После непродолжительного перерыва в 2009 году и умеренного восстановления в 2010 году, процесс глобализации ведущих экономик мира будет продолжаться вплоть до 2014 года на фоне дальнейшего экономического оживления, развития инновационных технологий и возрастающей роли развивающихся стран. Об этом говорится в докладе американской международной аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, подготовленном при содействии исследовательской компании Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британской издательской группы Economist Group). Доклад Ernst & Young называется «Успех в условиях многополярного мира» (Winning in a Polycentric World) и посвящён анализу противоречий между сглаживающим эффектом глобализации и значительными различиями в развитии региональных экономик. Авторы исследования считают, что с одной стороны, существует объективная необходимость глобализации деятельности и, следовательно, соответствующих операционных моделей, а с другой стороны, различия между национальными рынками требуют применения подхода, соответствующего специфике региона. При подготовке отчёта использовались результаты двух исследований, включая «Индекс уровня глобализации» (Globalization Index), определяющий рейтинг крупнейших экономик мира на основании уровня их глобализации (в процентах от ВВП), а также проведённый специалистами Economist Intelligence Unit по заказу Ernst & Young в ноябре 2010 года опрос мнений 1050 представителей высшего руководства международных корпораций о происходящих процессах глобализации. Глобализация и экономический ростВ соответствии с прогнозами исследователей, после непродолжительного перерыва в 2009 году, вызванного финансово-экономическим кризисом, и умеренного восстановления в 2010 году, процесс глобализации 60 ведущих экономик мира будет продолжаться вплоть до 2014 года на фоне дальнейшего экономического оживления, развития инновационных технологий и возрастающей роли развивающихся стран. Вместе с тем, темпы посткризисного восстановления в различных регионах мира, а также последующие ответные меры в виде принятия новых и ужесточения действующих законодательно-нормативных актов, существенно сдерживают глобализацию. Однако данные препятствия носят временный характер и в долгосрочной перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей интеграции мировой экономики. Комментирует председатель Совета директоров и главный исполнительный директор компании Ernst & Young Джеймс Терли: «Расширение и углубление глобализации в ближайшей перспективе будет обусловлено огромным потенциалом развивающихся стран, совершенствованием технологий и постепенным оживлением мировой экономики. В этой связи деловым и правительственным кругам следует и далее делать ставку на глобализацию как на фактор, способствующий экономическому и социальному развитию, и всячески избегать перехода к протекционизму».
Значение для бизнесаВ течение ближайших лет основной проблемой, с которой предстоит столкнуться бизнесу для сохранения и укрепления позиций как на глобальном, так и на местном уровне, будет обеспечение баланса между противодействующими тенденциями к глобализации, с одной стороны, и к протекционизму, с другой. Комментирует директор по операционной деятельности Ernst & Young Джон Ферраро: «Сегодня мы видим не наблюдаемое ранее равномерное распределение деловых возможностей в мире. Сближение рыночного потенциала развивающихся и развитых стран ведёт к увеличению числа рынков, которые международные компании должны рассматривать в качестве стратегических. В то же время характер возможностей на данных рынках может кардинальным образом различаться. Деятельность в развитых странах — это наличие чётко сформированной бизнес-модели и базы активов при незначительных перспективах роста. В развивающихся странах зачастую складывается обратная ситуация». Компании вынуждены приспосабливаться к новому многополярному миру с множеством различных сфер влияния как в развитых, так и в развивающихся странах мира. При этом существование столь многочисленных центров роста означает не только наличие новых перспектив. Жёсткая конкуренция, новые возможности и источники ресурсов могут ожидать компанию в любой точке мира, иногда в совершенно неожиданном направлении. Долгосрочный успехДжеймс Терли поясняет: «Для того чтобы добиться долгосрочного, устойчивого успеха в новом «глобализированном» мире, международным компаниям необходимо уметь варьировать темпы операционной деятельности с учётом характера стоящих перед ними стратегических задач как на динамично развивающихся, так и на медленно растущих рынках. В первом случае требуется мгновенное принятие решений и способность экспериментировать, учиться и быстро менять масштаб деятельности. Крупные международные компании могут столкнуться с необходимостью пересмотра структуры подотчётности во избежание бюрократических проволочек, а также для повышения степени гибкости и способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям деятельности. С другой стороны, присутствие на рынке развитых стран требует применения иного подхода, основанного на обеспечении эффективности деятельности и поэтапном росте. Успех в условиях многополярного мира требует концентрации усилий на четырёх основных направлениях. Во-первых, корпорациям придётся пересмотреть собственные стратегии присутствия на региональных и мировом рынках. Во-вторых, необходимо сформировать многополярный подход к инновационной деятельности. В-третьих, нужно оптимизировать взаимоотношения с государством и налоговыми органами, в-четвёртых, создать команду руководителей с богатым опытом работы в международных компаниях». Ситуация в настоящее времяРезультаты исследования, в рамках которого было опрошено свыше тысячи представителей высшего руководства международных корпораций, дают неоднозначное представление о том, насколько упомянутые выше четыре направления деятельности актуальны для бизнеса в настоящий момент. Сегодня руководители компаний всё больше стремятся сделать свой бизнес международным. Так, почти 70% участников исследования заявили о намерении увеличить объём прямых иностранных инвестиций в течение ближайших трёх лет, а 17% опрошенных планируют увеличить такие инвестиции на 20%. Руководители многих компаний уже осознали важность внедрения инноваций на развивающихся рынках. В настоящий момент лишь относительно небольшой объём НИОКР компаний, принявших участие в исследовании, сконцентрирован в развивающихся странах, несмотря на значение указанных рынков для их дальнейшего роста и развития. Лишь у 16% респондентов доля расходов на НИОКР в развивающихся странах превышает 25%. Однако в течение ближайших пяти лет данная картина заметно изменится. Доля респондентов, планирующих сосредоточить более четверти своих расходов на НИОКР в развивающихся странах, среди западноевропейских компаний увеличится почти в три раза, а среди компаний Северной Америки — более чем в два раза. Через пять лет почти 30% компаний переместят свыше 25% инвестиций в НИОКР в развивающиеся страны. Сегодня исключительно большое значение для международных корпораций имеет правильное понимание политической ситуации в той или иной стране и её потенциального влияния на возможности ведения бизнеса, указывают авторы доклада. В то же время, как свидетельствуют результаты исследования, при принятии решений инвестиционного характера компании уделяют относительно небольшое внимание таким вопросам, как особенности действующей в стране государственной политики. При планировании инвестиций более половины компаний учитывают только такие аспекты государственной политики, как прогнозные показатели роста экономики и ставки налогообложения. В целом участники исследования согласны с мнением о необходимости формирования высокопрофессиональной команды руководителей, обладающих обширным опытом практической деятельности в компаниях мирового уровня. Чуть более половины опрошенных сошлись во мнении относительно существования связи между разноплановым характером состава и профессионального опыта групп управляющих, уровнем деловой репутации и финансовыми показателями деятельности. Лишь 15% участников исследования выразили сомнение в существовании подобной связи. |
|||