Новое глобальное исследование настроений информированных «лидеров мнений» «Барометр доверия 2011» (Trust Barometer 2011) продемонстрировало, что в минувшем году уровень доверия к государственной власти и бизнесу в целом стабилизировался по всему миру. Сравнительное международное социологическое исследование уровня доверия «Edelman Trust Barometer» проводится ежегодно коммуникационной компанией Edelman на протяжении 11 лет, с каждым разом расширяя свою географию. В 2007 году впервые в него была включена и Россия. Текущее исследование охватывает 23 страны мира, в том числе Соединённые Штаты Америки, ведущие государства Европейского Союза, Японию, Бразилию, Китай и другие. Основная цель данного исследования — определение уровня доверия к различным общественным институтам, таким как государство, бизнес, СМИ, общественные организации, религиозные учреждения, а также источники информации. Результаты Trust Barometer традиционно вызывают большой интерес в международных деловых кругах и последние несколько лет представлены на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Нынешнее исследование проводилось с 10 октября по 30 ноября 2010 года в формате 30-минутных интервью среди 5075 респондентов — представителей так называемой «информированной общественности» — лидеров мнений двух возрастных групп (25-34 и 35-64 лет). Все респонденты экономически и социально активные люди, вовлечённые в сферу бизнеса, политики, государственного управления, общественной жизни своих стран, имеют высшее образование, высокий доход, не реже двух раз в неделю следят за деловыми и политическими новостями. Согласно результатам исследования, в минувшем году уровень доверия к бизнесу в целом стабилизировался по всему миру, а доверие к государственным и общественным институтам возросло. Степень доверия к власти в 2011 году составила 39%, к бизнесу — 41%, общественным организациям — 42%, средствам распространения информации — 37%. В России наблюдается одинаково низкий уровень доверия ко всем государственным и общественным институтам. Совокупный уровень доверия к перечисленным институтам в России (40%) ниже, чем в абсолютном большинстве других стран. Вместе с тем интересно, что уровень доверия к общественным организациям в России неуклонно растёт на протяжении последних четырёх лет. В России также отмечен самый низкий уровень доверия к бизнесу, причём этот показатель продолжает снижаться. Единственное исключение — предприятия фармацевтической отрасли, к которым за прошедший год доверие возросло с 37% до 47%. За последние годы значительно меньше стали доверять банкам — с 54% в 2008 году до 44% в 2011 году. Финансовый кризис привёл к значительному снижению уровня доверия к банкам и в других странах. Однако, в Китае, Индии, Японии и Бразилии наблюдается противоположная тенденция. Что касается доверия к другим отраслям экономики, то здесь наблюдается стагнация. Результаты исследования свидетельствуют о том, что меньше всего российскому бизнесу доверяют в Швеции (12%) и США (13%). Более того, из компаний, представляющих ведущие страны, российские корпорации пользуются наименьшим доверием. Однако здесь наблюдается положительная динамика: за прошедший год доверие к компаниям, головной офис которых находится в России, возросло на 5% и достигло в 2011 году 35%. Наибольшее доверие российский бизнес вызывает у респондентов Мексики (75%). Также доверяют российским компаниям более половины респондентов из таких стран, как ОАЭ, Бразилия, Индонезия, Южная Корея, Япония и страны ЕС. 61% респондентов по всему миру считают, что государство должно регулировать действия корпораций с тем, чтобы бизнес вёл себя ответственно. В России этой точки зрения придерживаются 69% опрошенных «лидеров мнений». 80% российских респондентов выразили мнение, что компания должна соотносить деятельность по увеличению доходов с интересами общества. Наиболее важными факторами для поддержания корпоративной репутации по-прежнему остаются качество услуг, прозрачность, цена и отношение к сотрудникам. Исследование показывает, что доверие является важным фактором для восприятия информации о компании поэтому фактор доверия к компаниям может позитивно или негативно соотноситься с их прибылью. Так, в ситуации, когда организация не пользуется доверием, 57% респондентов поверят негативной информации, услышав её всего Доверие к большинству отраслей экономики продемонстрировало существенный рост. Так, технологии не сходят с первого места уже три года подряд, за ними следуют автомобилестроение и телекоммуникации. Сфере финансовых услуг доверяют менее всего во всём мире (50%). Лишь немногим лучше ситуация у банков и страховых компаний, которым доверяют 51% и 52% респондентов соответственно. |
|