PR-агентство «ИМА-консалтинг» завершило исследование читательского поведения москвичей. В июне 2008 года «ИМА-консалтинг» стало победителем тендера, объявленного Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы на право провести исследование читательского поведения жителей столицы. Перед специалистами агентства была поставлена задача изучить и проанализировать читательские привычки и предпочтения москвичей и разработать рекомендации по повышению культуры чтения в столице. С самого начала специалистам агентства удалось выявить несколько наиболее ярких типов читателей. Благодаря предложенной типологии аналитики описали структуру населения Москвы в логике читательского поведения и для каждого типа составили социально-демографический портрет. Проект комментирует руководитель Департамента исследований и аналитики «ИМА-консалтинг» Ирина Атаян: «Результаты исследования читательского поведения жителей Москвы оказались весьма обнадёживающими. Несмотря на высокий темп столичной жизни, москвичи традиционно остаются читающей публикой: они читают часто и подолгу. И это радует! Более 60 процентов москвичей составляют читатели-«активисты», то есть те, кто имеет привычку к регулярному, частому и продолжительному чтению, — более 6 часов и не реже двух-трех раз в неделю. Интересно, что у читателя-«активиста» художественной литературы оказалось преимущественно «женское лицо», а у читателя специализированной литературы — «мужское». Огорчает же то, что среди «нечитателей» больше половины составляет молодёжь до 34 лет. В эту же группу попало довольно много людей с высокими доходами». Аналитикам «ИМА-консалтинг» удалось определить, какие жанры предпочитают столичные читатели, и проанализировать факторы, формирующие определённый уровень культуры чтения. Комментирует Ирина Атаян: «Нас приятно удивили незыблемые позиции русской классики, — продолжает Ирина Атаян. — Однако именно её выбирают в будни и в отпускное время почти 40 процентов читательской аудитории. По нашим данным, очевидно, что не последнюю роль в любви к русскому роману играет сохранение привычки москвичей коллекционировать книги и читать их вместе с детьми. Такие привычки следует активно пропагандировать и укреплять. Авангард «культурного фронта» составляют в Москве все же люди, для которых чтение — это источник удовольствия». Анализ данных позволил специалистам «ИМА-консалтинг» сформулировать рекомендации не только по повышению культуры чтения москвичей, но и по эффективной организации книготорговли в столице. Комментирует Ирина Атаян: «Мы условно выделили четыре группы читателей-локомотивов, на которые можно опираться при повышении культуры чтения. Первая — это «увлечённые любители-эрудиты», в основном люди старшего возраста. Вторая — несколько специфичная аудитория «искателей грез», в основном это молодёжь, предпочитающая фантастику и фэнтези. Поневоле повышают общую культуру чтения среди москвичей так называемые «читатели по необходимости» — в основном это, конечно, учащиеся. И наконец, существует целая каста «целеустремлённых профессионалов» — неутомимых читателей, для которых любое знание трансформируется в «цену головы» на рынке труда. В работе с каждой из этих аудиторий, безусловно, есть своя специфика». Отдельной темой исследования стало влияние на формирование культуры чтения информационных технологий, ведь в будущем они могут довольно сильно изменить читательские привычки — это чтение на КПК и в Интернете. Комментирует Ирина Атаян: «Нам было особенно приятно реализовывать этот проект, потому что привычки к чтению — это то, что касается всех и каждого из нас. Вовлечённость молодёжи в информационные технологии усиливается с каждым днём, и неправильно было бы игнорировать данный факт. По сути разницы нет, каким образом в будущем в юную душу будут попадать страдания такого же юного Вертера. Главное — правильно выстроить взаимосвязь и общение с молодёжью, чтобы в её повседневных планах среди компьютерных игр и сериалов нашлось место и для печатного слова». Информация об агентстве «ИМА-консалтинг»: РR-агентство «ИМА-консалтинг» работает на рынке интегрированных маркетинговых коммуникаций с 1999 года и оказывает услуги по следующим направлениям: связи с общественностью, управление коммуникациями, GR- и политический консалтинг, исследования и аналитика, разработка и реализация стратегий, интернет-проекты и онлайн-коммуникации, дизайн и креатив, издательская деятельность и социальные проекты. |
|