрастает доверие к интернет-контенту — информация публикутся в интернет-СМИ, открыто обсуждается в комментарийных лентах и блогах, может быть опровергнута или подтверждена. И всё это происходит в реальном времени, в прямом эфире. Я считаю, что будущее российского Интернета принадлежит политически, социально и экономически активным пользователям», — полагает она. Как сообщают в агентстве Imageland PR, они рассчитывают на то, что в условиях глобализации исследование «Траст-барометр» станет эффективным инструментом корректировки имиджа российского государства, бизнеса и общественных организаций в целях содействия продвижению национальных интересов России за рубежом, и будет интересен для правительства, заинтересованных российских ведомств, представителей бизнеса, СМИ и общественности. |
|