Философия техники. — Медиа-технологии в философии. — Хайдеггер и русские инженеры. — Европейская академическая традиция анализа медиа — удача или поражение? | |
Введение. Философия техникиХотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первые ростки анализа техники и медиа-технологий появились во второй половине XIX века в академической среде Германии. Именно немецкие философы впервые стали размышлять о воздействии техники на культуру, обозначив направление исследований как «философия техники». Философия техники — область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку её воздействий на общество, культуру и человека. В фокусе интересов философии техники — феномен и сущность техники и технологии. Объект философии техники — техника, техническое знание и техническая деятельность, взятые вместе как феномен культуры. В 1877 году немецкий философ Эрнст Капп впервые ввёл этот термин в названии своей книги «Основы философии техники», став, таким образом, основателем направления. О терминологии: термин «механическая философия» употреблял ещё Ньютон, используя принципы механики для разъяснения устройства мира; и Беркли, доказывая, что мир — машина. Вообще, технократы любили терминологию подобного рода, утверждая, что общество должно управляться на базе научного знания, по принципу машины, у руля которой должны находиться технические специалисты. Например, шотландский химик Эндрю Юр Эрнст Капп родился в 1808 году в бедной немецкой семье (он был последним из 12 детей придворного служащего). В возрасте шести лет Капп потерял родителей и воспитывался в семье старшего брата, преподавателя гимназии. Чтобы выбиться из нищеты, поступил в университет. Занимался философией, написал книгу «Общая и сравнительная география, в которой рассматривал темы, объединённые сейчас в направлении «экологической философии». В Основы философии техникиОрудия и оружие суть продолжения (проекции) человеческих органов (эту идею впоследствии пропагандировал Маклюэн, — впрочем, идея не принадлежит и Каппу, она высказывалась многими, от Аристотеля до Эмерсона. Капп впервые дал ей систематическую разработку). Капп пишет о бессознательном воспроизведении человеком самого себя в орудиях. Бессознательным идеалом изобретения является человеческий орган, силу которого необходимо увеличить. Форма орудия исходит из формы соответствующего органа. Примеры: железная дорога — кровообращение, телеграф — нервная система, и так далее. Человек не только бессознательно воспроизводит свои органы, но и познает затем сам себя, исходя из этих искусственных созданий. Этот принцип в целом свойственен человеку. Но до Каппа никто не применял такого рода теории к технике. Эта концепция — одна из первых в ряду версий технологической антропологии. Альфред Эспинас — французский философ и социолог, писавший о технологии в немецких философских журналах Третий пионер философии техники — уроженец России Пётр Климентьевич Энгельмейер. Автор книг: «Технический итог XIX века» (1912), «Философия техники» (1912). Обрусевший немец. Его дед уехал из Германии в Россию и занимался в Санкт-Петербурге медициной. Затем получил место в Вологде, где служил начальником Медицинского Управления. Отец Петра Энгельмейера имел поместье под Рязанью, мать — русская, была мелкопоместной дворянкой. У Энгельмейера был дом Энгельмейер был вторым после Каппа, употребившим термин «философия техники» (в своей брошюре «Технический итог XIX века», 1898). Энгельмейер начал публиковаться в немецкой периодике в год, когда умер Капп. Он таким образом определял назначение своей активности: техник-инженер занимает всё более высокое положение в обществе, его роль в общественной жизни растёт. Область его работы, его деятельность также становится всё более и более важной (индустриализация). «Современную нам эпоху недаром называют технической: машинная техника распространяет своё влияние далеко за пределы промышленности, и воздействие её сказывается едва ли не на всех сторонах современной жизни культурных государств. Способны ли инженеры и их продукция соответствовать тому важному положению, которое они начинают занимать в обществе и той роли, которую они начинают играть?» В 1911 году Энгельмейер выступает на IV Всемирном философском Конгрессе в Болонье с предложением о введении новой дисциплины — «философии техники». Некоторые из участников признают законность дисциплины, например, Анри Бергсон и Эрнст Мах, который впоследствии сыграл трагическую роль в судьбе Энгельмейера. После революции в России, в 1917 году Энгельмейер пытается в рамках Всероссийской ассоциации инженеров (ВАИ) создать технократическое движение. В 1927 году он организует «Кружок по общим вопросам техники», Позиция Энгельмейера ещё объединяет две ярко выраженные тенденции, которые впоследствии стали развиваться отдельно: философствующие инженеры с проблемами методологии техники и гуманитарии. Первая традиция — инженерная задавалась такими вопросами:
Основные деятели этой традиции — так называемые философствующие инженеры. К ним можно отнести и Энгельмейера. После пресечения русской линии осталась лишь немецкая. Интересно, что в других странах о философии техники не говорили до Вторая традиция — гуманитарная более обращена к проблемам взаимодействия техники и культуры:
Итак, первый этап гуманистического осмысления — метафизика техники. Философы, рассуждавшие на такие темы, часто довольно известны — таковы, например, Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс. Такого рода работы относятся к ранним, — они датируются, в основном, началом и первой половиной XX века. Их появление довольно логично: именно в первой половине XX века техника особенно настырно заявила о себе: были сделаны практически все наиболее важные научно-технические открытия: изобретены кино, автомобиль, самолёт, паровоз, уже открыта радиоактивность, атомная структура ядра, электрон и разработана серия моделей строения атома. В Метафизика техникиФридрих ДессауэрФридрих Дессауэр — немецкий философ-неотомист, радиолог по специальности, интересовался проблемой происхождения техники и её сущности. В первой половине XX века был опубликован ряд работ Дессауэра: «Техническая культура» (1908), «Философия техники. Проблема реализации» (1927), «Душа в сфере техники» (1945), «Атомная энергия и атомная бомба», 1948), «Споры вокруг техники» (1956). Дессауэр рассматривал метафизику технического творчества. Здесь мы опять возвращаемся к вопросу о том, откуда берётся абсолютно Новое и Техническое, и какова природа знания, изобретения, открытия. Раньше открытие, изобретение новой вещи интерпретировалось как снятие покрова тайны с Дессауэр использует концепцию Платона — Канта, противопоставляющую феномены — вещи этого мира и ноумены (вещи- Здесь кажутся интересными два момента:
Мартин ХайдеггерМартин Хайдеггер в своих работах ставит широкий круг проблем, имеющих непосредственное отношение к философии техники, — возникновение и специализация наук, связь науки и техники, планетарное расположение научной технологии, её будущее. Хайдеггер толкует технику в духе Дессауэра, как некую первооснову, человеческое начало. По его мнению, техника есть способ самореализации человечества. Она первична по отношению к обществу. В 1953 году Хайдеггер читает доклад «Вопрос о технике» в Мюнхенском высшем техническом училище (это развёрнутый вариант доклада, написанного ещё в 1949 году; опубликован текст был лишь в 1962 году). Хайдеггер пытается проникнуть в суть техники для того, чтобы освободиться от техники. Он пишет: «Техника не то же самое, что суть техники. Мы никогда не почувствуем своего отношения к сущности техники, пока будем просто пользоваться ею… или избегать её. Во всех эти случаях мы ещё рабски прикованы к технике, безразлично, утверждаем ли мы её с энтузиазмом или отрицаем. В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда видим в ней Согласно Хайдеггеру, мы можем освободиться от власти техники, перестать быть её рабами, если поймём, в чём сущность техники. Одно из определений: техника есть средство для достижения целей. Другое: техника есть особая человеческая деятельность. Это — инструментальное и антропологическое определения техники. Они верны, — но не раскрывают нам её сути. Любое событие происходит постольку, поскольку выводит из потаённости в открытость. Про- У Хайдеггера техника — наиболее важный способ обнаружения глубинных свойств бытия. Она позволяет выявить то, что сокрыто в нём, должно быть угадано и представлено в подлинном, неискажённом лике. Через сущность техники человек говорит с бытием. Но импульс может быть угадан неверно, ибо техника провоцирует человека на ложное самораскрытие. По мнению Хайдеггера, бытие невозможно без человеческого существования. Человек преображает вещи, переводя их из состояния «наличности» в состояние «сподручности». Техника вырастает из природного материала, но она входит в экзистенциальную структуру бытия человека, который обладает способностью объектировать свои замыслы. Техника, по мнению Хайдеггера, уходит корнями вглубь, в сферу истины. Слово «техника» по происхождению — греческое. «Techne» — название не только ремесленного мастерства, но и высокого искусства. Такая «techne» относится к про- Сущность техники там, где имеет место открывание, где сбывается истина. Хайдеггер согласен, что против такого определения может иметь место возражение, что оно годится для греческой мысли и ремесленной техники, но не годится для современной техники. Таким образом, Хайдеггер и Дессауэр льют воду на мельницу Беньямина, утверждая, что в искусстве Итак, современная техника иная. В чём же сущность современной техники? Это тоже раскрытие потаённого, раскрытие тайны, — но на сей раз оно происходит не в про- Природа ставится на службуНа реке Рейн построена электростанция. Она не встроена в реку так, как встроен старый деревянный мост, связывающий два берега. Здесь скорее река встроена в электростанцию. Рейн теперь — поставщик гидравлического напора. А Рейн как река среди ландшафта остаётся таковой лишь для осмотра экскурсионной компанией, развернувшей там индустрию туризма. Выведение из потаённости, которым охвачена современная техника, теперь не носит характер уникального произведения искусства. Это теперь добывающее производство. Кто осуществляет это добывающее, поставляющее производство? Человек. Но человек не распоряжается потаённостью. Человек с самого своего рождения принадлежит к миру уже существующему, набравшему обороты, к миру непотаенного, к этому миру. Человек ещё изначальнее, чем природа, вовлечён в производство. Он принадлежит, как природа, к этому состоянию службы, к «состоящему- Таким образом, существом современной техники правит постав от поставления, поставки), сам не являясь ничем техническим. Постав — это добыча, а не осуществление тайны. Постав — это понуждение, понуждение природы и человека; свободное распоряжение природой, тайнами, человеком. Здесь больше нет мистического, охраняющего отношения, — а есть свободное распоряжение, поставление, переработка и хранение. Постав, как потребительское отношение, как представление о том, что необходимо «брать», брать все так, как будто это только для того уже и существует в наличии, как будто нет никакой тайны про- Между тем, как на самом деле с самим собой, со своей сущностью человек уже нигде сегодня не встречается. Потому что сущность его — в потаённом, а путь к нему потерян, закрыт массовым производством. Угроза человеку, таким образом, исходит не от некоего мистического демонизма техники, а от того, что человек под её влиянием окажется не в состоянии вернуться к более раннему способу открытия истины — мистическому… Постав заслоняет собой лирику, тайну (поэзис). Это добыча, но не осуществление. Каждое существо на земле — тайна. Постав грозит втянуть человека в поставляющее производство, массовое клишированное воспроизводство — как единственный способ раскрытия потаённого, существования. Он толкает человека на риск отказа от своей свободной сущности и тайны. Постав втягивает человека в гонку поставляющего производства, — затмевая событие выхода из потаённости, из тайны (создание вещи) и подвергая риску самые корни нашего отношения к существу истины. Существо техники грозит тем, что всякое раскрытие потаённого сведёт к поставляющему производству. Однако Хайдеггер считает, что судьба человека — не роковое принуждение. Наоборот, Черты современной техники, которые привели к кризису, характеризуют многие философы, размышлявшие над техникой. Эти крупнейшие мыслители — классики, связывая именно с техникой кризис западной культуры и цивилизации, пытаются, посредством определения её сути, найти и пути выхода из кризиса. Некоторые считают, что они должны быть связаны с техникой — другие резко возражают против этого. Такие, как Хайдеггер, Эллюль, считают, что причина — в человеке, и ориентируются на коренную перестройку человека; другие полагают, что нужно положиться на рационализм технического развития (Рополь, Белл, Тоффлер). В любом случае, можно выделить вторую большую и наиболее известную в философии техники тему, направление — технологический детерминизм. Технологический детерминизмТехнологический детерминизм характеризуется общим представлением, что техника — не нейтральна. Считается, что направленность, содержание техники зависят не от человека, или не только от человека, — что форма техники часто определяет её содержание. Техника никогда не может быть «чистой», всегда оказывая то или иное негативное действие. Техника определяется не вложенными человеком задачами, а своей собственной формой и сутью, человеку враждебными. Карл ЯсперсКарл Ясперс — немецкий философ, начинавший в области медицины и психиатрии. Считается одним из ярких экзистенциалистов. Ясперс выделял в мировой истории отдельный этап — «научно-техничесую эру»: она была подготовлена в конце Средневековья, получила в XVII столетии своё духовное обоснование, в XVIII — развитие, В своей книге «Истоки истории и её цель» — часть «Современная техника» Ясперс начинает с описания кризиса: Нынешний век — век техники со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые, Главной чертой техники является её рассудочность. Согласно Ясперсу, техника является частью общей рационализации, начавшейся в XVII веке. Техническое мышление («рациональность, автономность — рост на собственной основе, универсальность», — Эллюль) распространяется на все сферы человеческой деятельности. Существует представление об абсолютном превосходстве механической предначертанности, исчисляемости и надёжности над человеческой нелогичностью и ненадёжностью. Всё, что задумано для осуществления какой-либо деятельности, должно быть построено по образцу машины, — то есть должно обладать точностью, логичностью, и так далее. Самая большое воздействие оказывает самая совершенная и большая машина. Вследствие уподобления всей жизненной деятельности работе машины общество превращается в одну большую машину, организующую жизнь людей (как об этом мечтал Юр). Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при том условии, что оно полезно для цели, поставленной перед этой общественной машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому традиция, в той мере, в которой в ней коренятся абсолютные, вечные и нелогичные требования, уничтожается, а люди в своей массе уподобляются песчинкам. Когда люди оторваны от традиции, лишены корней, они могут быть использованы наилучшим образом. Если традиция хранит их в нерациональном, историческом, целостном, то исчезновение культурной традиции — это самый верный и лёгкий способ манипуляции. Горизонт человеческой жизни сужается, как по отношению к прошлому, так и по отношению к будущему. Когда человек теряет традиции, он начинает жить лишь настоящим. В пустоте и усталости от бессмысленного труда действуют только инстинкты, потребность в развлечении и сенсации. Игры и развлечения становятся технически организованными. Техника и властьПоскольку смысл техники — освобождение от нерациональной власти природы, поверхность земного шара на наших глазах превращается в машинный ландшафт. Жак Эллюль, французский философ, пишет о природе и технике: «Природа уже не есть просто наше живописное окружение. Среда, создающаяся вокруг нас, есть прежде всего вселенная Машины. Техника сама становится средой в полном смысле этого слова. Техника окружает нас как кокон, делающий природу бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Природа оказалась демонтирована техникой: техника составила среду обитания, внутри которой человек живёт, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Впечатления, получаемые им, приходят от техники. Происходит заполнение нашей мысли, как и нашей чувственности, механическими процессами. Именно техника есть данность. Она навязывает себя просто тем, что существует». Художник уже не может оставаться творцом перед реальностью колоссального производства вещей, материалов, товаров, потребностей, символов, выбрасываемых ежедневно техническим производством. Миллионы технических объектов — это настоящий творческий размах. Искусство теперь вынуждено измениться. Искусство иногда выступает как утешение от технической культуры, иногда оно вторит ей, — но всегда уже оказывается её частью. Техника неразрывно связана с властью. Методы техники являются внешними по отношению к цели. Умение техники — способность делать и потом обладать, а не созидать и оставлять, предоставляя свободно расти. Это господство, основанное на знании. Созданное техникой, медиа никогда уже не может отделиться от неё — оно навеки связано с тем, что его произвело, зависит от него, подчиняется ему. Техника как умение применять орудия труда существует с тех пор, как существуют люди. Однако эта техника оставалась в рамках того, что было соразмерно человеку, доступно его обозрению. Великий исторический перелом свершился с изобретением парового двигателя (1776) и электромотора (динамомашина — 1867). Были изобретены машины, вместо людей автоматически производящие массовые продукты потребления. Развитию техники, таким образом, способствовал капитализм — для развития техники была важна свобода капиталистического общества, где допускается:
Тип техники определяет характер труда. Труд стремится к эксплуатации. Изменения в труде, последствия технического развития:
Я всё время употребляю термин «философия техники», говоря о немецких философах. Между тем, этот термин применим только к некоторым из них. Другие же его не признавали. Дело в том, что термин был предложен Эрнстом Каппом, подхвачен рядом других мыслителей, — например, Дессауэром, и затем был полностью аппроприирован Союзом немецких инженеров. Союз немецких инженеровСоюз немецких инженеров (СНИ) существует с 1856 года. Вопросы философии техники стали открыто обсуждаться в СНИ лишь после Первой мировой войны (аналогичные вещи происходили во Всероссийской ассоциации инженеров с деятельностью Энгельмейера). Главным персонажем, даже героем в этих обсуждениях стал Фридрих Дессауэр. Именно он, преемник Каппа, и стал полуофициальным философом техники в СНИ. Благодаря его идеям, СНИ смог противостоять критике техники после двух мировых войн. А уже в В результате этих конференций в юбилейный 1956 год ( Ряд мыслителей, причём, крупнейших, не сотрудничали с группой «Человек и техника», — в том числе Хайдеггер, Карл Ясперс, и представители Франкфуртской школы. Их работы до Круг тематики исследований группы «Человек и техника» нельзя обозначить, как широкий. Это, в основном, отношения между наукой и техникой, определения научного и технического знания; особенности технического знания и технического творчества (плюс темы типа моделирования технических систем); этические проблемы техники и технологии (они продолжают первую традицию, методологическую, инженерную). Некоторые исследователи также пишут об истории техники, об её отношениях с природой. Дессауэр в таких случаях принимается в качестве классика, но его платоновский идеализм, конечно, вызывает насмешки. Далее представлены интересные и крайне показательные рассуждения Гюнтера Рополя о технике и природе. Его теория отчасти — антипод рассуждениям Хайдеггера и Эллюля о машинизации природы, окружающей среды. Техника как противоположность природеСегодня экологическое движение проводит такую же критику культуры и техники, объявляя её виновницей всех бед планеты, какую в XVIII веке осуществлял Руссо, выступая против культуры как квинтэссенции и прямого следствия человеческих грехов. Экологическое движение, правда, приводят конкретные, довольно угрожающие цифры, заверенные официальными лицами. Рополь утверждает, что идеология, идеологическая надстройка экологического движения, как и позиция Руссо, в корне неверны. Понятно, что должен произойти пересмотр нашего отношения к природе, но идеологическая посылка должна остаться неизменной: человек — повелитель и обладатель природы. Чтобы обосновать свою позицию, Рополь начинает с определения понятий. Что такое природа? ополь предлагает аристотелевское деление всего сущего на продукты природы и продукты, имеющие другого рода источники (позже их назвали артефактами — то есть возникшие на основе умения). Любой продукт природы принцип своего существования заключает в себе (дерево). В артефакте, техническом объекте принцип изготовления и часто существования находится вне его. Природа и Техника — пара антиподов. Природа — всё то, что существует вне воздействия и сознания человека, само по себе. Тело человека также природно и живёт по её законам, — но его сознание не принадлежит миру природы. Техника также, конечно, подвержена законам природы. Но её сущность — в её искусственности. В ней есть природный субстрат, но она реорганизована сознанием человека, она отлична от природы. Так, палеонтолог, найдя при раскопках камень, ищет на нём следы деятельности человека, и не найдя их, считает камень частью природы. Если же он их находит, то камень становится предметов доисторической техники. Как возникает техника в Рополь прибегает к авторитету пионеров, ссылаясь на Дессауэра, который причины техники видел в четвёртом измерении и на Блоха, считавшего, что акт изобретения техники всегда детерминирован заказом, пусть существующим в коллективном сознании. Надо сказать, что Дессауэра он критикует: «Я с трудом удерживаюсь от соблазна опровергнуть ход мыслей Дессауэра примерами из технической практики: возможно, здесь я прямо бы впал в сатирическую манеру полемики, если бы стал рассматривать, например, вопрос о том, предустановлены ли передний и задний приводы автомобиля в платоновском царстве идей». Итак, существуют два крайних взгляда: признающий господство человека над природой и ратующий за моральный долг или партнёрство. Обе точки зрения представляют собой целостные идеологии. Рополь, обобщая, пишет о том, что наша техника несовершенна, — но такая ситуация должна породить взлёт изобретательства, попыток преодоления проблемы. Возможно, должна появиться некая экотехника (где в процесс изобретательства будет включено знание об экологических факторах), но отказаться от идеологии господства человека над природой невозможно. Дело в том, что технизация природы началась давно. Когда люди перешли от охотничьего общества к аграрному, они потребительское отношение к природе изменили на отношение заботы, умножения. Приручённый скот, поля, грядки, лозы — это уже не природа, а плод деятельности человека. В развитых странах вся поверхность земли стала артефактом, фактом человеческой деятельности. Технизация природы в нашу эпоху должна быть завершена. Обратной дороги не существует. Если человек сейчас не совершит Резюме. Основные идеи
| |
Библиография: | |
---|---|
| |
Оглавление | |
| |