Крупнейшая в мире интернет-компания Google анонсировала новый амбициозный проект — альтернативу известной открытой онлайновой энциклопедии Wikipedia. Новый проект будет носить название Knol (от англ. Knowledge — знание) и в некоторых аспектах весьма отличаться от своего конкурента, чьё имя уже стало нарицательным для любого вида электронных энциклопедий. Первое сообщение об этом появилось в официальном блоге компании от вице-президента отдела разработок Google Уди Манбера (Udi Manber). Уди Манбер поделился с читателями блога планами компании: «Наша цель заключается в привлечении к проекту различных пользователей. Люди, которые знакомы с тем или иным предметом знаний и могут его связно описать в статье и будут пользователями и авторами Knol, ведь существуют миллионы пользователей, обладающих различными знаниями и готовыми поделиться ими, существуют и миллиарды людей, которые найдут эти знания полезными». Главная особенность Knol — другая по сравнению с «Википедией» бизнес-модель системы экспертного мнения. Google собирается зарабатывать на размещении рекламы на страницах Knol, в то время как Wikipedia — принципиально некоммерческий проект, поддержка которого обеспечивается добровольными пожертвованиями. Экспертные материалы, в отличие от «Википедии», не будут анонимными: каждая статья будет сопровождаться именем автора и защищена правами интеллектуальной собственности. «Мы уверены, что если пользователи смогут получить информацию об авторе статьи, то они лучше разберутся, стоит ли доверять изложенным фактам, — пояснил Уди Манбер. — У любой книги есть автор, у опубликованной в журнале статьи тоже есть автор. Но в случае с существующими веб-стандартами как-то вышло так, что здесь имена не обязательны». Он также добавил, что «Google не будет выступать в качестве редактора в любом виде — вся ответственность и контроль над содержанием будут возлагаться на авторов». Планируется, что авторы статей Knol также будут материально заинтересованы в успехе проекта, поскольку Google планирует перечислять им определённый процент доходов от рекламы, если они согласятся размещать баннеры на страницах со своими материалами. При этом общая сумма вознаграждения будет зависеть от количества посещений той или иной страницы. Таким образом, в Google надеются привлечь к участию в проекте специалистов и повысить качество материалов. Knol, как и Wikipedia, будет содержать бесплатные статьи на различные темы, а пользователи смогут редактировать материалы, правда на это потребуется согласие первоначального автора. Качество статей будут оценивать пользователи. В Knol возможно существование различных статей на одну и ту же тему, однако те, что получили наиболее высокие оценки, будут появляться первыми в результатах поиска. Сейчас платформа для работы с данными Knol проходит бета-тестирование в закрытом режиме. Первоначально энциклопедия будет доступна только на английском языке, однако русский находится среди 14 приоритетных языков, на которых Google планирует локализовать сервис в первую очередь. Единственное, что пока доступно в качестве примера нового сервиса — изображение с первой статьёй для Knol на корпоративном сайте Google. В ней идёт речь про бессонницу, а её автор — профессор медицины Стэнфордского университета Рейчел Манбер. Как сообщается, руководство Google уже поручило ряду экспертов подготовку первых материалов для новой энциклопедии. По мнению аналитиков, новый проект призван стать своебразной смесью из About.com, Wikipedia и Squidoo. В свою очередь, Данни Салливан (Danny Sullivan), аналитик Search Engine Land, считает, что Google непременно будет использовать свою поисковую систему для продвижения Knol. Аналитик отмечает, что Google распределяет результаты поиска в зависимости от количества ссылок на данный сайт на других веб-страницах. Салливан уверен, что поисковый гигант не будет нарушать это правило, а просто использует популярность своего бренда для размещения ссылок на Knol-страницы на других ресурсах. При этом он указывает на опасную тенденцию, когда доставка и создание контента фактически находится в одних руках. Так или иначе, пользователям Интернета вскоре предстоит обмениваться «нолами» (единицами знаний) благодаря новому сервису. В основе работы самой популярной инернет-энциклопедии Wikipedia лежит та же самая концепция распространения знаний, но её создатели считают идею Google не такой уж удачной. «Google производит много классных продуктов, но многие из этих классных продуктов работают не так уж здорово», — считает идеолог концепции Wiki и основатель Wikipedia Джимми Уэльс (Jimmy Donal Wales). По его мнению, такой стимул, как деньги, будет притягивать к Knol статьи не академического, а скорее коммерческого содержания. «Вы увидите, например, множество статей о виагре», — предсказывает он. Интересно, что в марте 2007 года Джимми Уэльс объявил о том, что Wikipedia собирается создать собственную поисковую систему, на результаты поиска в которой смогут влиять пользователи. Теперь же поисковый гигант Google озвучивает свои планы по разработке собственной энциклопедии. Wikipedia — свободная интернет-энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев — была основана в 2001 году. Идея развития и постоянного пополнения информации такова, что пользователи Интернета сами могут создать словарную статью, отредактировать предыдущую и так далее. Ядро интернет-энциклопедии — это 13 тысяч добровольцев, многие из которых являются экспертами в той или иной сфере знаний; каждый из них имеет право редактировать ранее добавленные или уже кем-то отредактированные тексты. Сейчас Wikipedia содержит более 6 млн. статей на 250 разных языках, а сайт энциклопедии занимает восьмое место по посещаемости во всём Интернете. Общий объём «Википедии» на всех языках примерно в десять раз превышает энциклопедию «Британника», одно из старейших и самых известных в мире справочных изданий. Главным минусом «Википедии» называют широкие возможности манипуляции содержанием энциклопедии благодаря открытости идеологии и анонимности её авторов. Пока неизвестно, сможет ли Google сделать свой сервис столь же популярным как и Wikipedia, чьё название уже давно стало именем нарицательным. С такой проблемой на практике столкнулся некогда амбициозный проект Citizendium, который был анонсирован в конце 2006 года. Citizendium поизиционировался как «более ответственный и корректный» интернет-справочник, а его создатель Лэрри Сэнджер (Lawrence Mark Sanger), один из основателей и бывший главный редактор «Википедии», поставил обязательное условие — в новом справочнике автор выступает в качестве эксперта и обязан указать своё настоящее имя под каждым из опубликованных им текстом. Ещё одно отличие проекта Citizendium — в профессиональной редакторской правке, причём каждую статью утверждает собрание из 240 экспертов, кандидатуры которых одобрены лично Сэнджером. Из-за столь сложной процедуры скорость публикации текстов настолько низка, что мечта создателя проекта — составить конкуренцию «Википедии» — будет осуществляться ещё очень долго. Впрочем, Лэрри Сэнджер уверен, что «Knol будет производить столь же сомнительный контент, как и Wikipedia». Google — американская компания, лидер интернет-бизнеса, предлагающая пользователям Глобальной Сети многочисленные интернет–сервисы и технологические решения. Компания основана Сергеем Брином и Лэрри Пейджем 7 января 1998 года, в настоящее время зарегистрирована как Google Inc., штаб-квартира располагается в Маунтин-Вью (Калифорния). Google владеет первой по популярности (77,04%) в мире поисковой системой, обрабатывающей 41 млрд. 345 млн. запросов в месяц (данные на декабрь 2007 года). Из-за популярности поисковой системы в английском языке появился неологизм to google или (аналог в русском интернет-жаргоне — «гуглить»), использующийся для обозначения поиска информации в Интернете с помощью Google. Именно с таким определением этот глагол был занесен в наиболее авторитетные словари английского языка — Oxford English Dictionary и Merriam-Webster. Объём выручки компании Google в третьем квартале 2007 года составил $ 4,23 млрд. и вырос на 57% по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период в $ 2,69 млрд. Прибыль компании составила $ 1,07 млрд, что на 46% больше чем в третьем квартале 2006 года, причём основную часть прибыли составляют доходы от онлайновой рекламы. Все последние годы Google возглавляет глобальные рейтинги самых дорогих мировых брендов. |
|