Всемирный банк (World Bank) опубликовал шестой по счёту доклад о качестве государственного управления в государствах мира. Оценивалась ситуация в 212 странах и территориях за 1996–2005 годы, в том числе в России и государствах бывшего СССР. Доклад называется «Качество управления: Показатели эффективности государственного управления в странах мира за 1996–2005 годы» (Governance Matters 2006: Worldwide Governance Indicators 1996–2005). Документ, авторами которого являются эксперты Всемирного банка Даниэль Кауфманн, Аарт Краай и Массимо Маструцци, продолжает и обобщает исследования значения качества государственного управления и его влияния на развитие, проведённые на протяжении последнего десятилетия. Рейтинг составлен на основе данных из 33 разных источников, отражающих мнения тысяч экспертов деловых кругов, неправительственных и государственных организаций, а также мнения десятков тысяч респондентов в различных странах и регионах мира. В методологии Всемирного банка используются шесть главных составляющих качества государственного управления: - Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов (в какой степени граждане страны имеют возможность выбирать правительство и другие органы власти, оценка уровня свободы слова, свободы объединений, других гражданских свобод).
- Политическая стабильность и отсутствие насилия (стабильность государственных институтов, вероятность дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия).
- Эффективность работы правительства (качество государственных услуг, качество работы государственных служащих, степень их независимости от политического давления, качество разработки и реализации внутренней государственной политики и так далее).
- Качество законодательства (способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию).
- Верховенство закона (степень уверенности различных субъектов в установленных обществом нормах, а также соблюдения ими этих норм, в частности, эффективности принудительного исполнения договоров, работы полиции, судов, уровня преступности и так далее).
- Сдерживание коррупции (степень использования государственной власти в корыстных целях).
Рейтинг государств бывшего СССРОценки производились по четырёхбалльной шкале: плюс 2 балла — наивысшая оценка, минус 2 — низшая. По итогам 2005 года страны бывшего СССР получили следующие оценки. Гражданское участие и подотчётность:- Армения — минус 0.64 балла
- Азербайджан — минус 1.16.
- Беларусь — минус 1.68.
- Грузия — минус 0.27.
- Казахстан — минус 1.19.
- Кыргызстан — минус 1.03.
- Россия — минус 0.85.
- Украина — минус 0.26.
- Молдова — минус 0.49.
- Таджикистан — минус 1.17.
- Туркменистан — минус 1.95.
- Узбекистан — минус 1.76.
- Эстония — 1.05.
- Латвия — 0.89.
- Литва — 0.90.
Для сравнения: США — 1.19, Франция — 1.28, Иран — минус 1.43, Израиль — 0.61, Польша — 1.04, Китай — минус 1.66. Политическая стабильность:- Армения — минус 0.22.
- Азербайджан — минус 1.22.
- Беларусь — 0.01.
- Грузия — минус 0.80.
- Казахстан — 0.03.
- Кыргызстан — минус 1.21.
- Молдова — минус 0.65.
- Россия — минус 1.07.
- Таджикистан — минус 1.35.
- Туркменистан — минус 0.34.
- Украина — минус 0.39.
- Узбекистан — минус 1.91.
- Эстония — 0.68.
- Латвия — 0.83.
- Литва — 0.88.
Для сравнения: США — 0.06, Франция — 0.33, Иран — минус 1.14, Израиль — минус 1.16, Китай — минус 0.18. Эффективность деятельности правительства:- Армения — минус 0.17.
- Азербайджан — минус 0.73.
- Беларусь — минус 1.19.
- Грузия — минус 0.47.
- Казахстан — минус 0.71.
- Кыргызстан — минус 0.91.
- Россия — минус 0.45.
- Молдова — минус 0.75.
- Таджикистан — минус 1.06.
- Туркменистан — минус 1.57.
- Украина — минус 0.42.
- Узбекистан — минус 1.20.
- Эстония — 1.03.
- Латвия — 0.68.
- Литва — 0.85.
Для сравнения: США — 1.59, Китай — минус 0.11, Франция — 1.46, Иран — минус 0.77, Япония — 1.16, Израиль — 0.95. Качество инструментов и институтов регулирования:- Армения — 0.12.
- Азербайджан — минус 0.52.
- Беларусь — минус 1.53.
- Грузия — минус 0.54.
- Казахстан — минус 0.47.
- Кыргызстан — минус 0.67.
- Молдова — минус 0.43.
- Россия — минус 0.29.
- Таджикистан — минус 1.05.
- Туркменистан — минус 1.95.
- Украина — минус 0.26.
- Узбекистан — минус 1.71.
- Эстония — 1.43.
- Латвия — 1.03.
- Литва — 1.13.
Для сравнения: США — 1.47, Китай — минус 0.28, Франция — 1.09, Иран — минус 1.49, Израиль — 0.89. Правовое государство:- Армения — минус 0.46.
- Азербайджан — минус 0.84.
- Беларусь — минус 1.04.
- Грузия — минус 0.82.
- Казахстан — минус 0.79.
- Кыргызстан — минус 1.07.
- Молдова — минус 0.59.
- Россия — минус 0.84.
- Таджикистан — минус 0.99.
- Туркменистан — минус 1.41.
- Украина — минус 0.60.
- Узбекистан — минус 1.31.
- Эстония — 0.82.
- Латвия — 0.43.
- Литва — 0.46.
Для сравнения: США — 1.59, Китай — минус 0.47, Франция — 1.35, Иран — минус 0.76, Израиль — 0.76. Сдерживание коррупции:- Армения — минус 0.64.
- Азербайджан — минус 1.01.
- Беларусь — минус 0.90.
- Грузия — минус 0.57.
- Казахстан — минус 0.94.
- Кыргызстан — минус 1.32.
- Молдова — минус 0.76.
- Россия — минус 0.73.
- Таджикистан — минус 1.08.
- Туркменистан — минус 1.30.
- Украина — минус 0.63.
- Узбекистан — минус 1.07.
- Эстония — 0.88.
- Латвия — 0.33.
- Литва — 0.26.
Для сравнения: США — 1.56, Китай — минус 0.69, Франция — 1.40, Иран — минус 0.47, Израиль — 0.76. РоссияПо оценкам экспертов Банка, в 2005 году в России положение со свободой выражения собственного мнения, свободой прессы, участием граждан в выборе своего правительства ухудшилось более чем в два раза по сравнению с 2002 годом. По этим показателям Россия оказалась в одной группе с Алжиром, Либерией, Анголой, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Камбоджей, Джибути, Оманом, Катаром, Йеменом, Киргизией и Казахстаном. По показателю контроля над коррупцией Россия делает постепенные шаги в сторону улучшения, значительно повысив этот уровень по сравнению с 2000 годом. В этой группе по итогам 2005 года находятся также Танзания, Вьетнам, Непал, Гондурас и Албания. Что касается показателя политической стабильности и отсутствия насилия в стране, то он сейчас уступает только уровню 1996 года, когда наблюдалась существенная политическая нестабильность, причём особенно заметным ухудшение стало с 2004 года. Эксперты Всемирного банка поместили Россию по этому показателю рядом с Филиппинами, Македонией, Центральной Африканской республикой и Алжиром. Всемирный банк также отмечает и постепенное ухудшение в эффективности деятельности российского правительства по сравнению с 2002 годом, однако этот показатель все же в 2005 году был почти в два раза лучше, чем в 1996–2000 годах. По этому показателю по итогам 2005 года России наиболее близки такие страны, как Тонга, Уганда, Шри-Ланка, Танзания, Мали и Индонезия. |