24 апреля 2012 года в РИА «Новости» состоялся круглый стол «Создание туристических кластеров в России». Участники мероприятия обсудили актуальное состояние туристической отрасли и создание единого зонтичного бренда «Зелёное Кольцо России». Эта идея, признанная лучшей идеей VII Ежегодной Всероссийской Строительной Ассамблеи 2011 года, направлена на создание на территории России сети экологических курортов, находящихся на объектах, внесённых в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1967 году журналист Юрий Бычков предложил объединить сконцентрированные вокруг Москвы города, в которых сохранилось много памятников русского зодчества, под общий туристический бренд «Золотое Кольцо». Предложение быстро прижилось, и Золотое кольцо стало самой удачной, получившей всемирную известность туристической «фишкой» России. Большинство наиболее ценных исторических объектов страны, внесённых в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, вошли в Золотое кольцо. Но в этом списке из 24 природных и культурных объектов есть ещё и природные кластеры, такие как Карелия, Алтай, озеро Байкал, остров Сахалин, полуостров Камчатка, плато Путорана под Норильском, Центральный Сихоте-Алинь, Куршская Коса. В этих местах мечтали бы побывать не только зарубежные туристы, но и многие россияне, однако труднодоступность, неразвитость инфраструктуры, высокая цена этих маршрутов заставляет многих воздерживаться от попыток посетить эти места. С инициативой создания нового российского туристического бренда выступил президент коммуникационной группы «Insiders» и руководитель Экспертного Совета российского отделения Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC Russia) Андрей Лапшов, который 21 ноября 2011 года в рамках VII Ежегодной Всероссийской Строительной Ассамблеи представил проект «Зелёное кольцо России как новый туристический бренд». Суть идеи — объединить под единый зонтичный бренд российские природные курорты, которые начинают развиваться в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011–2018 годы). В работе круглого стола приняли участие ведущие эксперты туристической отрасли и специалисты маркетингового сообщества. Участники круглого стола отметили высокий потенциал бренда «Зелёное Кольцо России» в продвижении регионов, субъектов федерации и всей страны в целом как перспективного туристического направления. «Зелёное Кольцо» будет включать в себя и исторические достопримечательности, и уникальные по красоте природные уголки, в которых будут созданы все условия для комфортного отдыха: хорошая транспортная доступность, современный номерной фонд и приличествующий сервис», — рассказал инициатор проекта и модератор круглого стола Андрей Лапшов. «Зелёное Кольцо России» — это проект о нашем будущем, о том, как мы обустроим свою страну, что мы оставим детям», — прокомментировал эксперт по инновациям Андрей Кошкин. — «Сейчас страну знают в мире как обрамлённую Золотым кольцом, ещё знают Санкт-Петербург. Появление «Зеленого Кольца» станет перезагрузкой образа России в глобальном культурном контексте, поднимет спрос на Россию во всём мире. Такие проекты должны находить государственную поддержку, потому что за ними, в конце концов, и потянется инновационная экономика». «В России складывается уникальная возможность создать систему, которая обеспечивала бы реализацию потребностей человека в отдыхе», — рассказал участникам круглого стола доктор географических наук, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Кружалин. — «Эта система по своим масштабам равнозначна той системе, которую создало человечество в процессе своего развития, то есть системе труда. Эти две системы, взаимодействуя, обеспечивают благоприятное развитие человечества и индивидуально каждого человека. Поскольку труд без отдыха неэффективен, можно сказать и наоборот: как человек работает, так он должен и отдыхать, имея для этого соответствующие условия». «Мы хотим, чтобы «Зелёное Кольцо России» стало своеобразным «знаком качества» для расположенных по всей России туристических объектов, чтобы за него боролись, чтобы присвоение этого знака стало ключевым критерием для рекомендаций и направления туристических потоков со стороны регуляторов», — пояснил участникам круглого стола Андрей Лапшов. — «Задачи, которые будет решать проект «Зелёное Кольцо России», разнообразны: приостановление депрессивности в регионах, увеличение ВРП и создание новых рабочих мест; укрепление административного и территориального единства России; усиление геополитических позиций государства через демонстрацию всему миру желания и умения цивилизованно развивать территории, а не только извлекать из земли углеводороды; развитие национального самосознания, создание народных промыслов, популяризация фольклорного творчества». «Давайте дадим возможность бизнесу на местах развиваться, а не называть какие попало проекты кластерами для того, чтобы получить финансирование. Чиновники должны администрировать эти проекты, нанимая для их развития профессионалов в области туризма и продвижения новых мест отдыха на внутреннем и международном рынке», — дополнил генеральный директор брендинговой компании ArtGraphics Андрей Пуртов. «В настоящее время около 60 процентов внутреннего туризма в России идёт по профсоюзной линии», — дополнил председатель Федерации профсоюзов Московской области Константин Клименко. — «Сейчас очевидно, что необходимо решать прежде всего проблемы безопасности в регионах отдыха, создавать социально ориентированную среду, в которой развитая инфраструктура отдыха будет сочетаться с адекватным ценообразованием. Только там мы можем сделать внутренний туризм массовым явлением». Проект «Зелёное Кольцо России» ставит своей целью заинтересовать региональные администрации, частный капитал, в том числе иностранный, привлечь в проект глобальные гостиничные сети, а также профильные министерства и ведомства, экспертные сообщества, и инициативные группы на местах. Ближайшая задача — формирование активной заинтересованности в проекте со стороны региональных элит и создание межведомственной рабочей группы проекта с участием федеральных и региональных министерств и ведомств. Поддержку проекту высказали также участвовавшие в круглом столе президент некоммерческого партнёрства «Содружество Шелковый путь» Сергей Последов, заместитель председателя Совета МТА «Приволжье» Олег Ермошин, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ЗАО «Курорт Белокуриха» Олег Акимов, председатель Федерации профсоюзов Московской области Константин Клименко, президент холдинга «Группа Медиа Артс» Олег Волкош, директор ЭкоЦентра «Заповедники», член Общественной палаты Российской Федерации Наталья Данилина, директор по развитию «ВЦИОМ» Максим Муссель. «Зелёное кольцо — это проект странового брендинга. Он несёт в себе огромный позитивный заряд, на котором будет строиться имидж обновляемой России», — подытожил Андрей Лапшов. |
|