![]() Беседа о глобализации Джеймса Глассмана, Клода Барфилда и Мойсеса Наима, проведённая в феврале 2006 года. Ведущий дискуссии — Джеймс Глассман, научный сотрудник Американского института предпринимательства, в прошлом редактор, издатель и обозреватель газеты Washington Post, в настоящее время руководит | |
Хотя многие считают глобализацию недавно начавшимся процессом, наши эксперты объясняют, что этот феномен в разных формах известен с давних времён, практически с тех пор, как жители одной страны начали торговать с жителями другой страны. Фактически период с Джеймс Глассман: Давайте начнём с основного вопроса. Что же такое глобализация? Клод Барфилд: Полагаю, есть разные определения, у каждого своё, но с моей точки зрения удобнее охарактеризовать глобализацию как воздействие, которое изменение технологии оказывает на отдельные страны и отдельные общества в ходе времени. На мой взгляд, в основе глобализации в очень большой степени лежит технология. Интенсивная глобализация, которую мы переживаем сегодня, была бы невозможна без прорыва в транспортных средствах (изготовления товаров и их доставки точно в срок), эффективность которых повышалась в течение последних нескольких десятилетий. Что, в свою очередь, опирается на коммуникационную революцию, которая сейчас позволяет людям и организациям по всему миру обмениваться мгновенными сообщениями. Джеймс Глассман: Это новое явление? Клод Барфилд: Нет, можно вспомнить ещё древних греков. Всякий раз, когда происходят торговые операции между разными странами или разными обществами, начинается глобализация, потому что налицо идеи, перемещения, коммерческие сделки между разными людьми. С этого и начиналась глобализация. Вы живёте не в замкнутой человеческой общности, у которой нет никаких контактов с другими. Джеймс Глассман: Значит, вы определяете её в категориях торговли? Клод Барфилд: Скажем так, я пытаюсь определить её не только в категориях торговли, Думаю, государственная политика, разумеется, может оказывать воздействие на глобализацию. Вспомним на политику после Джеймс Глассман: Вот эти «автаркические» страны — остались ли Клод Барфилд: Сегодня в качестве очевидного примера можно привести Северную Корею, но даже там эта система ломается. В Восточной Европе Советский Союз насаждал автаркические системы с внутренней политикой, при которой реальной торговли было немного. Джеймс Глассман: Клод Барфилд: Я думаю так, лишь постольку, поскольку Соединённые Штаты Америки, учитывая то положение, которое они занимали в XX веке, всегда находились на переднем крае технологического прогресса. Так было даже во время Великой депрессии. Джеймс Глассман: Каковы преимущества глобализации? Клод Барфилд: Главные преимущества — это возможность потреблять более качественные товары по более низким ценам, улучшать качество жизни. Этот процесс начинается в экономике, но не заканчивается в ней, поскольку люди ставят перед собой и другие цели в жизни, не только экономические. Но я считаю глобализацию средством, с помощью которого они могут добиваться этих других личных, государственных и общественных целей. Джеймс Глассман: Мойзес, в вашей новой книге «Нелегалы: как контрабандисты, дельцы и имитаторы перехватывают глобальную экономику» вы говорите о глобализации с точки зрения не только технологических, но и политических изменений. «Одним из главных изменений, о котором часто напоминает эта самая последняя волна глобализации, является революция в политике, столь же глубокая и преобразующая, как Мойсес Наим: Вряд ли мы это знаем. Мы знаем лишь, что это происходило одновременно, и есть все основания полагать, что чем больше у людей информации, тем свободнее они могут узнавать, как живут другие. Это также создало для них сильные стимулы стремиться к свободе и бороться за неё. Итак, налицо связь между новыми технологиями связи и транспорта и политическими революциями В своей книге я пытаюсь, в частности, разорвать очень распространённую ассоциативную связь между глобализацией и торговлей, или глобализацией и инвестициями, или глобализацией и экономикой. На мой взгляд, всем нам очень важно понять, что сейчас мир связан механизмами, выходящими за рамки экономики и торговли. Знаете, 11 сентября 2001 года — это пример глобализации. Атака на Центр международной торговли была предопределена политическими беспорядками на другой стороне мира. Террористы полагались на инструменты и технологии глобализации. Они также воспользовались возможностями, созданными более открытыми границами вследствие политических перемен. Клод Барфилд: Я согласен с этим. И Джеймс Глассман: Многие люди высказывали предположение, что при технологии глобализации национальное государство исчезнет. Сейчас, может быть, ему рановато исчезать, но считаете ли вы, что это произойдёт? Мойсес Наим: Нет. И я действительно согласен с тем, что национальное государство является основой, центральным организующим элементом международной системы. Часто ведутся дискуссии об отмирании национального государства, но, откровенно говоря, я считаю это глупыми разговорами. На мой взгляд, национальное государство будет с нами ещё долго. Смысл происходящего в том, что национальное государство трансформируется в процессе глобализации, трансформируется либеральной политикой, присущей новым технологиям. И ограничения, накладываемые на национальные государства, более жёсткие, чем в прошлом. Поговорите сегодня с любым руководителем государства, даже с теми, кто осуществляет авторитарное правление, и они вам скажут, что они сильно ограничены или более ограничены, чем в прошлом. Джеймс Глассман: Каковы же эти ограничения? Речь идёт о том, что у населения больше контактов с внешним миром, или ещё Мойсес Наим: Обо всём этом. Авторитарные руководители вынуждены соперничать с рынками облигаций и международными финансовыми системами, которые ограничивают их экономический выбор. Они сталкиваются со всевозможными ограничениями и возможностями, которые предлагает торговля. Но им приходится также учитывать международные стандарты. Они не могут применять пытки так же свободно и открыто, как в прошлом, хотя это и происходит. Но одна интересная перемена, которая произошла благодаря глобализации и изменениям Джеймс Глассман: Мне хотелось бы поговорить об обратной стороне глобализации, поскольку Клод уже говорил о её лицевой стороне — экономическом росте, большей открытости для новых идей и, может быть, как вы говорите, большей демократии, меньшей власти диктаторов. И в вашей книге говорится об одном недостатке глобализации. Вы убеждены в том, что всё больше и больше идей и вещей крадётся или присваивается. В самом начале вы рассказываете о исключительном случае, когда в Китае украли Мойсес Наим: Прекрасный вопрос. Когда думаешь о странах Возвращаясь к контрафакции, мы можем отпускать шутки о часах, которые стоят 5 тысяч долларов, а их Джеймс Глассман: Клод, давайте поговорим о более популярных образах глобализации. Только что я побывал на заседании Всемирной торговой организации в Гонконге, и там были фермеры, выращивающие рис, из Южной Кореи, которые привлекли к себе всеобщее внимание. Они жаловались на то, что если Южная Корея откроется для торговли рисом, они останутся не у дел. Мы не умеем ничего делать, только выращивать рис, говорили они. Ничего другого у нас толком не получается. Они пожилые люди. А рис тоже ведь не очень дорого стоит. Является ли проблема южнокорейских фермеров, выращивающих рис, элементом негативной стороны глобализации, или она в итоге все же позитивна? Клод Барфилд: Я думаю, все страны отстают в поиске решений проблем, возникающих в результате открытия рынков для торговли или инвестиций — в основном, потому, что политика проводится не совсем правильная. Эти южнокорейские крестьяне — они же из поколения в поколение именно этим занимались, и никто не подключился — не считая естественных демографических сокращений, которые фактически происходят в Корее, — чтобы попытаться смягчить эту перемену, переходный период. Думаю, виноваты все страны. Мы на самом деле не можем управлять тем, как вы осуществляете адаптацию, но страна, которая к этому причастна, будь то Корея, или Соединённые Штаты Америки, или британцы, или европейцы, несёт моральное или социальное обязательство вмешаться. И эта ситуация может быть мучительной. Но есть и другая сторона вопроса. Когда сталкиваешься с антиглобалистским движением, звучит много всяких романтических лозунгов: мы должны оставить в покое эти племена в верхней части Амазонки или обнищавших крестьян на юге Мексики, ведь с ними происходят ужасные вещи Джеймс Глассман: Не кажется ли вам, что один из способов сделать её приемлемой, как говорят некоторые, заключается в том, чтобы снимать торговые барьеры для развивающихся стран другими темпами по сравнению с развитыми странами? Клод Барфилд: Соединённые Штаты Америки, европейцы и другие развитые страны заявили: нам нужно лишь десятилетие или полтора десятилетия на текстиль и одежду, которые являются наиболее защищёнными отраслями многих экономик. В начале Так что проблема не в том, чтобы дать больше времени, Джеймс Глассман: Помимо нелегальной торговли контрафактной продукцией есть ли ещё Мойсес Наим: Она приводит к негативным последствиям, и некоторые из этих последствий мы уже видим. Население в целом охватило чувство беспокойства. Во многом их сопротивление исходит из ощущения того, что происходит нечто важное, происходят фундаментальные изменения в том, как люди живут, и как могут выживать или не выживать компании. Таким образом, в целом глобализация вызывает беспокойство, поскольку есть ощущение того, что происходят изменения, затрагивающие всех нас, и мы не знаем, пострадают или не пострадают в итоге наши семьи, мы сами, наши компании, наши населённые пункты. Джеймс Глассман: У меня всегда было такое ощущение, что глобализация — это пример того, как выгоды распространяются очень широко, а издержки носят узкий характер, от них страдают конкретные отрасли — американская обувная промышленность или корейское рисоводство, — и эти люди кричат и шумят, но вы говорите о более массовом беспокойстве. Оно реально на Мойсес Наим: Лучший пример вы сами привели — о южнокорейских крестьянах, выращивающих рис, потому что у меня возникает вопрос: а где были потребители риса при этих встречах? Конечно, есть целое поколение южнокорейских рисоводов, которое пострадает от того, что происходит с правилами международной торговли рисом. Но гораздо больше людей выиграют от открытия торговли и отмены субсидий — искажающих торговлю субсидий по рису. Эти потребители не представлены там, потому что каждый из них получит маленький выигрыш, зачастую незаметный, тогда как корейские крестьяне пострадают прямо сейчас, и очень ощутимо. Поэтому их легче мобилизовать и организовать. Ваш тезис таков: да, это происходит, но есть и нечто более широкое. И я думаю, что мы всё ещё приспосабливаем наше мышление к новому миру, где традиционные идеологии прошлого — знаете, социализм или коммунизм советского типа — давали многим людям опору в вопросе о том, как относиться к миру и как толковать перемены, к миру, в котором были две сверхдержавы, уравновешивающие друг друга. Теперь осталась только одна, и каждый день мы слышим известия о переменах, и не знаем, как их толковать: от клонирования до изменений, вызванных Интернетом, до нелегальной торговли, до войны в Ираке, до международных террористов-смертников, готовых убивать и умирать. Клод Барфилд: Но в закрытых обществах дело обстоит совсем иначе, это в Соединённых Штатах Америки так. Наше общество традиционно было мобильным, воспринимало новые идеи и обладало гораздо большей способностью делать это и не тревожиться, чем другие общества. Но я действительно считаю, что, глядя за рамки экономики, сейчас нарастает ощущение того, что есть много сил, которые нам неподвластны. Я говорю об отдельных людях, а не о правительствах. И это исходит из любой сферы, начиная с биотехнологии, благодаря чрезвычайно сильному воздействию информационной революции. Думаю, молодые люди воспринимают и понимают многое из этого. Они понимают, как обращаться со своими сотовыми телефонами, компьютерами и так далее, но ещё больше они осознают тот факт, что техника вышла сейчас на небывалый уровень, даже для них. Джеймс Глассман: Но действительно ли вещи стали не так подвластны людям, как прежде, или дело в том, что мы больше знаем о происходящем в мире, чем знали раньше? Иными словами, я ещё раз поднимаю вопрос о роли средств связи, которые в целом могут оказывать позитивное воздействие, но Клод Барфилд: Джеймс Глассман: Mойзес, существует ли связь между глобализацией и ростом религиозного фанатизма или фундаментализма, как его называют некоторые, который мы видим не только в исламе, Мойсес Наим: Мы видим его в Соединённых Штатах Америки. В этом нет сомнений. В результате происходит движение к большей религиозности Поэтому людям, ощущающим неопределённость и беспокойство в связи с происходящими переменами, необходимо за Клод Барфилд: Однако на самом деле поражает то, что Ближний Восток, разумеется, должен быть впереди Джеймс Глассман: Позвольте задать этот вопрос, который звучит почти как клише, но я все же хотел бы знать ответ. Ведёт ли глобализация — будем определять её в чисто экономических категориях, подразумевая под ней более открытую экономику — естественным образом к демократии? Мойсес Наим: Думаю, ещё рано об этом говорить. Мы не знаем. Джеймс Глассман: Не только в Китае — где угодно? Мойсес Наим: Где угодно. Мы не знаем. Вспомните, на протяжении всей истории шли волны глобализации. Мир не в первый раз испытывает сейчас очень сильную интеграцию различных экономик. Она началась с большой скоростью в Джеймс Глассман: Где она тормозит демократию? Мойсес Наим: Я думаю, например, о нефтяных странах, где глобализация создала очень крупные рынки. Цена на нефть в настоящее время очень высока в большой степени Клод Барфилд: Я не спорю, за исключением того, что им не повезло в том отношении, что они обладают этим единственным ресурсом, так что глобализация не так сильно по ним бьёт. Джеймс Глассман: На мой взгляд, главная проблема в том, что один ресурс находится в собственности и под контролем правительства. Клод Барфилд: Да, это так, но всё дело в том, что эти нефтяные страны не должны бороться за существование, как приходилось делать, например, в Бразилии, Аргентине или Чили. Вернёмся к вашему первоначальному вопросу: порождает ли глобализация демократию «естественным образом». Ответ — нет. Однако в интеллектуальных кругах продолжается спор — думаю, он нашёл своё отражение Однако верно и то, что с глобализацией — и даже при том, что китайское правительство может отчасти контролировать Интернет, и они контролируют другие источники информации, — сегодня просто невозможно контролировать население в смысле закрытия доступа к информации, в смысле его изоляции, как это можно было делать в Восточной Европе, в Венгрии и Чехословакии в Джеймс Глассман: Вы с этим согласны? Мойсес Наим: Да, я полностью с этим согласен. Вспомним на секунду, что сегодня большинство людей на земле живёт при недемократических режимах. Это нормально. Нормальный человек сегодня — это человек, который не питается три раза в день, не получает информацию из независимых источников, если вообще её получает. Треть человечества сегодня не имеет телефонов и ни разу не звонила по телефону, и большинство населения не живёт в условиях демократии. Большинство детей в мире не ходит в школу. Большинство людей в мире не имеет официальной оплачиваемой работы. Клод Барфилд: Но, думаю, нам надо быть осторожными. Надо сказать, что в демократических государствах сегодня живёт больше людей, чем в любой другой момент человеческой истории. Джеймс Глассман: Число демократий за последние 30 лет фактически утроилось, хотя большинство людей не живут в условиях демократии, если мы, как и большинство людей, не считаем Китай демократическим государством. Давайте поговорим о том, куда идёт глобализация. В истории были периоды, когда происходила глобализация, но она резко останавливалась на довольно длительный срок — по меньшей мере, на 40 или 50 лет. Возможно ли такое, что мы вновь увидим то же самое? Продолжится ли глобализация, или она носит циклический характер? Что меня особенно беспокоит, так это то, что в развивающихся странах есть много людей, которых никак не коснулся процесс глобализации. Можно ли с этим Клод Барфилд: Думаю, если посмотреть на развивающиеся страны — забудем о том, что говорят политики, и что будут подписывать руководителя государств на торговых переговорах в Гонконге. Просто возьмём Восточную Азию или даже Латинскую Америку и вернёмся к нашему вопросу. Они отказываются подписывать договоры, которые ограничивают права инвесторов или инвестиции, но они широко распахнули свои границы. Не надо забывать Джеймс Глассман: Но в целом вы с оптимизмом смотрите на развивающиеся страны, равно как и на остальной мир? Клод Барфилд: Да. Мойсес Наим: Опять же, если вложить в содержание понятия «глобализация» торговлю и инвестиции, тогда это так. Торговые циклы могут идти вверх и вниз, и возможны пики протекционизма. Джеймс Глассман: Кстати, вам не кажется, что это именно сейчас и происходит? Мойсес Наим: Нет. Я думаю, что торговля очень сильна и свободна. Каждый год международная торговля растёт, причём растёт быстрее, чем мировой ВВП. Да, на пути торговли есть всевозможные преграды, всевозможные субсидии и искажения, но торговля движется. Возьмём более широкое определение глобализации, которое охватывает не только торговлю и инвестиции, и сравним её с XIX веком. Когда появился телеграф, это создало фурор в мире связи. Но телеграф использовался, главным образом, учреждениями. А вот Интернетом пользуются, в том числе, подростки, которые общаются со своими сверстниками по всему миру. Есть самые разные группы единомышленников, группы людей, заинтересованных в продвижении одной и той же идеи или одного и того же дела, люди с общими интересами, пристрастиями, технологиями, увлечениями. Все они общаются через границы и создают виртуальные сообщества, формируя, таким образом, новую политическую динамику. Это необратимо. Поскольку, как сказал Барфилд, хотя можно контролировать Интернет, но есть пределы того, насколько его можно контролировать. Так что джин выпущен из бутылки. Люди образуют структуры. Нынешняя глобализация более индивидуальная, чем когда-либо в истории. Прежние волны глобализации были институциональными и коммерческими, ключевыми действующими лицами в них были торговые компании. Сегодня глобализация идёт на уровне общения людей, | |