Каждый четвёртый житель США признался, что за прошедший год не прочитал ни одной книги. Таковы данные опроса Associated Press-Ipsos, опубликованные 21 августа 2007 года. Среди тех, кто за последние 12 месяцев прочитал хоть одну книгу, большинство составляют женщины и люди пожилого возраста. Самыми востребованными у американских читателей оказались модная беллетристика и религиозная литература. Наименьшим спросом пользуются поэзия и классическая литература. За 12 месяцев, свидетельствуют данные опроса, среднестатистический американец прочитывает 4 книги. В 2005 году подобный опрос, проводившийся службой Gallup, показал, что американцы за год прочитывают в среднем 5 книг. В 1999 году этот показатель равнялся 10. Падение интереса к книгам, по мнению социологов, связано, в первую очередь, с растущей доступностью Интернета, негативным влиянием телевидения и кино, а также со смещением приоритетов читателей в сторону других видов печатной продукции — газет и журналов. В то же время, отмечают авторы исследования, было бы ошибкой говорить о повсеместном снижении интереса к чтению среди американцев. Значительная доля респондентов, принявших участие в последнем опросе, заявила, что прочитывают в год несколько десятков книг. Интерес к чтению, отмечают авторы исследования, находится в прямой зависимости от уровня образования и доходов. Среди американцев, окончивших как минимум колледж и имеющих доход не ниже среднего, активных читателей оказалось больше всего. Вместе с тем, в 2006 году общая выручка предприятий, специализирующихся на продаже литературных произведений, выросла по сравнению с 2005 годом на 3% и составила $ 35,7 млрд. Всего было продано 3,1 млрд. книг, что на 1% выше показателя 2005 года. 21 июля 2007 года американские почтальоны доставили адресатам 1,8 млн. экземпляров седьмой книги о приключениях Гарри Поттера (Harry Potter) и его друзей — «Гарри Поттер и реликвии Смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows). В тот же день книгу получили по почте жители Великобритании, Канады, Франции и Швейцарии. Всего в этот день почтальоны доставили адресатам 2,4 млн. экземпляров долгожданной книги. Как отмечается в пресс-релизе Всемирного почтового союза (Universal Postal Union), за всю историю почтовой службы она никогда не доставляла столько экземпляров одной книги в один день. Популярность последней книги «поттерианы» ещё раз подчеркнула значение электронных средств коммуникации, в первую очередь — Интернета, ведь сопоставимое количество экземпляров книги разошлось по всему миру в виде фотокопий ещё до начала официальных продаж. При этом в российском Интернете уже распространяется её неофициальный перевод, тогда как издатели рассчитывали представить книгу русскоязычной аудитории только в ноябре. Алексей Демидов, руководитель МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», рассматривает феномен Гарри Поттера как «зеркало новых форм потребления и осмысления информации». Он считает, что ажиотаж вокруг книг Джоан Роулинг развенчивает распространённый сейчас миф о снижении интереса к чтению как таковому. Общий тираж только официальных изданий шести предыдущих книг британской писательницы исчисляется сотнями миллионов. Если прибавить к этому количество электронных копий, в том числе «пиратских», а также принять во внимание, что каждый экземпляр книги, даже находящийся в личном владении, а не в библиотеке, прочитывает, как правило, несколько человек, то количество читателей только этой серии книг, вероятно, превысит миллиард человек. «Сказка о мальчике-волшебнике, разумеется, не является образцом классической литературы, о снижении интереса к которой особенно любят сокрушаться те, кто распространяет мифы о снижении интереса к чтению, — отмечает Алексей Демидов. — Однако, благодаря своей огромной популярности во всём мире, она демонстрирует то, как изменился сегодня процесс потребления информации вообще, и чтения в частности». Кроме традиционных носителей письменной информации — печатных изданий, набирают популярность их многочисленные электронные аналоги — электронные книги, аудиокниги, мультимедиа издания и так далее. В дополнение к традиционным библиотекам, к услугам читателей их электронные аналоги, где книгу можно прочесть «в онлайне», или загрузив на свой компьютер. Кроме того, средства электронной коммуникации предоставили миллионам людей беспрецедентные возможности для собственного творчества. Сообщества энтузиастов, члены которых, зачастую, удалены друг от друга географически, совместно трудятся над переводом популярных книг, то есть создают новый продукт для читателей. Также с развитием Интернета получил необычайный импульс такой вид творчества, как создание «фанфиков» (Fan-Fiction) — произведений по мотивам популярных книг, написанных их поклонниками. Так, на волне выхода заключительной книги о Гарри Поттере, по всему миру появились многочисленные «фанфики», среди которых можно упомянуть: «Гарри Поттер и месопотамская резня» (Иракский самиздат. В данном повествовании Гарри Поттер и «его банда» выступает в качестве переговорщика между воюющими суннитскими и шиитскими волшебниками в сегодняшнем Ираке); «Гарри Поттер и экс-агент КГБ» (издательство «Путин-пресс», Москва-Санкт-Петербург); «Гарри Поттер и глаза Большого Сатаны» (издательство «Хомейни и сыновья», Тегеран); «Гарри Поттер и невмешательство Объединённых Наций» (издательство «Тяньаньмэнь», Пекин); «Гарри Поттер и зерна сомнения» (интернет-издательство Moveon.org, Беркли), и многие другие. Всё это, безусловно, подогревает интерес не просто к чтению, то есть потреблению информации, но и к её обсуждению, творческому осмыслению, развитию индивидуального и коллективного творчества тех, кто раньше вряд ли взялся бы за перо. «Насколько известно, до сих пор не проводилось масштабного исследования новых форм чтения, — замечает Демидов. — Однако серьёзные исследователи обязательно принимают их во внимание. Те же, кто спекулирует на темы якобы снизившегося интереса к чтению, просто застряли в XX веке и не имеют представления о реалиях века XXI и новых формах потребления информации». |
|