Розенблюм Ольга Михайловна — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории русской литературы Института филологии и истории Государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (РГГУ). Основные направления научной деятельности: советская культура, литература «оттепели», проблемы биографии. |
|
Модели биографииСлово «биография» употребляется часто и легко, в научной среде и в повседневной жизни: «В его биографии никогда не было…», «Он строил свою биографию…», «У него потрясающая биография» и так далее. В такого рода словоупотреблении смешиваются различные значения этого расплывчатого, всеобъемлющего понятия:
Однако есть ещё значения, часто путающиеся с «содержанием»:
Под словом «биография» мы понимаем её структуру, а понятие «биографический текст» подразумевает здесь не только жанр биографии или автобиографии, но и любое конструирование модели биографии в художественном тексте — «образцовой», «обычной», «характерной», «нормативной», с поданными как экстраординарные или же типические «кирпичиками». Художественный текст, повествуя о таких-то событиях и переживаниях, подразумевает определённую систему координат — что может быть пережито, что нормально, что экстраординарно, каким образом это При анализе советской культуры, ориентированной на создание образцов поведения и восприятия вещей, такой подход кажется особенно продуктивным: анализ художественных, публицистических, мемуарных текстов, позволяющих вычленить модели биографии, в то или иное время задававшиеся и описывавшиеся как «нормальные»: 1) образцовые, нормативные; или 2) репрезентативные. В первом случае это прогностическое самоописание, взгляд вперёд («нормативная биография», то, какой она должна быть; тексты Тексты Булата Окуджавы представляются объектом, подходящим для реконструкций репрезентативных моделей биографии: свою биографию он выстраивал постоянно. Речь идёт, однако, не о литературном поведении 2, литературной репутации 3, автобиографическом мифе 4 или даже способах саморепрезентации: Окуджава не выстраивал свою жизнь, своё поведение под определённый образец, соответствие которому можно было бы найти в художественных текстах, его или чьих-либо ещё. Это совершенно другого рода коммуникация с читателем — рефлексия собственной биографии, постоянное обращение к прошлому, осмысление его и переосмысление 5. В этой рефлексии, во-первых, Окуджава конструирует (естественно, таких понятий не употребляя) модели дороги 6, пути, ключевые, поворотные точки, а во-вторых — что существенно, без чего нельзя было бы говорить о конструировании именно модели биографии — в текстах Окуджавы подразумевается множественность прошедших по тому же пути, характерность этого пути для общности или же для времени. Эволюция реконструируемых нами из текстов Окуджавы репрезентативных моделей биографии имеет «предысторию»: содержащиеся в них нормы не уникальны для Окуджавы, но присущи вообще советской культуре, и, описывая их эволюцию, мы будем постоянно обращаться — как к точке отсчёта, как к одному из полюсов — к модели «нормативной биографии» с её интерпретацией роли войны в индивидуальной истории — к той модели, которая формировалась уже в войну на примере «Зои» М. Алигер, 1942) 7. Окуджава рассказывал о своём прошлом часто, чтобы не сказать «постоянно» — на вечерах (с Война как граница: первая модельСтихи Окуджавы о войне иногда содержат отчётливо автобиографические детали, иногда — совершенно не позволяют говорить об автобиографизме, однако вопрос об автобиографичности стихов в данном случае не существенен: нас интересует, какие модели биографии конструирует Окуджава в своей художественной практике. Это стало уже общим местом — приписывание Окуджаве в критических и научных статьях реабилитации индивидуального переживания, «возвращения лирики»: действительно, самые ранние (конец В лирике Окуджавы
О том, что погибли или погибнут почти все, речь идёт во многих стихах и песнях Окуджавы («чего ж мы уходим, когда над землею бушует весна?», «Нас осталось мало, а погибнем — райская дорога» и другие). Песни Окуджавы о войне в этот период строятся как рефлексия одного из немногих уцелевших, почти все, принадлежащие к этому «мы», погибли, однако в символическом плане эта общность войной не только не разрушена, но даже и утверждена. Именно эта подразумеваемая в песнях и стихах Окуджавы рефлексирующая инстанция («уцелевший», один из немногих, чуть не единственный — как это будет в 1961 году в «Будь здоров, школяр») задаёт принципиальное отличие от шаблона, утверждённого Казакевичем («солдаты как семья»), и сам факт этой рефлексии, и сама установка на рефлексию определяют войну как границу между «до» и «после». Этот разлом и «война как она есть» — вот две основные темы военных песен и стихов Окуджавы раннего периода (причем песнями, как правило, становились те стихи, в которых проблематизировалась война как граница — военная повседневность реже окутывается тем флером ностальгии, который возникает, когда речь идёт об общности, бывшей когда-то 12, и потому в стихах Окуджавы чувства страха, голода обычно подаются как индивидуальный, индивидуализирующий опыт). Пока, в конце Война как граница: вторая модельОдновременно с песнями, посвящёнными гибели и конструированию общности, Окуджава пишет стихи, в которых речь идёт о буднях войны 15 и об их несоответствии тому, что представлялось раньше 16. Он считает своей задачей «сказать правду» о войне — точно так же во второй половине В стихах рубежа Война как граница: третья модельУже в начале Итак, во всех трёх случаях война оказывается ключевым событием, пуантом, определившим всю биографию, изменившим её. Но суть этих изменений и, соответственно, модели биографии, конструируемые Окуджавой в рефлексиях разных лет, различаются. В первой модели («Фрагмент; точка разрыва»), также как и в «нормативной биографии» Биография выстраивается вокруг самой точки разрыва, самого факта разрыва, проблематизируя его, делая его предметом рефлексии — и потому в меньшей степени, чем две другие, может быть названа «моделью»: не возникает растяжка между полюсами, «стартом» и предполагаемым «финишем», не они задают, определяют движение. Память здесь означает непрерывность, наследование, преемственность, сохранение, и это коррелирует с тем, что индивидуальная биография определяется через принадлежность к общности, через историю общности, а не отличие от неё. Война то ли уничтожила, то ли укрепила, то ли сконструировала — но в любом случае проблематизировала общность, которая, однако, подразумевается как цельная, не эволюционирующая. Индивидуальная биография, определяемая через историю общности, также заведомо стабильна по своей сути, и ключевые для неё точки не только являются для всей общности таковыми, но и имеют значение, сходное с тем, которое они имеют для общности. Переживание утрачиваемой общности и проблематизация того, что являлось аксиомой, — вот проблемные поля, характерные для этой модели. Для второй модели («Два отрезка») война оказывается точкой, не только разрубившей биографию на две части, но также изменившей личность: не доразвившей черты (случай «Зои» М. Алигер), не открывшей новые, но снявшей пелену, заменившей «иллюзии» «правдой». Однако в этой эволюции личности, так же как и в самой биографии, важны два этапа, противопоставленные друг другу, причём второй, при всей его травматичности (травматичность возрастает по сравнению с первым случаем), рассматривается, в отличие от первого, как позитивный — по крайней мере для развития личности: прозрение после «слепоты» («иллюзии»), которая задаётся как основная характеристика не вообще молодости как возраста, но прошедших лет. В такой трактовке война также делит биографию на две части — на «ложную» и «истинную», «слепую» и «зрячую», «неправильную» и «правильную». Предметом рефлексии становится первый период, основным переживанием — переживание утрачиваемой цельности личности. Этот случай более соответствует понятию «модели»: здесь внимание не столько сконцентрировано вокруг точки разрыва, но становятся значимы те два отрезка пути, на которые делит жизнь война — появляются два полюса («слепота», «ложь» — «зрение», «правда»), появляются и оттенки, степени продвинутости от одного полюса к другому, «прозрение» задаётся не как результат, но как долгий путь к нему. В отличие от первой модели, точка разрыва определяется уже характеристиками личности, но ещё — в отличие от третьей — одной единственной («слепота»). В третьем случае («ломаная») война становится точкой, определившей биографию не потому только, что убила друзей, выкосила все поколение (первая модель); не потому только, что оказалась крушением иллюзий, которое само по себе один из основных предметов рефлексии Окуджавы (вторая модель): с ней связана неизжитая боль 24, это травма, изменившая, разрушившая и жизнь, и личность — изменившая то, как человек себя воспринимает 25, то, как он считает правильным строить жизнь 26, не давшая осуществиться событиям, а личности — реализоваться так и в той мере, в какой это было возможным 27. Именно поэтому нельзя не возвращаться к ней постоянно в памяти, переосмысляя, переопределяя заново её роль. Это память, которая не позволяет не думать о чём-то, хотя и думать об этом уже невозможно, это потеря В отличие от первых двух моделей, в третьей война не делит жизнь на два отрезка, на «до» и «после», но задаёт постоянное переосмысление всего пути, и того, что было до войны, и всего того, что было пережито после. Теперь нет не только двух отрезков — нет вообще деления на определённое количество отрезков (и, соответственно, определённого количества точек), здесь уже сама прямая заменяется ломаной, метаниями: эволюции, развитие личности перестаёт пониматься как рост, движение вперёд, улучшение. Точнее, в этом движении вперёд, от рождения к смерти, от молодости к старости, от большей наивности к большей глубине, отсутствует «смысловой вектор»: эволюция не подается как преодоление, понимание Предметом рефлексии, характерным для третьей модели, оказывается не определённая точка и не определённый отрезок, но сама структура пути — «ломаная», «метания». Это уже не переживание утраченной нормы, но переживание утраченной установки на нормативность и, соответственно, негативной оценки прожитого — а «прожитое» (в отличие от второй модели) в это время уже означает «почти всю жизнь». Значения нормативности, образцовости лишена не одна третья модель, её нет во всех трёх моделях биографии, конструируемых Окуджавой через войну — не только потому, что конструируются они не «вперед», а «назад» (в рефлексиях), но они все осмыслены через слом, через разрыв, то есть через негативные события и переживания: в первом случае это ностальгия, «светлая грусть» — позитивное, радостное дано как утраченное; во втором, несмотря на то, что «ложь» разоблачена, периодом рефлексий, пристального внимания оказывается именно этот период «иллюзий». Во всех трёх моделях нормативность пути заменяется его репрезентативностью, и соответственно с этим эволюционирует понятие «индивидуальный опыт»: в «нормативной биографии» (в этом смысле к ней близка ещё первая модель) «индивидуальный опыт» значит «личный, но унифицированный», здесь же — «личный, хотя в большой степени характерный для времени». «Время» оказалось ключевой категорией, пришедшей в (само) оправдательных конструкциях на смену «общности», категорией, предложившей альтернативный вариант «мы»: вместо унификации — типичность 30, характерность явления. («Время», однако, подменяет не только «общность», но также и «историю»: если в первой модели война — это «событие», то в третьей — это «смысл» (и именно поэтому здесь уже речь идёт о разрушении личности — «событие» (первый случай) может разрушить лишь «ситуацию»). Таким образом, от первой модели к третьей эволюционирует и значение репрезентативности от «общности» ко «времени» через подразумеваемые во втором случае «идеологию» и «власть»): меняется способ самопозиционирования, от активной собственной роли («мы делали» — шли на фронт, например) к пассивной («что с нами делали» — нас обманывали и так далее), и с этим связано всё возрастающее и возрастающее в текстах Окуджавы значение индивидуальной ответственности и вины: от первой модели к третьей происходит расширение зоны «индивидуального» — за счёт пространства рефлексии. Существует много способов определения границ периода «оттепели», его начало датируют 1953, 1954 или даже 1956 годом, а конец — от 1962 до 1968 года, но в эти пятнадцать «оттепельных» лет «самыми оттепельными» были несколько лет на границе Первая и вторая модели биографии, конструируемые Окуджавой в стихах и песнях о войне, очень чётко определяются этим, тогда (да и сейчас) едва зримым рубежом между периодом, когда «новые времена» означают возвращение к ленинским нормам, а главное, вообще возвращение к нормам, сохранение, восстановление, новое обоснование общности и рефлексию собственной к ней принадлежности, — и периодом разочарования в этих идеологических (и собственных) установках 31. Третья же модель очевидно коррелирует с беспросветностью последних предперестроечных лет и с разочарованием, особенно нараставшим после расстрела Белого дома в 1993 году. А с другой стороны — разочарование старшего поколения в собственной способности утвердить определённую норму связано с отказом от поиска нормы (или, может быть, точнее — с более свободным отношением к норме) поколения более молодого, независимо от того, описывают его представители себя через постмодернизм или Соответственно этим периодам эволюционировали и задачи коммуникации с читателем, слушателем, которые ставил перед собой Окуджава: от конструирования общности, подразумевающего «норму», через рефлексию, не нуж дающуюся в слушателях, к назидательности. И в первом случае эта коммуникация осуществлялась Окуджавой, будь то на камерных вечерах или в забитых залах, через записки, вопросы, ответы, через постоянный разговор, рамкой для которого становились только что исполненные стихи и песни. Но в конце |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Библиография: |
|
|
|
Оглавление |
|
|
|