Настоящий сборник статей представляет собой представлен проект, в котором специалисты Государственного педагогического университета имени | |
Примечание: В интернет-публикации сборника (см. ниже содержание) представлены не все материалы, полная версия издания доступна в приложении (см. ниже файл PDF). | |
ПредисловиеМеждисциплинарность современного научного знания, необходимость интердисциплинарных подходов в высшем преподавании гуманитарных дисциплин — едва ли не наиболее популярные в последние годы темы дискуссий в среде исследователей, университетских преподавателей, экспертов, представителей профильных ведомств, а также общественных деятелей и журналистов. Авторы предлагаемого сборника исходят из того, что для плодотворности подобных обсуждений необходимо разработать общую методологическую платформу, сформулировать принципы и правила обмена мнениями представителей различных отраслей науки. Методологической основой интердисциплинарных научно-образовательных проектов может быть признана широко понятая коммуникативистика, теория и практика коммуникации, представленная в различных тематических ракурсах. Подобная общая установка имеет два основных следствия. Во-первых, эвристический диапазон современной коммуникативистики позволяет выйти за пределы традиционного реестра гуманитарных наук и продвигаться к исследованию гуманитарного измерения естественных и точных научных дисциплин. Преодоление барьеров, воздвигнутых столетие тому назад между Geisteswissensahaften и Naturwissenschaften, — насущная задача современного высшего образования и науки. Естественные и точные научные дисциплины обретают гуманитарное измерение именно в те моменты Во-вторых, подходы, связанные с коммуникативистикой, позволяют выйти за пределы собственно научных исследований, системно поставить вопрос об их теоретическом согласовании и технологической взаимообусловленности с образовательными стратегиями и — с другой стороны — с разнообразными социокультурными практиками. Последнее обстоятельство обусловило структуру сборника, состоящего из трёх разделов. В первом, преимущественно теоретическом разделе, представлены работы, посвящённые методологическим проблемам коммуникационного поведения субъектов общения в современных гуманитарных науках (В. И. Тюпа), коммуникационным аспектам конструирования биографического текста (О. М. Розенблюм), лингвистическому изучению разнородных ситуаций коммуникации (Л. Л. Фёдорова). Во второй раздел сборника вошли работы о разнообразных коммуникационных аспектах современного образования. В него вошли работы, посвящённые роли видеомемуаров в образовательной практике (Н. И. Басовская, Третий раздел составили работы, посвящённые различным аспектам взаимосвязи коммуникационных подходов в научных исследованиях и социальных практиках. В заключение хотелось бы особо отметить проектный характер абсолютного большинства представленных работ, равно как и сборника в целом. Читателю предлагается не тематическое собрание статей и не коллективная монография. В каждой работе отражён определённый этап реализации проектных разработок, которые в течение длительного времени осуществляются на разных факультетах Российского государственного гуманитарного университета в рамках единой научно-образовательной программы, предполагающей установление системных взаимосвязей между исследованиями в области гуманитарных наук, образовательными программами гуманитарного цикла и современными социокультурными практиками. На разных этапах реализации каждого из представленных проектов предполагается (а в некоторых случаях уже в настоящий момент осуществляется) привлечение к их разработке и реализации авторских коллективов с обязательным участием аспирантов и студентов, а также проведение междисциплинарных коллоквиумов, семинаров и конференций с последующим изданием научных, учебно-методических и научно-практических материалов по профильной тематике. Д. П. Бак, | |