Ханс Ленк (Hans Lenk) — доктор философии, профессор Университета Карлсруэ (Universität Karlsruhe), Германия, бывший вице-президент Европейской Академии наук и философии права, бывший президент, а ныне почётный президент Всемирной Академии философии Международного института философии в Париже. Область научных интересов: философия и теория науки, философия техники, логика, социология и социальная философия. Грегор Пауль (Gregor Paul) — немецкий философ, профессор Университета Карлсруэ (Universität Karlsruhe), Германия, соредактор нескольких академических журналов, автор многих статей, посвящённых философии логики, философии науки, методологии гуманитарных наук. Публикуемая статья посвящена проблеме универсальных логических принципов и их независимости от различий между культурами. |
|
I. Употребление термина «логика»Люди могут говорить о «логике футбольного матча». Некоторые проблемы рассматриваются как просто «вопросы логики». Учёные говорят, например, о «математической логике», «философской логике», «диалектической логике», «трансцендентальной логике», двузначной и многозначных логиках. Такие термины, как «квантовая логика», «паранепротиворечивая логика» и «нечёткая логика», приобрели определённую популярность среди учёных и философов. Многие деятели науки — и даже политики — приравнивают аристотелевскую логику к так называемой «западной логике», полагая эту логику существенно отличной от того, что они называют «восточной логикой»: например, от индийской, китайской, японской или буддийской логики. Так что кажется оправданным употреблять такие термины, как «логика» и «логический», следующим образом. Термином «логика» мы будем обозначать класс принципов, законов или правил отношений между понятиями, или структур вывода, которые верны просто по причине их формы, или, скорее, благодаря их форме (так что их верность не зависит от их материального содержания). Например, (1) «закон тождества»: A → A, (2) «правило транзитивности»: если A → B и B → C, то A → C; (3) «закон (не) противоречия»: если A, то не не-A, и (4) tertium non datur (третьего не дано, ТНД), или «принцип, или закон, исключённого третьего: либо A, либо не-A. Во всех конкретных реализациях этих формул A, B и C могут обозначать понятия или свойства понятий. Слова «если», «то», «не» и так далее указывают, соответственно, на приемлемые или неприемлемые замены. Например, (2) позволяет заменить «A → B и B → C» на «A → C», а (3) запрещает заменять A на не-A. Читатели, знакомые с аристотелевской логикой, могут также вспомнить принцип (5) Dictum de omni et de nullo, который можно выразить следующим образом: если M есть свойство рода G (например, свойство понятия «животное»), то оно есть также свойство вида S (например, «лошадь» или «собака») рода G; и если M — не свойство рода G, то M не является также свойством любого из его видов S. Заметим и следует подчеркнуть, что достоверность этих принципов не зависит от смысла, или содержания, A, B, C, G, M или S, независимо от того, обозначают ли эти символы яйца, звезды, кентавров или что-нибудь ещё. Кроме того, эти принципы не следует понимать как законы, предписывающие или определяющие структуры «реальности» или как абстрагируемые или выводимые из неё. Это не онтологические принципы. Конечно, слово «есть» часто понимается в смысле «существует», но это всего лишь специфическая черта специфического языка — например, английского или Возвращаясь к нашему исходному примеру, выражение «логика футбольной игры» можно понять как нечто вроде правила, что более сильные команды обычно побеждают более слабые. Конечно, эта «логика» должная состоять из множества индуктивных правил, не обязательно выполняющихся для каждой игры. Как должно стать ясно в дальнейшем, пять упомянутых выше принципов суть правила такой формы, которые верны везде, где мы строим (хотим построить), например, теорию многозначной логики, физическую теорию (такую как квантовая логика) или просто линию рассуждения, которую хотим успешно сообщить кому-то. Так что их можно также назвать неизбежными (и в этом смысле «трансцендентальными») условиями любой различимой линии рассуждения. В этом отношении ТНД не является исключением. Хотя согласно любой конструктивистской или интуиционистской логике это правило может применяться только к конечным классам «предметов», он остаётся универсально применимым в следующем важном отношении: если ТНД применимо, люди должны принимать его в любое время и в любом месте. II. Каковы универсальные логические принципы и есть ли они?Что в точности означает вопрос «Есть ли Если мы хотим обдумать или обсудить вопрос о том, есть ли универсально верные логические законы, то есть принципы логики, верные (в одном и том же смысле) для всех людей в любое время и в любом месте, имело бы мало смысла употреблять такие термины, как «логика» и «логический», иначе, нежели было определено выше, поскольку только определённые принципы логической формы являются многообещающими кандидатами на всеобщую достоверность. Во-первых, отдельные теории логики всегда отличаются друг от друга. Уже в средневековой схоластике учёные, работавшие в одно и то же время в одном и том же университете, разрабатывали различные теории логики. Mutatis mutandis это применимо также и к соответствующим теориям китайских, корейских и японских буддийских логиков, которые читали в китайском переводе Сюаньцзана (600? –664) и интерпретировали два санскритских трактата, относящихся к логике, — а именно, «Ньяямукху» 1 Дигнаги (V–VI века) и «Ньяяправешу» 2 Шанкарасвамина (VI век). Наиболее важные различия между буддийскими теориями, разработанными в Индии, Китае и Японии, связаны не с культурой, — скажем, с китайской или японской культурами. Скорее, эти различия вытекали из разных взглядов на некоторые логические принципы, то есть для них скорее характерны внутрикультурные различия. На более общем уровне это верно также и для теорий логики, выдвинутых в так называемых «западной» и «восточной» культурах: для них релевантны не культурные различия, а различия, не зависящие от культуры или не затрагиваемые культурой. Во-вторых, часто задаваемый вопрос о том, является ли (например) аристотелевская логика универсально верной, — это вопрос не по существу, поскольку в силу её специфических черт аристотелевская логика (на самом деле — некоторое количество теорий логики, выдвинутых между IV век до Новой эры и сегодняшним днем) может быть только конкретной теорией или классом конкретных теорий. Только некоторые законы аристотелевской логики, такие как modus barbara, действительно могут быть универсально верными. Это же относится и к теориям логики, создававшимся в Азии. В-третьих, тщетным было бы надеяться, что принципы, описывающие или отражающие культурно различные черты восприятия и познания или характеристики специфической грамматики, могут обладать универсальной верностью. Если и есть универсально верные логические законы, то они прежде всего должны быть принципами формы, независимыми от (теорий) «материальных» структур (онтологий) и от специфических черт грамматики и семантики конкретного языка. Но зачем нужно тратить силы на обсуждение вопроса о том, есть ли универсально верные законы логики? Мы полагаем, что этой проблемой стоит заняться всерьёз, поскольку многие учёные, обычные люди и даже политики и журналисты отвечали на этот вопрос отрицательно. Некоторые даже утверждают, что «восточная логика» отрицает универсальную верность всех пяти упомянутых выше принципов. Ещё важнее то, что из таких — ошибочных — отрицаний вытекают фатальные следствия. Представим себе, например, что на самом деле существуют два несовместимых класса логических законов, в равной степени верных. Тогда люди, придерживающиеся каждого из этих двух классов, скажем. европейцы и азиаты, регулярно делали бы разные выводы из одних и тех же посылок. Любая попытка достичь взаимопонимания между представителями этих двух групп была бы практически невозможной даже в вопросах математики — а это не вязалось бы как минимум с общим опытом человечества. Иными словами: если бы можно было показать, что существуют универсально верные логические принципы, это могло бы стать эффективным противоядием против экзотизма, эзотеризма, фантастических идей насчёт «культурной инаковости» и выдумывания непреодолимых различий между культурами. III. Опровержение обычных аргументов против предположения об универсальности логикиНекоторые аргументы против предположения об универсальности логики — так мы для краткости будем называть нашу гипотезу — все ещё широко распространены и пользуются влиянием. Может быть полезным опровергнуть их пункт за пунктом.
Полнота этих перечней позволяет получить столь же полный перечень критериев, которым должно удовлетворять отношение между основанием и другими понятиями, чтобы сделать возможным логически верное заключение. Однако выбор приемлемых оснований может быть обоснован лишь прагматически. В противном случае этот выбор придётся считать аксиоматическим, или же он сведётся к порочному кругу. Мы не знаем ни одного буддийского текста, в котором в явном виде допускались бы прагматические обоснования, тогда как Аристотель и моисты открыто и положительно прибегали к прагматизму. Например, они обосновывали закон (не) противоречия, указывая, что без его принятия невозможно было бы даже провести никакой последовательной линии рассуждения. Если, например, «человек» можно было бы заменить на «не-человек», то, как доказывал Аристотель, у нас не было бы никакого определённого понятия «человек». Здесь мы завершаем наше обсуждение обычных возражений против нашей гипотезы и переходим к аргументам, непосредственно её поддерживающим. IV. Прямые аргументы в пользу гипотезы, что есть универсально верные правила логической формы
Примеры«Чжун-лунь» содержит следующие модельные формулировки правила (не) противоречия:
«Шаташастра» Арьядевы (II век Новой эры) содержит парадигматические выражения правил непротиворечия и тождества:
ТНД можно выразить следующим образом: А есть либо В, либо не-В (или не В). До Кумарадживы (IV–V века), который принёс в Китай философию Нагарджуны, то есть до его перевода на китайский «Муламадхьямака-карики» (кит. «Чжун-лунь»), китайские философы редко употребляли подобные формулировки. Несмотря на это они принимали и использовали ТНД. В «Лунь-юй» (записях бесед Конфуция, Даже в даосском «Даодэ-цзин» термины ю дао и у дао используются в дихотомическом смысле; тем самым признается достоверность ТНД («Даодэ-цзин» XLVI), см. [Дебон 1979, 75]. Аналогичным образом там употребляется в дихотомическом смысле, например, «хороший» (шань) и «не хороший» (бу шань) («Даодэ-цзин» XLIX), см. [Там же, 78]. У Чжуан-цзы (IV–III века до Новой эры) ю («есть», «существует», и так далее) и у («нет», «не существует») также используются в дихотомическом смысле («Чжуан-цзы», II), см. [Чань 1969: 182; Грэхэм 1981, 52]. там используются также такие дихотомии, как жань («так») и бу жань («не так») и ма («лошадь») и фэй ма («не-лошадь») («Чжуан-цзы», II), см. [Чань 1969, 183; Грэхем 1981, 53]. Кроме того, там встречаются такие предложения как:
В трактате об искусстве войны, приписываемом Сунь-цзы (V век до Новой эры) есть такой фрагмент:
В каноне поздних моистов можно прочесть:
Фэй («не это») противоречит ши («это»). Соответственно, данное высказывание можно понять как выражение ТНД, а именно «А или не-А». Использование термина «необходимо» (би) делает ясным, что это высказывание действительно выражает закон. Два следующие пассажа из моистских текстов, имеющих отношение к нашему обсуждению, можно перевести так:
В «Чжаньго цэ» содержатся дальнейшие свидетельства в пользу нашей гипотезы. Эта антология очень убедительно демонстрирует, что в доциньскую эпоху (до 221 год до Новой эры) логическое рассуждение, особенно сложное логическое рассуждение, считалось очень важным. Чтобы рассуждать логически, не нужно изучать или создавать теории логики. В «Чжаньго цэ» рассказывается о попытке дискредитировать перебежчика. Способ, каким это делалось, говорит о намерении определённо достигнуть цели. Было написано письмо, намекающее на то, что перебежчик — на самом деле шпион, работающий на свою страну. Письмо адресовано перебежчику, но не послано ему, а вместо этого приняты меры, чтобы оно попало тем, к кому он перебежал. В письме содержатся искусные формулировки:
Очевидно, что в этих формулировках для достижения цели осознанно используется ТНД. Формулировка Во всех других известных нам китайских философских текстах есть подобные формулировки. Поскольку все они имеют целью покрыть все возможные случаи рассматриваемой проблемы, в них как само собой разумеющаяся (в соответствии с методологией) предполагается верность ТНД. Они суть приложения ТНД, предполагающие признание этого закона. Такая интерпретация подкрепляется тем, что во многих отношениях различие между А и не-А (или не А) — например, ю и у, ши и бу ши, ши и фэй, (ма) и фэй (ма) 4, жань и бу жань — имеет аргументативное значение. Возвращаясь к индийским учениям, процитируем сначала Брахманы (VII–VI века до новой эры):
Рассмотрим буддийские трактаты, такие как (а) «Чжун-лунь» и (б) «Ньяямукха» и «Ньяяправеша» в китайских переводах Сюаньцзана, а также (в) более 200 комментариев и исследований китайских и японских мыслителей по этим переводам, см. [Пауль 1993, 349–365] и (г) «Трактат об осуществлении только-сознания» («Чэн вэйши-лунь») в переводе Сюаньцзана. Все эти тексты содержат множество применений ТНД, а также множество явных высказываний типа «А должно быть либо В, либо не-В». Модельные версии ТНД выражены в следующих пассажах: Термин «невозможно» делает ясным, что это высказывание мыслится как указывающее на закон.
Одна из основных задач «Чжун-лунь» — показать, что наши обычные представления о существовании недостаточны для характеристики подлинной реальности, то есть что вещи не существуют таким образом, каким мы обычно выражаем или описываем их существование. В частности, его задача — показать, что ничто не существует вечно и что ничто не «уничтожается», то есть не исчезает бесследно. В большинстве случаев доказательство строится так: Тезис:
Доказательство: (i) Предположим, что А существует. (ii) Тогда А существует/должно существовать как В или не-В 5.
Заключение:
В некоторых случаях (2) формулируется как тетралемма:
Пример:
Ни из (2) других … Ни из (3) тех и других … Ни (4) без причин … (iii) Таким образом, мы знаем, что они не происходят вообще [ Этих примеров достаточно, чтобы показать, что тетралеммы никоим образом не отрицают ТНД. Потому что, во-первых, тетралемма стремится просто к комбинаторному совершенству. Она используется как средство покрыть все мыслимые случаи, включая бессмысленные. Во-вторых, она фактически содержит применение, и тем самым предполагает, ТНД. В-третьих, абстрактная формула (ii*), часто используемая для доказательства существования отдельной восточной логики, представляет тетралемму в обобщённой форме, редко актуализуемой в буддийских текстах. Это относится, в частности, к логической форме, подсказываемой этой формулой. Во многих случаях ситуации «В и не-В» и «ни В, ни не-В» полностью отсутствуют. Кроме того, если реально встречается такое выражение, как «В и не-В», оно обычно обозначает логическое противопоставление, такое как «вечный» и «абсолютно несуществующий», или различие точек зрения, а не логическое противоречие. Если, однако, это Многие буддийские схоластики в Китае, Японии и Корее, особенно последователи школы «Только-сознания», использовали способы аргументации, представленные в «Чжун-лунь». Один из выдающихся примеров этого — опровержение у Сюаньцзана утверждения, что дхармы существуют [как субстанции, или вечно] (ТСД № 1585, 3с–4а), см. [Вэй 1973, 42–47; Чань 1969, 377–379]. Кульминацией его является эксплицитная формулировка ТНД: «… что существующие дхармы ни тождественны, ни различны… противоречит общеизвестному знанию о мире, согласно которому вещи либо тождественны, либо отличны от других вещей» (ю фэй и и вэй ши гун чжи ю й й у) (ТСД № 1585, 3с–4а) см. [Вэй 1973, 44–45; Чань 1969, 379]. Чтобы избежать недопониманий: почти инфляционное использование ТНД дальневосточных буддистов и то, как они это делали, свидетельствует о том, что они рассматривали ТНД как верное. Однако они редко пытались обосновать верность ТНД. Но несмотря на это соответствующие цитаты можно адекватно понимать как указания на его верность. V. Понятие универсальных или «общедопустимых» правил: класс формализованных универсально верных правил логической формыСовременные логики могут счесть вышеприведённое обсуждение несколько туманным или старомодным. Они могут потребовать формализации некоторых из тех логических правил, которые мы считаем универсально верными, и их более точных и более технических разъяснений. Далее мы опишем один из возможных подходов, а именно, идею «общедопустимых правил», или «позитивную логику следствий». Для лучшего понимания мы не будем воздерживаться от повторения некоторых из ранее приводившихся аргументов. Хотя верно, что существующие попытки разработать дедуктивное обоснование так называемых логических констант, то есть форм суждений, в дескриптивной и обычной формальной логике оказались неудачными [Ленк 1968] — прежде всего, они фактически оставили любые философские основания соответствующих логических форм неполными или определёнными не чисто логически или формально, — всё же должны существовать некоторые убедительные аргументы в пользу универсальной верности известных логических связок (пропозициональная логика, или логика юнкторов), логики предикатов (логика квантификации, или логика кванторов), даже если бы и не было действительно порождающих основ, то есть точной характеризации логических частиц как именно логических на основе априорного принципа, а только на основе апостериорной интрепретации их употребления и функций. Это значит, что надо уже знать, что такое логические частицы, чтобы, так сказать, лишь post factum характеризовать их как таковые на основе определённого рода критерия. Даже пусть Кант и восхищался тем, что есть подобная априорная порождающая основа и дедуктивный вывод системы логических форм высказываний (для него ей были аристотелевские формы суждений), нет никакого сомнения в том, что эта попытка не выдерживает критики, но сама по себе неполна [Там же]. В каком-то смысле для того, чтобы точнее понять логический характер логических связок и форм, так же как и кванторов, нам надо обратиться к независимости правил логики от языковых форм и базовых языковых структур. Поэтому может быть полезным поискать В своём самом раннем «операциональном» обосновании логики и математики, их соответствующих правил и констант Лоренцен претендовал на разработку независимых от языка генеративных оснований логических правил, законов и частиц, не просто ссылаясь на свидетельства опыта [Лоренцен 1955, 62]. Основная интуитивная идея здесь следующая: исчисления — это предписания для изготовления фигур, таких как узоров при вязании, с помощью которых можно шаг за шагом порождать дополнительные фигуры в соответствии с достаточно схематичным, или формальным, применением некоторых заданных правил оперирования с этими фигурами, начиная с заданных исходных фигур и лишь последовательно применяя эти фигуры и правила и ничего больше. Основная идея состоит в том, что есть некоторые правила, которые «верны» (приемлемы) вообще для любого исчисления, или множества подфигур, в той мере, в какой их применение порождает только те же самые подфигуры, что так или иначе обеспечивается неограниченным применением базовых правил исчисления. Используя такие правила, приемлемые для любого исчисления, Лоренцен ввел, или даже изобрёл, идею универсальных, или общедопустимых правил («allgemein zulässige Regeln»), которые, так сказать, излишни: они не дают ничего нового, что не могло бы быть порождено повторным применением базовых правил. Самые интересные примеры таких общедопустимых правил — часто так называемые «правило тождества»: А → А и «правило транзитивности» создания фигур: А → В и В → С позволяют заменить оба эти шага на А → С. Правило транзитивности А → В, В → С Þ А → С будет затем интерпретироваться как логическая импликация, означающая, что для любого исчисления (системы операций порождения фигур), в котором у нас есть обе формулы как базовые метаобозначения, как упомянуто в посылке, мы также имели бы право непосредственно перейти к А → С, то есть сократить эти два шага до одного (которым они теперь стали). Таким образом, общедопустимые правила интерпретируются как логические правила. ( То же самое имеет место и для традиционно так называемого «закона тождества» А → А: если вы породили фигуру А, вы, безусловно, можете повторить её, например для того, чтобы породить А — поскольку вы уже это сделали; и здесь тоже нет ничего нового, что уже не имело бы места среди базовых фигур исчисления.) Поэтому можно интерпретировать эти правила как общедопустимые правила того, что называется «позитивной логикой следствий» (positive Konsequenzlogik), состоящей только из чистых связей типа «если — то» для порождения фигур, или связей высказываний, как в случае так называемой субъюнкции («если … то…»). Этого достаточно, чтобы уже получить чистую логику следствий без кванторов и отрицания, которую, таким образом, уже можно охарактеризовать такими процедурными операциональными предпосылками в форме общедопустимых правил порождения фигур. Сюда можно включить и ещё одно правило, так называемое правило (правила) соединения посылок: А→ (В→ С) и В→ (А→ С) можно заменить, соответственно, на А& В→ С. Это мера упрощения формул просто в синтаксическом виде. Таким образом, ‘&’ означает прежде всего, что у нас есть обе фигуры А и В. Их можно разделить запятой: если вы включите (или «спроецируете») этот знак &, употребляемый при метаописании соответствующего исчисления, введя его как знак базового уровня формального множества правил исчисления (плюс переменные), вы можете также думать о нём, как говорит Лоренцен, как об «относительно допустимом» символе. Формула в целом будет тогда представлять соответствующее правило (правила) соединения (или разъединения) посылок, то есть она будет интерпретироваться как множество «относительно допустимых» правил, не порождающих ничего нового, кроме только новых специфических фигур, содержащих этот новый знак (&). Вы, конечно, можете проинтерпретировать и переписать это как связку Ù, обозначающую «и» в пропозициональной логике. Аналогичную процедуру можно применить, например, чтобы ввести дизъюнкцию, или адъюнкцию, Ú, то есть «или» пропозициональной, или «юнкторной», логики: А→ С и В→ С можно заменить на (А или В) → С, то есть, на базовом уровне, А Ú В → С. А тогда мы уже имеем позитивную логику следствий с конъюнкцией и дизъюнкцией. Если вы также попробуете ввести метавысказывание, описывающее или изображающее (с помощью знака) то, что некоторая фигура пытается породить невыводимую фигуру (которую невозможно вывести в рамках исчисления), то вы тем самым введёте нечто вроде (конструктивистского) отрицания: А → Æ 6. Это можно интерпретировать как введение своего рода конструктивного (или, согласно Лоренцену, «эффективного») отрицания; и мы уже имели бы общую логику следствий, имеющую дело только со связками или высказываниями. Вы можете также, как легко понять, ввести относительно допустимые знаки и символы для кванторов, используя общие «открытые» знаки (предикатные или функциональные знаки, «функторы»), применимые к единичным случаям — как предикаты к индивидным постоянным или переменным. «Всеобщая квантификация» тогда означала бы, что квантор порождает соответствующую формулу для всех соответствующих индивидных переменных над заданной областью и соответствующих констант в этой области «верности», или применимости. А тогда вы пришли бы к конструктивистской логике кванторов, включающей отрицание. С конструктивной точки зрения, согласно подходам, впервые разработанным Брауэром и Гейтингом, все это сводится к обоснованию интуитивистской логики. Конечно, верно, что мы можем тогда понимать такого рода исчисление как исчисление логики, касающееся операциональных или конструктивных квантификационных логик, поскольку помимо сочетаний с вновь введёнными фигурами, такими как юнкторы и кванторы, мы имеем общее представление о выводимости фигур или повторного употребления высказываний (всё равно, пропозиции ли это или квантификационные формулы), о допустимости и «избыточности» попыток порождения соответствующих фигур или высказываний путём добавочных повторений, и так далее. Всё это, конечно, достигается только путём употребления этого множества фигур в рамках интерпретаций (заметим — операциональных интерпретаций), при интерпретации общей достижимости фигур как операциональной интерпретации логической импликации. Действительно, в отличие от первой лоренценовской интерпретации, мы не можем понять эту систему правил как систему логических правил (конструктивную логику), не интерпретируя переход от одной фигуры к другой как импликацию (логических форм или высказываний), не используя, так сказать, процедурных и операциональных интерпретаций. Однако речь идёт о хорошо обоснованных, или хорошо построенных, а не просто произвольных интерпретациях, хотя это, конечно, не является априори необходимой процедурой для порождения логических правил в абсолютно дедуктивном смысле. Это означает также, что здесь используются интерпретации скорее операционального или, если хотите, фигуративного происхождения. Это, однако, не ограничивает общей достоверности, или универсальности, такого рода операциональных интерпретаций. Действительно, любая операциональная субъюнкция (→) с необходимостью должна предполагаться любым исчислением, в противном случае у нас вообще не могло бы быть никакого исчисления, то есть (множества) предписаний для пошагового порождения фигур. В этом фигуративном смысле логическая связка «если-то», субъюнкция (→), так сказать, «абсолютно обоснована» в операциональном смысле в той мере, в какой она является существенной формой любой структуры семантических операций — как например при переходе от фигуры к фигуре или порождении фигур в каком угодно исчислении. Это также будет верно и для любой системы схематических операций, имеющих дело с переходом от одной фигуры к другой в формальной системе любого рода. Таким образом, мы имеем метатеоретическую интерпретацию операциональной субъюнкции как связки «если-то» и операциональную импликацию, так сказать, абсолютно характеризуемую базовой структурой получения строгих следствий (хотя все ещё в чисто формальном духе). Таким образом, операциональная субъюнкция в некотором смысле обосновывается в якобы «абсолютной» манере. Конечно, легко интерпретировать её как (операциональную) логическую импликацию, если обобщить её на любое правило перехода от каких угодно фигур и исчислений к любым другим фигурам просто путём строгого применения правил соответствующих базовых исчислений. Таким образом, общедопустимые правила «сдвинуты» в направлении интерпретации их как — или превращения их в — универсальное «логическое исчисление» (Logikkalkül). Конечно, понимание общедопустимых и относительно допустимых правил как логических связок, а операциональных, хотя и формально характеризуемых процедур — как логических выводов, выступает как интерпретация. При этом мы интерпретируем общую форму перехода от фигур в рамках определённых исчислений как общую характеристику правил логики. Но это не лишает их занимаемого ими особого операционального положения за рамками чисто лингвистических соглашений. Логические частицы, и в частности, абсолютно обоснованная операциональная субъюнкция, интерпретируемые как логические связки, оказываются в этих пределах независимыми от специфических языковых форм. Это имеет место прежде всего для связок, в некотором смысле операционально «определяемых» правилами (включая относительно допустимые правила), базовыми исчислениями и более общими формами каких бы то ни было исчислений. Но это также имеет место и для общих так называемых предикатных форм, которые следует скорее интерпретировать как «функторы» или «функции» 7, применяемые к единичным случаям, или как некоторого рода единичные фигуры или базовые «объекты», и так далее. Таким образом, мы имеем операциональную интерпретацию так называемой позитивной логики следствий, включающей функторы и кванторы, но не зависящей ни от какой специфической языковой структуры. Это значит, что логика, понимаемая таким образом, не может просто зависеть от специфических структур различных соответствующих языков, но должна рассматриваться как универсально верная, или применимая, будучи основанной на идее общедопустимых или относительно допустимых правил всех исчислений любого рода вообще. Кстати, последнее, так называемое диалогическое обоснование логики и логических правил, предложенное Лоренценом и Лоренцем, основанное на правилах и системах ходов, которые всегда можно защитить от атаки, и на защитных реакциях как структурно «допустимых» (для соответствующих логических констант) в диалогах между формальным защитником и его оппонентом, дают не только теоретическое основание логики, но также интерпретацию различных правил аргументирования, которые, конечно, в некотором смысле реально зависят не от специфических языков, но от формы языка и аргументации, так же как и вообще диалогов. Поэтому они не являются столь ярким примером в поддержку нашего тезиса об универсальной верности правил логики вообще. Достаточно интересно то, что эта позитивная логика следствий содержится вообще в любой логической системе, например, в классической, строгой, а также в конструктивных логиках (за исключением, до известной степени, некоторых разделов «паранепротиворечивых» логик!). Следовательно, мы, Так что кажется правдоподобным интерпретировать этого рода универсальную функторную логику в соответствии с пониманием процедур порождения фигур и с обобщением операциональной субъюнкции в направлении операциональной импликации и в направлении метаформы логической импликации (в форме общедопустимых или относительно допустимых правил) как возможную или даже единственную универсальную основу логики. Однако мы снова должны убедиться в том, что это без сомнения есть апостериорная интерпретация, а не просто механическое получение, или выведение, или дедукция логики из некоторого априорного принципа без всякого использования логики самой по себе. Но это, Следует добавить здесь небольшое замечание по поводу принципа исключённого третьего — упоминавшегося выше tertium non datur (ТНД) в классической логике. Эта структура логического вывода конструктивно недоступна в операциональной и конструктивной логике, и тем не менее, легко видеть, что никаких недопустимых следствий или противоречий не возникло бы, если бы мы продолжали использовать этот принцип и соответствующий эквивалентный ему принцип двойного отрицания ØØ А → А, а также соответствующую процедуру косвенных доказательств. (Это, конечно, верно при применении логики к конечным системам; но только в бесконечных системах мы не можем конструктивно заменять косвенные доказательства прямыми конструктивными доказательствами или использовать tertium non datur в общем виде для предполагаемых различий индивидуальных решений.) Поэтому практически использование ТНД не приводит ни к каким серьёзным проблемам в связи с логической аргументаций в обыденном языке и применительно к любым (конечным) системам (за исключением математических операций над бесконечными множествами и соответствующей неприемлемости косвенных доказательств в интуиционистской и конструктивной математике и логике). Вдобавок критическая роль принципа ТНД применительно к бесконечным множествам ничего не даёт в отношении к результатам повседневной логической аргументации. Более того, то же самое относится и к видимым логическим различиям проблем, связанных с предполагаемым различием «логических культур» Востока и Запада и соответствующими дискуссиями — например о том, существуют ли западные или восточные разновидности особых, или даже кажущихся логик. Таким образом, в данном контексте мы можем покончить с дальнейшим обсуждением ТНД. VI. Некоторые гипотетические выводыКак с несомненностью показывает совокупность приведённых выше цитат, классические китайские доциньские тексты, брахманские и буддийские санскритские тексты и дальневосточные китайские тексты все содержат многочисленные выражения законов тождества, непротиворечия и транзитивности логической импликации, так же как и ТНД, а также многочисленные применения этих законов. Таким образом, эти цитаты определённо указывают на то, что существуют некоторые универсально верные принципы логической формы. В самом деле, точка зрения, что может существовать, например, отдельная «китайская логика», отличающаяся от «европейской логики» — мысль странная. Ибо каким же образом понятие такой якобы отдельной китайской логики могло покрыть 2 500 лет китайской культуры (культур), не будучи на протяжении этого времени понятием о правилах поведения и образе мысли людей вообще? Не говоря уже о возможности осмысленного представления об отдельных «восточной» и «западной» логиках. Различия, существующие между теориями логики, разработанными на «Западе» и на «Востоке», незначительны, если речь идёт о вопросе, существуют ли универсально верные правила логической формы. Эти различия следует приписать:
|
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Библиография: |
|
|
|