Эксперты корпорации IBM опубликовали новый доклад из серии IBM Global CEO Study, посвящённой тому, как ведущие руководители оценивают современные тенденции. Результаты отчёта об исследовании основаны на материалах серий личных интервью, проведённых в конце 2011 года и начале 2012 года, в которых приняли участие 1709 генеральных директоров компаний, ведущих бизнесменов и руководителей организаций частного и государственного сектора экономики из 64 стран мира и 18 экономических отраслей. Цель исследования IBM Global CEO Study, которое проводится с периодичностью в два года, заключается в выявлении и подробном описании тенденций, происходящих в современном глобальном бизнесе, проблем, с которыми сегодня сталкиваются руководители компаний, и которые будут влиять на их бизнес в будущем, а также в освещении планируемой деятельности руководителей компаний на ближайшие годы. Текущее исследование, озаглавленное «Переход от командного управления к сотрудничеству» (Command & Control Meets Collaboration), было проведено командой консультантов из подразделения IBM Global Business Services. Ниже представлены основные тезисы доклада. Результаты IBM Global CEO Study демонстрируют резкое увеличение числа лидеров глобального бизнеса, которые видят впереди важные изменения. Исследование показало, что большинство руководителей меняют характер своей работы, добавляя значительную долю открытости, прозрачности и вовлечённости сотрудников в стиль жёсткого командного управления, который отличает корпорации вот уже больше столетия. Преимущества этой стремительно развивающейся тенденции очевидны. Согласно результатам исследования, компании, превосходящие в своей деятельности конкурентов, на 30% чаще называют открытость — которая, в частности, характеризуется более широким использованием социальных медиа как основной движущей силы сотрудничества и инноваций — ключевым фактором, влияющим на экономический успех организации. Лидирующие организации используют модели, позволяющие раскрыть потенциал коллективных знаний и неформальных сетей внутри организации с тем, чтобы новые идеи и решения реализовались в росте производительности и прибыльности компании. Для того чтобы установить более тесные связи с клиентами, партнёрами и новым поколением сотрудников в будущем, руководители будут всё меньше использовать телефон и электронную почту в качестве основных средств общения, постепенно переходя к использованию социальных сетей. В настоящее время лишь 16% опрошенных руководителей используют платформы социального бизнеса для связи с заказчиками, но согласно прогнозам этот показатель достигнет 57% в течение ближайших трёх-пяти лет. Несмотря на то, что социальные медиа сегодня в минимальной степени используются для связи с клиентами, они обещают стать вторым по распространённости способом в следующие пять лет — после взаимодействия «лицом к лицу». После десятилетий командного управления «сверху вниз», эта тенденция влечёт серьёзные последствия не только для самих руководителей, но и для их компаний, менеджеров и рядовых сотрудников, для университетов и бизнес-школ, а также для поставщиков информационных технологий. Как показало исследование, многие руководители считают технологии мощным инструментом преобразования организационных структур. Свыше половины опрошенных руководителей (53%) планируют использовать технологии для расширения партнёрства и взаимодействия с внешними организациями, в то время как 52% респондентов стали уделять внимание развитию сотрудничества внутри своей организации. Комментирует Бриджит ван Кралинген, старший вице-президент IBM Global Business Services: «Один из наиболее очевидных выводов исследования — удивительное единодушие руководителей относительно перспектив и значения социальных медиа. Вместо набивших оскомину сожалений об утрачивании человеческих взаимоотношений, этот подход предполагает их углубление и использование динамичных социальных сетей для того, чтобы объединить возможности всех сотрудников в поиске новых моделей взаимодействия». Увеличение степени открытости не обходится без рисков, указывают авторы доклада. Открытость повышает уязвимость. Так, Интернет — особенно через социальные сети — может выставить на всеобщее обозрение действия любого сотрудника, как позитивные, так и негативные. Для того чтобы организации могли эффективно функционировать в этой среде, сотрудники должны принять ценности и миссию своей компании и следовать им. Организации, со своей стороны, должны предоставить сотрудникам набор руководящих принципов для использования в принятии решений. Руководители не поручают директорам по персоналу задачу поддерживать взаимодействие сотрудников для создания инноваций, а своим примером демонстрируют важность этого фактора. Ключевыми факторами успеха сотрудников в условиях более сложной и взаимосвязанной бизнес-среды большинство руководителей назвали такие социальные навыки, как умение взаимодействовать (75% респондентов), общаться (67%), проявлять творческий подход (61%) и гибкость (61%). Чтобы подготовить качественно новые кадры, необходимо нанимать сотрудников, которые лучше других проявляют себя в открытой, командной работе. В то же время, руководители должны создавать и поддерживать методики работы, помогающие сотрудникам развиваться. К таким инициативам можно отнести создание нестандартных рабочих групп, обучение на основе опыта, а также поощрение использования богатых ценной информацией корпоративных сетей. Тенденция к расширению сотрудничества также распространяется на отношения с партнёрами. Партнёрство сейчас переживает пик своего развития. В исследовании 2008 года немногим более половины опрошенных планировали расширять партнёрские отношения. Сегодня уже свыше двух третей респондентов намерены придерживаться стратегии активного партнёрства. Комментирует Питер Возер, генеральный директор, Royal Dutch Shell: «Ведение инновационной деятельности совместно с партнёрами приносит выгоду всем участвующим сторонам. Компания Shell занимается не только энергоносителями, но и другими связанными с ними ресурсами, такими как питание и вода. Поэтому мы осознаем важность совместного, в том числе и между компаниями в разных отраслях, продвижения инноваций». Исследование показало, что большинство (71%) опрошенных руководителей считают технологии главным — и более важным, чем экономические сдвиги и колебания рыночной конъюнктуры — фактором, который будет оказывать влияние на их бизнес в ближайшие три года. В отношении всех аспектов деятельности своих организаций, от текущих операций и управления финансами до конкурентной борьбы, руководители в наибольшей степени сконцентрированы на достижении более глубокого понимания нужд своих потребителей. 70% опрошенных активно инвестируют в способность обрабатывать данные для получения значимой информации о потребителях. Учитывая взрывной рост объёмов данных, с которым сталкивается большинство организаций, руководители осознают необходимость применения более сложных средств бизнес-аналитики для интеллектуальной обработки данных, которые отслеживаются в Интернете, на сайтах социальных медиа или поступают на мобильные телефоны. Традиционный подход к достижению лучшего понимания заказчиков заключался в консолидации и анализе транзакций и активности внутри организации. Однако для того, чтобы иметь актуальное представление о клиентах, руководители должны формировать более целостную картину того, как они взаимодействуют со всем остальным миром, а не только с их организацией. Умение получать из данных ценные знания напрямую влияет на производительность: компании-лидеры вдвое опережают менее успешные организации в способности обрабатывать информацию для получения значимых выводов. Кроме того, компании-лидеры на 84% превосходят конкурентов в умении использовать полученные знания на деле. |
|