Всемирный банк: Качество государственного управления в странах мира — 1996–2005 годы

17.09.2006. 22:04
Всемирный банк (World Bank)

Всемирный банк (World Bank) опубликовал шестой по счёту доклад о качестве государственного управления в государствах мира. Оценивалась ситуация в 212 странах и территориях за 1996–2005 годы, в том числе в России и государствах бывшего СССР.

Доклад называется «Качество управления: Показатели эффективности государственного управления в странах мира за 1996–2005 годы» (Governance Matters 2006: Worldwide Governance Indicators 1996–2005). Документ, авторами которого являются эксперты Всемирного банка Даниэль Кауфманн, Аарт Краай и Массимо Маструцци, продолжает и обобщает исследования значения качества государственного управления и его влияния на развитие, проведённые на протяжении последнего десятилетия. Рейтинг составлен на основе данных из 33 разных источников, отражающих мнения тысяч экспертов деловых кругов, неправительственных и государственных организаций, а также мнения десятков тысяч респондентов в различных странах и регионах мира.

В методологии Всемирного банка используются шесть главных составляющих качества государственного управления:

  1. Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов (в какой степени граждане страны имеют возможность выбирать правительство и другие органы власти, оценка уровня свободы слова, свободы объединений, других гражданских свобод).
  2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (стабильность государственных институтов, вероятность дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия).
  3. Эффективность работы правительства (качество государственных услуг, качество работы государственных служащих, степень их независимости от политического давления, качество разработки и реализации внутренней государственной политики и так далее).
  4. Качество законодательства (способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию).
  5. Верховенство закона (степень уверенности различных субъектов в установленных обществом нормах, а также соблюдения ими этих норм, в частности, эффективности принудительного исполнения договоров, работы полиции, судов, уровня преступности и так далее).
  6. Сдерживание коррупции (степень использования государственной власти в корыстных целях).

Рейтинг государств бывшего СССР

Оценки производились по четырёхбалльной шкале: плюс 2 балла — наивысшая оценка, минус 2 — низшая. По итогам 2005 года страны бывшего СССР получили следующие оценки.

Гражданское участие и подотчётность:

  • Армения — минус 0.64 балла
  • Азербайджан — минус 1.16.
  • Беларусь — минус 1.68.
  • Грузия — минус 0.27.
  • Казахстан — минус 1.19.
  • Кыргызстан — минус 1.03.
  • Россия — минус 0.85.
  • Украина — минус 0.26.
  • Молдова — минус 0.49.
  • Таджикистан — минус 1.17.
  • Туркменистан — минус 1.95.
  • Узбекистан — минус 1.76.
  • Эстония — 1.05.
  • Латвия — 0.89.
  • Литва — 0.90.

Для сравнения: США — 1.19, Франция — 1.28, Иран — минус 1.43, Израиль — 0.61, Польша — 1.04, Китай — минус 1.66.

Политическая стабильность:

  • Армения — минус 0.22.
  • Азербайджан — минус 1.22.
  • Беларусь — 0.01.
  • Грузия — минус 0.80.
  • Казахстан — 0.03.
  • Кыргызстан — минус 1.21.
  • Молдова — минус 0.65.
  • Россия — минус 1.07.
  • Таджикистан — минус 1.35.
  • Туркменистан — минус 0.34.
  • Украина — минус 0.39.
  • Узбекистан — минус 1.91.
  • Эстония — 0.68.
  • Латвия — 0.83.
  • Литва — 0.88.

Для сравнения: США — 0.06, Франция — 0.33, Иран — минус 1.14, Израиль — минус 1.16, Китай — минус 0.18.

Эффективность деятельности правительства:

  • Армения — минус 0.17.
  • Азербайджан — минус 0.73.
  • Беларусь — минус 1.19.
  • Грузия — минус 0.47.
  • Казахстан — минус 0.71.
  • Кыргызстан — минус 0.91.
  • Россия — минус 0.45.
  • Молдова — минус 0.75.
  • Таджикистан — минус 1.06.
  • Туркменистан — минус 1.57.
  • Украина — минус 0.42.
  • Узбекистан — минус 1.20.
  • Эстония — 1.03.
  • Латвия — 0.68.
  • Литва — 0.85.

Для сравнения: США — 1.59, Китай — минус 0.11, Франция — 1.46, Иран — минус 0.77, Япония — 1.16, Израиль — 0.95.

Качество инструментов и институтов регулирования:

  • Армения — 0.12.
  • Азербайджан — минус 0.52.
  • Беларусь — минус 1.53.
  • Грузия — минус 0.54.
  • Казахстан — минус 0.47.
  • Кыргызстан — минус 0.67.
  • Молдова — минус 0.43.
  • Россия — минус 0.29.
  • Таджикистан — минус 1.05.
  • Туркменистан — минус 1.95.
  • Украина — минус 0.26.
  • Узбекистан — минус 1.71.
  • Эстония — 1.43.
  • Латвия — 1.03.
  • Литва — 1.13.

Для сравнения: США — 1.47, Китай — минус 0.28, Франция — 1.09, Иран — минус 1.49, Израиль — 0.89.

Правовое государство:

  • Армения — минус 0.46.
  • Азербайджан — минус 0.84.
  • Беларусь — минус 1.04.
  • Грузия — минус 0.82.
  • Казахстан — минус 0.79.
  • Кыргызстан — минус 1.07.
  • Молдова — минус 0.59.
  • Россия — минус 0.84.
  • Таджикистан — минус 0.99.
  • Туркменистан — минус 1.41.
  • Украина — минус 0.60.
  • Узбекистан — минус 1.31.
  • Эстония — 0.82.
  • Латвия — 0.43.
  • Литва — 0.46.

Для сравнения: США — 1.59, Китай — минус 0.47, Франция — 1.35, Иран — минус 0.76, Израиль — 0.76.

Сдерживание коррупции:

  • Армения — минус 0.64.
  • Азербайджан — минус 1.01.
  • Беларусь — минус 0.90.
  • Грузия — минус 0.57.
  • Казахстан — минус 0.94.
  • Кыргызстан — минус 1.32.
  • Молдова — минус 0.76.
  • Россия — минус 0.73.
  • Таджикистан — минус 1.08.
  • Туркменистан — минус 1.30.
  • Украина — минус 0.63.
  • Узбекистан — минус 1.07.
  • Эстония — 0.88.
  • Латвия — 0.33.
  • Литва — 0.26.

Для сравнения: США — 1.56, Китай — минус 0.69, Франция — 1.40, Иран — минус 0.47, Израиль — 0.76.

Россия

По оценкам экспертов Банка, в 2005 году в России положение со свободой выражения собственного мнения, свободой прессы, участием граждан в выборе своего правительства ухудшилось более чем в два раза по сравнению с 2002 годом. По этим показателям Россия оказалась в одной группе с Алжиром, Либерией, Анголой, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Камбоджей, Джибути, Оманом, Катаром, Йеменом, Киргизией и Казахстаном.

По показателю контроля над коррупцией Россия делает постепенные шаги в сторону улучшения, значительно повысив этот уровень по сравнению с 2000 годом. В этой группе по итогам 2005 года находятся также Танзания, Вьетнам, Непал, Гондурас и Албания.

Что касается показателя политической стабильности и отсутствия насилия в стране, то он сейчас уступает только уровню 1996 года, когда наблюдалась существенная политическая нестабильность, причём особенно заметным ухудшение стало с 2004 года. Эксперты Всемирного банка поместили Россию по этому показателю рядом с Филиппинами, Македонией, Центральной Африканской республикой и Алжиром.

Всемирный банк также отмечает и постепенное ухудшение в эффективности деятельности российского правительства по сравнению с 2002 годом, однако этот показатель все же в 2005 году был почти в два раза лучше, чем в 1996–2000 годах. По этому показателю по итогам 2005 года России наиболее близки такие страны, как Тонга, Уганда, Шри-Ланка, Танзания, Мали и Индонезия.

Выходные сведенияВсемирный банк: Качество государственного управления в странах мира — 1996-2005 годы. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 17.09.2006. 22:04. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2006/09/17/403

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.